ЧАТ

Самописец рассказал о закрылках. Появилась новая версия крушения Ту-154

04:06 / 28.12.2016
3 329
20
Во вторник был расшифрован параметрический самописец самолета Ту-154Б2 Минобороны РФ, рухнувшего в минувшее воскресенье в Черное море. По данным источников “Ъ”, согласно предварительному анализу данных, полученных с «черного ящика», развитие нештатной ситуации на борту могло начаться с не убравшихся по какой-то причине закрылков. Пытаясь компенсировать возникший из-за этого пикирующий момент, пилоты усугубили ситуацию до критической, чрезмерно задрав нос самолета.

Как стало известно “Ъ”, во вторник утром водолазам удалось обнаружить и поднять на поверхность самый большой за все время поисковой операции фрагмент самолета — четырехметровый кусок хвостовой части Ту-154Б2, находившийся на 30-метровой глубине. В нем и нашли параметрический самописец, регистрирующий параметры полеты и работу всех систем лайнера. Его тут же отправили в Центральный научно-исследовательский институт ВВС в подмосковных Люберцах. Минобороны во вторник сообщило, что проведенные исследования позволили «сузить перечень вероятных причин крушения самолета». Результаты расшифровки «черного ящика» военное ведомство пока не обнародовало, отметив лишь, что «окончательные выводы о причинах авиакатастрофы будут сделаны государственной комиссией после изучения всех возможных факторов».

Между тем источник “Ъ”, близкий к расследованию, сообщил, что самописец зарегистрировал отказ системы уборки закрылков Ту-154, которые при взлете обеспечивают дополнительную подъемную силу на крыльях самолета.

Неуборка закрылков, по мнению опрошенных “Ъ” специалистов в области авиации, является неприятным, но отнюдь не катастрофическим происшествием. Подобная ситуация и действия пилотов при ее возникновении подробно описаны в руководстве по летной эксплуатации Ту-154 и постоянно отрабатываются членами экипажей на тренажерах.

По словам экспертов, возникающий в связи с неубранными закрылками пикирующий момент на старте летчики компенсируют штурвалом и с помощью стабилизатора самолета. Выигрывая за счет этого время, пилоты тут же докладывают о неисправности диспетчеру и возвращают машину на аэродром вылета. При этом возврат происходит на небольшой скорости, чтобы отклоненные плоскости не оторвало встречным потоком.

Экипаж минобороновского Ту-154, по мнению экспертов, по какой-то причине не сумел решить проблему отказавших закрылков. Более того, своими действиями лишь мог усугубить аварийную, но еще не критическую ситуацию, возникшую на борту.

Эксперты полагают, что военные пилоты, пытаясь компенсировать плавный уход самолета в пикирование, стали слишком активно тянуть штурвалы на себя, одновременно увеличивая режим работы двигателей. Из-за этого самолет мог выйти на так называемые закритические углы атаки, потерять скорость и вместо набора высоты рухнуть в море.

Кстати, предположение о несработавших закрылках выдвигалось участниками расследования еще до расшифровки самописца. Сделано это было на основе показаний непосредственного очевидца происшествия — сотрудника береговой охраны ФСБ, сравнившего положение самолета в момент касания воды с движущимся на заднем колесе мотоциклом.

Во вторник официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что помимо показаний этого и других очевидцев происшедшего в распоряжении следствия имеется и видеозапись, на которой запечатлен весь короткий полет лайнера — от взлета до падения. При этом в СКР как содержание видеозаписи, так и сведения, полученные экспертами с бортового самописца, не комментировали.

Отметим, что, несмотря на данные самописца, следствие и эксперты пока не собираются отказываться от других предположений о причинах катастрофы. Так, по данным “Ъ”, у специалистов до сих пор в работе остаются версии о возможном теракте на борту самолета; нарушении его центровки при взлете, к которой Ту-154, по словам пилотов, весьма чувствителен. Наконец, проверяются данные и о возможном столкновении самолета со стаей чаек. Известно, что в самом начале поисковой операции на месте предполагаемого падения самолета было обнаружено большое количество птичьих перьев, плавающих на поверхности воды. В свою очередь, пилоты спасательных вертолетов также жаловались на засилье пернатых в воздухе. Окончательно версия ЧП, связанная с птицами, будет подтверждена или отклонена после того, как эксперты найдут и изучат двигатели самолета, на лопатках которых, возможно, остались биологические следы.

Сергей Машкин, Николай Сергеев

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +6
    Rosich
    Журналисты | 9 356 коммент | 37 публикаций | 28 декабря 2016 04:30
    "В распоряжении следствия имеется и видеозапись, на которой запечатлен весь короткий полет лайнера — от взлета до падения".
    --------
    Ну так какие проблемы? Продемонстрируйте людям эту запись (если это не государственная тайна) и расследуйте дальше - спокойной и тщательно.
    Насколько я понял из сообщений СМИ о закрылках, эта версия автоматически исключает остальные (типа теракта). Действительно гидромеханическую тягу открытия-закрытия закрылков можно было бы испортить только на аэродроме Чкаловский. Ведь в Адлере к самолету никто из посторонних не подходил и тем более не копался...
    Но в этом случае авария самолета случилась бы еще до приземления в Адлере - закрылки то работали и при взлете из Подмосковья и при посадке в Адлере (и все было нормально или нет?). Так что, если верить данным сообщениям, остается основная версия: "пилоты Ту-154 допустили ошибку".
    Не знаю, но почему-то не очень верится... x3

    P.S. А может дело совсем не в закрылках и пилотах, а в возможном грузе, который вез самолет в Сирию (многие летчики отмечают, что Ту-154 чрезмерно реагирует на децентровку). Например, один из тяжелых "подарков" при взлете и сильном наклоне самолета мог сорваться и потащить в хвост самолета сорванные им же остальные грузы. Таким образом хвостовой отсек стал настолько тяжелым, что самолет встал чуть ли не на попа. Об этом, кстати, вроде бы сказал пограничник, наблюдавший за его полетом. По его образному сравнению самолет был подобен мотоциклу, несущемуся на заднем колесе.
    Надо бы попробовать разобраться с вопросом: кто, что и как крепил в самолете из тяжелых грузов (на аэродроме Чкаловский)...
    Показать
    1. 0
      АНАТОЛЬЕВИЧ
      Читатель | 123 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 07:35
      А про "управляемую" неисправность вы не думали?
      Показать
      1. +2
        Rosich
        Журналисты | 9 356 коммент | 37 публикаций | 28 декабря 2016 07:45
        Думал, но это было бы слишком сложно. А вот недокрутить гайку, после чего российская ракета-носитель с нашим спутником (с американскими спутниками у нас почему-то все нормально) завалилась на взлете, это намного проще. А потому - вероятнее...
        Показать
  2. +1
    Вальдос
    Читатель | 892 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 04:43
    !... 30-метровой глубине. В нем и нашли параметрический самописец, регистрирующий параметры полеты и работу всех систем лайнера. "
    если это так то тогда как на этом самописце могли оказаться слова из радиобмена ? Всё что говорится в кабине членами экипажа и в эфире пишет другой самописец !
    Показать
    1. 0
      Kloij
      Редакторы | 673 коммент | 16 189 публикаций | 28 декабря 2016 04:46
      а где тут про слова из радиообмена написано???
      5/7 жизни мы проводим в ожидании выходных...
      Показать
      1. -1
        Andy
        Читатель | 1 967 коммент | 1 публикация | 28 декабря 2016 14:57
        Первым достали речевой самописец. Но пока тишина.
        Показать
        1. 0
          Kloij
          Редакторы | 673 коммент | 16 189 публикаций | 28 декабря 2016 15:05
          Первый достали параметрический, в начале статьи написано или ещё вариант: яндекс, гугл и т.д. в помощь
          5/7 жизни мы проводим в ожидании выходных...
          Показать
  3. +5
    Komik
    Читатель | 17 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 05:26
    Взлёт производится с выпущенными закрылками на угол 10 или 20 градусов (в зависимости от загрузки, погодных условий и длине полосы). В любом случае после взлёта они убираются на высоте 100 метров, после уборки происходит разгон самолёта с последующим набором высоты до безопасной скорости, позволяющей уменьшить тягу со взлётного режима до номинального. Выпущенные закрылки никак не могут приводить самолёт в пикирование (как сказано в статье) а наоборот они приводят к кабрированию (создают подъёмную силу). Так что в этой статье неточности. А вот не синхроная уборка, приводит к потере управляемости, когда на одном крыле подьёмная сила остаётся большой а на другом в связи с уборкой уменьшается.
    Показать
    1. +1
      tarakan67
      Читатель | 183 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 09:37
      Всё правильно в статье написано. Выпущенные закрылки создают пикирующий момент, компенсируемый не только штурвалом, но и переставным стабилизатором. И если предположить, что закрылки заело в выпущенном положении, а потом, когда экипаж отбалансировал самолёт, закрылки почти мгновенно убрались, то тогда и возникнет задирание носа(кабрирование) и выход на закритические углы атаки, экипаж просто не успел отреагировать на резкую уборку закрылок.
      Показать
  4. +1
    C.C.C.P
    В Гулаг | 3 476 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 05:49
    Так вроде параметрический самописец не должен записывать переговоры экипажа, а только все показания технических датчиков, это равносильно как зоркий сокол увидел ночью на расстоянии в несколько километров - как самолёт как будто мотоцикл на заднем колесе
    Показать
  5. 0
    Петрович
    Читатель | 1 669 коммент | 2 публикации | 28 декабря 2016 06:31
    На счёт центровки ИМХО. Самолёт не был полностью заполнен пассажирами. Возможно народ сидел где хотел и как хотел. Все ведь свои. Садятся по интересам, поговорить. Полёт долгий. Тут что-то с закрылками... Судя что оторваны шасси, и их не успели убрать - дополнительная потеря скорости. Ещё и ночь, темнота. Не сориентироваться. Секунды... Если конечно не диверсия.
    Показать
    1. +1
      Rosich
      Журналисты | 9 356 коммент | 37 публикаций | 28 декабря 2016 07:49
      Пассажиры здесь не причем, речь может идти о тяжелом грузе... На его наличие указывает дозаправка Ту-154 на территории РФ. Точно не знаю, но сдается, что без такого груза этот самолет долетел бы до сирийской базы Хмеймим на северо-западе Сирии без дозаправок. Во всяком случае, если - напрямую через Турцию (2,5 тыс. км). Если делать дугу через Иран и Ирак, то да - там уже выходит порядка 4 тыс. км.
      Показать
      1. 0
        Andy
        Читатель | 1 967 коммент | 1 публикация | 28 декабря 2016 15:00
        Говорят Турция не пропускает военные борты.
        Показать
    1. 0
      Kloij
      Редакторы | 673 коммент | 16 189 публикаций | 28 декабря 2016 06:46
      так это в той статье надо вопрос этот задать, а не здесь. Здесь статья о параметрическом ящике, а не речевом, тут о никаком радиообмене разговор не идёт.
      5/7 жизни мы проводим в ожидании выходных...
      Показать
  6. +3
    Вальдос
    Читатель | 892 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 06:50
    Интересна выдвигаемая версия "...Наконец, проверяются данные и о возможном столкновении самолета со стаей чаек." Отдыхая на море никогда не видел и не слышал стаи чает в полной темноте, декабрь месяц время 5 часов утра...полная темнота
    Показать
  7. -1
    Великорос
    Читатель | 146 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 08:17
    ТУ-154 - Ритуальное жертвоприношение гоев на Хануку!
    https://www.youtube.com/watch?v=ONjCUk_XrZE

    Катастрофа Ту-154 теракт Ту-154 взорвали расчет дат терактов методика 911 и ханука
    https://www.youtube.com/watch?v=BteiUq2OIrs
    Показать
    1. -1
      Oleg.E
      Читатель | 4 710 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 09:36
      А может, это сама ханука "ритуальное жертвоприношение" на день зимнего солнцестояния?
      Показать
    2. 0
      C.C.C.P
      В Гулаг | 3 476 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 10:18
      Кабзон сразу озвучил что у него виза на лечение, ну не любит и опосается этот еврейчик лечится в России как и все депутатишки
      Показать
  8. -2
    Yaroha
    Читатель | 1 100 коммент | 0 публикаций | 28 декабря 2016 08:34
    По данным источников “Ъ”
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.