ЧАТ

Как Черноморский флот стал силой, с которой считаются

10:43 / 13.05.2018
587
0

Штормовое прошлое и бремя ответственности за самый горячий с военно-политической точки зрения регион в мире — в воскресенье Черноморскому флоту ВМФ России исполняется 235 лет. Первая эскадра военных парусников под Андреевскими флагами вошла в Ахтиарскую бухту 13 мая 1783-го — спустя три недели после издания Манифеста Екатерины II о присоединении Крыма к Российской империи. Черноморский флот не раз делили, резали и топили, душили блокадами и безденежьем, но за каждым ударом судьбы всегда следовало возрождение. Сегодня это оперативно-стратегическое объединение — главный инструмент России в Черном и Средиземном морях, поэтому денег Минобороны на него не жалеет. О том, как самый южный флот страны вновь обрел будущее, — в нашем материале.


Тотальная «калибровка»

За последние четыре года Черноморский флот заметно обновился и оживился. Поступили три сторожевых корабля, шесть дизельных подводных лодок, два малых ракетных корабля, более десятка противодиверсионных и патрульных катеров, а также несколько судов обеспечения, включая модульные водолазные платформы и плавкран. Еще три сторожевика, четыре ракетных корабля и несколько патрульных катеров флоту передадут до 2020-го. Строится также серия новых десантных кораблей.

Корабли и подлодки чаще выходят на боевое патрулирование, участвуют в учениях. После реконструкции и усиления базы в сирийском Тартусе влияние флота распространилось и на Средиземноморский бассейн. Морякам-черноморцам доверили новейшее ударное оружие — комплексы «Калибр», доказавшие свою эффективность в Сирии. Подлодка «Ростов-на-Дону» первой ударила по позициями боевиков четырьмя такими ракетами. И хотя формально крылатые «Калибры» не относятся к стратегическим вооружениям, появление их на Черноморском флоте резко изменило региональный баланс сил в пользу России. Носителями «Калибров» выступают почти все новые надводные корабли и подлодки ЧФ.

Понемногу возрождается морская авиация. Сформированный в 2016-м на крымской авиабазе Новофедоровка авиаполк многофункциональных истребителей Су-30СМ и бомбардировщиков Су-24МР взял под контроль весь периметр Черного моря. Береговые войска усилили новыми комплексами «Бастион» и «Бал».

Наследие Советов

Еще несколько лет назад все было намного хуже. Двадцать первый век флот встретил у чужих причалов, далеко не в лучшей форме. Мощнейшее советское оперативно-стратегическое объединение в 1990-е рассыпалось как карточный домик.

В него входили около 100 тысяч человек личного состава, более 800 боевых кораблей и подводных лодок. Для поддержки использовались военно-морские базы от Измаила до Батуми, аэродромы морской авиации в России, на Украине, в Грузии и Молдавии. В Средиземном море действовала 5-я оперативная эскадра, а часть кораблей ЧФ патрулировала Индийский океан и Атлантику. После дележки этого богатого наследства с Украиной России досталось лишь несколько десятков боеспособных кораблей.

Из-за хронических проблем с финансированием Черноморский флот стремительно деградировал и к середине 1990-х уступал своему основному потенциальному сопернику в регионе — ВМС Турции — по всем статьям. Подводных лодок, способных выйти в море, почти не было. Корабли с сухими баками ржавели у стенки, а экипажи постепенно утрачивали элементарные боевые навыки.

Эффект присутствия

Чуть лучше стало в начале нулевых — возобновилось финансирование, появилось топливо. Корабли ЧФ периодически привлекали к международным антитеррористическим учениям и операциям, в том числе в Средиземноморском бассейне. Черное море тогда контролировала международная военно-морская группа оперативного взаимодействия «Блэксифор», состоявшая из кораблей ВМС прибрежных государств: России, Болгарии, Грузии, Румынии, Украины и Турции.

Такая «самодеятельность» откровенно не нравилась американцам — Черное море оказалось формально закрыто для их кораблей, поскольку внятно обосновать необходимость своего присутствия там не получалось. В 2008-м, после российской операции по принуждению Грузии к миру, с трудом налаженное в Черном море взаимодействие зашло в тупик. Окончательно крест на нем поставил госпереворот на Украине.

Оценив на совместных учениях боевые возможности «коллег» из НАТО, командование остро осознало: Черноморский флот уже не тот. Катастрофически не хватало кораблей дальней морской зоны и вертолетоносцев. Вертолеты могли базироваться всего на двух кораблях — флагмане «Москва» и большом противолодочном корабле «Керчь». Положение отчасти спасали большие десантные корабли, которые в режиме нон-стоп отправляли на все учения, включая международные. Матчасть настолько устарела, что текущим судоремонтам не было видно конца и края.

Стало очевидно, что «поддерживающей терапией» тут не обойтись — требовалось оперативное вмешательство с переливанием крови. Сделать это было непросто — база в Новороссийске еще только обустраивалась, а увеличить группировку в Севастополе не позволяла Украина, которая, ссылаясь на «юридические нюансы», не пускала туда новые корабли. Только для того, чтобы снять с Балтики и перебросить на Черноморский флот один ракетный корабль «Самум» с «Москитами», потребовались месяцы переговоров.

Поворот оверштаг

Ситуацию в корне переломили события 2014-го года, когда Крым и Севастополь с главной базой флота вернулись в состав России. Уже с 2015-го флот начал получать новые корабли, которые пришлись как нельзя кстати: в регионе резко возросла интенсивность военных учений НАТО.

В частности, в феврале 2017-го прошли крупнейшие за последние десять лет маневры «Щит моря». С тех пор корабли альянса регулярно заходят в черноморский бассейн, а разведывательная авиация практически ежедневно «пасется» у российских границ.

Впрочем, существенной угрозы современному Черноморскому флоту эти действия не несут. По оценкам адмирала Александра Витко, командующего флотом на протяжении последних пяти лет, корабли в Крыму и Новороссийске сейчас надежно прикрыты с берега и с воздуха, они могут прямо из мест базирования наносить высокоточные ракетные удары на дальность до 1700 километров.

Если темпы переоснащения не снизятся, то к 2020 году боевая эффективность ЧФ вырастет как минимум в полтора раза. В числе приоритетных целей командования — усиление контроля над восточной частью Средиземного моря. Кроме того, рассматриваются планы расширения зоны ответственности флота до акватории Красного моря, Аденского и Персидского заливов, а также западной части Аравийского моря, за которые сейчас отвечает Тихоокеанский флот.

Чтобы эти планы стали реальностью, предстоит решить еще массу вопросов: восстановить на Черноморском побережье стационарную систему надводного и подводного наблюдения, развернуть комплексы загоризонтного обнаружения, создать надежную противолодочную, противокорабельную и противовоздушную оборону районов базирования носителей крылатых ракет. Кроме того, остро стоит проблема комплектования новых кораблей подготовленными экипажами — опытных моряков попросту не хватает.

Тем не менее все понемногу налаживается, и уже сейчас ясно: Черноморский флот снялся с якорей и уверенно взял курс на выход из очередного кризиса. А их в его двухвековой истории случалось немало — один Парижский мир чего стоит.

Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)