ЧАТ

«Гетман Сагайдачный» уплыл в карман Порошенко

18:42 / 16.03.2017
2 186
5
«Гетман Сагайдачный» уплыл в карман Порошенко

Для тех, кто переживает за судьбу Военно-Морских сил Украины две новости. Как водится — одна хорошая, а другая плохая. Первая: до предела изношенный флагман флота соседней страны фрегат «Гетман Сагайдачный», спущенный на воду 27 лет назад еще в Советском Союзе, наконец, дождался докового ремонта и начала модернизации. На это дело Киев выделил 14,5 миллиона гривен (около 550 тысяч долларов). Мало того — на днях подписан соответствующий контракт с заводом на осуществление необходимых работ.

Новость вторая: ремонтировать «Гетмана Сагайдачного», который давно дышит на ладан и несколько лет вообще не выполнял ракетных и артиллерийских стрельб, про который советник украинского президента Юрий Бирюков не так давно написал в соцсети: «Адский ад, ничего не работает», по сути, негде и некому. Модернизировать — тем более.

Однако обо всем по порядку. Перед нами уникальная ситуация. Страна, которая получила в наследство крупнейшие в мире верфи и судоремонтные предприятия в Николаеве, Киеве, Херсоне, Измаиле, Ильичевске даже при наличии финансов не в силах привести хотя бы в какой-то технический порядок свой единственный крупный боевой корабль. История с подготовкой «Гетмана Сагайдачного» к долгожданному докованию убедительно это подтверждает.

С конца минувшего года, когда стало известно, что гроши для фрегата все же Киев нашел и включил предстоящий ремонт в гособоронзаказ-2017, Минобороны Украины мучительно искало, куда бы пристроить корабль. Казалось бы, вариантов — пруд пруди. Только в Николаеве — ставший знаменитым в советские годы Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ), некогда спускавший на воду тяжелые авианесущие крейсеры. Или «Судостроительный завод имени 61-го коммунара», еще не забывший, как из него выходили новенькие большие противолодочные корабли, уникальный океанский корабль комплексного снабжения «Березина», спасательное судно первого ранга «Эльбрус» и другие. Или не менее могучий николаевский судостроительный завод «Океан». Что для них, казалось бы, доковый ремонт какого-то фрегата? Семечки…

Сейчас все иначе. Некогда тесные от множества флотских заказов причалы поросли травой. Верфи разграблены. Персонал уволен. В цехах порой работников прокуратуры больше, чем рабочих — расследуют тучи уголовных дел о практически тотальном воровстве на верфях. Скажем, три месяца назад военная прокуратура Украины занялась масштабным хищением государственных средств, выделенных на ремонт на «Судостроительном заводе имени 61 коммунара» ракетного катера «Прилуки» и десантного катера «Сватово». Имущество завода «Океан» вообще давно арестовано за долги и он не вправе вести никакой хозяйственной деятельности.

Что остается? Тоже едва живой Черноморский судостроительный завод. Он и подал заявку на участие в конкурсе на доковый ремонт «Гетмана Сагайдачного». Это начинание, без сомнения, было обречено с самого начала. В частности, потому, что ЧСЗ входит в группу «Смарт-Холдинг», которую контролирует один из богатейших людей Украины Вадим Новинский, депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока». Тот самый, которого в феврале 2014 года сам Петр Порошенко прилюдно обозвал «с*кой православной». В декабре 2016 года Новинский и вовсе попал в президентскую опалу и был лишен депутатской неприкосновенности. Ну и как такому человеку давать заработать на гособоронзаказе?

Впрочем, возможно и перечисленные «грехи» нардепа Новинского перед нынешним киевским режимом в деле распределения денег на ремонт фрегата не были главным фактором. Скорее всего, главным стало то, что вторым претендентом на полмиллиона долларов от военных стало киевское ПАО «Завод «Ленинская кузня». Просто потому, что ни для кого на Украине не секрет, для кого оно зарабатывает деньги. Все просто: наблюдательный совет «Ленинской кузни» возглавляет Алексей Иванович Порошенко. Отец нынешнего президента страны. Против такого административного лома защиты в тех краях пока не придумали.

Так все и случилось. Заказ «по справедливости» уплыл в Киев. Но вот проблема: завод «Ленинская кузня» стоит высоко на Днепре, способен спускать на воду лишь корабли и суда с малой осадкой, а фрегат-то базируется в Одессе! И по мелководью дотащить его к порошенковской «Ленинской кузне» никак невозможно. Однако кого в этой удивительной стране волнуют такие мелочи, когда на кону хрустящие доллары?

В украинских СМИ появились сообщения, что на самом деле «Гетману Сагайдачному» выпадет дорога очень недальняя — из Одессы в Ильичевск, до которого всего-то два десятка километров. Там расположено ОАО «Ильичевский судоремонтный завод», располагающее самыми крупными в стране доками. В один из них и решено, вроде бы, по субподряду за малую толику в десять процентов от общей суммы затолкать многострадальный фрегат. Таким образом, ремонтом займутся ильичевцы, а основная масса денег от военных пойдет в бездонные карманы семейства главы государства. Изящно, не правда ли?

Только даже не мелководный Днепр — главное препятствие на пути восстановления технической готовности фрегата. Главное — в Ильичевске отродясь не занимались ремонтом боевых кораблей. Например, там вряд ли найдутся спецы по замене 100-мм артиллерийской установки АК-100 на совершенно другое орудие, радиолокационных станций и т. д. Но именно этим, очевидно, придется заниматься одновременно с четырехмесячным докованием. Или хотя бы подготовкой к таким работам. Потому что для «Гетмана Сагайдачного» в бюджете страны по программе 2101150 «Развитие вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины» на нынешний год выделено 91 миллион гривен (3,37 миллиона долларов). По словам командующего ВМСУ вице-адмирала Воронченко, в ходе модернизации на «Гетмане Сайгайдачном» «планируется заменить радиолокационные системы и артиллерию. Новое оборудование, которое будет установлено, изготовлено в Украине и в странах-партнерах».

Тут, вообще-то еще одна загадка. Корабельные артустановки на Украине делать пока не научились. Тогда надежда Киева на «страны-партнеры»? Но такое решение означало бы, что Украина осуществила бы свою голубую мечту — начал получать из-за рубежа так называемое летальное оружие. До сих пор, несмотря на все политические усилия, этого не удавалось.

Только вряд ли договорились и теперь. Об этом всего два месяца назад, в январе 2017 года, свидетельствовал начальник Генерального штаба ВСУ генерал армии Виктор Муженко. Отвечая в Брюсселе на вопрос журналистов о том, что мешает Киеву достроить первый корвет собственной конструкции «Владимир Великий», который в полуфабрикатном состоянии с 2011 года мается в одном из цехов Черноморского судостроительного завода, Муженко прямо признал: «Возникает вопрос способности нашей промышленности достроить этот корвет… Недопустимым является получение комплектующих для корабля из России, производство необходимо наладить в Украине… Особенно проблемная ситуация в отношении комплекса вооружения корабля такого класса. У нас пока нет таких систем, их нужно закупать. Пока нет политических решений других стран на передачу или продажу нам летального вооружения».

Что это означает? Что для украинского корвета пушек нет, а для фрегата отыщутся? В январе сложные системы корабельного вооружения никто на Западе не собирался поставлять Украине, а в марте, наконец, вопрос решился? Ну, не бывает таких чудес. А сами автоматические корабельные артустановки АК-100, напомню, производит только петербургское КБ «Арсенал». Систему управления огнем для нее — московское ФГУП «КБ «Аметист». Туда путь украинским военным надолго закрыт.

Так что, вероятнее всего, с артиллерией на «Гетмане Сайгайдачном» и после ремонта с модернизацией все останется по-прежнему. Как именно — это можно узнать из дефектной ведомости, которая на днях в Сети опубликовала известный военный эксперт Диана Михайлова. В частности, в казенной бумаге записано: «100-мм артиллерийская установка АК-100. Не работает противооткатное устройство. Не работает приемник автомата. Не работает механизм предупреждения стрельбы в небезопасных зонах. Необходим ремонт поворотной платформы. Не работают приводы наведения артустановки. Не работает затвор. Подтекает гидросистема. Неисправен механизм подачи боеприпасов из подбашенного отделения в камору ствола. Неисправна система охлаждения и продувания ствола. Амбразурный щит не держит воду. Нестабильна работа электрооборудования. Нестабильна работа электрических следящих приводов. Требуется ремонт прицельного устройства».

Вообще эта ведомость читается как детектив. Допустим, про зенитно-ракетный комплекс флагмана ВМСУ так значится: «ЗРК „Оса-МА2“. Горит индикация неисправности большей части блоков. Неисправен привод наведения антенной колонки. Неисправны станции определения и сопровождения целей. Не работает схема автозахвата целей. Не работают индикаторы определения дальности. Не работает стабилизация антенного поста по бортовой и килевой качке. Гидросистемы не герметичны. Нестабильна работа стартовой автоматики (еще бы, после всего-то перечисленного!). Не работают стопоры антенн».

Так ведь и «Осу-МА» в обозримой перспективе тоже неизвестно, кому и как чинить. Потому что изготовлена она тоже в злокозненной России. Разве что капризный белорусский Батька предложит помощь Киеву. Ведь Минск давно и прочно сотрудничает с Украиной в области создания средств ПВО. В частности, напомню, в 2011 году впервые состоялись испытательные стрельбы белорусско-украинского зенитно-ракетного комплекса Т3 «Стилет».

Так вот, модернизацией бывшего советского комплекса «Оса» белорусы тоже давно занимаются. И даже на новой элементной базе создали свой собственный. Назвали его «Оса-1Т». Но это все же сугубо сухопутная боевая машина, для воздушного прикрытия войск и важных объектов. Применение же подобных ракет с корабля имеет множество особенностей, которых у «Осы-1Т» точно быть не может.

Но продолжим про «Гетман Сагайдачный». Еще из упомянутой дефектной ведомости можно узнать, что настоящая беда у него с рулевой машиной РЭГ8−3. Хронически течет масло из насосов, трубопроводов гидравлики. Внезапно исчезает дистанционное управление из ходовой рубки.

На стальной вертолетной палубе — «сквозное растрескивание сварных швов».

На мачте флагмана, как становится понятным, неизвестно зачем иногда вращаются две параболических антенны основных «глаз» корабля — станции обнаружения надводных и воздушных целей «Ангара-А». Неизвестно зачем, потому что станции этой на «Гетмане» доверять, как и оказалось, совершенно нельзя. При ее работе «возникают ложные аварии, не работает автоматическая синхронизация». Дает «ложные показания».

Вот что такое «адский ад» в переводе с украинско-бирюковского языка советника президента Порошенко. Уверен, не одному мне кажется: всерьез рассчитывать, что флагмана ВМСУ каким-то чудом в ближайшие годы удастся оживить, просто невозможно. А вот прикарманить хорошие по киевским масштабам деньги на якобы ремонте и будто бы модернизации — милое дело. Особенно, когда вожделенные миллионы долларов — это будут кого надо миллионы.

Сергей Ищенко

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. 0
    Gnefredov
    Журналисты | 3 157 коммент | 163 публикации | 16 марта 2017 19:33
    550 000 долларов это стоимость двух хороших квартир в Москве. Не понимаю как на эти деньги вообще что-то можно сделать.
    P.S. По моим понятиям реконструкция и модернизация такого корабля от ста лямов долларов и более того, если конечно они не собираются на борт принимать под видом "модернизации" деревянные шестивёсельные баркасы с GPS-навигацией и распорками под станковый пулемёт обозначив их как: активные средства защиты «Гетмана Сагайдачного»
    Если гуманоидов не видно, это не значит что их нет.
    Показать
  2. +1
    Виталич57
    Читатель | 844 коммент | 0 публикаций | 16 марта 2017 19:35
    Одно слово сайгак дачный
    Показать
  3. 0
    Эрида
    Читатель | 1 905 коммент | 0 публикаций | 16 марта 2017 19:55
    ну вы наивные, кто ж его ремонтировать будет)) в лучшем случае покроют антикоррозийной жидкостью, покрасят ...ву а ля - модернизация успешно завершена, кто ж супротив Вальцмана попрет, подпишут все не глядя. А у него "Копіїчка до копіїчки - будуть гроші"))
    Показать
    1. 0
      Gnefredov
      Журналисты | 3 157 коммент | 163 публикации | 16 марта 2017 20:22
      Значит, шестивёсельный баркас. Таки я верно догадался ;-)
      Если гуманоидов не видно, это не значит что их нет.
      Показать
  4. 0
    Zenon
    Читатель | 658 коммент | 42 публикации | 16 марта 2017 22:11
    Ошибаетесь, батенька! h7
    Фрегату баркас не по чину - тут выше брать надо: поскольку надувательство будет в особо крупных размерах. Думаю, что надувной човен будет как раз в пору...

    Да, ещё вот родословная этого "фрегата":
    При закладке «Гетман Сагайдачный» носил прославленное имя «Киров», но поскольку завершен он был уже в годы независимости, то в итоге он получил имя украинского гетмана. Корабль относится к проекту 11351 «Нерей». Этот проект был разработан, на основе проекта сторожевых кораблей(ранее классифицировавшихся как больше противолодочные корабли) 1135 «Буревестник». Новые корабли предназначались не для флота, а для пограничных сил КГБ, поэтому его ударные возможности изначально были снижены в пользу расширения патрульных качеств.

    Так, вместо ракетного комплекса «Раструб-Б» в носовой части корабля размещена 100-мм пушка.

    А вместо размещенных в корме двух двуствольных 76-мм АК-726(или двух одноствольных 100-мм АК-100 на улучшенном варианте 1135М) корабль получил вертолетную площадку и ангар с вертолетом Ка-27 и два шестиствольных 30-мм зенитных автомата АК-630.

    Остальное вооружение в виде двух четырехтрубных 533-мм торпедных аппаратов, двух реактивных бомбомётов и двух ЗРК «Оса-М» (или «Оса-МА») у базовых кораблей и сторожевиков КГБ совпадает. Мы видим, что «Гетман Сагайдачный» в силу особенностей проекта(кстати, весьма, разумного и неплохого), даже теоретически не может грозить ни российским войскам в Крыму – разве что 100-мм пушкой. Из российских кораблей украинский фрегат может бороться либо с легкими силами, либо, ограниченно, с подводными лодками. Возможности же отражения ракетной атаки самим «Гетманом Сагайдачным» крайне малы, ведь он оснащен лишь двумя двухбалочными установками комплекса «Оса-МА2», способными одновременно выпустить лишь четыре ракеты – этого будет недостаточно для отражения атаки даже одного российского современного малого ракетного корабля, который оснащен восьмью ракетами «Оникс». Это, если считать что «Оса» вообще будет способна поразить новые российские ракеты, что крайне сомнительно. А ведь «Гетман Сагайдачный», является по сути единственным крупным боевым кораблем ВМСУ(военно-морских сил Украины), против которого Россия может выставить множество гораздо более мощных боевых единиц начиная от не лишенных ударного оружия кораблей проекта 1135 и 1135М, продолжая кораблями оснащенными ракетными комплексами «Калибр»/«Оникс», и заканчивая ракетным крейсером «Москва».
    5

    Короче, современный укровский "военный флот" выглядит так:
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.