ЧАТ

Шелковая удавка

13:22 / 12.02.2018
1 091
0

Почему Украина не вписывается в китайский транспортный коридор

2017 год стал годом инвестиций на Украине, заявил Петр Порошенко на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Президент республики, вероятно, перепутал кредитные средства, которые придется отдавать, и прямые инвестиции в экономику страны. Согласно статистике за минувший год, их объем составил 2,2 миллиарда долларов. Для примера: до гражданской войны в Донбассе — в 2010-м и 2012 годах — инвесторы вложили в свои украинские проекты 6,4 и 3,5 миллиарда долларов соответственно.

Ситуацию — не на бумаге, а по факту — были призваны исправить китайские инвестиции, которые теоретически могли встать на серьезный поток. Речь шла о проекте «Шелковый путь», он же «Один пояс — один путь», в рамках которого Украина намеревалась стать страной-хабом, предоставляющей широкий спектр транспортно-транзитных услуг.

«Один пояс — один путь» — международная инициатива Китая. Ее целями обозначались совершенствование существующих и создание новых торгово-транспортных путей, экономических коридоров, связывающих более 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки.


По словам председателя КНР Си Цзиньпина, проект открыт для всех стран, заинтересованных в экономическом сотрудничестве с Китаем. Предполагалось, что инвестиции составят десятки миллиардов долларов, а проект будет долгосрочным — на ближайшие десятилетия с перспективой продления.

За финансирование «Шелкового пути» стал отвечать специально созданный Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Его уставной капитал составил 100 миллиардов долларов.

К Азиатскому банку присоединились большинство стран Азии, наиболее развитые страны Европы, а также Индия и Россия. Последние, совместно с Китаем, возглавили организацию, войдя в тройку крупнейших владельцев голосов.

Украина к АБИИ не присоединилась. Ключевые причины тому две: не последняя роль в нем Российской Федерации и возможный скандал с Соединенными Штатами. Дело в том, что, по мнению экспертов, в перспективе Азиатский банк должен стать аналогом Международного валютного фонда (МВФ), а соответственно — его конкурентом.


МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне, а решения фонда о выдаче и объеме займов напрямую совпадают с политикой Госдепа, который негласно курирует действующую украинскую власть.

В это время в отношениях Белоруссии и АБИИ геополитических подводных камней не возникло. Республика присоединилась к Азиатскому банку, и началось плотное сотрудничество.
Согласно китайской концепции, был создан коридор, который объединил среднеазиатский маршрут протяженностью 6 500 километров от тихоокеанского побережья Китая через Казахстан и далее в Европу. Белоруссия в данном проекте стала одним из ключевых игроков — воротами для Китая в страны Европейского Союза. Составы следуют через Брест. Средняя скорость движения составляет свыше 1 000 километров в сутки. Время прохождения пути — менее шести суток, то есть почти в три раза быстрее, чем по морю.

При этом Белоруссия выгодно отличается от Украины инфраструктурно. В первой создали компанию, которая организовывает транзит до одной тысячи поездов. Функционируют также центр дистрибуции товаров, мультимодальный сборочный полигон, промышленный полигон по размещению высокотехнологических производств с экспортным целевым назначением.
Украина подобным потенциальном не располагает. Более того, западная граница республики, граничащая с европейскими странами, которая могла бы стать якорной для проекта «Один пояс — один путь», в народе называется «дырой».

Нелегальный экспорт товаров там — едва ли не единственной способ заработка для жителей украинских приграничных сел и не только. В 2016 году, по данным Всемирной таможенной организации, Украина стала первой по объему нелегального ввоза сигарет в Евросоюз. Из Украины в Европу массово вывозят десятки тысяч кубов леса. Кроме дерева, через западный кордон сбывают незаконно добытый янтарь.

В Ассоциации предприятий информационных технологий (АПИТУ) отмечают, что в Украину нелегально импортируют около 25 процентов смартфонов, 30 процентов товаров ІТ-сектора и около 50 процентов накопителей памяти. Контрабандой в страну попадают около 20 процентов ноутбуков, 25 процентов планшетов и фотокамер, 25 процентов пылесосов, 20 процентов холодильников и стиральных машин.

Действующей украинской власти об этом известно, однако нелегальная торговля не пресекается — видимо, по причине ее крышевания.

Решение вопроса пришло к Украине буквально на блюдечке. Завистливо понаблюдав за белорусскими соседями, Киев принял решение продвигать Китаю идею абсолютно нового, альтернативного «Шелкового пути». И КНР согласилась. Правда, позже оказалось, что маршрут далеко не новый и дублирует коридор Европа — Кавказ — Азия под названием ТРАСЕКА, организованный в 1993 году.


«Маршрут «нового» «Шелкового пути» в значительной степени совпадает с 10-м международным коридором Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), который объединяет железные дороги стран СНГ, Восточной Европы, Монголии и КНР. Он начинается в Одессе, проходит через Варну, Батуми, Тбилиси, Баку, Туркменбаши, Ташкент и заканчивается в казахстанском Актогае, на границе с КНР. Актуальный маршрут ТРАСЕКА отличается лишь тем, что из Баку груз будет направляться не в туркменский Туркменбаши, а в казахстанский Актау и далее следовать только по территории Казахстана вплоть до китайской границы», — отмечают эксперты Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев и Сергей Агибалов в своем докладе, выдержки из которого опубликовало издание «Взгляд».

Впрочем, свою задачу Украина откровенно провалила. Тогдашний и.о. главы «Укрзализныци» (Украинская железная дорога) Александр Завгородний обещал, что груз из Китая до границы с Польшей дойдет за 11 суток. Планы Киева начали рассыпаться еще на этапе отправления тестового состава: он отправился в путь не в срок, затем умудрился бесследно пропасть в степях Казахстана. Через несколько дней нашелся, но в итоге плыл и ехал 17 дней. Но главный провал ожидал украинский проект на обратном пути. Клиентов, которые доверили бы свой товар такому горе-транзитеру, не нашлось, и состав вынужден был ехать назад порожняком, то есть пустым.

По прошествии девяти месяцев, в ноябре минувшего года, с заявлением выступил украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян. По словам чиновника, Киев не отказался от идеи «Шелкового пути» в Китай в обход России, и он должен «полноценно заработать» уже в 2018 году.

«Сейчас мы объединяем наши логистические команды, чтобы получить необходимый объем грузов, — сказал Омелян, добавив, что существуют «два узких места — транспортировка через Черное и Каспийские моря»».

К сожалению для Киева, нужно констатировать: от желания насолить России, пустив поезда в обход ее территории, теряет в первую очередь украинская экономика.

В то время как белорусские соседи снимают сливки с китайского проекта, нынешняя украинская власть вот уже который год рассказывает своим гражданам о «плохих русских». И продолжает держать страну в преддефолтном состоянии, со стагнирующей экономикой и пустыми поездами. Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)