ЧАТ

Потерять ядерную бомбу? Легко и неоднократно

00:26 / 10.01.2018
1 137
2

Сломать и потерять человек может всё. Ядерная бомба — не исключение. Остаётся лишь поражаться тому, что мы все ещё не взлетели на воздух. Вот самые выдающиеся случаи, которые показывают, насколько человек везучее существо.

Бомбопады

Подавляющее число ЧП с ядерным оружием лежит на совести американской авиации. И это немудрено, ведь в самые весёлые годы Холодной войны в США было принято проводить тренировочные полёты и дежурства в воздухе с настоящими бомбами. Более того, бомбардировщики просто как «грузовики» перевозили бомбы с места на место.

Так за один лишь 1950 год произошло пять инцидентов! Например, гигант B-36, у которого отказывали двигатели, избавился от бомбы над морем прежде, чем экипаж покинул самолёт. Ещё по два эпизода произошли с B-29 и B-50 (модернизированный B-29). Самый серьёзный прокол вышел с аварийной посадкой в Калифорнии, где от пожара не только рванула обычная взрывчатка в составе бомбы Mk.4, но и погибло 19 человек, включая аж бригадного генерала.


Хорошо демонстрирует нравы той поры происшествие 10 ноября 1950 года над Канадой. У бомбардировщика B-50, возвращавшегося с ядерной бомбой на борту после тренировочного и совершенно секретного развёртывания в Канаде, начались неполадки с двигателем. Экипаж не нашёл ничего лучше, как взвести бомбу на самоподрыв обычной взрывчатки (плутониевое ядро не было установлено) на высоте 760 метров и скинуть её над речушкой. Сорок пять кило урана удобрили канадскую почву, а обывателям сказали, будто рванула лёгкая учебная бомба. В правде не признавались до 80-х годов.

Американцам бы задуматься: что-то идёт не так; но в дальнейшем в США произойдёт ещё очень много подобных эпизодов.

Вам надо — вы и взрывайте

В середине 50-х годов советские ВВС наконец-то начали получать в большом количестве серийные ядерные бомбы, в том числе и тактические. Из последних особо стоит отметить знаменитую «Татьяну» — РДС-4. Бомбы поступали в обычные части бомбардировщиков Ил-28. У советских авиаторов возникли сомнения — а что, если самолет со снаряжённой бомбой разобьётся при посадке на собственном аэродроме? Не рванёт ли?

Секретные физики ответственно и уверено ответили: не рванёт. Но поскольку физики-то будут далеко от аэродрома и с них не спросишь, настояли на проверке. Летом 1955 года с Ил-28 скинули, имитируя падение самолёта, полностью снаряжённую, но «не взведённую» бомбу.

Подождали — взрыва нет. Команда физиков, осторожно приблизившись, осмотрела конструкцию — несмотря на повреждения бомбы, детонаторы уцелели. Однако разрядить и забрать с полигона своё изделие ученые почему-то отказались… В итоге бомба была уничтожена. Согласно одному из источников — расстреляна неуправляемыми ракетами с истребителя-бомбардировщика.


РДС-4

Для пущей уверенности испытания повторили ещё два раза. В обоих случаях «Таня» показала свою надёжность. Впрочем, у нас к безопасности относились куда серьёзнее и просто так с ядерными бомбами не летали.

Авиакатастрофа наоборот

Ещё один — особый — случай произошёл с американской авиацией на территории Англии в 1956 году. В тот период гордые бритты охотно играли роль непотопляемого авианосца стратегической авиации США у европейских берегов. Было, конечно, у них и ядерное оружие.


Одной из главных американских авиабаз в Великобритании и тогда, и сейчас является Лейкенхит. Так вот, в тот год дальний бомбардировщик B-47 умудрился взять и упасть прямо на убежище, где хранились сразу три ядерные бомбы типа Mk.6. Начался страшный пожар, всё было в горящем керосине. Взрывчатка в бомбах не сдетонировала лишь чудом. Конечно, настоящего ядерного взрыва не произошло бы, так как бомбы хранились без плутониевого заряда, но экологию на месте они «улучшили» бы неслабо.

Железные рыбы с атомными сердцами

Наиболее крупные военные катастрофы, связанные с ядерным оружием, происходили, конечно, на подводном флоте. В результате аварий затонуло две американские и пять наших атомных подлодок, кроме того СССР потерял ещё и дизельную субмарину с ядерными ракетами на борту. Но первопроходцами в этом печальном деле оказались американцы, потерявшие в 1963 и 1968 годах по лодке; во втором случае — с ядерными зарядами на торпедах.

Самой большой, в плане количества ядерного оружия на борту, стала авария нашего ракетоносца К-219, затонувшего в октябре 1986 года после взрыва одной из ракет прямо в пусковой шахте. Лодка ушла на дно после трёх дней отчаянной борьбы за жизнь уже ночью, в ходе буксировки. К счастью, большая часть экипажа была спасена (погибло восемь человек из 119), но на вечное хранение на атлантическое дно ушло около тридцати боеголовок баллистических ракет и еще две торпеды со спецбоеприпасом.


Ракетоносцы проекта 667А в исходном варианте несли 16 баллистических ракет Р-27 комплекса Д-5 с моноблочным ядерным зарядом тротиловым эквивалентом в 1 мегатонну.

Лодки, модернизированные по проекту 667АУ (в том числе и К-219, прошедшая "апгрейд" в конце 1970-х годов), несли усовершенствованные Р-27У комплекса Д-5У. Эти ракеты отличались несколько большей точностью, и могли нести заряды двух типов: либо все тот же мегатонный моноблок, либо разделяющуюся головную часть рассеивающего типа с тремя блоками по 200 килотонн.

Точная комбинация зарядов на борту К-219 в этом походе не публиковалась в открытых источниках, но известно, что на субмарина несла 15 ракет (одна из шахт - номер 5 - была выведена из эксплуатации), и, предположительно, 8 из них были оснащены моноблочными зарядами.
Антон Железняк, эксперт по техническим и инженерным вопросам

Кроме аварий, закончившихся потерями лодок, было множество проблем и с корабельными реакторами, особенно на первых порах. К сожалению, моряки часто получали значительные дозы радиации, а пожары случались и того чаще.

Впрочем, не всегда происшествия были вызваны проблемами с силовой установкой. Так в 1977 году на ракетоносце К-171 при погрузке в шахту была повреждена ракета Р-29. Топливо и окислитель начали протекать, смешиваясь в гремучий коктейль. В отчаянной попытке избежать пожара и взрыва лодка вышла в бухту базы и погрузилась, затопив шахту. Это не помогло, и после суток борьбы с пожаром ракета всё-таки взорвалась. Кончилось всё не так плохо: храбрецы на слегка подраненной лодке вернулись на базу без потерь, а боеголовку через несколько дней нашли.

Подарок с небес

По последствиям эта авария оказалась хоть и пустяковой, но необычной и к тому же сопровождалась большой шумихой. В 70–80-е годы в СССР было создано настоящее чудо техники — космическая система разведки и целеуказания «Легенда». Состоявшая из множества спутников, она отслеживала передвижение флотов стран НАТО.

При этом спутники могли обеспечивать непосредственное целеуказание для тяжёлых противокорабельных ракет. Это чрезвычайно повышало эффективность советских подводников: субмарина всем хороша, но сама выдать точные координаты авианосца на расстоянии сотен километров никак не может.

В состав системы входили пассивные спутники УС–П (следившие за радиосигналами) и активные УС-А. Последние — практически летающие в космосе радары, искавшие корабли. Энергии им требовалось много, вот и засунули в них самые настоящие ядерные реакторы. Время было уже «травоядное», экологичное, так что по окончанию срока службы реакторы выводились на высокую орбиту захоронения. Там они по сей день и болтаются. Кроме парочки…

Сбор обломков спутника «Космос-954»

В сентябре 1977 года в СССР запустили спутник «Космос-954», который после месяца работы вышел из строя по неясным причинам. В январе следующего года он сошёл с орбиты и навернулся на всё ту же многострадальную Канаду. К счастью, упал он в незаселённом районе. Нам замять историю не удалось: за спутником наблюдали американцы, и ещё до его падения поднялся шум в мировой прессе.

Хотя бОльшая часть «Космоса» сгорела, на земле насобирали много радиоактивных обломков. После тяжбы пришлось заплатить за ущерб и дорабатывать следующие спутники. А в 1982 году упал уже «Космос-1402», но там предохранитель подорвал реактор, и уран рассеялся в высоких слоях атмосферы над Индийским океаном. Несмотря на международное давление, пуски УС-А продолжались до 1988 года.

Ключ на старт

Завершим довольно известной, но крайне эпичной историей из США, которую жалко упускать. 19 сентября 1980 года пара техников проводила регламентные работы в шахте тяжёлой МБР «Titan II». Дело было к вечеру, работа, видать, поднадоела, и один техник случайно уронил в шахту насадку гнездового ключа весом в три с половиной килограмма. Она ударилась о первую ступень и пробила обшивку. И в этом, в принципе, нет ничего необычного: из соображений экономии массы, стенки жидкостных ракет (как МБР, так и космических) очень тонки.


Началась утечка топлива. Опустевший за ночь топливный бак, похоже, уже не смог удерживать остальную ракету, и в результате деформации потёк окислитель… Взрыв оказался знатным: крышка шахты массой 740 тонн вылетела как пробка из бутылки шампанского, и боеголовка отправилась в короткий, но яркий полёт.

А заряд на «Titan II», между прочим, был самым мощным в американском арсенале — 9 мегатонн! Сделана боеголовка была, к счастью, на совесть, и уцелела. При взрыве погиб лишь один из ракетчиков, который как раз пытался включить вытяжку, и ещё два десятка пострадало.

Мы, конечно, знаем далеко не о всех ЧП с ядерным оружием. Если в России и США есть хоть какая-то открытая информация, то другие члены ядерного клуба скромно помалкивают. Однако, оглядевшись вокруг, можно уверенно сказать: пока что нам очень везёт!

Александр Ермаков

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. -1
    Кандиман
    Читатель | 2 917 коммент | 180 публикаций | 10 января 2018 01:03
    это только вершина айсберга когда были потерянны или сброшены ядерные боеприпасы.Ведь такие аварии происходили по всему миру.И как правильно написал автор нам еще везет что ничего не рвануло горячим грибом рванувшим в стратосферу.
    Показать
  2. 0
    Valser
    Читатель | 2 260 коммент | 0 публикаций | 10 января 2018 03:52
    Цитата: Кандиман
    ... нам еще везет что ничего не рвануло.

    Господь хранит людей...
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.