Маск против Королёва: как Falcon Heavy доказал гениальность советских конструкторов » E-news.su
ЧАТ

Маск против Королёва: как Falcon Heavy доказал гениальность советских конструкторов

13:47 / 08.02.2018
4 577
4

Компания SpaceX всё-таки смогла и 6 февраля 2018 года запустила тяжёлую ракету-носитель Falcon Heavy. Как ни странно, именно этот пуск поставил точку в одном очень болезненном для советской космонавтики вопросе: почему же не смогло полететь детище Сергея Королёва — сверхтяжёлая ракета Н-1, наша ставка в мировой лунной гонке.

На старт, внимание, гонка!

1961 год, ещё не успела отгреметь слава Юрия Гагарина, первого человека, совершившего полёт в космос, а советские конструкторские бюро уже свернули празднование и вернулись к работе.

Одной из главных задач, стоявших в то время перед конструкторами, было создание сверхтяжёлой ракеты для полёта на Луну. Лунная гонка хоть и не была открыто объявлена, уже вовсю велась двумя державами.


Советским ответом американцам должна была стать ракета Н-1 (кстати, так и неизвестно — почему именно «Н»? Одни говорят «носитель», другие — «наука»). Её компоновочную схему определили уже к 1962-му, и через три года предполагалось приступить к лётным испытаниям.

Три, но больших, либо пять, но маленьких

Основная проблема возникла с двигателями. С позиции главного конструктора Королёв настаивал на кислород-керосиновой схеме без использования токсичных компонентов. В ОКБ Глушко от создания таких двигателей отбивались как чёрт от ладана — не хватало людей, стендов и времени. Вместо этого в бюро предлагали установить двигатели на несимметричном диметилгидразине и азотном тетраоксиде. Пусть токсичнее, но мощнее. Против этого возражал Королёв, понимавший, что в случае падения несколько сотен тонн топлива могут привести к серьёзнейшей проблеме.
Пара топливо/окислитель — керосин/кислород стала первым «космическим горючим». Именно на ней ушёл в космос первый спутник и по сей день продолжают взлетать «Союзы». Однако у этого сочетания есть свои проблемы: не самая высокая энергоёмкость и необходимость развёртывания на стартовой площадке целого кислородного производства, сложного и дорогостоящего.

С точки зрения конструкторов и экономистов пара «несимметричный диметилгидразин/азотный тетраоксид» смотрится куда перспективнее. Заправлять ракету куда проще, хранить её заправленной можно намного дольше. Одна беда — токсичность этой смеси «в случае чего» превосходит все мыслимые границы, а свойство самовоспламеняться при контакте, такое удобное с точки зрения конструктора ракетного двигателя, гарантирует эффектный фейерверк в случае, если что-то пойдёт не так, и компоненты горючего найдут друг друга не там и не тогда, когда надо.

Эффективнее всего — пара жидкий водород/жидкий кислород, но у применения этих компонентов в первой ступени ракеты-носителя есть свои сложности, на тот момент непреодолимые.
Антон Железняк, эксперт по техническим и инженерным вопросам

Валентин Петрович Глушко упёрся намертво, и тогда Сергей Павлович обратился за помощью в КБ Кузнецова, тогда только начинавшее свой путь в индустрии ракетных двигателей, о чём конструкторы сразу и предупредили. Мол, сделаем на керосине, но двигатели маленькие получатся, зато много.
Несмотря на все возможные последствия, Королёв был вынужден согласиться.

На первой ступени ракеты-носителя Н-1 установили аж 30 двигателей НК-15, восемь на второй ступени и ещё четыре на третьей. Большего количества движков на ракету ещё никто и никогда не вешал.

Не летит

В итоге оказалось, что с двигателями перебор. Все четыре попытки запуска сверхтяжёлой ракеты окончились неудачей, причём на этапе работы именно первой ступени. Несмотря на все ухищрения конструкторов, возникала вибрация, двигатель отключался, система, чтобы симметризировать тягу, на автомате вырубала парный. Скачки приводили к тому, что ракета аварийно отключала все двигатели, её разворачивало и она падала.


Один из пусков Н-1 (спойлер: ничего не вышло)

Стоимость Н-1 по тем временам была просто колоссальной. Говорят, что Константин Руднев, координировавший космическую деятельность, даже бросил в сердцах: «Мы стреляем городами», — имея в виду, что себестоимость ракеты Н-1 легко можно было сравнить с бюджетом города‑миллионника.

Каждый такой провал бросал тень на всю космическую программу.
Со всех сторон посыпались упрёки: всё происходит исключительно из-за конструкторской ошибки, и ракеты с таким количеством двигателей нежизнеспособны.

В 1974 году программа по созданию Н-1 была заморожена, а спустя два года её полностью закрыли. Сложно представить, как сильно это ударило по штату разработчиков. Люди оказались просто раздавлены грузом неудачи. Почти полтора десятилетия ушли в никуда, и всё чаще раздавались голоса: «Виновато количество двигателей, не полетит ракета, если двигателей так много».

И всё-таки летит?!

Запуск Falcon Heavy доказал обратное: Королёв был прав, и ракеты с большим количеством одновременно работающих двигателей реальны. На первой ступени Falcon Heavy одновременно работало 27 двигателей, причём ещё более сложно разнесённых, нежели в схеме ракеты Н-1. Просто времена настали другие, надёжность каждого изделия повысилась, системы управления тягой стали более быстрыми и интеллектуальными.


Само время показало, что планам Королёва просто не хватило технического уровня советской промышленности.
Не ошибался гений советской космонавтики, всё верно считал.

Если бы двигатели работали ровнее — без рывков и отказов — вполне возможно, что и исход лунной гонки был бы другим. Впрочем, история совсем не терпит сослагательного наклонения.

Маск же теперь занимается созданием новой ракеты-носителя BFR (Big Falcon Rocket), где будет обеспечена одновременная работа 31 двигателя SL Raptor.

Это космос. Тут верный расчёт гораздо важнее досужих домыслов и страхов.

Михаил Котов

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +4
    Кандиман
    Читатель | 4 082 коммент | 180 публикаций | 8 февраля 2018 15:06
    ну давно не секрет что именно советские конструкторские гении на десятки а то и сотни лет наперед создали задел для развития технологий.И ныне мы опять получили этому подтверждение.
    Показать
  2. +3
    мса1963
    Читатель | 2 769 коммент | 0 публикаций | 8 февраля 2018 16:33
    А какой исход лунной гонки? То что пендосы не были на луне и ежу понятно. Так что гонка ещё впереди. И вот теперь главное успеть.
    Показать
  3. +1
    Egora
    Читатель | 1 787 коммент | 2 публикации | 8 февраля 2018 17:03
    Илон Маск по сути аферист, которого еще в России, в 90-х годах завернули и отправили восвояси с его предложением купить у РВСН документацию ракет Воевода, что касается лунной программы США, то её разрабатывали на то время не американцы, а ученые нацисткой Германии вывезенные в США, именно те, кто разрабатывал ракетные программы третьего рейха, фау-1, фау-2 и так далее, что касается Королева, то это человек легенда, который практически с нуля поднимал на то время Советскую космонавтику и достиг таких высот, что американцы там и рядом не стояли, первый спутник в космосе, первый человек на орбите Ю.Гагарин, первая высадка на луну (луноход), первый выход человека в открытый космос А.Леонов и все это было создано в СССР без сторонней помощи, а американское руководство (элита) торгаши, спекулянты да ворюги, своего ничего не создали, все что они могут, воровать и ворованное выдавать за своё, так им и надо, что у них, как надо ничего не плавает, не летает и батут им в помощь в покорении орбиты, заметил одну особенность, что небо и космос против англосаксонцев, а ведь в этом, что то есть.
    Показать
  4. -5
    zonaru77
    Истерика | 3 167 коммент | 0 публикаций | 8 февраля 2018 17:54
    Цитата: мса1963
    То что пендосы не были на луне и ежу понятно
    Хорошо что я не ёж. Учитывая что вся телеметрия... и вообще почти всё что "излучала" или отражала лунная миссия перехватывалось советскими и возможно не только советскими станциями слежения, строить в этой теме конспирологию за гранью разума. Полёты первых спутников и человека вообще не имеют материальных подтверждений, однако они так-же были отслежены "компетентными специалистами" как минимум США и не вызывают никаких сомнений.
    Если вы такой умный то пишите в https://curator.jsc.nasa.gov/lunar/sampreq/requests.cfm получайте грунт и исследуйте до посинения.
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.