Последний поход U-977: побег от русского плена » E-news.su
ЧАТ

Последний поход U-977: побег от русского плена

20:14 / 11.09.2018
1 310
0

Миф о бегстве Гитлера в Южную Америку крепко связан с последним походом немецкой субмарины. Но U-977 пришла в Аргентину не для того, чтобы спасти фюрера, — её экипаж просто испугался.

Небоевая субмарина

U-977 вступила в строй кригсмарине в мае 1943 года. Это было тяжёлое время для немецких подлодок. Они несли большие потери — в битве за Атлантику наступил переломный момент.

Субмарина могла бы разделить участь своих сестёр и стать железным хламом на дне океана. Но вмешался случай, который и определил её дальнейшую судьбу.

Во время испытаний на Балтике U-977 трижды попадала в аварию. Из-за повреждений лодку признали негодной для боевых действий. Два года она была учебным кораблём.


Введение субмарины в строй 6 мая 1943 года и её командир Хайнц Шеффер
Всё изменилось в феврале 45-го. Подлодку капитально отремонтировали, поставили шнорхель (устройство на дизельных подводных лодках, обеспечивающее работу дизелей при плавании на перископной глубине. —Прим. ред.) и отправили в Норвегию. Туда её повёл новый командир — 24-летний оберлейтенант цур зее Хайнц Шеффер.

Так U-977 стала боевой лодкой.

Жертвы пропаганды

После празднования Первомая и церемонии спуска флага по застрелившемуся Гитлеру, вечером 2 мая субмарина вышла в свой второй по счёту боевой поход из норвежского порта Кристиансанн.
Справка. В Германии 1 мая — праздничный день. Традиционно это был праздник избавления от злых духов после Вальпургиевой ночи, позже стал Днём труда, как и во многих странах, включая СССР и Россию.

Согласно приказу, Шеффер должен был обогнуть Британские острова с севера и действовать в западной части Ла-Манша. Но ползти туда под шнорхелем в подводном положении — дело долгое. U-977 успела дойти только до норвежского Бергена, когда 8 мая рейх капитулировал.

Эта новость повергла экипаж в шок. Ведь нацистская пропаганда призывала немцев сражаться до конца. Подводники стали решать, что им делать дальше. После долгих дебатов мнения разделились. Многие не хотели сдаваться в плен, чтобы не попасть в руки русских и их союзников.


U-977

Геббельс вещал: после капитуляции Германию уничтожат, а всех немецких мужчин стерилизуют и обратят в рабов. При этом он ссылался на якобы заявления прессы союзников по антигитлеровской коалиции. Сыграло свою роль и мнение о плохом обращении с немецкими пленными во Франции в конце Первой мировой. Поэтому командир и большая часть экипажа высказались за переход в Аргентину, где можно было бы избежать неволи.

Но 16 человек не согласились с этим и захотели вернуться в Германию, к семьям, чтобы разделить с ними любую участь. Ночью 10 мая их высадили на берег возле Бергена на спасательных лодках. Но с условием. Они должны были заявить о гибели U-977, представившись единственными выжившими. Так они и сделали.
Справка. В конце войны нацистская пропаганда в попытках укрепить тающую на глазах волю населения к сопротивлению шла на всё. Если солдаты и фольксштурмовцы не хотят драться за фюрера — так пусть хотя бы дерутся из страха, чтобы не стать жертвами звероподобных большевиков. Многие немцы верили в эти рассказы. Некоторые были в курсе того, что творилось на оккупированных восточных территориях и логично ожидали мести за подобные «художества».

Но главное в любой психологической манипуляции — не перегнуть палку. Иначе эффект получится обратный желаемому. Живописные рассказы о судьбе тех, кто попался в лапы русским, у многих вызвали желание не обороняться до последнего, а бежать как можно дальше. Были даже случаи массового самоубийства, когда целые семьи в панике лишали себя жизни, если не было возможности скрыться.

Путь в Южную Америку

Остальные 32 подводника отправились в Южную Америку. Им пришлось выдерживать прежний график вахт, хотя из-за уменьшившейся численности это было непросто.

Половину пути лодка проползла под шнорхелем. Всплывать было опасно. Кругом — противолодочные самолёты и корабли союзников. Обогнув Шотландию и войдя в пролив между Исландией и Фарерскими островами, U-977 вышла в Северную Атлантику и взяла курс на юг.

66 суток субмарина шла под водой. Бегущие от плена увидели солнце лишь 14 июля у архипелага Зелёного Мыса. Шеффер решил сделать там остановку для отдыха на несколько часов. Лодка бросила якорь у одного из островов. Экипаж отдыхал, купался и пел песни на верхней палубе. После передышки U-977 снова двинулась в путь.

Утром 23 июля она пересекла экватор. Опасности на пути, страх перед «злобными русскими» и «снегами Сибири» не помешали Шефферу отвлечься на традиционный праздник Нептуна. Церемония прошла по всем правилам. 28 «салаг» были посвящены в мореходы и получили дипломы о пересечении экватора.
Справка. Праздник Нептуна моряки всех стран отмечают уже лет двести, с начала позапрошлого века. При пересечении линии экватора тех членов команды, для кого это впервые, посвящают в настоящие моряки. Обряд посвящения изобилует остроумными флотскими шутками — такими как бритьё салаг топором и макание в бочку с морской водой, например.

Раньше, впрочем, было круче — и за борт посвящаемых выкидывали (на время, потом подбирали), и намоченными кусками каната лупили — для воспитания крепости духа. Посвящённый получает самодельный диплом, показав который, может впоследствии отмазаться от повторного посвящения.

Не плачь по мне, Аргентина

Из радиосообщений экипаж U-977 знал, что в Аргентину уже пришла немецкая субмарина U-530. А 30 июля радио огорошило Шеффера и его людей новостью, что команду U-530 отправляют в Соединённые Штаты.

Теперь Аргентина уже не была таким безопасным местом, как подводникам представлялось ранее. Ещё 27 марта 1945 года страна танго и матэ перестала быть нейтральной и объявила войну Германии и Японии.

Впрочем, хоть подводники и осознали всю наивность своего плана, деваться было некуда, и лодка продолжила свой переход к Южной Америке.


U-977 на приколе в аргентинском порту

U-977 сдалась аргентинским властям утром 17 августа 1945 в гавани порта Мар-дель-Плата. Она находилась в море 108 суток. За это время субмарина преодолела более семи с половиной тысяч миль.

Куда дели фюрера?

Шеффер сдал лодку в исправном состоянии. Немцы не испортили машины и механизмы. Не уничтожили судовые документы и не избавились от торпед. Последнее помогло им избежать обвинения в потоплении бразильского крейсера «Байя» — полный боекомплект был на месте, ни одна торпеда не потрачена.

Но от подозрений в спасении Гитлера это моряков не избавило.

На первом же допросе искавшие убежища немцы твердили, что цель их прихода — всего лишь желание избежать страшного русского плена и обосноваться в Аргентине. Не изменили они своих показаний и когда аргентинские власти передали их американцам.

Военную разведку союзников очень интересовал вопрос о возможном бегстве фюрера на U-977. После долгого и тщательного дознания стало ясно: Шеффер и его экипаж не имеют к нему никакого отношения. Их просто оболванила нацистская пропаганда.


U-977 (внизу) и U-530 в порту военно-морской базы Рио-де-Жанейро, сентябрь 1945

Подводников перевезли в США и поместили в лагерь военнопленных. После окончания расследования немцев отпустили на свободу.

Конец U-977

U-977 ждала иная судьба.

Субмарину сначала перегнали в США, где в ноябре 1945 года она приняла участие в «Вояже Победы». В качестве трофея она посещала порты восточного побережья Штатов. А спустя год была потоплена на учениях как мишень для торпедных стрельб.


U-977 стала немецкой подлодкой, совершившей последний боевой поход во время Второй мировой войны. И движущей силой этого плавания стал страх.

Владимир Нагирняк

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)