ЧАТ

CNN рассказал, почему у советского конкурента «Конкорда» век оказался короток

01:07 / 01.10.2017
1 924
2
Ту-144 был советским конкурентом англо-французского сверхзвукового «Конкорда», пишет CNN. Однако судьба этого воздушного судна оказалась незавидной. Из-за сопровождавших его разработку неудач и ряда технических недостатков самолёт довольно скоро стал примером «одного из крупнейших провалов гражданской авиации», отмечает телеканал.


Когда в 1971 году на международном авиасалоне Ле Бурже советский конкурент «Конкорда» был впервые продемонстрирован зарубежной публике, он впечатлил всех. В напряжённой гонке за выпуск сверхзвукового пассажирского самолёта именно Советский Союз имел начальное преимущество, пишет CNN.

Французский президент Жорж Помпиду, забыв о национализме, назвал его «красивым самолётом». Даже создатели «Конкорда» признали, что советское воздушное судно было «тише и чище».

При этом Ту-144 очень сильно походил на своего англо-французского соперника, благодаря чему и получил своё прозвище «Конкордский». Но в то же время он казался «более экзотическим и таинственным». Советские достижения в аэрокосмической сфере того времени также заслуживали уважения: страна осуществила пробную посадку на Марс и запустила первую космическую станцию.

Казалось, что СССР занимает отличную позицию, чтобы обставить Запад на поле сверхзвуковых пассажирских перевозок. «Но вместо этого из-за ряда недостатков и неудач «Конкордский» вскоре стал одним из крупнейших провалов гражданской авиации», — отмечает телеканал.

Хотя англо-французский самолёт по праву заслужил место в истории, менее известный Ту-144 опередил его дважды. Он впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года — за два месяца до «Конкорда», — а затем осуществил полёт на сверхзвуковой скорости в июне 1969-го, обогнав соперника на четыре месяца.

По словам CNN, эти победы нельзя назвать маленькими. Американцы вышли из сверхзвуковой гонки после того, как конгресс свернул финансирование аналогичного проекта компании «Боинг» в 1971-м, но эта программа всё ещё оставалась «знаком почёта» для Советского Союза.

Оба самолёта явно опережали своё время: гражданская авиация едва переходила от пропеллерных к реактивным самолётам. Но их поразительное сходство в течение долгого времени служило поводом для различных шпионских историй.

«Дизайн «Туполева» не был получен благодаря шпионажу», — уверяет эксперт по советской авиации и профессор университета штата Буффало Илья Гринберг. «Несмотря на то что они выглядят похожими, это сильно отличающиеся друг от друга самолёты по множеству разных аспектов. Внешнее сходство основывается на функциональных критериях и требуемых параметрах. Но, разумеется, существует вероятность, что знакомство с эскизами «Конкорда» могло повлиять на некоторые концептуальные решения», — добавляет он.

«Туполев» слегка превосходил «Конкорд» своими размерами и скоростью. Но его главной отличительной чертой была пара дестабилизаторов, расположенных позади кабины. Они обеспечивали дополнительный подъём и улучшенное управление на низкой скорости.

В 1973 году на крупнейшей авиационной выставке Ту-144 снова привлёк всеобщее внимание, но в этот раз в результате трагедии, а не триумфа. Соперники вновь «сошлись в поединке». «Конкорд» завершил своё выступление первым без сучка и задоринки. Затем «Туполев» устроил гораздо более «дерзкое шоу» с пируэтами и поворотами, которые имели фатальные последствия. Самолёт развалился в воздухе и рухнул на соседнюю деревню Гуссенвилль. В итоге шесть человек погибли на борту и восемь — на земле, утверждает CNN.

Позже появилась «несуразная теория заговора»: «Туполев» разбился при попытке избежать столкновения с французским истребителем «Мираж», который собирался сфотографировать советский самолёт. Но Гринберг с ходу отметает эту версию: «Мираж» не имеет никакого отношения к катастрофе. Это были обычные слухи, чтобы отвлечь внимание от настоящей причины: из-за резких манёвров Ту-144 превысил предельную нагрузку».

На кадрах катастрофы видно, как «Туполев» резко кренится вперёд, вероятно, чтобы повторно запустить двигатели после того, как их охватил огонь. И из-за слишком высокого давления его крылья отрываются. «Пилоты попытались впечатлить публику и мировую прессу, показать, что советские самолёты могут быть «волнительнее», чем более консервативное выступление «Конкорда». Это хорошо видно на кадрах», — полагает Гринберг.

Так начался путь по наклонной, откуда Ту-144 так никогда и не выбрался. Парижская катастрофа привела к четырёхлетней заморозке советской программы, что позволило «Конкорду» первым поступить в эксплуатацию. Но произошедшее не вполне убедило СССР в необходимости дополнительных испытаний.

«Очевидно, политический приоритет — обойти Запад любой ценой — сыграл негативную роль, ведь они ставили спешку превыше адекватного планирования сроков в чрезвычайно напряжённой и трудной области», — заявляет Гринберг.

Когда в 1977-м Ту-144 наконец-то начал перевозить пассажиров, выяснилось, что он обладает рядом недостатков. Это был тесный, подверженный поломкам и в отличие от «Конкорда» невыносимо шумный самолёт.

За свой короткий срок службы в качестве пассажирских судов — они совершили лишь 55 рейсов — Ту-144 сталкивались с сотнями неисправностей, многие из которых обнаруживались в воздухе. В течение этого времени возникло множество историй о неприятностях с самолётом, в том числе ходили слухи, что пассажирам приходилось общаться друг с другом с помощью записок из-за оглушающего шума на борту.

23 мая 1978 года произошла ещё одна катастрофа. Ту-144 загорелся недалеко от Москвы и совершил аварийную посадку, во время которой погибли два бортинженера. Хотя этот инцидент ускорил ввод полного запрета на пассажирские перевозки, у закрытия проекта были иные причины, подчёркивает CNN.

«Советское правительство, как и руководство «Аэрофлота», потеряло интерес к программе. Они устали от головной боли, связанной с этим сверхсложным проектом. Не было экономического стимула использовать его на внутреннем рынке», — объясняет Гринберг.

В течение следующих лет без особого шума самолёты были незаметно списаны, а производство новой модели прекратилось. Полностью программу свернули в 1984-м. Всего, включая прототипы, было выпущено только 17 Ту-144. Бóльшая часть была уничтожена, но несколько машин всё ещё выставлены на всеобщее обозрение в авиационных музеях России и Германии.

Самый последний полёт Ту-144 произошёл в 1999 году благодаря NASA, которое спонсировало трёхлетнее совместное российско-американское исследование сверхзвуковых полётов. Самолёт наработал лишь 82 часа. Он поднимался в воздух в Московской области 27 раз, прежде чем программа была закрыта из-за нехватки средств.

«Туполев» недолгое время «возился» с идеей преемника, получившего название Ту-244, но до строительства дело так и не дошло. Что касается «Конкорда», то его последний полёт состоялся в 2003 году. Самолёт был обречён после катастрофы 2000-го под Парижем, которая унесла жизни 113 человек.

С тех пор выдвигалось множество идей о сверхзвуковых самолётах, но ни одна из них так и не была реализована. «Я не ожидаю, что они появятся в скором времени. В эпоху интернета и видеоконференций в реальном времени бизнесу не нужно высокоскоростное передвижение, — рассуждает Гринберг. — Жаль, что Ту-144 и «Конкорд» покинули небо. Несмотря на экономические ограничения и жизненную необходимость, людям нужна мечта, например, о путешествии на сверхзвуковой скорости с комфортом. На мой взгляд, не самая худшая мечта». Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +2
    Thresh
    Журналисты | 1 753 коммент | 33 публикации | 1 октября 2017 10:39
    Болтовня иносми!!! Этот самолет очень сильно прищемил западу то, что у них между ног болтается. Реально их Конкорд мог отправиться на свалку истории. Все сказано из расчета, что поверят в эту сказку, т.к. никто не будет искать опровергающих документов. Между тем поиск по комбинации "ле бурже ту-144 расследование" дает много информации по поводу катастрофы. Что весьма удивительно - черный ящик оказался вскрыт (понятно, что не нашими) и записи или повреждены, или принудительно разрушены настолько, что восстановить не удалось.
    ___________________________________________________
    Все будет так, как вы хотите, но совсем не так, как вы себе это представляете.
    Показать
  2. 0
    Vinni
    Читатель | 2 206 коммент | 0 публикаций | 1 октября 2017 13:24
    там диверсия была
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.