ЧАТ

А.В.Росич. Парафраз о выборах власти и демократии

11:25 / 10.10.2017
483
6
Посмотрел в интернете первые материалы-ласточки о грядущих в РФ президентских выборах. Решил изложить (в самых общих чертах – без привязки к конкретным лицам и условиям) пару мыслей на данную тему. А именно: о демократических выборах власти и о зарождении самой демократии 2,5 тысячи лет назад.

1. О демократических выборах власти

Далеко не каждый человек осознает явление под названием выборы как инструмент легитимного получения власти избранным меньшинством над подавляющим большинством. То есть суть демократии сводится не к неким свободам граждан, зачастую включающим, как это ни парадоксально, в основном права одних и обязанности других. А именно к периодическому проведению выборов власти. Вот то, что прежде всего отличает демократический режим правления от всех остальных.
Разумеется, выборы как явление впервые появились не в Древней Греции - афинском полисе времен Солона (590-е годы до н.э.) и затем Клисфена (после 510 г. до н.э.). И не в ранней Римской Республике после свержения последнего этруского царя в 509 г. до н.э. Во времена первобытно-общинного строя выборы вождя также имели место быть. Это потом уже можно власть передавать по наследству. А для начала надо либо ее взять (захватить), либо быть выбранным. Но в то далекое время всё было намного проще – племя без всяких заморочек выбирало того предводителя, за которым в явном виде стояла самая сильная группа мужчин. И все об этом прекрасно знали. Те же, кто был против такого “народного избранника” в лучшем случае после выборов вождя изгонялись из племени, иногда - со своими родственниками и сторонниками.

Однако в Греции архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.) с VI в. до н.э. выборам начали придавать НЕКИЙ ОТТЕНОК ПРИЯТСТВЕННОЙ ИЛЛЮЗИИ. Типа народ (в смысле свободные граждане Афин, которые составляли меньшинство среди населения полиса) путем демократических выборов сам волен решать – какую власть ему иметь. Со временем эта хитроумная виртуальность для демоса в различных странах только усиливалась и укреплялась. А со второй половины XX века упомянутая виртуальность трансформировалась в жесткую реальность – безоговорочную и не обсуждаемую аксиому политической жизни большинства стран на планете. Хотя суть выборов как легитимного инструмента прихода к власти наиболее сильной группировки со времён выборов вождей в первобытных племенах не изменилась.

А.В.Росич. Парафраз о выборах власти и демократии
Улыбающаяся сладкоголосая сирена с о. Лемнос.
Афины. Национальный археологический музей


2. О зарождении демократии

В самом кратком виде остановимся на истории зарождения и основных итогах выборной демократии в Древней Греции, которая, на мой взгляд, весьма символична и даже поучительна.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - выборы жителями Афин главой своей исполнительной власти (архонтом-эпонимом на 594-593 год до н.э.) очень уважаемого политического деятеля и любимого в народе поэта Солона. Как истинный поэт он периодически излагал свои романтически позитивные идеи о демократизации общества. Их смысл сводился, грубо говоря, к тому, чтобы больше дать прав простому народу, урезав права олигархата и древнегреческой аристократии (хотя Солон сам принадлежал к царскому роду). Многие его идеи демократизации общества вошли в составленную им Конституцию Афин.
За власть Солон не держался, что характеризует его с позитивной стороны. После своего архонства он начал странствовать, посетив различные регионы Восточного Средиземноморья. Вернувшись из путешествий, Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Умер около 559 г. до н.э. в Афинах.
ВТОРОЙ ЭТАП демократизации Афин произошел примерно через 90 лет. И осуществился он в процессе борьбы древнегреческого аристократического клана, возглавляемого Клисфеном:
- сначала с т.н. “тираном” Афин Гиппием, до убийства своего брата (соправителя Афин) проводившего достаточно мягкую политику,
- затем с выбранным народом архонтом Исагором - предводителем части аристократов афинского полиса.
♦ Гиппия Клисфен победил руками греков-дорийцев, возглавляемых царем Спарты Клеоменом I. Для этого Клисфен подкупил Дельфийского оракула (при храме Аполлона в Дельфах), чтобы тот велел спартанцам идти освобождать Афины от тирана Гиппия. В 510 г. до н.э. спартанский царь Клеомен вошел в Афины и разбил в битве Гиппия, который после этого был вынужден бежать из Аттики.
Взамен оказанной помощи Клеомен потребовал от Клисфена присоединения Афин к списку официальных союзников Спарты. Однако последний, опираясь на поддержку афинского демоса, изгнал спартанский гарнизон из Афин.
♦ После освобождения Афин от тирании в полисе началась многолетняя грызня за власть между двумя аристократическими кланами - Клисфена и Исагора. Дело дошло не только до казней, но и до выбрасывания из могил трупов родственников противостоящего клана. В этой борьбе у Клисфена не было другого выхода как опереться на народ. В итоге Исагор был побежден и бежал, а Клисфен… стал новым тираном Афин.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается с внедрения Клисфеном демократии - сначала в Афинах, а затем и во всей Аттике. Естественно, внедрение принципов демократии происходило так как их понимал сам Клисфен, прикрываясь и периодически ссылаясь на Конституцию Афин, написанную еще Солоном (ну это как Сталин, уничтожая наиболее известных революционеров “ленинско-троцкистского призыва”, постоянно подчеркивал, что он – ученик великого Ленина).

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ внедрения и развития демократии в Древней Греции.
♦ Под властью Афин объединена и централизована Аттика - юго-восточная часть Греции.
♦ Активизировалось кораблестроение. Выросли объемы поступления урожая злаковых из греческих колоний Причерноморья (в т.ч. совр. Крыма и Краснодарского края). Наблюдается расцвет древнегреческого искусства и культуры.
♦ Афинский полис, а затем и вся Аттика вошли в период своего высшего расцвета – т.н. “классический период” (480-323 гг. до н.э.).
♦ Афины ведут успешные войны с близкими и дальними соседями – вплоть до 404 г. до н.э., когда в многолетней Пелопонесской войне Афины были побеждены греками-дорийцами Спарты.
♦ На каждого свободного гражданина Афин, который только и был наделен правом выбора государственной власти, во времена расцвета демократии приходилось (в разные периоды и по различным оценкам) в среднем от 3 до 11 рабов. Наиболее богатые местные демократы владели порядка сотни рабов…

P.S. Полноправными свободными гражданами Афин являлись мужчины, достигшие 20-летнего возраста, у кого отец и мать были афинянами. Участвовать в выборах властей полиса не имели права:
- жители афинского полиса, но не греки по национальности;
- “пришлые” из других городов страны греки. Как правило, они происходили не от греков-ионийцев – коренного населения Афин. Например, как греки-ахейцы, бежавшие в Аттику от на удивление упорно преследующих их греков-дорийцев (установивших контроль над большей частью страны).

А.В.Росич

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. 0
    Lalu
    Читатель | 3 174 коммент | 0 публикаций | 10 октября 2017 12:04
    И вот зачем нам их "демократия",спрашивается?Рабов нам?Вот оно - каждому по три раба и демократии побольше h4
    Не обижайтесь,я чисто ёрничаю,потому как жить всё противней...........
    Уж если мечтать,то ни в чем себе не отказывать...............
    Показать
  2. +1
    Rosich
    Журналисты | 9 007 коммент | 32 публикации | 10 октября 2017 12:21
    Ну вот, кто-то уже поставил минус материалу. Это хорошо. Правда непонятно, то ли автор ерунду написал, то ли тема не вызывает особого позитива. В последнем случае о политике лучше хранить гробовое молчание, а писать лишь о хорошей погоде, забавных кошечках и вкусной еде. Вот тогда будут сплошные плюсы (хотя они мало кого из взрослых людей интересуют).
    Кстати, недавно почитал материал о борще - чуть не разорвало на ночь глядя, так захотелось настоящего украинского борща... s01
    Показать
    1. Царапка
      'Редакторы' | 2 705 коммент | 2 589 публикаций | 10 октября 2017 13:04
      И вам тоже скажу - это не я. Я уже взрослая, да и плюсики-минусики считать мне "не по рангу".
      Самой же мне до этих минусиков фиолетово, чего и вам желаю.
      А про борщ , действительно, аппетитно получилось, сама не ожидала.
      Показать
  3. -1
    zonaru77
    Истерика | 2 740 коммент | 0 публикаций | 10 октября 2017 13:19
    Цитата: Lalu
    Вот оно - каждому по три раба и демократии побольше

    Типа да. Только рабов не надо. Вещь крайне дорогая и капризная. Таджики дешевле и работают лучше.
    Показать
  4. 0
    Rosich
    Журналисты | 9 007 коммент | 32 публикации | 10 октября 2017 13:31
    Цитата: Царапка
    И вам тоже скажу - это не я...


    s01
    Показать
  5. -5
    Larissa
    Журналисты | 676 коммент | 262 публикации | 10 октября 2017 14:10
    По-моему, всё гораздо проще. Как в фильме "Маугли" выбирали хозяина джунглей - самого сильного и самого мудрого, - тот же принцип справедлив по сей день и для общества ради собственной же безопасности и спокойствия. Демос всегда захочет выбрать самого сильного и мудрого. Если, конечно, у демоса сохранилась и исправно работает программа/инстинкт самосохранения человека как биологического вида. И он будет выбирать Акелу каждый раз до тех пор, пока тот не промахнется. Читайте сказки и наблюдайте за животными - и все рассуждения про выборы и демократию сами отпадут за ненадобностью.

    ЗЫ. Росич, спасибо за публикацию и за повод высказать свое отношение к выборам.
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.