А.В.Росич. Парафраз о выборах власти и демократии » E-news.su
ЧАТ

А.В.Росич. Парафраз о выборах власти и демократии

11:25 / 10.10.2017
827
6
Посмотрел в интернете первые материалы-ласточки о грядущих в РФ президентских выборах. Решил изложить (в самых общих чертах – без привязки к конкретным лицам и условиям) пару мыслей на данную тему. А именно: о демократических выборах власти и о зарождении самой демократии 2,5 тысячи лет назад.

1. О демократических выборах власти

Далеко не каждый человек осознает явление под названием выборы как инструмент легитимного получения власти избранным меньшинством над подавляющим большинством. То есть суть демократии сводится не к неким свободам граждан, зачастую включающим, как это ни парадоксально, в основном права одних и обязанности других. А именно к периодическому проведению выборов власти. Вот то, что прежде всего отличает демократический режим правления от всех остальных.
Разумеется, выборы как явление впервые появились не в Древней Греции - афинском полисе времен Солона (590-е годы до н.э.) и затем Клисфена (после 510 г. до н.э.). И не в ранней Римской Республике после свержения последнего этруского царя в 509 г. до н.э. Во времена первобытно-общинного строя выборы вождя также имели место быть. Это потом уже можно власть передавать по наследству. А для начала надо либо ее взять (захватить), либо быть выбранным. Но в то далекое время всё было намного проще – племя без всяких заморочек выбирало того предводителя, за которым в явном виде стояла самая сильная группа мужчин. И все об этом прекрасно знали. Те же, кто был против такого “народного избранника” в лучшем случае после выборов вождя изгонялись из племени, иногда - со своими родственниками и сторонниками.

Однако в Греции архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.) с VI в. до н.э. выборам начали придавать НЕКИЙ ОТТЕНОК ПРИЯТСТВЕННОЙ ИЛЛЮЗИИ. Типа народ (в смысле свободные граждане Афин, которые составляли меньшинство среди населения полиса) путем демократических выборов сам волен решать – какую власть ему иметь. Со временем эта хитроумная виртуальность для демоса в различных странах только усиливалась и укреплялась. А со второй половины XX века упомянутая виртуальность трансформировалась в жесткую реальность – безоговорочную и не обсуждаемую аксиому политической жизни большинства стран на планете. Хотя суть выборов как легитимного инструмента прихода к власти наиболее сильной группировки со времён выборов вождей в первобытных племенах не изменилась.

А.В.Росич. Парафраз о выборах власти и демократии
Улыбающаяся сладкоголосая сирена с о. Лемнос.
Афины. Национальный археологический музей


2. О зарождении демократии

В самом кратком виде остановимся на истории зарождения и основных итогах выборной демократии в Древней Греции, которая, на мой взгляд, весьма символична и даже поучительна.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - выборы жителями Афин главой своей исполнительной власти (архонтом-эпонимом на 594-593 год до н.э.) очень уважаемого политического деятеля и любимого в народе поэта Солона. Как истинный поэт он периодически излагал свои романтически позитивные идеи о демократизации общества. Их смысл сводился, грубо говоря, к тому, чтобы больше дать прав простому народу, урезав права олигархата и древнегреческой аристократии (хотя Солон сам принадлежал к царскому роду). Многие его идеи демократизации общества вошли в составленную им Конституцию Афин.
За власть Солон не держался, что характеризует его с позитивной стороны. После своего архонства он начал странствовать, посетив различные регионы Восточного Средиземноморья. Вернувшись из путешествий, Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Умер около 559 г. до н.э. в Афинах.
ВТОРОЙ ЭТАП демократизации Афин произошел примерно через 90 лет. И осуществился он в процессе борьбы древнегреческого аристократического клана, возглавляемого Клисфеном:
- сначала с т.н. “тираном” Афин Гиппием, до убийства своего брата (соправителя Афин) проводившего достаточно мягкую политику,
- затем с выбранным народом архонтом Исагором - предводителем части аристократов афинского полиса.
♦ Гиппия Клисфен победил руками греков-дорийцев, возглавляемых царем Спарты Клеоменом I. Для этого Клисфен подкупил Дельфийского оракула (при храме Аполлона в Дельфах), чтобы тот велел спартанцам идти освобождать Афины от тирана Гиппия. В 510 г. до н.э. спартанский царь Клеомен вошел в Афины и разбил в битве Гиппия, который после этого был вынужден бежать из Аттики.
Взамен оказанной помощи Клеомен потребовал от Клисфена присоединения Афин к списку официальных союзников Спарты. Однако последний, опираясь на поддержку афинского демоса, изгнал спартанский гарнизон из Афин.
♦ После освобождения Афин от тирании в полисе началась многолетняя грызня за власть между двумя аристократическими кланами - Клисфена и Исагора. Дело дошло не только до казней, но и до выбрасывания из могил трупов родственников противостоящего клана. В этой борьбе у Клисфена не было другого выхода как опереться на народ. В итоге Исагор был побежден и бежал, а Клисфен… стал новым тираном Афин.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается с внедрения Клисфеном демократии - сначала в Афинах, а затем и во всей Аттике. Естественно, внедрение принципов демократии происходило так как их понимал сам Клисфен, прикрываясь и периодически ссылаясь на Конституцию Афин, написанную еще Солоном (ну это как Сталин, уничтожая наиболее известных революционеров “ленинско-троцкистского призыва”, постоянно подчеркивал, что он – ученик великого Ленина).

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ внедрения и развития демократии в Древней Греции.
♦ Под властью Афин объединена и централизована Аттика - юго-восточная часть Греции.
♦ Активизировалось кораблестроение. Выросли объемы поступления урожая злаковых из греческих колоний Причерноморья (в т.ч. совр. Крыма и Краснодарского края). Наблюдается расцвет древнегреческого искусства и культуры.
♦ Афинский полис, а затем и вся Аттика вошли в период своего высшего расцвета – т.н. “классический период” (480-323 гг. до н.э.).
♦ Афины ведут успешные войны с близкими и дальними соседями – вплоть до 404 г. до н.э., когда в многолетней Пелопонесской войне Афины были побеждены греками-дорийцами Спарты.
♦ На каждого свободного гражданина Афин, который только и был наделен правом выбора государственной власти, во времена расцвета демократии приходилось (в разные периоды и по различным оценкам) в среднем от 3 до 11 рабов. Наиболее богатые местные демократы владели порядка сотни рабов…

P.S. Полноправными свободными гражданами Афин являлись мужчины, достигшие 20-летнего возраста, у кого отец и мать были афинянами. Участвовать в выборах властей полиса не имели права:
- жители афинского полиса, но не греки по национальности;
- “пришлые” из других городов страны греки. Как правило, они происходили не от греков-ионийцев – коренного населения Афин. Например, как греки-ахейцы, бежавшие в Аттику от на удивление упорно преследующих их греков-дорийцев (установивших контроль над большей частью страны).

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Итак, в кратком виде подведем итоги истории Древней Греции после нижеперечисленных эпохальных событий:
● Гибель великой Минойской цивилизации с центром на о. Крит;
● Приход в Грецию с севера греков-дорийцев, их упорное и целенаправленное преследование греков-ахейцев (инициаторов войны против Трои);
● Угасание микенской культуры, созданной ахейцами на остатках Минойской цивилизации;
● Бегство большинства ахейцев от наступавших дорийцев в Афины – древнегреческий полис, основанный греками-ионийцами.

1. В эпоху великой греческой колонизации в Средиземноморье и Северном Причерноморье, расцвет которой приходится на VII-VI вв. до н.э., греки-ионийцы (частично перешедшие из Аттики в Милет на западе Малой Азии) основали около 70 колоний на побережье Чёрного моря. Греческая торговля фактически стала международной, имея сбыт и на западных, и на восточных рынках. В Грецию ввозились рабы, сырье, предметы роскоши, а также продукты питания для все возрастающего населения полисов.
♦ В Северном Причерноморье (Тамань и восточная часть Крыма) обосновавшиеся колонии греков-ионийцев объединились, создав в 480 г. до н.э. Боспорское царство со столицей в Пантикапее (совр. Керчь).
♦ Греки-дорийцы в 422 г. до н.э. создали на юго-западе Крыма огромный античный полис - Херсонес Таврический (Корсунь). Территория полиса превышает площадь совр. Севастополя, позже построенного на его месте. В дальнейшем Херсонес, отстаивая свой как бы статус “вольного города”, крутился между наступавшими скифами, выжидающим Боспором, расширяющим свое влияние Понтом и Римом, рассматривающим Херсонес как свою военную базу на восточной окраине Империи.
♦ На южном побережье Черного моря в Малой Азии греками-ионийцами в 302 г. до н.э. было основано Понтийское (греко-персидско-армянское и проч.) царство, которое просуществовало 240 лет, управляемое представителями династии Митридатов.

2. В 594 г. до н.э. в обстановке гражданской смуты афинские граждане избрали Солона первым архонтом и как высшему должностному лицу в государстве предоставили ему чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год, но и за этот срок сумел оправдать доверие своих сограждан: его деятельность стала важной вехой в истории Афин.
Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. А разряд присваивался в соответствии с размером их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов. получаемых с земельных владений. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство (а не знатность, как раньше).

3. В 507 г. до н.э. один из соперничавших аристократических вождей – глава афинского рода Клисфен – перешел на сторону демоса и возглавил народное движение, что принесло ему полную победу над всеми противниками. По инициативе Клисфена был проведен ряд важнейших политических реформ демократической направленности. Демократия – “власть народа”, где под “народом” понимались свободные граждане Афинского полиса, составляющие явное меньшинство среди жителей страны. Таким образом, изначальный смысл демократии – власть привилегированного меньшинства населения страны над большинством. При демократии греки, не являющиеся свободными гражданами Афин, пользовались ограниченными свободами и правами. Про права рабов, которых на каждого гражданина полиса приходилось в среднем по 3-11 человек (в разные времена), можно не говорить...

4. Пелопонесская война 431-404 гг. до н.э. между Афинами и практически всей Грецией (во главе с греками-дорийцами) закончилась сокрушительным поражением Афин, потерей ими владений и привилегий, а Спарта установила свою гегемонию. Был подписан мирный договор, по которому Афины лишались права иметь флот, отказывались от всех своих заморских владений и входили в союз со Спартой. Главная причина разгрома Афин заключалась в том, что они жили за счёт эксплуатации населения многих других полисов, а союзников рассматривали как своих подданных. К причинам разгрома Афин можно отнести и ее авантюрную агрессивную политику, не обеспеченную достаточными материальными, политическими и военными средствами. А также и то, что афинская демократия имела слишком узкую социальную базу.

5. После смерти Митридата VI Евпатора (63 г. до н.э.) из династии Митридатов, управлявшей Понтийским царством и держащей под контролем Боспорское царство, политическая карта Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, жители Херсонеса стремились “стать под твёрдую руку” Римской империи в качестве “свободного города” и избавиться от унизительной опеки “полуварварских царей” Боспора. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал Херсонесу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу “разделяй и властвуй”, римские императоры то подчиняли город своим союзникам - боспорским царям, то предоставляли ему “свободу”, когда необходимо было сдержать амбиции Боспора.

Резюме.
В истории Древней Греции есть много белых пятен с вопросами, ответы на которые мировая наука не может (или не хочет) дать ответы. Но, начиная с эпохи великой греческой колонизации (VIII в. до н.э.), остается, пожалуй, ТОЛЬКО ОДИН ВОПРОС. А именно: почему греки-дорийцы, основавшие в Крыму Херсонес, считали греков-ионийцев, основавших Боспорское царство по берегам Керченского пролива, “полуварварами”?

А.В.Росич

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. 0
    Lalu
    Читатель | 3 261 коммент | 0 публикаций | 10 октября 2017 12:04
    И вот зачем нам их "демократия",спрашивается?Рабов нам?Вот оно - каждому по три раба и демократии побольше h4
    Не обижайтесь,я чисто ёрничаю,потому как жить всё противней...........
    Уж если мечтать,то ни в чем себе не отказывать...............
    Показать
  2. +1
    Rosich
    Журналисты | 9 370 коммент | 37 публикаций | 10 октября 2017 12:21
    Ну вот, кто-то уже поставил минус материалу. Это хорошо. Правда непонятно, то ли автор ерунду написал, то ли тема не вызывает особого позитива. В последнем случае о политике лучше хранить гробовое молчание, а писать лишь о хорошей погоде, забавных кошечках и вкусной еде. Вот тогда будут сплошные плюсы (хотя они мало кого из взрослых людей интересуют).
    Кстати, недавно почитал материал о борще - чуть не разорвало на ночь глядя, так захотелось настоящего украинского борща... s01
    Показать
    1. Царапка
      'Редакторы' | 2 940 коммент | 3 379 публикаций | 10 октября 2017 13:04
      И вам тоже скажу - это не я. Я уже взрослая, да и плюсики-минусики считать мне "не по рангу".
      Самой же мне до этих минусиков фиолетово, чего и вам желаю.
      А про борщ , действительно, аппетитно получилось, сама не ожидала.
      Показать
  3. -1
    zonaru77
    Истерика | 3 167 коммент | 0 публикаций | 10 октября 2017 13:19
    Цитата: Lalu
    Вот оно - каждому по три раба и демократии побольше

    Типа да. Только рабов не надо. Вещь крайне дорогая и капризная. Таджики дешевле и работают лучше.
    Показать
  4. 0
    Rosich
    Журналисты | 9 370 коммент | 37 публикаций | 10 октября 2017 13:31
    Цитата: Царапка
    И вам тоже скажу - это не я...


    s01
    Показать
  5. -4
    Larissa
    Журналисты | 1 109 коммент | 339 публикаций | 10 октября 2017 14:10
    По-моему, всё гораздо проще. Как в фильме "Маугли" выбирали хозяина джунглей - самого сильного и самого мудрого, - тот же принцип справедлив по сей день и для общества ради собственной же безопасности и спокойствия. Демос всегда захочет выбрать самого сильного и мудрого. Если, конечно, у демоса сохранилась и исправно работает программа/инстинкт самосохранения человека как биологического вида. И он будет выбирать Акелу каждый раз до тех пор, пока тот не промахнется. Читайте сказки и наблюдайте за животными - и все рассуждения про выборы и демократию сами отпадут за ненадобностью.

    ЗЫ. Росич, спасибо за публикацию и за повод высказать свое отношение к выборам.
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.