ЧАТ

История тайного союза США и Саудовской Аравии

20:18 / 12.10.2017
667
0

Bloomberg по­де­лил­ся де­та­ля­ми фи­нан­со­вой сдел­ки между Ва­шинг­то­ном и Эр-Ри­ядом, ко­то­рые оста­ва­лись в сек­ре­те 41 год.

Дело было в июле 1974 года. В 8 утра недав­но на­зна­чен­ный глава Каз­на­чей­ства США Уи­льям Сай­мон и его за­ме­сти­тель Джер­ри Пар­ски вы­ле­те­ли с авиа­ба­зы «Эн­д­рюс». Мо­ро­сить уже пе­ре­ста­ло, но небо было за­тя­ну­то об­ла­ка­ми.

На борту ца­ри­ли мрач­ные на­стро­е­ния. Неф­тя­ной кри­зис был в раз­га­ре. Эм­бар­го со сто­ро­ны араб­ских чле­нов ОПЕК в от­мест­ку за то, что США под­дер­жа­ли Из­ра­иль в войне Суд­но­го дня, взвин­ти­ло цены в че­ты­ре раза. Ин­фля­ция вы­рос­ла, фон­до­вый рынок рух­нул, эко­но­ми­ка США на­хо­ди­лась в што­по­ре.

Офи­ци­аль­но двух­не­дель­ная по­езд­ка Сай­мо­на была пред­став­ле­на как эко­но­ми­че­ское турне по всему Ближ­не­му Во­сто­ку со всеми по­ла­га­ю­щи­ми­ся ру­ко­по­жа­ти­я­ми и бан­ке­та­ми. Ре­аль­ную цель мис­сии знало толь­ко бли­жай­шее окру­же­ние пре­зи­ден­та Ник­со­на — ми­ни­стру пред­сто­я­ло про­ве­сти че­ты­ре дня в при­мор­ском го­ро­де Джид­да в Са­у­дов­ской Ара­вии.

Цель: сде­лать невоз­мож­ным ис­поль­зо­ва­ние нефти в ка­че­стве эко­но­ми­че­ско­го ору­жия и найти спо­соб убе­дить враж­деб­ное ко­ро­лев­ство фи­нан­си­ро­вать рас­ту­щий бюд­жет­ный де­фи­цит США своим но­во­об­ре­тен­ным неф­те­дол­ла­ро­вым бо­гат­ством

Как го­во­рит 73-лет­ний Пар­ски, один из чле­нов немно­го­чис­лен­ной де­ле­га­ции, «мы не за­да­ва­лись во­про­сом, воз­мож­но ли это сде­лать». Если ве­рить ему, Ник­сон дал по­нять, что воз­вра­щать­ся с пу­сты­ми ру­ка­ми не стоит. Про­вал не толь­ко по­ста­вил бы под угро­зу фи­нан­со­вое бла­го­по­лу­чие Аме­ри­ки, но и дал бы Со­вет­ско­му Союзу воз­мож­ность рас­ши­рить вли­я­ние в араб­ском мире.

Глава Казначейства США Уильям Саймон. Белый дом. 9 августа, 1974 года

На пер­вый взгляд Сай­мон, ко­то­рый толь­ко что за­кон­чил служ­бу в ка­че­стве «глав­но­го по энер­ге­ти­ке» в пра­ви­тель­стве США, плохо под­хо­дил для такой де­ли­кат­ной мис­сии. До этого, перед тем, как Ник­сон сма­нил его в свою ад­ми­ни­стра­цию, Сай­мон воз­глав­лял отдел по тор­гов­ле го­соб­ли­га­ци­я­ми в Salomon Brothers.

Для ва­шинг­тон­ских ка­рьер­ных бю­ро­кра­тов быв­ший трей­дер вы­гля­дел дерз­ким вы­скоч­кой с раз­ду­тым эго. До­ста­точ­но ска­зать, что бук­валь­но за неде­лю до по­езд­ки в Са­у­дов­скую Ара­вию Сай­мон пуб­лич­но рас­кри­ти­ко­вал шаха Ирана, на тот мо­мент близ­ко­го ре­ги­о­наль­но­го со­юз­ни­ка США, на­звав его «пси­хом».

Но Сай­мон лучше дру­гих по­ни­мал при­вле­ка­тель­ность аме­ри­кан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го долга и знал, как убе­дить са­у­дов­цев, что Аме­ри­ка — самое без­опас­ное место для хра­не­ния их неф­те­дол­ла­ров. И этот план, как ока­за­лось, пол­но­стью опре­де­лил аме­ри­ка­но-са­у­дов­ские от­но­ше­ния на че­ты­ре де­ся­ти­ле­тия впе­ред.

Ос­нов­ная идея была по­ра­зи­тель­но про­ста. США будут по­ку­пать у Са­у­дов­ской Ара­вии нефть и обес­пе­чи­вать ко­ро­лев­ство ору­жи­ем и во­ен­ной по­мо­щью. А са­уди­ты будут вкла­ды­вать по­лу­чен­ные неф­те­дол­ла­ро­вые мил­ли­ар­ды об­рат­но в аме­ри­кан­ские каз­на­чей­ские об­ли­га­ции и тем самым фи­нан­си­ро­вать рас­хо­ды Аме­ри­ки.

Как рас­ска­зы­ва­ет Пар­ски, чтобы утря­сти все де­та­ли, по­тре­бо­ва­лось еще несколь­ко тай­ных встреч. К концу пе­ре­го­во­ров на столе оста­лось одно неболь­шое, но важ­ное усло­вие: ко­роль Фей­сал ибн Аб­дул-Азиз Аль Сауд по­тре­бо­вал, чтобы при­об­ре­те­ние об­ли­га­ций оста­ва­лось в сек­ре­те.

О сдел­ке знали лишь несколь­ко чи­нов­ни­ков Каз­на­чей­ства и ФРС, так что тайну уда­лось со­хра­нить на сорок с лиш­ним лет. Лишь в мае, когда агент­ство Bloomberg News по­сла­ло в Каз­на­чей­ство за­прос в со­от­вет­ствии с Актом о сво­бо­де ин­фор­ма­ции, пресс-сек­ре­тарь Уитни Смит за­яви­ла, что «рас­кры­тие этих дан­ных со­гла­су­ет­ся с кур­сом на про­зрач­ность и за­ко­ном».

Итак, ко­ро­лев­ство — один из круп­ней­ших кре­ди­то­ров США, дер­жа­тель об­ли­га­ций на 117 млрд дол­ла­ров. Но и эта ин­фор­ма­ция вы­зы­ва­ет много новых во­про­сов. Быв­ший чи­нов­ник Каз­на­чей­ства утвер­жда­ет, что офи­ци­аль­ная цифра зна­чи­тель­но — воз­мож­но, вдвое и более — за­ни­жа­ет ин­ве­сти­ции Са­у­дов­ской Ара­вии в го­су­дар­ствен­ный долг США.

Зо­ло­то­ва­лют­ные ре­зер­вы ко­ро­лев­ства равны 587 млрд дол­ла­ров, и на­зван­ная сумма со­став­ля­ет от них лишь 20%, а цен­траль­ные банки обыч­но дер­жат в дол­ла­ро­вых ак­ти­вах около 60% своих ре­зер­вов. Неко­то­рые ана­ли­ти­ки по­ла­га­ют, что Са­у­дов­ская Ара­вия скры­ва­ет раз­мер вло­же­ний в аме­ри­кан­ские дол­го­вые обя­за­тель­ства, оформ­ляя сдел­ки через оф­шор­ные фи­нан­со­вые цен­тры.

Водители на бензоколонке в США выстраиваются в очереди за бензином из-за перебоев с топливом, вызванных эмбарго со стороны ОПЕК, 1974 год

Почему сейчас эта цифра важна как никогда

С одной сто­ро­ны обвал цен на нефть вы­звал ре­зон­ные опа­се­ния, что Са­у­дов­ской Ара­вии при­дет­ся про­да­вать при­над­ле­жа­щие ей об­ли­га­ции для фи­нан­си­ро­ва­ния те­ку­щих нужд бюд­же­та. С дру­гой сто­ро­ны, мно­гие опа­са­ют­ся, что ко­ро­лев­ство спо­соб­но ис­поль­зо­вать свою во­вле­чен­ность в самый важ­ный на пла­не­те рынок го­су­дар­ствен­но­го долга как по­ли­ти­че­ское ору­жие — как ко­гда-то слу­чи­лось с нефтью.

В ап­ре­ле Са­у­дов­ская Ара­вия при­гро­зи­ла рас­про­дать аме­ри­кан­ские ак­ти­вы на 750 млрд дол­ла­ров в слу­чае, если Кон­гресс при­мет за­ко­но­про­ект, поз­во­ля­ю­щий при­влечь ко­ро­лев­ство к аме­ри­кан­ско­му суду за тер­ро­ри­сти­че­ские атаки 11 сен­тяб­ря.

Па­рал­лель­но кан­ди­да­ты в пре­зи­ден­ты и за­ко­но­да­те­ли обеих пар­тий тре­бу­ют рас­сек­ре­тить 28-стра­нич­ный раз­дел от­че­та пра­ви­тель­ства США от 2004 года, где, как пред­по­ла­га­ет­ся, со­дер­жат­ся дан­ные, свя­зы­ва­ю­щие са­уди­тов с тер­ак­та­ми.

Марк Чанд­лер, воз­глав­ля­ю­щий на­прав­ле­ние гло­баль­ных ва­лют­ных рын­ков в Brown Brothers Harriman, го­во­рит:

«Пред­ста­вим себе, что это не блеф. Са­у­дов­цы на­хо­дят­ся под боль­шим дав­ле­ни­ем. Мне ка­жет­ся, было бы ошиб­кой недо­оце­ни­вать уяз­ви­мость США по от­но­ше­нию к их круп­ней­шим кре­ди­то­рам».

В то же время Са­у­дов­ская Ара­вия, граж­дане ко­то­рой уже много лет по­лу­ча­ли бес­плат­ное ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние, бен­зин, а также ре­гу­ляр­ные по­вы­ше­ния зар­пла­ты, стал­ки­ва­ет­ся с се­рьез­ным фи­нан­со­вым кри­зи­сом.

Американский президент Ричард Никсон жмет руку королю Саудовской Аравии Фейсалу ибн Абдул-Азиз Аль Сауду, 1974 год

Толь­ко в про­шлом году на по­га­ше­ние круп­ней­ше­го за по­след­ние 25 лет бюд­жет­но­го де­фи­ци­та ушло 111 млрд дол­ла­ров ре­зер­вов — война с ИГИЛ (ор­га­ни­за­ция при­зна­на тер­ро­ри­сти­че­ской и за­пре­ще­на в Рос­сии) и борь­ба с Ира­ном об­хо­дят­ся неде­ше­во. Хотя нефть ста­би­ли­зи­ро­ва­лась на уровне около $50 за бар­рель (в на­ча­ле года она сто­и­ла мень­ше $30), это все еще на­мно­го мень­ше былых $100.

Си­ту­а­ция в Са­у­дов­ской Ара­вии стала на­столь­ко острой, что ко­ро­лев­ство го­то­во пойти на при­ва­ти­за­цию го­су­дар­ствен­ной неф­тя­ной ком­па­нии Saudi Aramco.

Ка­жет­ся, мно­го­лет­няя по­ли­ти­ка «вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти» между США и Са­у­дов­ской Ара­ви­ей, ос­но­ван­ная на дав­нем успе­хе Сай­мо­на и свя­зы­ва­ю­щая мало чем по­хо­жие между собой го­су­дар­ства, дала брешь. Аме­ри­ка по­не­мно­гу на­чи­на­ет сбли­же­ние с Ира­ном. Кроме того, бла­го­да­ря слан­це­во­му буму США го­раз­до мень­ше за­ви­сят от са­у­дов­ской нефти.

По мне­нию Пар­ски, ко­то­рый сей­час тру­дит­ся в долж­но­сти пред­се­да­те­ля со­ве­та ди­рек­то­ров част­ной лос-ан­дже­лес­ской ком­па­нии Aurora Capital Group, в 1974 году эта сдел­ка (и тре­бу­е­мая вто­рой сто­ро­ной сек­рет­ность) были со­вер­шен­но оправ­да­ны. Мно­гие из со­юз­ни­ков США, в том числе Ве­ли­ко­бри­та­ния и Япо­ния, тоже силь­но за­ви­се­ли от са­у­дов­ской нефти и тай­ком со­пер­ни­ча­ли, пы­та­ясь за­ста­вить ко­ро­лев­ство ре­ин­ве­сти­ро­вать вы­ру­чен­ные день­ги в их эко­но­ми­ки.

Гор­дон С. Браун, эко­но­ми­че­ский со­вет­ник Го­су­дар­ствен­но­го де­пар­та­мен­та в по­соль­стве США в Эр-Ри­яде с 1976 по 1978 год, ком­мен­ти­ру­ет:

«За­пу­стить руку в кар­ман Са­у­дов­ской Ара­вии пы­та­лись США, Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния — все».

Для са­уди­тов тре­бо­ва­ние со­хра­нить ин­ве­сти­ции в каз­на­чей­ские об­ли­га­ции в тайне было в ос­нов­ном по­ли­ти­че­ским. Про­шло всего 10 ме­ся­цев после войны Суд­но­го дня, и араб­ский мир не мог про­стить США под­держ­ку Из­ра­и­ля. Судя по тек­стам ди­пло­ма­ти­че­ских те­ле­грамм, ко­роль Фей­сал боль­ше всего опа­сал­ся, что со­се­ди решат, что са­у­дов­ские неф­тя­ные мил­ли­ар­ды ока­жут­ся в руках их злей­ше­го врага.

Чи­нов­ни­ки Каз­на­чей­ства раз­ре­ши­ли эту про­бле­му, со­гла­сив­шись со­хра­нить сдел­ку в сек­ре­те. Было со­зда­но спе­ци­аль­ное «до­пол­ни­тель­ное со­гла­ше­ние», ко­то­рое поз­во­ли­ло Са­у­дов­ской Ара­вии обой­ти обыч­ный про­цесс кон­ку­рент­ных тор­гов на по­куп­ку каз­на­чей­ских об­ли­га­ций. Таким об­ра­зом, эти сдел­ки не про­хо­ди­ли через офи­ци­аль­ные аук­ци­о­ны, и ни­ка­ких сле­дов при­сут­ствия Са­у­дов­ской Ара­вии на рынке го­су­дар­ствен­но­го долга США в пуб­лич­ном поле не оста­ва­лось.

Если ве­рить Дэ­ви­ду Спиро из Ко­лум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та и его книге «Неви­ди­мая рука аме­ри­кан­ской ге­ге­мо­нии. Воз­вра­ще­ние неф­те­дол­ла­ров и меж­ду­на­род­ные рынки» (The Hidden Hand of American Hegemony: Petrodollar Recycling and International Markets), Са­у­дов­ская Ара­вия яв­ля­ет­ся вла­дель­цем 20% всех дол­го­вых обя­за­тельств США, об­ра­ща­ю­щих­ся за гра­ни­цей.

Для ко­ро­лев­ства было сде­ла­но еще одно ис­клю­че­ние: когда Каз­на­чей­ство на­ча­ло вы­пус­кать еже­ме­сяч­ные от­че­ты, где были дан­ные по дер­жа­те­лям аме­ри­кан­ско­го долга с раз­бив­кой по стра­нам, Са­у­дов­скую Ара­вию сгруп­пи­ро­ва­ли с 14 дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми, в том числе с Ку­вей­том, ОАЭ и Ни­ге­ри­ей, под общим на­зва­ни­ем «экс­пор­те­ры нефти».


Были в этой си­сте­ме и бреши. Когда «до­пол­ни­тель­ные со­гла­ше­ния» стали до­ступ­ны дру­гим цен­тро­бан­кам, ха­о­тич­ный и непуб­лич­ный спрос на об­ли­га­ции несколь­ко раз чуть не вывел госдолг США за пре­де­лы до­пу­сти­мых зна­че­ний.

На­при­мер, во внут­рен­нем до­ку­мен­те, да­ти­ро­ван­ном ок­тяб­рем 1976 года, опи­сы­ва­ет­ся, как США, сами того не желая, одол­жи­ли на 800 млн дол­ла­ров боль­ше, чем со­би­ра­лись при­влечь в рам­ках аук­ци­о­на. В этот мо­мент два неука­зан­ных цен­траль­ных банка ис­поль­зо­ва­ли до­пол­ни­тель­ные со­гла­ше­ния и ку­пи­ли каз­на­чей­ских об­ли­га­ций на 400 млн дол­ла­ров каж­дый.

В итоге сдел­ку с одним из них при­ш­лось от­ло­жить на сле­ду­ю­щий день, чтобы удер­жать го­су­дар­ствен­ный долг в уста­нов­лен­ных рам­ках.

Боль­шая часть этих ма­нев­ров ни­ко­гда не афи­ши­ро­ва­лась, и выс­шие долж­ност­ные лица Каз­на­чей­ства пошли на мно­гое, чтобы со­хра­нить ста­тус-кво и за­щи­тить своих со­юз­ни­ков на Ближ­нем Во­сто­ке.

За про­шед­шие годы Каз­на­чей­ство неод­но­крат­но об­ра­ща­лось к За­ко­ну о тор­гов­ле услу­га­ми и меж­ду­на­род­ных ин­ве­сти­ци­ях 1976 года, ко­то­рый за­щи­ща­ет част­ных лиц в стра­нах-дер­жа­те­лях об­ли­га­ций США.

Эта по­ли­ти­ка оста­ва­лась в силе даже после того, как в 1979 году Счет­ная па­ла­та США в ходе рас­сле­до­ва­ния при­ш­ла к вы­во­ду, что для со­кры­тия этой ин­фор­ма­ции нет «ни­ка­ких ста­ти­сти­че­ских или пра­во­вых основ».

У Счет­ной па­ла­ты не хва­ти­ло вли­я­ния, чтобы за­ста­вить Каз­на­чей­ство рас­крыть со­от­вет­ству­ю­щие дан­ные, но она при­ш­ла к вы­во­ду, что США «предо­ста­ви­ли спе­ци­аль­ные усло­вия, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие фи­нан­со­вую кон­фи­ден­ци­аль­ность, Са­у­дов­ской Ара­вии и, воз­мож­но, дру­гим стра­нам ОПЕК».

Сай­мон, ко­то­рый к тому вре­ме­ни вер­нул­ся на Уо­лл-стрит, при­знал на слу­ша­ни­ях в Кон­грес­се, что «такая раз­бив­ка от­чет­но­сти по ре­ги­о­нам была усло­ви­ем ин­ве­сти­ций со сто­ро­ны Са­у­дов­ской Ара­вии».

Сти­вен Мак­С­пэд­ден, быв­ший со­вет­ник под­ко­ми­те­та Кон­грес­са, ко­то­рый пы­тал­ся до­бить­ся от­ве­та на за­про­сы Счет­ной па­ла­ты, го­во­рит: «Было ясно, что чи­нов­ни­ки Каз­на­чей­ства не со­би­ра­ют­ся идти нав­стре­чу. Я ра­бо­тал в под­ко­мис­сии в те­че­ние 17 лет, и я ни­ко­гда ни­че­го по­доб­но­го не видел».

Се­год­ня Пар­ски го­во­рит, что тайна до­го­во­рен­но­сти с са­уди­та­ми долж­на была всплыть много лет назад, и удив­ля­ет­ся, что со­труд­ни­кам Каз­на­чей­ства уда­ва­лось так долго скры­вать этот сек­рет. Впро­чем, он ни о чем не жа­ле­ет: для Аме­ри­ки эта сдел­ка была бла­гом.

Insider.pro

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)