Монстр Франкенштейна против «Арматы» » E-news.su
ЧАТ

Монстр Франкенштейна против «Арматы»

18:30 / 10.07.2018
1 276
0
«Леопард», скрещенный с «Леклерком», пока не пугает даже весом


После триумфального явления на Параде Победы основного боевого танка Т-14 некоторые зарубежные разработчики вооружений пообещали представить образцы, достойные занять место в линейке ОБТ четвертого поколения, где пока возвышается одинокая «Армата». В частности, в Европе это стало поводом, чтобы объединить усилия французских и немецких танкостроителей.


И в этом году на все еще крупнейшей выставке вооружений «Евросатори» миру продемонстрирован европейский основной боевой танк. Это как бы грубая зарисовка, общие очертания машины, которая только будет создаваться к 2035 году и пока носит название «Основная наземная боевая система».

Как пояснил руководитель программ разработки гусеничной бронетехники компании «Некстер дифенс системз» (Nexter Defense Systems) Франсуа Грошани: «На выставке мы оценим, есть ли на наш танк потенциальные заказчики, чтобы начать полномасштабную разработку». В общем, европейский танк, уже прозванный в западной прессе монстром Франкенштейна, – это как бы гадкий утенок, в чертах которого мы должны разглядеть прекрасного лебедя. Что же, посмотрим.

Европейцы взяли шасси от немецкого танка последней модернизации «Леопард-2А7» и поставили на него башню от новейшего французского «Леклерка XLR». В этом есть резон, хотя у читателя такая бесхитростная комбинация может вызвать улыбку. «Леопард-2А7» – почти 70-тонное чудовище.

Типичный представитель прошлого века с полным набором особенностей, свойственных танкам стран НАТО. С одной стороны, классическая компоновка без всяких бронекапсул, четыре члена экипажа, отсутствие автомата заряжания, примитивная активная защита, заключающаяся в постановке мультиспектральной завесы и помех в инфракрасном диапазоне.

С другой стороны, присутствуют накладные элементы башни и корпуса, призванные бороться с кумулятивной струей, неплохая цифровая начинка и даже интеграция в единую автоматизированную систему тылового обеспечения, что позволяет говорить о зачаточном применении сетецентрических технологий.

Главное, что нас здесь интересует: мощный (1500 лошадиных сил) двигатель, объединенный в быстро заменяемый единый конструкционный блок, толстенная броня, надежная ходовая часть, выдерживающая 70 тонн веса. И конечно, широкое распространение по двум десяткам стран.

«Леклерк XLR» – пожалуй, наиболее современный танк в западных странах, но при этом и самый дорогой – настолько, что закупать его в достаточном количестве не могут себе позволить даже французы. Применение автомата заряжания, что нетипично для натовской техники, позволило сократить экипаж до трех человек и как следствие – уменьшить забронированный объем. В результате танк получился прилично защищенным, но при этом укладывается в 60 тонн, что при двигателе 1500 лошадиных сил делает машину весьма подвижной.

Но нас в данном случае интересует, что находится выше погона башни. А здесь кроме автомата заряжания еще и модульная, многослойная броня, превосходный набор средств наблюдения и современная система управления огнем. Наверняка присутствует и система активной защиты – в том же примитивном виде, что и у «Леопарда», то есть постановка дымовой завесы.

Зато у нового «Леклерка XLR» внедрена информационно-управляющая система войск SICS Scorpion, это говорит о том, что французы пошли дальше немцев в освоении сетецентрических технологий. Правда, в монстре Франкенштейна эта система применения не нашла.

Теперь понятен общий замысел европейских конструкторов: берем отлично защищенный, но перегруженный немецкий танк и даем ему компактную и легкую башню от французского танка. Результат: получившийся гомункул весит всего 62 тонны и можно снова перегружать его дополнительным бронированием – в запасе еще шесть тонн, а то и все восемь.

Многие критикуют такое решение, говоря о худших показателях защищенности французской башни по сравнению с немецкой. Но это ли проблема, когда у вас в запасе столько тонн веса? Сейчас европейский танк вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой CN-120-26. Однако французы уже не первый год разрабатывают 140-мм орудие, и башня «Леклерка» может его вместить.

А это, понятно, серьезное увеличение поражающей способности. Так что новому европейскому танку определенно есть куда развиваться, в то время как «Леопард» и в меньшей степени «Леклерк» потенциал модернизации почти исчерпали.

Но это все дело будущего, поэтому посмотрим, что есть уже сейчас.

Сварной корпус с большим углом наклона лобового листа изготовлен из комбинированной брони. В передней проекции обеспечивается защита от бронебойного подкалиберного снаряда, эквивалентная 940 миллиметрам, а от кумулятивного – 1960 миллиметрам гомогенной брони.

Максимальная скорость передвижения по шоссе – чуть больше 72 километров в час, запас хода – 550 километров. Танк преодолевает подъем в 30 градусов, взбирается на стенку высотой 1,1 метра, переползает через ров шириной три метра и одолевает брод метровой глубины. Внедорожные качества вместе с некоторой водобоязнью европейский танк унаследовал от немецкого родителя.

От француза досталась стабилизированная в двух плоскостях 120-мм гладкоствольная пушка CN120-26 с длиной ствола 52 калибра. Возимый боезапас – 22 снаряда в довольно приличном автомате заряжания и еще 18 снарядов в башенной боеукладке. Заявленная скорострельность – до 15 выстрелов в минуту, но практическая – 10–12. Дополнительное вооружение – пулеметы: один (калибр – 12,7 мм) спарен с пушкой, а второй (7,62 мм) установлен на башне и дистанционно управляется командиром.

Довольно продвинутая система управления огнем через бортовой компьютер принимает данные комбинированного прицела наводчика, панорамного прицела командира, перископов и автоматического метеопоста.

Прицел наводчика включает дневные оптический и телевизионный каналы, ночной тепловизор и лазерный дальномер. У командира лишь дневная оптика, из-за чего в темное время суток он не может самостоятельно искать цели, а будет лишь разглядывать картинку, транслируемую с тепловизора.

В общем и целом европейский ОБТ выходит весьма достойно. Да, несколько потерял в защищенности верхней полусферы по сравнению с немецким папашей, зато скинул в весе, приобрел французскую продвинутую СУО и электронику. Но главное, что должно привлекать разработчиков, – танк дал второе дыхание использованию технологических решений прошлого века. Вопрос, привлечет ли это покупателей, остается открытым.

Что же касается ответа нашей «Армате», то он в европейском ОБТ не просматривается даже в перспективе. Как вообще мы должны были в этом наборе музейных технологий углядеть будущую «Основную наземную боевую систему», непонятно. Судя по всему, от франко-германского концерна KDNS (Krauss Nexter Defence Systems) требовалось показать на «Евросатори» хоть что-то. Именно «хоть что-то» и показали.

Сергей Черкасов

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)