Путин и Трамп обсудят Сирию: Иран выдворить нельзя оставить » E-news.su
ЧАТ

Путин и Трамп обсудят Сирию: Иран выдворить нельзя оставить

13:10 / 12.07.2018
333
0

Владимир Путин и Дональд Трамп. Фото: Reuters

Ситуация в Сирии станет одной из ключевых тем на предстоящих 16 июля в Хельсинки переговорах президентов России и США. Владимир Путин и Дональд Трамп могут достичь договорённостей на сирийском треке встречи, как они смогли это сделать прошлым июлем в Гамбурге, на полях саммита «Группы двадцати». Тогда главы двух государств объявили о появлении в южной Сирии зоны деэскалации, к созданию которой была привлечена и иорданская сторона*.

Прошедший год не принёс Сирии окончательный мир, не удержал южные и юго-западные районы арабской республики от военной эскалации, несмотря на задекларированную в июле 2017-го южную зону деконфликтации (включает сирийские провинции Дераа, Кунейтра и Сувейда). Но определённости в САР он прибавил, как и укрепление позиций Дамаска при мощной поддержке России и Ирана.

С этим Трамп не может не считаться. Между тем американский лидер своими шагами за минувший год дал чётко понять, с кем из внешних сил в Сирии он намерен вести дела, а с кем подобную перспективу считает полностью исключённой. В первом случае — это Россия и Турция, во втором — Иран.

От последнего требуется вывод всех его «военных советников» и проиранских группировок со всей территории САР. Россия выбрана Соединёнными Штатами и их ближайшим союзником в регионе (Израилем) в качестве ключевого игрока, способного принудить иранцев покинуть сирийскую территорию. Очевидно, что сами американцы и израильтяне осознают всю нереалистичность подобного требовавния, о чём официальная Москва уже дала понять.

Россия считает «абсолютно нереалистичными» требования о полном уходе Ирана из Сирии. Об этом, по итогам состоявшейся 4 июля встречи в Москве со своим иорданским коллегой Айманом Сафади заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

По словам главы российского внешнеполитического ведомства, Иран выступает одной из ключевых сил в Сирии и в ближневосточном регионе в целом, и было бы «абсолютно нереалистичным» ожидать отказа Тегерана от своих интересов. При этом Лавров призвал все внешние сирийскому конфликту силы обсудить взаимные претензии и провести переговоры для достижения компромисса.

В то же время разговоры о подключении россиян к неким соглашениям с американо-израильским тандемом в качестве «выдворителя» иранцев из Сирии направлены на подрыв доверительности между Россией и Ираном. Одним этим они представляют большой интерес для геополитических врагов Исламской Республики.

Трамп едет на встречу с Путиным в Хельсинки с определённым багажем уже согласованных в предварительном порядке решений. Ранее Белый дом дал ясно понять, что отстранение президента Башара Асада от власти не входит в круг приоритетов США. По вопросу Асада американцы открыты к самым «щедрым уступкам», вплоть до максимального расширения сроков так называемого «переходного периода» в Сирии перед формированием в республике нового правительства.

Трезвый расчёт показывает, что Асад силён сейчас как никогда раньше, он теснит своих врагов по всем фронтам, расширил зону контроля Дамаска над прилегающими к нему районами за прошедший год весьма значительно. Поэтому администрация Трампа свела свой приоритет на сирийском направлении к одной задачи, решения которой она будет добиваться при любых обстоятельствах.

Выдворение Ирана из Сирии выступает конечной целью США и их региональных партнёров. Под неё они готовы ещё к нескольким «уступкам», помимо отказа от фиксации сроков ухода Асада.

Это вывод американских войск из САР, размещение сирийских военных вдоль всей границы с Израилем без приглашения сюда неких «международных миротворческих сил», прекращение финансирования «умеренных группировок» сирийской оппозиции и сворачивание информационной войны против Дамаска, включая периодически выдвигаемые против него обвинения в применении химического оружия.

Подразумевается даже участие американских фондов в послевоенном восстановлении сирийских регионов, переходящих под контроль правительства в Дамаске.

«Щедрые предложения» Вашингтона являются следствием побед Асада и его союзников (России и Ирана) за год, прошедший с объявления о создании южной зоны деэскалации. Не будь вытеснения всех противников Асада за пределы Восточной Гуты, пригорода сирийской столицы, начала успешной наступательной операции к югу от неё и некоторых других факторов (например, вынужденная уступчивость США турецкой стороне на севере Сирии), американцы не пошли бы и на часть указанных «уступок».

Однако ситуация претерпела серьёзные изменения. Сирийских военные вышли на иорданскую границу, вернув контроль над КПП «Насиб», ключевым городом Сайда к востоку от административного центра провинции Дераа и расположенной поблизости базы ПВО. Освобождение погранперехода «Насиб» позволит возобновить транспортное сообщение с Иорданией, прерванное в 2012 году после захвата большей части провинции Дераа вооружёнными формированиями сирийской оппозиции.

Офицеры российского Центра по примирению враждующих сторон в САР провели серию переговоров о «замирении» боевиков к югу от Дамаска. По их результатам оппозиционные группировки складывают оружие и соглашаются с установлением власти центрального сирийского правительства. Подразделения военной полиции РФ заступают на дежурство в ряде населённых пунктов южной Сирии и могут быть размещены на отдельных участках границы Сирии с Израилем и Иорданией.

Вместе с тем сопротивление противников Асада на юге Сирии пока не подавлено. «Непримиримые» фракции «Свободной сирийской армии» (ССА) демонстрируют готовность к сопротивлению до последнего. Так, 8 июля одиннадцать незаконных вооружённых формирований в провинциях Дераа и Кунейтра заявили об объединении своих сил в «Южную армию».

По данным зарубежных мониторинговых организаций, к 10 июля сирийская армия восстановила контроль над 80% всей территории провинции Дераа. В установлении полного контроля над этой областью для правительства в Дамаске вложен большой символизм, ведь именно Дераа стала «колыбелью» гражданской войны в Сирии, отсюда с весны 2011 года на всю САР постепенно распространился непотушенный до сих пор очаг сопротивления режиму Асада.

По всем признакам главным действующим лицом в южной зоне деэскалации становится Россия. С этой объективной реальностью США также не могут не считаться. Их громкие предостережения о «чётких и соответствующих мерах» в случае, если войска Асада пойдут в наступление на южном фронте и тем самым нарушат соглашение по зоне деэскалации в районе, примыкающего к пересечению границ Сирии, Израиля и Иордании, повисли в воздухе.

Активное вовлечение России, прежде всего, в виде успешно проведённых переговоров с боевиками ССА, возымело на американцев сдерживающее действие.

До встречи в столице Финляндии им остаётся на словах обвинять Москву в нарушении соглашений по южной зоне деэскалации, вместе с тем держа открытой дверь для переговоров по сирийскому урегулированию на принципах обеспечения «политического разнообразия» в САР. Последнее с очевидностью свидетельствует о склонении Трампа и его команды к мысли о том, что Асад в Дамаске — это надолго.

Соединённые Штаты считают, что Россия нарушила достигнутые между странами договорённости по зоне деконфликтации на юге Сирии. Об этом заявил в интервью телеканалу Sky News Arabia госсекретарь США Майк Помпео, прибывший 10 июля с визитом в ОАЭ.

«У нас была договорённость с Россией не проводить операции на юге Сирии в рамках соглашения об уменьшении напряжённости, они её явно нарушили… Мы работаем со всеми заинтересованными сторонами, чтобы убедить россиян, сирийцев и иранцев выполнять свои политические обязательства», — сказал Помпео.

По его словам, Вашингтон стремится создать условия для политического урегулирования в Сирии: «Мирные переговоры призваны положить конец насилию и позволить миллионам беженцев вернуться на родину». Кроме того, глава Госдепа вновь подчеркнул, что «Иран и его ополченцы должны покинуть Сирию», так как, по его мнению, «нет больше оснований для их присутствия» в арабской республике.

Госсекретарь указал, что, с точки зрения США, «необходимо прийти к политическому решению, которое отражало бы всё разнообразие Сирии». «И мы стремимся создать условия для такого решения», — подчеркнул Помпео.

Впрочем, при всём растущем российском влиянии на юге и юго-западе Сирии здесь остаётся масса сложных вопросов, окончательные ответы на которые саммит Путин — Трамп объективно дать не может.

Иран категорически отвергает любые «приглашения» на выход из Сирии, пока об этом его не попросит официальный Дамаск. Иранская миссия в арабской республике каким-либо серьёзным образом не противоречит российским интересам на сирийском дипломатическом и военном фронтах.

Можно говорить о создаваемых ею некоторых неудобств для Москвы в связи с растущей конфронтацией иранцев и израильтян в САР, к которой на стороне последних норовят вплотную вовлечься американцы. Между тем решение проблемы при всей её кажущейся незначительности не лежит на поверхности.

России хотелось бы сохранить срединную позицию между Израилем и Ираном, предоставив первому гарантии исключения военной эскалации на его восточных рубежах, а второму — сохранения военного присутствия в Сирии, но на значительном отдалении от израильской границы. Решение видится в рамках обозначенной ранее израильтянами порядка 40-километровой «буферной зоны» на северо-восточном участке границы еврейского государства, где не должно быть ни одного проиранского бойца.

Вместе с тем, по мере усиления американского давления на Иран вслед за выходом США из ядерной сделки и попыток создания в ближневосточном регионе мощной антииранской коалиции, Тель-Авив неуклонно поднимает планку своих требований. «Буфер безопасности» на сирийском направлении ныне видится ему намного шире 40 километров.

Вопрос ставится о необходимости удаления иранцев, например, с базы «Ат­Тияс» (Т-4) в центральной провинции Хомс, по которой с начала года израильтяне успели уже несколько раз «приложиться» ракетно-бомбовыми ударами. А база Т-4, заметим, расположена в 150 км от границы Израиля.

Претензии Трампа в южной Сирии и других регионах арабской страны, откуда он продолжает изыскивать пути вывода американских войск, куда более скромные. Единственным пунктом базирования военных США на юге САР является Ат-Танф в провинции Хомс.

Вокруг базы на границе Сирии, Ирака и Иордании по настоянию Пентагона непосредственно на сирийской территории очерчена 55-километровая зона деэскалации. Любое приближение к ней правительственных сил, не говоря уже о вхождении в «запретный периметр», пресекается нанесением ударов с воздуха и суши. В этом районе действует проамериканская группировка «Джейш Магавир аль-Тавра» («Армия революционных коммандос»).

Каковы долгосрочные планы американского командования на Ближнем Востоке в отношении Ат-Танфа, остаётся неопределённым. Трамп не отказывается от идеи полного ухода США из Сирии. Если понадобится, то данный шаг его администрация увяжет с необходимостью полного прекращения иранского военного присутствия в САР.

В этой связи американское базирование в Ат-Танф, которое доставляет Дамаску и Москве значительные неудобства на юго-восточном участке сирийского театра военных действий, может стать разменной монетой.

База США в провинции Хомс рассматривается в качестве противовеса росту иранского влияния, пресечения планов Тегерана установить стратегическую линию коммуникации от западных рубежей Исламской Республики до ливанского побережья Средиземного моря. Иран стремится удерживать каналы снабжения шиитских ополченцев в Сирии открытыми.

В свою очередь, США и Израиль пытаются их разрушить, параллельно усложняя планы Тегерана заполучить на сирийской территории постоянную точку военного базирования. В длительной перспективе стабильная сухопутная связь с Сирией нужна иранцам именно в привязке к их стратегической цели по созданию в САР своей первой зарубежной базы.

Иран нужен России в Сирии «контролируемым», без присущих ему амбиций на самостоятельность при принятии судьбоносных для арабской республики и региона в целом решений. В этом аспекте позиции Москвы и Вашингтона отчасти совпадают, что вселяет некоторые позитивные ожидания от предстоящей встречи в российско-американских верхах.
* * * * *

*8 ноября 2017 г. в иорданском Аммане был заключён трёхсторонний Меморандум о принципах (Иордания, Россия и США). Документ подтвердил инициативу о прекращении огня в зоне деэскалации на юго-западе Сирии, включая сокращение и, в конечном счёте, удаление иностранных сил и боевиков из данного района в целях обеспечения более прочного мира.

Контроль за соблюдением договорённости по прекращению огня было поручено осуществлять Амманскому мониторинговому центру с участием экспертов Иорданского Хашимитского Королевства, Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки.


Ближневосточная редакция EADaily

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)