Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны » E-news.su
ЧАТ

Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

18:20 / 14.09.2018
1 535
0

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

С мыслями о будущем

Фирму АвПро (AvPro) создали выходцы из нескольких авиастроительных предприятий Англии в конце 80-х годов. Задача перед ними стояла смелая — проработать облик перспективных самолётов, чтобы на их основе можно было составить конкретные требования для промышленности. С 1991 года компания заключила официальный контракт с Агентством оборонных исследований (Defence Research Agency), и начался творческий процесс.


Возможный внешний вид перспективного разведывательного самолёта. Реконструкция АвПро

АвПро — далеко не первая фирма, которая брала на себя такие инновационные задачи. Например, известная корпорация РЭНД тоже начинала свою историю с работы над концепцией перспективного стратегического бомбардировщика, будущего В-52. Но была и значительная разница: РЭНД всё же занималась научными исследованиями, работой с инженерами, в то время как в АвПро считали своей целью лишь сформулировать общую концепцию, особо не затрагивая технических деталей.


Проект десантного винтокрыла «Титан», который, по мнению АвПро, мог бы заменить транспортные С-130 в армиях всего мира

Перво-наперво фирма взялась за флотскую авиацию. К этому времени Англия уже давно не дотягивала до былого титула «владычицы морей» и имела на вооружении три лёгких авианосца типа «Инвинсибл», с которых можно было применять только самолёты вертикального взлёта. Денег на постройку чего-то большего у британцев просто не было. Выход инженеры АвПро увидели в экранопланах. Но не в больших монстрах, как в далёкой восточной стране СССР, а в проектах более скромных машин.


Вариант глубокой модернизации самолёта «Харриер» до пятого поколения. Предложен в АвПро в конце 90-х годов в рамках программы Future Carrier-Borne Aircraft («авианосный самолёт будущего»)

Экранопланы вместо авианосцев

Многоцелевой летательный аппарат «Мародёр» по задумке должен был стать основой морской авиации Англии. Это необычный гидросамолёт — с возможностью полёта и в режиме экраноплана. Такое решение должно было радикально увеличить дальность полёта. Бо́льшую часть пути до цели «Мародёры» проходили в экономичном экранопланировании над морями и реками.

По пути можно было заправляться от обычных танкеров, ведь сесть на воду не проблема. А когда противник оказывался близко или полёт шёл над землёй, «Мародёры» взмывали в небо как обычные самолёты. В итоге и авианосец не очень нужен.


Запуск крылатых ракет с ударных самолётов «Мародёр»


Звено «Мародёров» идёт на малой высоте над рекой. Это и экономит топливо, и позволяет скрыться от радаров противника

Мало того, «Мародёры» предполагалось строить по технологии «стелс». А значит, они были бы идеальны для нанесения неожиданных точечных ударов. Рассматривалась и возможность применять новинку для заброски отрядов спецназа.

В АвПро считали, что «Мародёр» заинтересует не только Англию. Найдётся им место во флоте США и многих европейцев. И даже Япония, где запрещено создание полноценного флота, может увидеть в них возможность обойти запреты.


Высадка десанта с транспортной версии «Мародёра»

Дополнять «Мародёры» должны были десантные экранопланы «Манта». Они уже летать не умели и только планировали над морем. Экраноплан был способен нести до 77 тонн полезного груза и был почти не ограничен в дальности.

На некоторых машинах вместо десантного отсека предполагалось разместить ангар для ударного вертолёта или дрона. Благодаря скорости экранопланов высадка десанта становилась полной неожиданностью для противника. И когда последовала бы реакция, плацдарм на берегу был бы уже захвачен и укреплён.


Десантный экраноплан «Манта». Также мы можем видеть «Мародёр» с ракетами «воздух-воздух», осуществляющий прикрытие десантной операции



Другой важной частью морского десанта должны были стать «плавучие БМП». Это малые десантные скоростные катера, имеющие серьёзное вооружение как для ударов по земле, так и для отражения атак с воздуха


Тяжёлый десантный экраноплан с полезной нагрузкой в 160 тонн

Видение будущего

Несмотря на всю красоту концепции, заинтересовать ей военных не вышло. Правда, в фирме на достигнутом всё равно не остановились, и в последующее десятилетие АвПро продолжало активно исследовать облик будущего. Немалое внимание компания уделила вопросу самолётов шестого поколения. Так же как и у американцев, это были опционально пилотируемые машины.

Компания подготовила целый модельный ряд подобных самолётов под общим наименованием FOAS (Future Offensive Air System — «наступательная воздушная система будущего»). Начиналось всё с FOAS-0 — обычного самолёта пятого поколения, выступающего в качестве лидера ударных дронов. FOAS-1 — уже самолёт поколения 5+ с возможностью создавать дроны на его базе. И наконец, FOAS-Х — полноценное шестое поколение.


Многоцелевой ударный комплекс FOAS-1. Видно и пилотируемые, и беспилотные варианты


Проект пилотируемо-беспилотного ударного комплекса от «Локхид». По мнению АвПро, именно так может выглядеть FOAS-Х

По-прежнему уделялось много внимания флоту. Вершиной работ АвПро стала концепция авианесущего стелс-тримарана (тримаран — судно с тремя корпусами. — Прим. ред.). Он носил обозначение STAC (Stealth Trimaran Aircraft Сarrier — «стелс-авианосец-тримаран»). Проект появился под впечатлением от некоторых ранних вариантов американского перспективного авианосца CVNX.

Выбор в пользу тримарана обуславливался возможностью при больших размерах и водоизмещении сохранить высокую скорость. Активное использование решений «стелс» снижало возможность обнаружения авианосца — что, с учётом использования самолётов-невидимок, превращало STAC в настоящего морского призрака. Кроме того, в АвПро разработали концепции лёгкого стелс-авианосца и даже беспилотного авианосца для беспилотных самолётов.


Стелс-авианосец-тримаран STAC


Лёгкий стелс-авианосец, разработанный как для флота Британии, так и для США в качестве эскортного


Беспилотный стелс-авианосец

Капсулы и многоразовые ракеты

Были у АвПро и более реальные проекты. Так, они разработали подвесные капсулы для перевозки людей, называвшиеся EXINT-pod. Капсулы можно было подвешивать под самолёты вертикального взлёта или вертолёты, в каждой из них мог размещаться один человек. Так можно было забрасывать в тыл отряды спецназа или наоборот — осуществлять эвакуацию раненых или пилотов подбитых самолётов.


Эвакуация раненых с помощью капсул EXINT-pod


Заброска отряда спецназа в капсулах EXINT-pod


Макет капсулы EXINT-pod

Другой проект — модульная многозадачная крылатая ракета «Протей». Из готовых деталей прямо на аэродроме можно было собрать обычную крылатую ракету, противокорабельную или даже ракету ПВО. Всё в зависимости от текущих нужд. Закладывалась и возможность сделать «Протей» многоразовым, установив другой блок управления и разведывательный или бомбардировочный модуль.

После выполнения задачи дрон-ракета возвращалась бы в зону подбора и совершала посадку на парашюте. Кроме того, «Протей» был бы максимально незаметен для радаров и мог летать на скоростях вплоть до трёхкратной скорости звука.


Применение ракет «Протей»

Не гнушались в АвПро и работой не по профилю, в качестве обычных иллюстраторов. К ним часто обращались из различных мировых изданий об авиации. Если не было точного изображения проекта, у фирмы можно было заказать его реконструкцию. В начале нулевых АвПро даже выпустила несколько своих книжек и CD-дисков, посвящённых их проектам и реконструкциям.


Реконструкция ударного винтокрыла, выполненная фирмой АвПро

Но чем дальше, тем яснее становилось: практической пользы для военных от АвПро нет. Предлагаемые фирмой концепции красивы, но слишком далеки от реальности. Поток заказов стал скуднеть и в конце концов совсем иссяк. В 2003 году закрылась и фирма. Но созданные ими иллюстрации радуют глаз и сегодня.

Юрий Кужелев

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.