«Нас перевели в статус прислуги». Российские учителя — о своей профессии » E-news.su Срочные и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

«Нас перевели в статус прислуги». Российские учителя — о своей профессии

19:02 / 07.08.2019
775
8

АиФ.ru поговорил с учителями российских школ о том, как к ним относится государство, как выживать на зарплату преподавателя и откуда при все этом они находят силы, чтобы учить детей.

Надежда Геннадьевна, учитель истории, обществознания и права. Стаж работы — 52 года. Заслуженный учитель Российской Федерации.

— С начальной школы я мечтала быть учителем. Для меня образцом настоящего учителя была моя учительница начальных классов: Воронова Елена Николаевна. Если начать сначала, я бы вновь выбрала профессию учителя. Я не разочаровалась.

Вдохновение и силы я черпала, наверное, в поддержке своей семьи, которая меня всегда понимала, поддерживала, а потом, конечно, в поддержке учеников и их родителей. Моим первым ученикам уже по 55 лет, но поддерживаем с ними дружеские отношения, это почти мои родные.

Трудности в учительской профессии — очень большое количество бумаг, позиция государства, что учитель оказывает услугу. Мне очень не нравится такая позиция. Я всегда говорю и ребятам, и родителям: я даю знания, я друг, наставник, а услуги оказывают в парикмахерской.

Качества, необходимые учителю, — справедливость, доброта, поддержка каждого ученика и словом, и делом, уважительное отношение к каждому ученику.

В первую очередь для молодых учителей должна быть достойная зарплата, жильё, поддержка со стороны администрации.

Я считаю, что отношения между учителем и учениками должны быть смешанными (что-то между авторитарным и демократическим общением), общаться с ними на равных, советоваться, извиниться, если ты не прав, но не забывать о дисциплине. Я общаюсь с учащимися в соцсетях, но в пределах разумного. Но я не поддерживаю коллег, когда выкладывают фото личного характера — во всём должна быть этика.

Валерия Николаевна, учитель математики. Стаж работы — 45 лет.

— Учителем я стала только потому, что в 7 классе к нам пришла Тамара Николаевна, симпатичная, красивая, модно одетая, необычайно спокойная учительница. Она была небольшого роста, никогда не повышала голоса на учеников. Я, конечно, была очарована ею и очень хотела быть такой же, как и она. Я часто задумывалась над этим вопросом, но я никогда не стала бы никем другим, кроме как учителем.

Профессия учителя вмещает в себя очень много граней, но если ты не влюблён в своих учеников, если ты не проживаешь с каждым выпуском общую школьную жизнь, то и ждать каких-то результатов от этой профессии не стоит.

Нет больше таких профессий, которые предполагают продолжение работы дома в строгом ежедневном исполнении. Проверка тетрадей, написание планов уроков на следующий день, создание презентаций, внеклассная работа и многое другое — всё это домашний труд. Моим главным помощником является мой муж. Он создаёт мне пространство для творчества, взяв на себя большую часть семейных нагрузок. Это самое необходимое в жизни учителя.

Заработная плата настолько мала, что создаётся впечатление, будто правительство просто не знает весь объём нашей нагрузки. Молодые учителя выдерживают полгода и увольняются, аргументируя свой уход тем, что они не видят возможности для создания семьи, так как все вечера заняты продолжением работы. И уходят работать в супермаркеты, где и зарплата выше, чем у начинающего учителя, и свободное время есть.

В основном (80%) учителя в школе — это пенсионеры, и если мы уволимся, то школы нужно закрывать, работать в них будет некому. Чтобы выжить, учителя вынуждены брать большие нагрузки. А это, конечно, сказывается на качестве уроков. Я всю жизнь работала на ставке (18 часов), а сейчас — 32 часа. Я вынуждена соглашаться, так как некому вести в этих классах уроки. Это очень тяжело. Учитель не только проводит уроки — он ещё отвечает за жизнь учащихся, а этот момент нигде не учитывается. Сейчас отношение к учительству в нашей стране негативное. Нас перевели в статус прислуги, когда приходят родители и указывают, какие отметки нам ставить, что говорить и так далее. Воспитанием своих детей занимаются единицы, на родительских собраниях присутствует максимум треть родителей. Мое мнение — надо начинать с института семьи.

Дмитрий Иванович, учитель биологии. Стаж работы — 2 года.

— Профессия учителя, можно сказать, сама меня выбрала. Я хотел поступить на «классического» биолога, но остался на педагогической направленности. Да, не раздумывая я снова выбрал бы профессию учителя. Вдохновение и силы, как и у всех, наверное, черпаются из хобби, свободного от работы времени и так далее.

Зарплаты на хлеб с маслом хватает. Зарплата не то чтобы большая, но, если посчитать количество часов, проводимых на работе, получается очень приятная цифра. Времени на свои увлечения, хобби хватает и даже остается много свободного.

К сожалению (или к счастью), у многих детей и родителей действительно нет доверия к современным знаниям (нет абсолютного доверия ни к учителю, ни к учебнику). Наверное, это все-таки хорошо, так как мир стремительно меняется, появляются новые факты, открытия. Если слепо верить во все, что тебе говорят, никаких новшеств просто не будет появляться. Техническое оснащение в школе, в кабинетах на низком уровне.

Чтобы привлечь молодых учителей в школы регионов России, необходимо в первую очередь повышение зарплаты и защищенность учителя от детей и их родителей.

Учитель должен идти в ногу со временем, быть неутомимым, желающим постоянно самосовершенствоваться. Отношения с учениками должны быть демократическими, но с большинством детей это гиблое дело. К общению с учениками в соцсетях отношусь положительно.

Вне школы, я считаю, учитель, как и любой другой человек, может делать все, что захочется, лишь бы это не нарушало права и свободы других людей (о публикациях в соцсетях).

Надежда Петровна, учитель русского языка и литературы.

— Бабушка хотела, чтобы я стала учителем. Ещё я люблю историю. И нет ничего интереснее, чем узнавать из произведений оценки разными людьми событий, восприятие и интерпретации фактов. Любой герой есть не только плод вымысла конкретного человека, но и его взгляд на эпоху. Проникнуть в эпоху сквозь призму чувств писателя — вот что доставляет удовольствие, заставляет размышлять. Особенно интересно читать современных авторов об эпохе моего детства. Я так любила свою страну, а сейчас смотрю на все по-иному. Это будоражит мысли, заставляет ещё что-то искать. В общем, я совместила приятное для себя с полезным обществу.

Большая загруженность не так пугает, как бумаготворчество. Глупые отчёты и бумажки в полицию, управление образования и другие контролирующие органы, даже в военкомат, — это ужасно. Общество свалило на учителя обязанности по воспитанию и образованию детей, и современные родители, выходцы из девяностых, решили, что им нужно только рожать, а все остальное сделает школа. Эта малообразованная толпа, купившая дипломы в многочисленных филиалах, считает себя вправе требовать с чужих людей, учителей, а сама не хочет своими детьми заниматься. Оттого и учителя не уважают по своей ущербности в нравственном отношении.

Поэтому школа сейчас ничем не может привлечь молодого учителя: ни зарплатой, ни социальным статусом, ни престижем. В школу должны идти творческие люди, умеющие ладить с детьми. Поэтому собственные дети во многом помогают понять других. Кто ничего не ищет, скучен и окружающим. Да, гениев, слава богу, хватает в наших школах. Но все они альтруисты, чудики, энтузиасты, рыцари без страха и упрёка.

Без технического оснащения в наше время трудно, потому что публика разучилась воспринимать слово, не подкрепленное зрительными образами. И это необходимо, потому что дома среда не особо интеллектуальная, только школа и откроет глаза на мир и культуру: творчеством, театром. Родители не утруждают себя этим.

Татьяна Владимировна, учитель химии и биологии. Стаж работы — 22 года.

— С детства мне нравилось наблюдать за своей бабушкой, которая по профессии была учителем начальных классов: как она проверяла тетради, писала планы. Часто к бабушке приходили бывшие выпускники, и они подолгу разговаривали. В нашей семье династия учителей: бабушка, её сестра, моя тётя, две мои сестры, а теперь уже и племянник учится на факультете физической культуры. Думаю, что бабушка и повлияла на мой выбор профессии, ну и также любовь к детям.

Каждый день в моей профессии насыщенный, яркий и разнообразный. Никогда нельзя знать наверняка, как пройдёт урок или мероприятие. Это делает жизнь необычной. Силы и вдохновение я черпаю в своих учениках. Хочется донести до детей те знания, которыми обладаешь сам.

Недостатки профессии? Размер заработный платы. Он, конечно, важен для учителя, так как у нас тоже есть семья, дети. Учителю нужно расширять кругозор, путешествовать, на что тоже нужны деньги.

Может быть, в настоящее время у современных учеников и их родителей нет абсолютного доверия к учителю, потому что в профессию попали случайные люди. Также виновато стремление родителей переложить все обязанности по воспитанию на учителей. Техническое оснащение в школе, в кабинетах тоже недостаточное.
Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +1
    Bacek1972
    Читатель | 7 591 коммент | 9 публикаций | 7 августа 2019 19:38
    Бредятина!!!
    АиФ - тоже самое!!! Причем давно как стал желтой газетенкой.
    Если так посмотреть, то в любой профессии можно найти недовольных, ноющих и плачущих!
    У меня в семье два учителя - мама, заслуженный учитель Казахской ССР, и дочь, учитель младших классов. Три года как работает после учебы.
    В роскоши не купается, но и не нищинствуют.
    Так что АиФ -говно!
    ..
    П.С. Посмотрел сколько и какие машины на парковке у школы стоят - нифига они не нищие!!!
    Все нормально. Страна развивается.
    А то что идут работать продавцами в магазины, так это не потому что там заработок (там нет заработка - это брехня что на кассе в Пятерочке получают много), а потому что слабаки девки. Учились в пед.колледжах абы-абы...
    Из многих продавцы то слабаки - а о каких учителях речь???????
    Показать
  2. 0
    ARIC1
    Читатель | 2 569 коммент | 0 публикаций | 7 августа 2019 20:01
    В интервью не указано, где работают учителя. А ситуация в регионах очень разная. В среднем по стране учитель работает на 1,4 ставки. А "сверхурочных" не получает...
    Начав читать статью, остановилась после второго предложения. Уж если в таком авторитетном издании наречие "сначала" пишут раздельно (с начала), так может действительно наши учителя выполняют функцию прислуги, а не обучают элементарной грамотности.
    Показать
  3. 0
    Олла Дез
    Читатель | 523 коммент | 0 публикаций | 8 августа 2019 06:44
    А как их обучать грамотности, если каждый сопляк может учителя матом послать, и никто ему ничего не сделает? Получают они достаточно, особенно если учесть их отпуска и доплаты. Почему-то все помешались на врачах и учителях, будто в стране других профессий нет. А давайте про библиотекарей поговорим?
    Показать
  4. +2
    Петрович.
    Журналисты | 301 коммент | 955 публикаций | 9 августа 2019 15:28
    Учитель, воспитатель детсада и врач отвечают за живых людей. Причём, если что не дай Бог, что-то случится с их подопечными, то несут уголовную ответственность. А дети и их родители знают только свои права, про свои обязанности они знать ничего не хотят. Учитель и воспитатель придя домой после работы, готовятся к следующему рабочему дню, пишут планы, проверяют работы детей. У них ненормированный рабочий день. А кроме этого еще большая куча бумажной волокиты, которую спускает начальство. В каникулы учителя не отдыхают дома, как дети, а ходят в школу, готовятся, приводят в порядок кабинеты. И чтобы как-то свести концы с концами работают на 1,5-2 ставки. Знаю немало учителей, которые в 8 утра приходят в школу и в 8 вечера уходят домой. И если муж или дети не умеют или не могут заниматься домашними делами, то приходится еще готовить, убирать, стирать и т.д. А машины на парковке около школы если и стоят, то ТОЛЬКО тех учителей, у которых мужья хорошо зарабатывают и куплены им мужьями. И зарплаты по регионам отличаются в разы. У меня жена - учитель высшей категории, 22 года в профессии, на полторы ставки получает примерно столько, сколько я на заводе за 8-ми часовой рабочий день.. Подруга жены в Подмосковье, тоже учитель высшей категории, тот же предмет ведёт, часов даже меньше, а получает в два раза больше. Жена не жалуется, работа учителя ей очень нравится, хотя и тяжело. Не нищие, но и не жируем, деньги нам с неба не падают. Поработайте учителем и поймёте, что и доплаты (которые ещё не всегда и маленькие к тому же) и отпуск до 56 рабочих дней идут за тяжёлый труд. Ведь не зря им пенсия полагается при 25 лет стажа, как и военным. Так что как-то с библиотекарями не сравнивается.
    Ты заходи, если что...
    Показать
  5. 0
    Сергеич
    Журналисты | 572 коммент | 216 публикаций | 9 августа 2019 21:33
    Петрович, вы, конечно, что-то и правильно говорите, но вопрос всё же стоял иначе. С медициной так или иначе приходится иметь дело всем, болеющим и не болеющим, читающим и не читающим, при этом всё чаще сталкиваясь с чем-то вроде этого:
    Жека15:11, 07.08.2019
    И насчет травматолога. Люди занимают очередь в 3 часа ночи. До 6 утра больные ждут на улице. Приём с 11.00 ч. И хорошо если врач придет вовремя.
    Дети в школу ходили или сейчас ходят тоже у всех. Учителя и медики на виду, поэтому и проблемы их на слуху.

    У библиотек, выставочных залов, других учреждений культуры это иначе, у них свой круг посетителей, который к тому же за последние годы сильно уменьшился. Причин тому много, но... ни о чем хорошем это не говорит. Так не должно быть. В нормальном, грамотном, образованном, культурном, развивающемся обществе - не должно быть.
    Я не стану вам разжевывать, какую роль играет чтение в образовательном и культурном развитии человека и как важна в этом роль библиотечной системы, вы это и сами понимаете. Надеюсь.
    Цитата: Петрович.
    Так что как-то с библиотекарями не сравнивается.
    А и не надо сравнивать условия труда одних и других. Нужно понимать его значение.
    Показать
    1. +1
      Петрович.
      Журналисты | 301 коммент | 955 публикаций | 10 августа 2019 09:08
      Я не говорю, что музеи и библиотеки не важны. Важны. Но образование всё-таки важнее.
      Я не стану вам разжёвывать, что если учитель не научит читать и не привьёт любовь к книгам, то в библиотеках будет совсем пусто. Как правило, родителям детей некогда этим заниматься. Кому-то действительно некогда, а кому-то просто лень. Очень жаль, что вы не понимаете значение образования в жизни общества.
      Ты заходи, если что...
      Показать
  6. +1
    Олла Дез
    Читатель | 523 коммент | 0 публикаций | 10 августа 2019 10:21
    Любовь к книгам могут привить только родители. Учителям не до того. Да и программа школьная так сформирована, что вызывает отвращение к чтению, а не интерес. При этом хорошая библиотека могла бы помочь. Интерес у детей вызывают отнюдь не школьные книги. Но о проблемах библиотек статья уже была, за что администраторам отдельное спасибо.

    И во вторых - школа всё таки очень ограниченное пространство и время. Слишком большая нагрузка, не до чтения. Настоящий интерес к книгам приходит несколько позднее. Вот в 17 лет вышел он из школы... И что? Где учителя? Их работа закончена, у них новые ученики и интересы. А библиотека может сопровождать человека всю жизнь. Что важнее? 10 лет школы или 60 лет последующей жизни? Тут нет ответа. Образование человека не заканчивается с окончанием школы. Образование вообще процесс непрерывный и вот тут значение библиотек трудно переоценить. Но фишка в том, что нам как раз и внушают, что образование конечно - диплом получил и всё, навсегда. Наукой подтверждено - чем выше интеллект, тем меньше покупательная активность. Но наш мир считает экономику по продажам и поэтому настоящие образованные люди, которые нуждаются в библиотеках, ему не нужны.
    Показать
  7. 0
    Сергеич
    Журналисты | 572 коммент | 216 публикаций | 10 августа 2019 11:22
    Цитата: Петрович.
    Я не стану вам разжёвывать...

    Иван Петрович, прежде чем браться что-либо мне разжёвывать, прочитайте, пожалуйста, вот эту статью. И обратите внимание на это:
    Но в стране «третьего мира» с разрушенным высокотехнологичным производством и ущербной рентной экономикой массовое воспитание именно развитых личностей не нужно. Зачем некие дополнительные знания или интеллект, скажем, продавцу обуви в торговом центре? Или повару в фастфуд-кафе? Или менеджеру по продажам? От них требуется лишь выполнение своих обязанностей без лишних мыслей и вопросов. За мысли хозяева не платят. Более того, в отделах кадров (не только библиотечных) сегодня заявляют прямо: идет отсев кандидатов со «странными» увлечениями. Философия, теория музыки, «поклейка танчиков», реставрация средневекового костюма или теоремы в тригонометрии — это они и есть. Такой кандидат нестандартен. А значит, в той или иной степени представляет неудобство для собственника и имеет мало шансов на нормальное трудоустройство. Молодежь, особенно из небогатых семей, это понимает, а потому нацелена именно на получение дипломов, но не знаний. Соответственно, нет особого смысла в посещении библиотеки и чтении там сколько-нибудь серьезной литературы.
    Это как раз о том, о чем вам только что сказала Олла Дез. Я добавлю только - неолиберальной системе не нужны шибко умные и грамотные. Ей нужны исполнители, много не думающие, и "грамотные потребители" "хлеба и зрелищ" и, конечно, товаров, ибо без потребления нет прибыли. Прибавьте сюда то, что еще со времен Победоносцева известно - "чем больше грамотных, тем сильнее революционное движение". Это одна из причин "циркуляра о кухаркиных детях". В наше время совсем без обучения, конечно, невозможно, но на образование давят. Системой ЕГЭ, сокращением финансирования, забюрократизированностью и многим другим. Давит именно неолиберальная система. Если вы это поймете, то поймете и то, что проблемы учителей и проблемы библиотекарей и иных работников культуры - явление одного и того же порядка. Только школы оно пока коснулось в меньшей степени. Но коснулось, и скорее всего это только начало.
    Цитата: Петрович.
    Очень жаль, что вы не понимаете значение образования в жизни общества.
    Чего я не понимаю - так это того, откуда вы это взяли. Вроде бы из контекста мной написанного следует совершенно другое.
    Да, и любовь к книгам все-таки прививается в первую очередь в семье. Личный опыт. Если хотите, можете сравнить с собственным.

    Добавлю. Вы, похоже, решили, что мы тут взялись противопоставлять библиотекарей учителям и тут же бросились на защиту. Только никто никого никому не противопоставляет. У школ и библиотек разные функции, но общая цель, это разные элементы системы знаний. Никто не собирался устраивать между ними войну. Спор этот устраивать было совсем ни к чему.
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.