Почему советская школа была лучше нынешней » E-news.su Срочные и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Почему советская школа была лучше нынешней

13:54 / 19.04.2015
4 507
14
18 апреля закончилась досрочная сдача ЕГЭ. Специалисты констатируют отсутствие принципиальных нарушений. Но повлияет ли налаженный контроль над тестами на знания школьников, которые в советское время не подвергались сомнениям? Попробуем разобраться в этой проблеме.

Российское самопознание

Статья № 7 «Закона об образовании» предписывает ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и так далее. Если попытаться понять эти фразеологизмы, то их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию. Вместо того чтобы заставлять учеников зубрить и дотошно проверять их знания, учитель предлагает детям самостоятельно разбираться с темами. В конце концов, федеральные государственные стандарты лояльны к отрицательным результатам, проще говоря, к двойкам. В частности, в нормативах сказано - «не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования». Кстати, в СССР двоечников оставляли на второй год.

Тинэйджеры по-итальянски

Составители новой российской системы образования, по мнению многих экспертов, скопировали формат большинства западных школ, главный постулат которой звучит так: «хочешь учиться – учись». Между тем, учителя бьют тревогу по поводу отсутствия у старшеклассников чувства ответственности, которое было характерно для советских выпускников. У многих молодых людей, закончивших современную школу, наблюдается психология тинэйджеров. Доцент кафедры социологии Лондонской школы экономики Екатерина Хаким отметила, что две трети молодых девушек в Европе категорически не хотят работать, ставя главной целью своей жизни удачное замужество. В России таких – уже половина. О том, как «самопознавательная» образовательная система, принятая на Западе, влияет на взрослую жизнь, можно наблюдать в странах ЕС. По статистике, 80% тридцатилетних поляков, итальянцев и греков живут с мамами и папами, а в Англии половина всех молодых людей регулярно требует от родителей деньги на проживание. Об этой проблеме говорит советник директора Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов: «Повальная постподростковость - это не персональный выбор итальянцев или японцев, это глубокая деформация, кризис уже в запущенной стадии».

Чистописание: кара или необходимость?

Западный подход в корне противоречит русской этнопедагогике. К примеру, чистописание требовало от детей усидчивости и концентрации внимания. Каллиграфия была единственным предметом, унаследованным советской образовательной системой от царской начальной школы. «В воспоминаниях тех, кто помнил дореформенные уроки чистописания (до 1969 года), последние очень часто изображаются как кара и проклятие маленького человека, - поясняет филолог, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН Константин Богданов. - Маршалл Маклюэн (выдающийся теоретик XX века в области культуры и коммуникаций), а вслед за ними другие специалисты в области медиальной антропологии и теории средств массовой коммуникации много писали о зависимости смысла информации от характера ее медиальной передачи. Образовательная роль чистописания представляется при этом более значительной, чем всего лишь роль начальной стадии в овладении алфавитом, письмом и грамотностью».

Социальные сети вместо учебников

«Степень поколенческой преемственности у детей предреволюционной и советской поры в этом отношении выше, чем у детей, прошедших советскую школу, и тех, кто учится в школе сейчас, - констатирует Константин Богданов. - В последнем случае граница между поколениями пролегает там, где, фигурально выражаясь, заканчиваются чернильные кляксы». Школьные традиции русской, а затем и советской школы полностью вытеснены из нынешнего образа жизни и заменены стандартами западной развлекательной культуры. Касается это, прежде всего, забвения морального кодекса юного человека, имевшего место в СССР. Особенно наглядно это проявляется сейчас – в эпоху интернета. При всех технических плюсах, отсутствие самоцензуры во всемирной паутине приводит к деградации детской личности. «Бесконтрольный интернет калечит детскую душу, - уверены учителя, - школьницы устраивают селфи-сессии, стараясь шокировать публику. Мальчики становятся агрессивными и циничными. Они бравируют жестокостью». По общему мнению педагогов, дети страдают интернет-зависимостью. Такие подростки никогда не променяют социальные сети и компьютерные игры на учебники.

Кругозор

Отсутствие требований к системным знаниям сразу же привело к сокращению предметов. В итоге убрали всё, что в советское время способствовало развитию кругозора. Детей, например, не учат астрономии, мотивируя это тем, что и в Америке этого предмета в школьной программе нет, «зато ВВП в разы больше, чем у нас». Кроме того, в российских школах убрали и черчение, мол, теперь проектируют с помощью САПР (системы автоматизированного проектирования). Между тем, по мнению многих математиков, именно черчение развивает геометрическое и пространственное мышление.

Спорт

О том, что советские школьники и школьницы занимались массово спортом, знают все. К примеру, но нормам ГТО для получения серебряного значка «Смелые и ловкие» учащиеся (мальчики) 1-4 классов должны были пробежать 60 метров за 10.8 секунд, а тысячу метров – за 5 минут, и, конечно же, потянуться на высокой перекладине – 3 раза. Десятиклассникам же предъявлялись требования, которые не под силу большинству нынешних молодых мужчин. Чтобы получить опять-таки «серебро» третьей возрастной ступени «Сила и мужество», необходимо было пробежать три тысячи метров за тринадцать с половиной минут, и проплыть «пятидесятиметровку» - за пятьдесят секунд. Кроме того, требовалось подтянуться на перекладине девять раз. Ставились и другие задачи: метнуть гранату весом 700 г на 32 м (для юношей); выполнить упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки (дистанция 25 м, 5 выстрелов) с результатом: из винтовки типа ТОЗ-8 - 30 очков, из винтовки типа ТОЗ-12 - 33 очка. По статистике, в СССР более 58 миллионов человек в 1972-1975 гг. сдали нормы ГТО, в том числе большинство школьников.

Нынешние нормы ГТО явно проигрывают советским. К примеру, 17-ти летнему юноше для получения «серебра» надо пробежать три километра за 14 минут и 40 секунд, а «пятидесятиметровку» - лишь бы проплыть.

ЕГЭ и золотая медаль

Советская школьная золотая медаль ценилась очень высоко. «После 10-го класса мы сдавали 8 (!) обязательных экзаменов (контрольная по алгебре, геометрия устно, сочинение, литература устно, физика, химия, история, иностранный язык), - вспоминает медалистка СШ № 51 Минска Анна Островская (1986 год выпуска). - Причем письменные работы медалистов - сочинение и алгебру - проверяли несколько комиссий, и школьная, и районная. Помню, очень долго ждали этого подтверждения оценок. К слову, моему однокласснику-отличнику медаль в итоге не дали, но он и без нее поступил в Московский мединститут». По имеющимся на тот момент правилам медалисты поступали ВУЗы, имея преимущества перед другими абитуриентами. Им необходимо было сдать лишь профильный экзамен. «Блатными» золотые медали стали уже в период перестройки, с появления первых кооперативов, - вспоминает учитель истории Мария Исаева, - но хочу отметить, что, если у преподавателей ВУЗа возникали сомнения в медалисте, следовали серьезные проверки и самые строгие выводы. Когда же перестала работать обратная связь, тогда и школьное «золото» оказалось фальшивым». Что касается ЕГЭ, то вся история этого госэкзамена пронизана скандалами и драмами, в том числе связанными с суицидами школьников. При этом вузовские преподаватели не раз высказывали сомнения в достоверности этих тестов.

«Безусловно, нынешняя система школьного образования нуждается в реформировании, - говорит профессор, теоретик науки Сергей Георгиевич Кара-Мурза. – Мы, к сожалению, не видим научных открытий мирового уровня, сделанных выпускниками российских школ, хотя прошло много времени с 1992 года, который разумно взять за точку отсчета. Приходится констатировать резкое ухудшение качества знаний современных детей».

«СП»: - В чем же причина такого положения вещей?

- Здесь логично вспомнить предысторию, чтобы оценить уровень проблемы. До Великой буржуазной революции во Франции имелись религиозные школы, выпускники которых, получая целостное представление о мире, становились личностями в высоком смысле этого слова. Способ обучения имел университетскую основу. После же буржуазной революции некоторых детей стали учить по этой же университетской системе, но на научной картине мира. В итоге выпускники этих элитарных лицеев обладали системным взглядом на порядок вещей. Основная же масса училась в школе так называемого второго коридора, получая мозаичное представление о мире. Эта же проблема остро стала и в России в последней трети 19 века, когда появилась массовая школа. Наша русская интеллигенция, воспитанная на классической литературе, отвергала разделение на «два коридора» - на элиту и на массу.

Лучшие умы России считали, что школа должна воспроизводить народ, объеденный общей культурой. О накале страстей вокруг этой проблемы можно судить по участию в этой дискуссии царя и военных министров. После Октябрьской революции в 1918 году был созван первый Всероссийский съезд учителей, который и решил, что школа должна быть единой и общеобразовательной, университетского типа. Теперь же единый подход к образованию университетского типа утрачен. Это, конечно, огромный минус.

«СП»: - Советский Союз был первой страной, который ввел эту систему?

- Да, наша страна стала первой, которая начала учить детей по единому стандарту, не деля детей на элиту и массу. Причем, появилось множество специфических моментов. К примеру, детей за плохую учебу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые дополнительно с ними занимались. Я это всё прошел, и скажу так: помогая товарищу, начинаешь по-настоящему понимать предмет. Большинство наших ведущих ученых и конструкторов тоже прошли через систему взаимопомощи своим отстающим школьным товарищам. Приходилось думать, как же объяснить двоечнику, чтобы он понял. Здесь также разумно вспомнить чистописание. Оказывается, что мозг человека имеет особую обратную связь с кончиками пальцев. Отмечено, что в процессе чистописания развивается механизм мышления. Китайцы же не отменили этот предмет, хотя их иероглифы сложнее нашей кириллицы. В целом, советская школа обладала множеством положительных особенностей, которые в совокупности воспитывали личность.

«СП»: - А интернет?

- Интернет – это данность нашего времени, и отрицать или, тем более, запрещать – это глупость. В то же время необходимо вырабатывать эффективные механизмы, которые нивелировали бы отрицательные воздействия всемирной паутины на детей. Это очень сложная работа, которую обязательно нужно делать.

«СП»: - Как вам видится будущее нашей школы?

- Я уверен, что рано или поздно государство вернется к положительному опыту советской школы, что, собственно, мы кое-где наблюдаем. У нас просто нет иного пути, иначе Россия не выживет в этом жестоком конкурентном мире.

Александр Ситников

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. 0
    Лена
    Гости | 0 коммент | 0 публикаций | 19 апреля 2015 14:08
    t16 Абсолютно всё верно..большой плюс, а минусы ставят либерасты.)).Это ультра-либерасты ... любители всего западного в 90-х годах...уничтожили наше отличное образование СССР ....уничтожили. и продолжают уничтожать..думают, что на западе всё самое лучшее..на западе в Германии в школах ужасное образование ..там дети после окончания школы дебилы...немногие после школы идут в Гимназию и заканчивают Абитуру...были опросы на улицах..так они не знают элементарных вопросов..)))..и даже не знают кто у них канцлер в Германии..и такие же сейчас основная масса наши дети становятся..не знают историю, литерауру, географию и главное свой русский язык...везде проскакивают иностранные слова..противно даже слушать, как искажается русский язык...так же и по ТВ... и даже наш режиссер Михалков и другие известные люди везде вставляют то немецкие словечки, то английские...Я спрашиваю??..Что уже русских слов не находится сказать всё по русски...Короче, при СССР было отличное образование, а сейчас пародия на образование по западному.
    Показать
  2. 0
    Dereza
    Читатель | 6 563 коммент | 0 публикаций | 19 апреля 2015 14:36
    Посмотришь, какие сейчас манагеры на производство приходят - поубивал бы. Короче, разработчикам ЕГЭ - люстрацию с последующим отстрелом яиц, чтоб не размножались. s6
    Показать
  3. 0
    Lada
    Читатель | 2 615 коммент | 0 публикаций | 19 апреля 2015 14:51
    Лена, t16
    Показать
  4. 0
    Robert Plant
    Читатель | 66 коммент | 0 публикаций | 19 апреля 2015 15:31
    Лена, t19 t19 t19
    Показать
  5. 0
    Alex R
    Читатель | 924 коммент | 4 публикации | 19 апреля 2015 15:38
    Лично я "советскую школу" застал в первом и втором классе. Тогда нас учили быть честными и справедливыми. Рассказывали про Ленина, приняли в октябрята. Пионерами мы уже не стали.
    Уже к 3 классу система ценностей изменилась. В лучшем случае про Ленина говорили что у него сифилис головного мозга, а коммуняки это те же фашисты только наоборот. Появилось раболепие перед Америкой и презрение к "Рашке".

    Конечно, просто так эту дурь из головы целого поколения не выбить. Если 10 лет людям рассказывали что их страна говно, а народ сплошь тунеядцы и алкаши, то с чего вдруг все станут патриотами и начнут любить Родину.
    Украинский язык — западно-деревенский диалект русского.
    Показать
  6. 0
    ИС-2
    Читатель | 96 коммент | 0 публикаций | 19 апреля 2015 16:01
    Цитата: Dereza
    Короче, разработчикам ЕГЭ - люстрацию с последующим отстрелом яиц, чтоб не размножались.

    Первым "разработчиком" ЕГЭ является Путин,который подтвердил 16.04.15.пользу своего детища. Кроме прочего он сказал,что не собирается бороться за восстановление "империи" - СССР/РОССИИ.
    Показать
  7. 0
    Oleg.E
    Читатель | 5 330 коммент | 0 публикаций | 19 апреля 2015 17:29
    Образование либералов:

    Показать
  8. 0
    Aleksasha
    Журналисты | 4 726 коммент | 698 публикаций | 19 апреля 2015 17:54
    Цитата: ИС-2
    Цитата: Dereza
    Короче, разработчикам ЕГЭ - люстрацию с последующим отстрелом яиц, чтоб не размножались.

    Первым "разработчиком" ЕГЭ является Путин,который подтвердил 16.04.15.пользу своего детища. Кроме прочего он сказал,что не собирается бороться за восстановление "империи" - СССР/РОССИИ.

    Не предёргивайте! s43
    Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.

    Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.

    ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

    «Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов», — утверждал Филиппов.

    В 1999 году создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки. Задача: развитие в стране системы тестирования, а также осуществление мониторинга качества знаний обучающихся в российских образовательных учреждениях.
    Показать
  9. 0
    ruggg
    Читатель | 1 459 коммент | 0 публикаций | 19 апреля 2015 18:49
    главная проблема в том что учителей опустили ниже плинтуса - сейчас учителя просто бояться ставить ученикам двойки и тройки - рисуют им более высокие оценки - потому что их безнаказанно могут обвинить в педофилии или еще в чем нибудь / безнаказанно/ - кпо этой причине сейчас мужчин в школе практически нет - большинство молодых учительниц сейчас это редкостные истеричные дуры и бляди.
    Показать
  10. 0
    вычислитель
    Читатель | 2 771 коммент | 0 публикаций | 19 апреля 2015 19:31
    От добра добра не ищут. Ломать - не строить.
    Показать
  11. 0
    sankaranarayanan
    Редакторы | 2 597 коммент | 42 публикации | 19 апреля 2015 21:23
    Цитата: ИС-2
    Кроме прочего он сказал,что не собирается бороться за восстановление "империи" - СССР/РОССИИ.

    Кто ж такие вещи открыто говорит.
    Вчорашнi уркагани, ханиги, волоцюги, пiдараси сидять в палатах серiв i балдєють. Свабода, блядь... Свабода блядь... Свабода.
    Показать
  12. 0
    Aleksasha
    Журналисты | 4 726 коммент | 698 публикаций | 19 апреля 2015 22:13
    Цитата: sankaranarayanan
    Кто ж такие вещи открыто говорит.

    h9 Ну находятся же наивные...
    Показать
  13. 0
    Rosich
    Журналисты | 9 644 коммент | 64 публикации | 20 апреля 2015 04:33
    Про изменения в школьной системе образования мне говорить сложно по причине недостаточного представления о тренде. А вот изменения в высшем образовании я прочувствовал, сравнивая инженеров, получивших образование:
    - до 1941 года,
    - с 50-х до начала 80-х годов
    - с 1990-х годов и до наших дней.
    Тенденция удручающая... Так, выпускник технического ВУЗа нулевых годов, владеющий основами СУБД AutoCAD и пришедший работать в КБ, не мог сделать элементарный чертеж гроверной шайбы.

    Что же касается школьного образования, то я долго смеялся, читая откровения нашего к.х.н., уехавшего в США и устроившегося там учителем химии в школу. Отпад полный. Наш бывший соотечественник на себе волосенки рвал, столкнувшись с тем, что там школьников никто не учит думать (рассуждать, анализировать, мыслить). Вот по готовому алгоритму они могут чисто механически, не задумываясь пощелкать на калькуляторе и что-то выдать. Но если хоть чуть-чуть изменить исходные условия, наступает полнейший ступор. Не дай Бог, если и у нас такая же тенденция в школах...
    Показать
  14. 0
    Cidoroff
    Читатель | 2 397 коммент | 0 публикаций | 21 апреля 2015 16:43
    Rosich, такая же. Добавьте к тому, что учителя - уже "новой дегенерации" наполовину. И как щас модно писать - вишенка на торте - все учителя задавлены бюрократической работой и занимаются не детьми, а выковыриванием "матерьялов" с того же тырнета, чтобы "отчитаться по форме". Как собсно щас и "учат" от школыдо "выша" - главное, пральна нарыть говна с тырнета и распечатать.

    Бессмысленность удручает. Вот за шо хвататься? ппц и только.
    Падающего - поддержи
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.