Рассекречено: безопасность Сталина в Тегеране обеспечивали Иванов и Сидоров
Тайны кремлевской охраны времен Великой Отечественной теперь известны широкой общественности
Федеральная служба безопасности России впервые опубликовала архивные документы о подготовке визита Иосифа Сталина на Тегеранскую конференцию 1943 года. В них рассказывается о том, как чекисты обеспечили безопасность советской делегации в столице Ирана.
С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране проходила конференция лидеров СССР, США и Великобритании — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, ставшая одним из ключевых военно-политических событий Второй мировой войны.
В рассекреченных материалах отмечается, что Сталин обратил внимание на Тегеран как на место возможной встречи лидеров стран Антигитлеровской коалиции еще в августе 1943-го. Окончательное решение о проведении конференции в иранской столице было принято 8 ноября.
Но прежде, по указанию наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии и наркома госбезопасности СССР Всеволода Меркулова, в Тегеран отправили группу высокопоставленных представителей советской госбезопасности.
В нее вошли заместитель наркома внутренних дел СССР генерал-полковник Аркадий Аполлонов, начальник 2-го (контрразведывательного) управления НКГБ СССР Петр Федотов и замначальника 6-го (охрана правительства) управления НКГБ СССР Дмитрий Шадрин. Для конспирации генерал Аполлонов фигурировал под фамилией Аркадьев, Федотов — Иванов, а Шадрин — Сидоров.
Они за месяц тщательно изучили город, аэродром, вокзал, уличное движение, расположение дворцов шаха и правительственных зданий, английского и американского посольств. В докладной записке по результатам командировки, подготовленной «Ивановым» и «Сидоровым», содержится информация о состоянии советского посольства в Тегеране, маршрутах поездок и вариантах размещения охраняемых лиц, об организации электро- и водоснабжения и т. п. А таже дается не очень высокая оценка работе местных силовиков.
Для размещения делегации из Москвы предлагалось два варианта: советское посольство или дачная территория посольства в Зергенде (14 км от Тегерана). Но поскольку ни в одном здании на дачном участке не было отопления, а в октябре по утрам в наблюдались заморозки, выбор пал на посольство.
Все эти замечания и предложения были затем учтены в плане охранных мероприятий на период пребывания советской делегации во главе со Сталиным в Тегеране. Он был разработан и подписан в начале ноября Федотовым и Шадриным после возвращения в Москву.
Из рассекреченных документов следует, что обеспечение всех агентурно-чекистских мероприятий как на территории охраняемого объекта, так и в его окружении, а также руководство имеющимися резидентурами по линии специальных заданий, составление необходимой информации для Сталина и др. было возложено на комиссара ГБ 3-го ранга Федотова.
В помощь ему в иранскую столицу была направлена группа оперативных сотрудников наркомата госбезопасности во главе с бывшим резидентом НКВД в Тегеране полковником госбезопасности Андреем Отрощенко.
В ФСБ напомнили, что к ноябрю 1943 г. обстановка в иранской столице была спокойная. В августе 1943-го британская и советская контрразведка ликвидировала германскую агентуру в Тегеране. Британцам удалось арестовать последнего немецкого резидента в иранской столице оберштурмфюрера СС Франца Майера.
А еще раньше на основании материалов британской и советской спецслужб иранское правительство арестовало членов прогермански ориентированных активистов партии «Меллиюн-Иран». 9 сентября 1943 г. Иран объявил войну нацистской Германии.
Хотя в августе 1943-го вся мировая пресса анонсировала скорую встречу Сталина, Рузвельта и Черчилля, германским спецслужбам так и не удалось узнать дату и место проведения конференции, подчеркивают в Службе безопасности.
Несколько любопытных подробностей в своем отчёте после возвращения в Москву приводит комиссар Шадрин, возглавлявший на конференции охрану советской делегации. Оказывается, аэродром, куда Сталин прибыл самолетом из Баку 26 ноября, охранялся не только оцеплением, но и шестью зенитными установками.
А президент США Рузвельт оставался ночевать в советском посольстве, поэтому американцами в здании выставлялось 10 круглосуточных постов и еще 5 постов около здания. При этом никаких недоразумений с чинами американской охраны не было.
Попал в отчет Шадрина и один из самых ярких моментов конференции — вручение 1 декабря Уинстоном Черчиллем Сталину от короля Англии Георга VI наградного меча в знак восхищения мужеством и стойкостью защитников Сталинграда. На церемонии в зале заседания посольства СССР был выставлен почетный караул военнослужащих трех стран-участниц конференции, приглашены фотографы по особым пропускам, и английский офицер вручил меч офицеру Красной армии.
«Благодаря мерам, принятым советскими органами госбезопасности и спецслужбами союзников, конференция глав Великобритании, СССР и США прошла без каких-либо происшествий. Сложная миссия по обеспечению безопасности встречи Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране советскими органами госбезопасности была успешно выполнена», — заключили в ФСБ.
Насколько важно предавать гласности подобные документы? И в чем, на самом деле, значение Тегеранской конференции для дня нынешнего?
— Важность Тегеранской конференции переоценить сложно, — считает член Совета по международным отношениям при президенте РФ, политолог Богдан Безпалько. — Это одно из событий, которое положило начало современному мироустройству.
Но оно сейчас интенсивно ломается, трансформируется. Мы уже на пороге какого-то нового, другого мирового порядка, который пока еще не определен. И пока еще точно не просматривается даже самыми талантливыми прогнозистами.
Очевидно, поэтому мы вспоминаем те конференции, которые дали нам возможность прожить вплоть до нынешнего времени, начиная с конца Великой Отечественной войны. Это не только Тегеранская, были еще Ялтинская и Потсдамская конференции. Все это цепь единых событий, на которых мир держался до распада СССР и еще какое-то время после. Просто первым был именно Тегеран-43.
Во-вторых, это, конечно, работа и борьба спецслужб. Потому что, хотя Иран в целом не представлял собой страну, которая находилась в военном конфликте, противоборство между британской, советской разведкой — с одной стороны, немецкой и союзной им — с другой, велось достаточно жестко.
Да и, собственно говоря, сам Иран тогда был в качестве государства, оккупированного Советским Союзом и Британией, чтобы не дать возможности вовлечь его в действие против союзников.
Но Иран в сентябре 1943-го объявил-таки войну гитлеровской Германии…
— Да, но изначально все-таки его оккупировали в ходе совместной операции советские и английские войска, чтобы не дать вовлечь государство в войну на стороне стран гитлеровской Оси.
Почему сейчас это все рассекретили, мне, на самом деле, не совсем понятно. С моей точки зрения, все эти документа должны были быть обнародованы давным-давно. Также как и документы, касающиеся преступлений нацистов, относящихся к разным этническим группам.
Это мне немного напоминает логику Советского Союза, когда предателя Васюру (офицер Красной Армии, перешедший на сторону Германии, начальник штаба карательного 118-го батальона Шуцманшафта — Ред.) осудили за уничтожение Хатыни, но само дело сделали секретным для широкой общественности и гласности не придали.
Почему?
— Потому что товарищ Щербицкий (первый секретарь ЦК КП Украины — Ред.) попросил советское руководство этого не делать ради сохранения дружбы народов. Это ложная логика.
А что можно извлечь из этих событий в качестве урока… Очевидно, что нам нужно искать союзников. Теперь у нас происходит диверсификация внешней политики, теперь мы как раз друзья с тем самым Ираном, который когда-то в 43-м был оккупирован советскими и британскими войсками.
Теперь мы дружим с Китаем, смотрим на Восток, на Юго-Восток, на Глобальный Юг. И мы не надеемся уже на те страны, которые когда-то были нашими союзниками в борьбе с немецким нацизмом. Который осторожно, но все-таки просыпается — как в ФРГ, так и — более ярко — на территории бывшей советской Украины.
Все это исторические уроки, которые нужно изучать для того, чтобы не повторить ошибок в дальнейшем. Хотя, как известно, история ничему не учит, только строго наказывает за ошибки.
Прошло 82 года. И нынешнее поколение в лучшем случае знает о тех событиях исключительно по фильму Алова и Наумова «Тегеран-43»…
— Что касается молодежи, то, конечно, печально, что нынешняя молодежь в принципе не читает книг, мыслит клипами, видеороликами, и лишь наиболее талантливая её часть остается грамотной.
Для того, чтобы представлять себе, куда двигаться, нужно иметь хотя бы какой-то минимальный уровень грамотности, культурного, исторического бэкграунда. Просто, чтобы понимать, что вообще происходит, где мы живем, и куда мы постепенно двигаемся.
Светлана Гомзикова
Федеральная служба безопасности России впервые опубликовала архивные документы о подготовке визита Иосифа Сталина на Тегеранскую конференцию 1943 года. В них рассказывается о том, как чекисты обеспечили безопасность советской делегации в столице Ирана.
С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в Тегеране проходила конференция лидеров СССР, США и Великобритании — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, ставшая одним из ключевых военно-политических событий Второй мировой войны.
В рассекреченных материалах отмечается, что Сталин обратил внимание на Тегеран как на место возможной встречи лидеров стран Антигитлеровской коалиции еще в августе 1943-го. Окончательное решение о проведении конференции в иранской столице было принято 8 ноября.
Но прежде, по указанию наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии и наркома госбезопасности СССР Всеволода Меркулова, в Тегеран отправили группу высокопоставленных представителей советской госбезопасности.
В нее вошли заместитель наркома внутренних дел СССР генерал-полковник Аркадий Аполлонов, начальник 2-го (контрразведывательного) управления НКГБ СССР Петр Федотов и замначальника 6-го (охрана правительства) управления НКГБ СССР Дмитрий Шадрин. Для конспирации генерал Аполлонов фигурировал под фамилией Аркадьев, Федотов — Иванов, а Шадрин — Сидоров.
Они за месяц тщательно изучили город, аэродром, вокзал, уличное движение, расположение дворцов шаха и правительственных зданий, английского и американского посольств. В докладной записке по результатам командировки, подготовленной «Ивановым» и «Сидоровым», содержится информация о состоянии советского посольства в Тегеране, маршрутах поездок и вариантах размещения охраняемых лиц, об организации электро- и водоснабжения и т. п. А таже дается не очень высокая оценка работе местных силовиков.
Для размещения делегации из Москвы предлагалось два варианта: советское посольство или дачная территория посольства в Зергенде (14 км от Тегерана). Но поскольку ни в одном здании на дачном участке не было отопления, а в октябре по утрам в наблюдались заморозки, выбор пал на посольство.
Все эти замечания и предложения были затем учтены в плане охранных мероприятий на период пребывания советской делегации во главе со Сталиным в Тегеране. Он был разработан и подписан в начале ноября Федотовым и Шадриным после возвращения в Москву.
Из рассекреченных документов следует, что обеспечение всех агентурно-чекистских мероприятий как на территории охраняемого объекта, так и в его окружении, а также руководство имеющимися резидентурами по линии специальных заданий, составление необходимой информации для Сталина и др. было возложено на комиссара ГБ 3-го ранга Федотова.
В помощь ему в иранскую столицу была направлена группа оперативных сотрудников наркомата госбезопасности во главе с бывшим резидентом НКВД в Тегеране полковником госбезопасности Андреем Отрощенко.
В ФСБ напомнили, что к ноябрю 1943 г. обстановка в иранской столице была спокойная. В августе 1943-го британская и советская контрразведка ликвидировала германскую агентуру в Тегеране. Британцам удалось арестовать последнего немецкого резидента в иранской столице оберштурмфюрера СС Франца Майера.
А еще раньше на основании материалов британской и советской спецслужб иранское правительство арестовало членов прогермански ориентированных активистов партии «Меллиюн-Иран». 9 сентября 1943 г. Иран объявил войну нацистской Германии.
Хотя в августе 1943-го вся мировая пресса анонсировала скорую встречу Сталина, Рузвельта и Черчилля, германским спецслужбам так и не удалось узнать дату и место проведения конференции, подчеркивают в Службе безопасности.
Несколько любопытных подробностей в своем отчёте после возвращения в Москву приводит комиссар Шадрин, возглавлявший на конференции охрану советской делегации. Оказывается, аэродром, куда Сталин прибыл самолетом из Баку 26 ноября, охранялся не только оцеплением, но и шестью зенитными установками.
А президент США Рузвельт оставался ночевать в советском посольстве, поэтому американцами в здании выставлялось 10 круглосуточных постов и еще 5 постов около здания. При этом никаких недоразумений с чинами американской охраны не было.
Попал в отчет Шадрина и один из самых ярких моментов конференции — вручение 1 декабря Уинстоном Черчиллем Сталину от короля Англии Георга VI наградного меча в знак восхищения мужеством и стойкостью защитников Сталинграда. На церемонии в зале заседания посольства СССР был выставлен почетный караул военнослужащих трех стран-участниц конференции, приглашены фотографы по особым пропускам, и английский офицер вручил меч офицеру Красной армии.
«Благодаря мерам, принятым советскими органами госбезопасности и спецслужбами союзников, конференция глав Великобритании, СССР и США прошла без каких-либо происшествий. Сложная миссия по обеспечению безопасности встречи Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране советскими органами госбезопасности была успешно выполнена», — заключили в ФСБ.
Насколько важно предавать гласности подобные документы? И в чем, на самом деле, значение Тегеранской конференции для дня нынешнего?
— Важность Тегеранской конференции переоценить сложно, — считает член Совета по международным отношениям при президенте РФ, политолог Богдан Безпалько. — Это одно из событий, которое положило начало современному мироустройству.
Но оно сейчас интенсивно ломается, трансформируется. Мы уже на пороге какого-то нового, другого мирового порядка, который пока еще не определен. И пока еще точно не просматривается даже самыми талантливыми прогнозистами.
Очевидно, поэтому мы вспоминаем те конференции, которые дали нам возможность прожить вплоть до нынешнего времени, начиная с конца Великой Отечественной войны. Это не только Тегеранская, были еще Ялтинская и Потсдамская конференции. Все это цепь единых событий, на которых мир держался до распада СССР и еще какое-то время после. Просто первым был именно Тегеран-43.
Во-вторых, это, конечно, работа и борьба спецслужб. Потому что, хотя Иран в целом не представлял собой страну, которая находилась в военном конфликте, противоборство между британской, советской разведкой — с одной стороны, немецкой и союзной им — с другой, велось достаточно жестко.
Да и, собственно говоря, сам Иран тогда был в качестве государства, оккупированного Советским Союзом и Британией, чтобы не дать возможности вовлечь его в действие против союзников.
Но Иран в сентябре 1943-го объявил-таки войну гитлеровской Германии…
— Да, но изначально все-таки его оккупировали в ходе совместной операции советские и английские войска, чтобы не дать вовлечь государство в войну на стороне стран гитлеровской Оси.
Почему сейчас это все рассекретили, мне, на самом деле, не совсем понятно. С моей точки зрения, все эти документа должны были быть обнародованы давным-давно. Также как и документы, касающиеся преступлений нацистов, относящихся к разным этническим группам.
Это мне немного напоминает логику Советского Союза, когда предателя Васюру (офицер Красной Армии, перешедший на сторону Германии, начальник штаба карательного 118-го батальона Шуцманшафта — Ред.) осудили за уничтожение Хатыни, но само дело сделали секретным для широкой общественности и гласности не придали.
Почему?
— Потому что товарищ Щербицкий (первый секретарь ЦК КП Украины — Ред.) попросил советское руководство этого не делать ради сохранения дружбы народов. Это ложная логика.
А что можно извлечь из этих событий в качестве урока… Очевидно, что нам нужно искать союзников. Теперь у нас происходит диверсификация внешней политики, теперь мы как раз друзья с тем самым Ираном, который когда-то в 43-м был оккупирован советскими и британскими войсками.
Теперь мы дружим с Китаем, смотрим на Восток, на Юго-Восток, на Глобальный Юг. И мы не надеемся уже на те страны, которые когда-то были нашими союзниками в борьбе с немецким нацизмом. Который осторожно, но все-таки просыпается — как в ФРГ, так и — более ярко — на территории бывшей советской Украины.
Все это исторические уроки, которые нужно изучать для того, чтобы не повторить ошибок в дальнейшем. Хотя, как известно, история ничему не учит, только строго наказывает за ошибки.
Прошло 82 года. И нынешнее поколение в лучшем случае знает о тех событиях исключительно по фильму Алова и Наумова «Тегеран-43»…
— Что касается молодежи, то, конечно, печально, что нынешняя молодежь в принципе не читает книг, мыслит клипами, видеороликами, и лишь наиболее талантливая её часть остается грамотной.
Для того, чтобы представлять себе, куда двигаться, нужно иметь хотя бы какой-то минимальный уровень грамотности, культурного, исторического бэкграунда. Просто, чтобы понимать, что вообще происходит, где мы живем, и куда мы постепенно двигаемся.
Светлана Гомзикова
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)







