Два брата - Два топора
На правобережье Оки, там, где река Восьма впадает в Беспуту, есть удивительный памятник, который местные жители называют «два топора».
На высоком холме, заросшем бурьяном, насыпана груда камней, на которые водружены две трехметровые секиры, глядящие в разные стороны как лики двуглавого орла.
На этом месте в июне 1607 года произошло одно из кровопролитных сражений Смутного времени, в котором войска Василия Шуйского столкнулись с армией Ивана Болотникова.
Русский против русского...
Над этим местом очень часто неспокойное небо, гремит гром и светится радуга, как будто Кто-то сверху хочет о чем-то предупредить и посылает знамения.
А на дне глубоких оврагов растет плакун-трава.
Фоторассказ Сергея Странника о восстании Ивана Болотникова.
Июнь 1607 года.
Девятый год Смуты в России после смерти сына Ивана Грозного царя Федора Ивановича в 1598 году.
Мечту русского народа о «законном царе» вовсю используют дерзкие авантюристы.
Вот один из них – Иван Болотников.
По происхождению Иван Болотников, скорее всего, дворянин.
В юности Иван Болотников продался в «боевые холопы» князю Андрею Телятевскому.
Бежал от Телятевского к казакам. Одна из английских записок называет Ивана Болотникова «старым разбойником с Волги».
Во время своих казацких приключений Иван Болотников попал в плен к крымским татарам и был продан в Турцию рабом на галеры.
Во время морского сражения, проигранного турками, Иван Болотников был освобожден итальянцами.
Одно время подвизался в Венеции, Венгрии и Германии. Говорят, что на чужбине Иван Болотников был атаманом наемного казачьего войска, воевавшего с турками.
Когда до него дошли слухи, что Лжедмитрий I не был убит в Москве, а спасся и находится в Польше, Иван Болотников прибывает к очередному кандидату в самозванцы, Михаилу Молчанову, в польский город Самбор.
Иван Болотников, никогда не видел Лжедмитрия I, и возможно, искренне поверил, что перед ним настоящий царь Дмитрий Иванович, представитель законной династии.
Из Самбора Иван Болотников направляется в Путивль к князю Григорию Шаховскому с письмом и полномочиями «большого воеводы» царя «Дмитрия».
Иван Болотников, скорее всего, обладал выдающимися качествами лидера и богатым боевым опытом.
Вскоре после приезда Ивана Болотникова на Юге и Юго-Западе России вспыхивает мятеж, который очень быстро охватывает 70 городов.
По утверждению летописца, главную ответственность за мятеж в Путивле летом 1606 г. нес князь Григорий Шаховской: «Первое же зачало крови христианские: в Путимле городе князь Григорей Шеховской измени царю Василью со всем Путимлем и сказа путимцем, что царь Дмитрей жив есть, а живет в прикрыте...»
Иван Болотников умело пользуется социальной демагогией и привлекает в свое войско огромные массы недовольных крестьян.
«Побивайте бояр, отнимайте их достояние, убивайте богатых, делите их имение…(Из «облыжной грамоты» болотниковского «войска»).
На гребне волны народной уверенности, что царь «Дмитрий» жив и интриган Василий Шуйский будет низложен, Ивану Болотникову с его мятежной армией сопутствует грандиозный успех. Москва чуть было не захвачена Иваном Болотниковым.
Э. Листер. Начало боя крестьянской армии Болотникова с царскими войсками у Нижних Котлов под Москвой.
Источник - wikimedia.org
Источник - wikimedia.org
Однако благодаря грамотной тактике царя Василия Шуйского, а, главное, патриарха Гермогена, бунтовщики Ивана Болотного были отброшены от столицы и окопались в Калуге.
В мае 1607 года Иван Болотный снова выдвинулся из Калуги на Москву. Его армия ориентировочно состояла из 30 000 человек.
В этот раз царь Василий Шуйский решил не допустить «воров» к стенам Москвы и нанести упреждающий удар.
По всему государству был проведен сбор дворянского ополчения и прочих служилых людей. Царская рать составила около 100 000 человек. Василий Шуйский лично возглавил поход.
Решающее сражение (Восьменская битва) состоялось на реке Восьме недалеко от впадения ее в реку Бесмуту 5-7 июня 1607 года.
Сражение началось с артиллерийской перестрелки и мелких стычек. Затем Иван Болотников бросил в бой отборный отряд казаков. Они перешли реку Восьму и атаковали стоявший в резерве на северном берегу Восьмы полк царских войск.
Царские войска дрогнули и стали отступать.
В битве «начаши воры московских людей осиливати».
Верные царской присяге воеводы В. Голицын и Б. Лыков личным примером развернули ратников (кинулись в пыл битвы с восклицанием: "Нет для нас бегства; одна смерть или победа!" – Николай Карамзин ).
Царский резервный полк оторвался от атаковавших его в тылу казаков Ивана Болотникова и перешел на южный берег Восьмы, чтобы поддержать основные силы.
Жестокий кровопролитный бой затянулся на целый день.
Вот они, печальные поля Восьменского сражения:
Мятежники Ивана Болотникова не выдержали обрушившегося на них удара тяжеловооруженной дворянской конницы и обратились в бегство.
Царские полки перешли реку Восьма и на северном берегу стали преследовать отступающие войска Ивана Болотникова ("гнали бегущих на пространстве тридцати верст и взяли 5000 пленных").
«Храбрейшие из злодеев, Козаки Терские, Яицкие, Донские, украинские, числом 1700, засели в оврагах и стреляли; уже не имели пороха, и все еще не сдавались: их взяли силою на третий день и казнили, кроме семи человек, помилованных за то, что они спасли некогда жизнь верным Дворянам, которые были в руках у злодея Илейки: черта достохвальная в самой неумолимой мести!» (Николай Карамзин).
Может быть именно в этом овраге на берегу Восьмы и скрывались храбрые казаки:
В Восьменском сражении погиб цвет мятежной армии Ивана Болотникова.
Остатки войск Ивана Болотникова бежали к Туле, бросив весь обоз, знамена и пушки.
В Восьменской битве личная судьба Ивана Болотникова была предрешена. Осенью он был схвачен и казнен в Каргополе.
Неизвестный художник. И.И.Болотников является с повинной перед царём Василием Шуйским.
Источник - his.1september.ru
Источник - his.1september.ru
Яд ненависти, страсть к разбоям и грабежам, порожденные мятежом Ивана Болотникова с сотоварищами, разлились по стране.
России предстояли еще долгие 6 лет Смуты до избрания царем Михаила Романова на Земском Соборе в 1613 году.
За годы Смуты погибла треть населения страны (в конце XVI века 9 млн человек), в запустение пришли многие города и земли. Восстановление к нормальной человеческой жизни заняло целые десятилетия.
Как ни странно, в ряде русских городов: Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Тюмени, Туле, Калуге, Серпухове и других – есть улицы, названные в честь Ивана Болотникова.
К 400 летней годовщине Восьменского сражения в 2007 году рядом с мостом через реку Восьму и недалеко от села Богословское на пути в Иваньково установлены памятные знаки, выполненные в виде двух секир.
Автор памятника своей идеей «Два брата, два топора» как нельзя лучше выразил бессмысленность гражданской войны.
Памятный знак в честь Восьменской битвы возле села Богословского.
С обеих сторон бились между собой дворяне, казаки, крестьяне.
За что?
За «законного царя», которого они мыслили противоположным образом.
Призыв Василия Шуйского, который, пытаясь избежать кровопролития, обратился к бунтовщикам Ивана Болотникова под Москвой: «Они такие же русские и христиане: молюсь о спасении их душ, да раскаются, и кровь отечества не льется в междоусобии!» - к, сожалению, не был услышен.
Очень хорошо сказал архимандрит Лавр, настоятель новомосковского Свято-Успенского монастыря на панихиде по погибшим воинам на поле Восьменского сражения в 400-ю годовщину:
«Собравшись сегодня здесь и вспоминая историю, мы не судим и не оправдываем ни одну из противоборствующих сторон.
Наш христианский долг – молиться об упокоении душ соотечественников, положивших жизни на поле брани в страшный для нашей страны период истории. Русский против русского… В той войне не было ни правых, ни виноватых».
В заключении несколько фотографий Михаила Крапивенцева реконструкции Восьменской битвы в июне 2007 года.
Источник: strannik-sergey.ru
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)











