Джаз и мышление.

Джазовые образы исключительно многообразны. Это связано с двумя важнейшими факторами. Способом звукоизвлечения и ритмической организацией. Любителю классической музыки сложно воспринять пассажи Джона Колтрейна. Мало того, что "ноты" он выстреливает сериями на такой скорости, что их невозможно отделить одну от другой. И сами ноты перенасыщены гармониками. Классические "глиссандо" и "модерато" тут помогут не больше, чем "вожжи", при объяснении принципа действия паровоза. Появляется новое качество. При таком количестве.
Для восприятия такой музыки требуется исключительно подвижное сознание. С другой стороны, для такого сознания джаз - самая комфортная музыка. Если система образов не напрягает, возникает ощущение СКУКИ. Можно сказать, что вся музыка лежит в диапазоне между скукой и шумом.
Но далеко не все любители джаза способны воспринять авангардные течения. Столпы авангарда, такие как Эрик Долфи, Альберт Айлер, Сесил Тейлор, Орнетт Колман, Дон Черри, и даже Джон Колтрейн в поздний период, оказались невостребованными НА РОДИНЕ ДЖАЗА. Европа же и Япония приняла авангардистов на ура. Уровень подвижности мышления любителей джаза Европы и Японии оказался достаточным для восприятия столь продвинутой музыки.
Но еще лучше парадоксальные эффекты игры с ритмом, проявляются на фортепиано. Уже даже простое ощущение постоянного нарастания ритма, есть несомненное изменение восприятия самого времени. А то, что делает, например, Сесил Тэйлор, это не просто изменение восприятия. Это прямые ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ.
Вопрос о том, что есть время, до сих пор не решен. То ли это - объективное свойства мира, то ли оно полностью связано с процессом восприятия мира, а в самом мире его не существует. Мы не будем здесь копать глубже.
Так что же делает Сесил Тэйлор? А он попросту меняет свойства мира. Не больше и не меньше. И делает это он через изменение состояния сознания. Но и это еще не все. При этом, несомненно, меняются и свойства самого сознания. Приятное с полезным. Но это уже совсем отдельная тема.
Джаз должен был появиться неизбежно. Тем или иным путем. Просто появилась потребность в нем. Что смутно ощущал еще Чарльз Айвз. Который мучался оттого, что не мог воспроизвести музыку, "торчащую" у него в голове.
Тот факт, что при реальном рождении джаза, игры с ритмом пришли попросту из африканских танцев, не имеет никакого значения. Джаз, это не музыка афро, и не музыка белых. Это музыка интеллектуалов.
Источник jazz-jazz.ru
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)





