Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

15:10 / 09.09.2015
4 341
4
Это предприятие является ведущим двигателестроительным производством России. Здесь осуществляется проектирование, изготовление и ремонт ракетных, авиационных и газотурбинных установок.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре. Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели НК-12 для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, НК-25 для бомбардировщиков Ту-22М3 и НК-32 для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.

Сегодня перед самарским предприятием стоят задачи по возобновлению производства двигателей НК-32 серии 02, росту объёмов производства ракетных двигателей, повышению надёжности индустриальных двигателей для ОАО «Газпром», развитию перспективных авиационных разработок.

55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас — для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня — силовые установки для самолетов.

ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Механообрабатывающее производство.
Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1,6 метра и весом до 2 тонн.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Оборудование эксплуатируется в 3 смены.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Обработка статорных колец компрессора двигателя НК-32 на токарно-карусельном станке.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32−1 в 1996 г. — на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Металлургическое производство.
Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1600 мм и весом до 1500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Контроль литья методом ЛЮМ-А.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей
Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Контроль профиля компрессорной лопатки.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Нанесение керамики на модель лопаток.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975 °C.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

«Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Сборка рулевого агрегата РД. Устанавливается совместно с маршевыми двигателями РД-107А/РД-108А для управления и корректировки вектором тяги.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Камеры сгорания.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги.
Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Обвязка двигателя НК-25.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Контроль оболочки двигателя НК-32 перед сборкой.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Топливный коллектор форсажной камеры.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей
Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ.
Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей.
Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».
Принципы работы РД-107 и РД-108 схожи, но назначение разное. Сто седьмой стоит на первой ступени ракеты, а сто восьмой — на второй.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам — 100%. Надежность двигателей — 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов — Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Проверка комплектации ракетного двигателя при сборке.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2−1в».

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Выполнение операции по термоусаживанию защитной трубки провода авиационного жгута.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Подготовка к распайке контактов жгута в электроразъеме авиационного кабеля.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей
Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Пультовая испытательного стенда.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Пьезометры. Применяются для измерения перепада и низких давлений при испытании газотурбинных двигателей.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.
Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Наклонные огневые испытания серийного ракетного двигателя на испытательном комплексе ОАО «Кузнецов» в поселке Винтай.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Коллектив расчетной группы производит обработку полученной информации и выдает протокол испытаний. По полученным данным инженерным составом производится оценка результатов испытаний и дается заключение о его пригодности для установки на ракету-носитель.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику — на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты. Источник

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Взгляд изнутри на производство ракетных двигателей

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. 0
    Dereza
    Читатель | 11 617 коммент | 0 публикаций | 9 сентября 2015 15:16
    Спасибо. Обалденно.
    Показать
  2. 0
    Stiletto18
    Читатель | 97 коммент | 2 публикации | 9 сентября 2015 17:32
    t16
    Показать
  3. 0
    Petrovitch
    Читатель | 6 744 коммент | 2 публикации | 9 сентября 2015 19:19
    t3
    Показать
  4. 0
    Region31RU
    Читатель | 2 416 коммент | 0 публикаций | 9 сентября 2015 22:00
    Зачотно!
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.