Коммунальная афера. Как Янукович и Азаров долги "прощают" » E-news.su
ЧАТ

Коммунальная афера. Как Янукович и Азаров долги "прощают"

11:31 / 19.01.2014
1 834
0
Коммунальная афера. Как Янукович и Азаров долги "прощают"


Правительство Януковича-Азарова приняло решение позволить гражданам реструктуризировать долги за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

Более того, с учетом снижения цены на российский газ, Кабмин рекомендовал Национальной комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг (НКРРКУ) и органам местного самоуправления пересмотреть тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение. К президентским выборам 2015 года, как видим, нам милостиво позволяют оформить рассрочку на долги, накопившиеся в результате обнищания, дороговизны, безработицы и завышения тарифов, а заодно обещают снизить тарифы в будущем. Цинизм ситуации состоит в том, что если гражданам долги позволяют рассрочить, то олигархам, владеющим энергокомпаниями и/или контролирующими их, долги просто прощают, а цена на российский газ и вовсе не имеет никакого отношения к тарифам горячей воде и теплоснабжению


Едва закончились новогодне-рождественские вакации, как Кабмин 9 января 2014 года одобрил законопроект «О внесении изменений в Закон «О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию». Согласно законопроекту, граждане получают возможность реструктуризировать свою задолженность за коммунальные услуги и услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, которые образовались у них по состоянию на 1 января 2013 года. Формально это позволяет постепенно, в течение 60 месяцев, то есть 5 лет, погашать имеющиеся долги за ЖКУ, но при обязательном условии полной уплаты текущих платежей. По словам профильного вице-премьера Александра Вилкула, после принятия Верховной Радой этот документ создаст возможность для уменьшения долгов населения за ЖКУ.

«Развод» в рассрочку

Следует отметить, что в течение 2013 года долги уменьшились на 5% – с 12,7 млрд грн до 12,1 млрд грн. И все же, задолженность населения остается огромной, что в совокупности с прогрессирующими задержками и невыплатами зарплат, неуклонно обостряет социально-экономическую ситуацию в стране. Вопреки бодрым заявлениям Вилкула, реструктуризация задолженности на уменьшение долгов никоим образом повлиять не может, а скорее загоняет проблему вглубь исключительно с предвыборными целями. Более того, закон о реструктуризации долгов населения за ЖКУ существует давно, равно как и право жильцов на реструктуризацию, и некоторые поправки, вносимые в него указанным законопроектом Кабмина, ничего особо не меняют.

Но чтобы осознать цинизм ситуации, следует вернуться в 2010-2011 годы. Именно тогда на волне эйфории после прихода к власти Януковича, некоторые провластные круги сумели существенным образом поднять тарифы на ЖКУ. Тогда правом устанавливать все тарифы, за исключением расценок на газ и электроэнергию, обладали местные органы власти. Олигархи и местные «царьки» вовсю пользовались этим бесконтрольным правом. Особенно отличились местные органы южных и восточных областей, где власть на местах оставалась в руках регионалов даже в «помаранчевые» времена.

Оправдание было стандартное. Чиновники и коммунальщики привычно объясняли взлет расценок тем, что действующие тарифы, дескать, не покрывают некие «экономически обоснованные» затраты на отопление, канализацию, горячее и холодное водоснабжение. Разницу между тарифами и этими «экономически обоснованными» расходами, согласно закону о ЖКУ, должны покрывать государственный и/или местные бюджеты, но вокруг компенсаций непрерывно идут подковерные игры, преимущественно коррупционные. Указанные «экономически обоснованные» параметры всячески скрываются от общественности и экспертов, поскольку позволяют извлекать незаконные прибыли и «откаты» чиновникам. К тому же, само понятие «экономически обоснованного» тарифа законом не установлено, «успешно» используется для манипуляций.

В правительстве признают, что потери тепловой энергии на пути от производителя к потребителю доходят до 45%, а возможно и больше. То есть половина тепла уходит в никуда, и за это платят жильцы, а также бюджет в виде компенсаций, по сути, все те же жильцы-налогополательщики. К потерям при поставке тепла добавляют потери энергоносителей при его производстве на ТЭЦ, котельных, теплопунктах. Причина таких потерь – несовершенство и низкая эффективность изношенного старого оборудования. Очевидно, что для начала необходимо устранить потери или хотя бы снизить их до более или менее «приличных», и лишь затем ставить вопрос об их повышении до некоего «экономически обоснованного» уровня, который должен стать достоянием общественности и независимых экспертов.

Весной 2011 года взвинчивание тарифов привело к резкому обострению социального недовольства, в том числе, в «базово-электоральных» юго-восточных регионах страны. На проблему изволил обратить внимание Янукович. Контрольно-ревизионное управление (КРУ), которое теперь зовется Госфининспекцией, провело ряд демонстративных проверок, которые показали, что тарифы безбожно завышаются из-за коррупции, воровства, разбазаривания и изношенности коммуникаций. Янукович, Азаров и другие помельче клятвенно заверили народ, что виновных накажут, порядок наведут, а тарифы снизят до справедливых величин. Но постепенно скандал спустили на тормозах, а об обещании снизить тарифы забыли. Единственным зримым результатом «шухера» стало то, что путем внесения поправок в профильный закон о ЖКУ право формировать тарифы на теплоснабжение, водоотвод, горячую и холодную воду отдали центральному регулирующему органу в лице Нацкомиссии по регулированию тарифов на услуги ЖКХ, оставив местным органом право взвинчивать тарифы только на содержание домов и придомовых территорий в то время, как центральная власть в электоральных целях кое-как сдерживала остальные тарифы путем влияния на Комиссию, формально являющуюся независимым органом.

И вот теперь долги, возникшие, во многом, из-за наглого и шулерского взвинчивания тарифов в последние годы, гражданам милостиво разрешают рассрочить на 5 лет, да еще при обязательном условии полной уплаты текущих платежей. Но это далеко не самое главное условие. Согласно законопроекту, для реструктуризации задолженности граждане должны заключить с предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, договора о ежемесячном равномерном погашении задолженности. Здесь-то и таится подвох…

Гражданским кодексом Украины (ГКУ) установлен трехлетний срок исковой давности. Соответственно, имущественные и денежные обязательства, возникшие более 3-х лет назад, могут быть предъявлены истцом, но если ответчик требует применить исковую давность, суд обязан это требование удовлетворить. Кроме того, исковая давность не применяется, если ответчик признал долг или прервал исковую давность…

Как раз на этот «крючок» чиновники и хотят поймать доверчивых граждан, не искушенных в юридической казуистике. Подписание договора о реструктуризации долгов, которым более 3-х лет, является прерыванием исковой давности и согласием оплачивать эти долги. У автора этих строк как-то даже вышел занимательный спор с чиновниками, которые на полном серьезе пытались доказать, что закон о реструктуризации долга по коммунальным платежам вообще отменяет норму ГКУ об исковой давности!

Таким образом, милостиво разрешая рассрочить долг, граждан банально «разводят»…

«В Техасе грабят только техасцы!»

В этом месте обычно приходится слышать нравоучение на тему о том, что по долгам, дескать, надобно платить… Особенно, если они «накручены» шулерским путем явно с целью экспроприации денежных средств и жилья граждан. Но тогда почему же олигархам, в отличие от граждан, долги как раз простили, реализовав на практике вынесенное в подзаголовок известное изречение.

Здесь опять следует вернуться в 12 мая 2011 года. В этот «знаменательный» день «регионально-тушечное» большинство прошлого созыва Верховной Рады приняло два закона № 8351 «Некоторые вопросы списания задолженности за потреблённый природный газ и электрическую энергию» и № 8352 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно вопросов налогообложения природного газа и электрической энергии». Законами было установлено списание задолженности топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а именно газовых и энергокомпаний, предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) и прочих подобных структур, перед бюджетом примерно на 24 млрд грн, а также задолженность между самими предприятиями ТЭК на сумму почти 28 млрд грн, итого -- на общую сумму 52 млрд. грн. Обратил внимание на тот факт, что структура и периоды возникновения долгов не были оговорены, а потому под эту «лавочку» можно списать что и сколько угодно, что и было сделано, и реальные масштабы списания остались неизвестными. Откровенным цинизмом выглядели строки в пояснительной записке к законопроекту, где говорилось о том, что законы приведут к снижению социального напряжения! О том, какая «социальная справедливость» была установлена этими законами, скажем ниже…

Прежде всего, возник вопрос: откуда взялась такая сумасшедшая задолженность? А оказывается, перечисленным структурам уже давно было разрешено не платить за энергоресурсы и налоги в бюджет! Указанным законам предшествовал закон № 2711, введённый в июле 2005 г. «О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий ТЭК». Этим нормативом, в частности, был введён мораторий на принудительное взыскание любой, в т.ч. налоговой (!), задолженности предприятий ТЭК. О таком мечтал бы любой предприниматель!

Этой лазейкой, противоречащей остальному массиву законов, облгазы, облэнерго, генерация электроэнергии и теплокоммунэнерго, многие из которых де-юре и де-факто уже давно являются частными, умело пользовались, чтобы не платить по долгам. В частности, большие долги накапливались в газовой сфере: на январь 2011 года только долги облгазов, и теплокоммунэнерго за газ составляли почти 13,5 млрд грн и продолжали неуклонно расти. Как видим, эта цифра даже превышает те 12,1 млрд грн, которые составляют сейчас долг населения за ЖКУ. Но граждан заставляют платить, пусть даже с рассрочкой, а частные, по сути, облгазы, облэнерго и предприятия ТКЭ использовали закон, чтобы не платить, затем им эти долги списали. Куда делись деньги, которые предприятия ТЭК собирали с потребителей, но за энергоносители не перечисляли? Да куда угодно – в оффшоры, на футбол, на пентхаузы в Лондоне и т.д.!

Вернёмся к «социальной справедливости», якобы установленной путем списания долгов. Механизм работы газового рынка таков. «Нафтогаз» импортирует газ из России, продаёт его дочерней компании «Газ Украины», которая, в свою очередь, продаёт его облгазам, а они реализуют потребителям по регулируемой цене для населения и по свободной цене для предприятий. Есть ещё газ собственной добычи, которого якобы должно хватать на ЖКХ, а потому дорогой российский газ вообще не имеет отношения к ЖКХ, о чем далее. «Нафтогаз» и «Газ Украины» – это государственные предприятия, облгазы – обычно частные, теплокоммунэнерго – частные или формально коммунальные, а реально – частные. В 2011 году была списана задолженность теплокоммунэнерго и облгазов перед ДК «Газ Украины» по состоянию на 1 января 2010 г., на эту же сумму списали долги «Газа Украины» перед «Нафтогазом», а также долги облгазов, теплокоммунэнерго, «Газа Украины» и «Нафтогаза» по налоговым и таможенным платежам. В итоге, долг частных структур перед государственными был списан, но долг «Нафтогаза» перед российским «Газпромом» остался, государственный «Нафтогаз» оплатил газ за счёт бюджета, т.е. за счёт граждан!

Законы о списании долгов предусматривают, что средства, которые предприятия ТЭК получили от населения в счёт списанной задолженности, должны быть зачислены на отдельные счета и использованы только для инвестиционных программ. Но при этом нигде ни слова нет о том, что это за программы, каков порядок использования средств, кто и как это контролирует. Ведь получается, что эти деньги, которые не доплачены либо госпредприятиям, либо в госбюджет, являются, по сути, государственными средствами, контроль за расходованием которых должен осуществляться Госфининспекцией, прокуратурой и другими инстанциями. Но были созданы все предпосылки, чтобы эти деньги безнаказанно ушли....

В сухом остатке списание долгов привело к следующим последствиям. Олигархический капитал выигрывает дважды – не платит за газ и электроэнергию, а также не платит налоги и таможенные платежи в бюджет. В свою очередь, граждане платят… трижды! Один раз они платят за энергоносители через бюджет, компенсируя «Нафтогазу» и Энергорынку средства, недополученные из-за списания долгов. Второй раз они платят, недополучая социальные выплаты из бюджета за счёт недополучения бюджетом средств из-за списания предприятиям ТЭК долгов перед бюджетом. Наконец, третий раз они платят за газ, электроэнергию и услуги ЖКХ.

Иными словами, правящий режим создал олигархом «законные основания» для присвоения коммунальных платежей граждан. Вопрос о соответствующем списании долгов населения даже не поднимался!..

«Только мы заявляем прямо: это полная ерунда!»


Еще одна коммунальная новация власти также является предвыборной пиар-бутафорией и заставляет вспомнить вынесенные в подзаголовок слова из древней песенки «Машины времени» конца 1970-х годов.

Кабинет министров рекомендовал Нацкомиссии и органам местного самоуправления с 1 января 2014 года пересмотреть тарифы на горячее водоснабжение и тепловую энергию с учетом новых цен на газ. Согласно Постановлению Кабмина №951 от 30 декабря 2013 года, снижение тарифов на тепло для населения поставлено на контроль местной, региональной и центральной исполнительной власти.

Цена снизилась на российский газ, который к ЖКХ не имеет никакого отношения. По крайней мере, не должен иметь. Согласно действующему законодательству, в ЖКХ, то есть для снабжения газом населения и ТКЭ, должен использоваться только газ внутренней добычи. Согласно уверениям официальной статистики, в ЖКХ используется примерно столько газа, сколько добывается в Украине – около 20 млрд кубов в год. Правда, вокруг этих «плюс-минус» постоянно идут закулисные «игры», свидетельствующие о коррупции. По некоторым данным, ЖКХ потребляет больше – 23-24 или даже 25-26 млрд кубов, и разницу приходится добавлять российским газом. Возможно, так и есть, особенно если учесть, что у нас воруют все, включая газ, вместо того, чтобы заниматься энергосбережением.

По другим данным, в ЖКХ поступает все же существенно меньше 20 млрд кубов в год, поскольку, кроме государственных структур, подчиненных «Нафтогазу», газ добывают частные или получастные фирмы, которые не отдают газ по низким расценками «Нафтогазу», как это положено по закону, а любыми путями стремятся использовать топливо с целью наживы. Ярким примером, в частности, является корпорация «Укрнафта», контрольный пакет которой вроде бы находится у государства, но реально компанией давно заправляют структуры, которые связывают с олигархом Коломойским. Кроме нефти, «Укрнафта» добывает и природный газ, который, как неоднократно отмечалось в СМИ, идет не в ЖКХ, а на предприятия, контролируемые структурами, которые также связывают с тем же Коломойским. Налицо наглое нарушение закона, но чиновники и правоохранители при всех властях много лет смотрят на это сквозь пальцы, очевидно, «не за просто так». Может, пора выполнить требования закона?..

Но вернемся в «государственному» газу, объемы которого покрывают потребности ЖКХ если не полностью, то почти полностью. «Нафтогаз» выкупает топливо отечественной добычи по цене около $100 за 1000 кубов, а отдает населению и теплокоммунэнерго по ценам в диапазоне $160-200 за 1000 кубов, в зависимости от конкретных условий договоров. Цифры приблизительны, но порядок такой, а в данном случае, важна не точность цифр, а суть.

Суть же такова. Налицо рентабельность в размере 60-100%. Можно говорить о том, что установленная Кабмином закупочная цена отечественного газа в размере до $100 за 1000 кубометров является низкой, что не дает отрасли возможность развиваться, но это уже другой вопрос. Но сама перепродажа отечественного газа населению и ЖКХ суперрентабельна: любой бизнесмен скажет, что брать товар по 100 «баксов» за единицу измерения, а отдавать за 160-200 «баксов», – это «крутой» бизнес!

Какое отношение снижение цены на российский газ имеет к тарифам? Да никакого! Повторим, это предвыборная пиар-акция правящего режима, имеющая целью, в том числе, отвлечение внимание общества от того факта, что население пытаются заставить заплатить по шулерски завышенным, экспроприационным тарифам, пусть и в рассрочку!

Поэтому хотелось бы посоветовать не подписывать «лохотронные» договора о «реструктуризации экспроприации», не беря таким образом соответствующие обязательства. По крайне мере до тех пор, пока власть и олигархи не отчитаются, на какую «модернизацию» потрачены списанные в 2011 году долги различных структур за газ, электроэнергию и по налогам в бюджет в размере 52 млрд грн. Между прочим, по курсу это составляет 6,5 миллиардов долларов!..

My Webpage

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.