УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны

22:50 / 26.12.2015
7 759
12
Этот автомобиль разрабатывали для вывоза трупов из зоны радиоактивного заражения, но сегодня "буханка", сохранив конструкцию 50-х годов, является незаменимым транспортом в российской глубинке. Разбираем феномен удивительной машины Ульяновского автозавода.


Империя наносит удар

В начале 50-х годов прошлого века казалось, что ядерной войны между СССР и США не миновать. Постапокалиптическое будущее воспринималось почти как неизбежное, и весь вопрос был лишь в том, кто лучше к нему подготовится. Ульяновский автомобильный завод, являвшийся со времен Второй мировой войны "филиалом" по выпуску ГАЗ-69, в преддверии почти начавшейся Третьей получает от Министерства обороны секретный заказ: разработать автомобиль для... вывоза раненых и погибших из очагов радиоактивного поражения.

Об этом сейчас неизвестно практически никому, кроме нескольких оставшихся в живых разработчиков этой машины, но в обычной "буханке" с кузовом фургон, которую вы можете часто наблюдать на улицах, была реализована возможность перевозки, помимо водителя и пассажира, пяти носилок с ранеными: четыре из них крепятся по бортам в два яруса, а пятые задвигаются между боковыми... Удивительно? Мало похоже на правду? Конечно, ведь эти факты были многие годы строжайше засекречены!

УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны


MADE IN USSR

Во второй половине 50-х стало приходить понимание, что апокалипсис если и будет, то не обязательно прямо сейчас. Он, может быть, случится завтра, а сегодня в быту очень пригодился бы полноприводный автомобиль вагонной компоновки, который уже практически готов к производству. Машина, к этому моменту обретшая название УАЗ-450, в основе своей имела шасси ГАЗ-69 с поставленным сверху оригинальным кузовом, нарисованным дизайнером В. И. Арямовым... Говорят "буханкой" этот автомобиль начали называть еще заводские испытатели.

Машина могла брать на борт 800 кг груза и развивать скорость 90 км/ч. В 1957 году была закончена подготовка производства этого автомобиля, а в 1958 началось его серийное производство. Интересно, что двумя годами ранее в США начали выпускать очень похожий автомобиль — Ford FC. Та машина имела два основных варианта, грузовик с короткой и длинной кабинами, фургон появился позже и выпускался мало (как и сама модель, дожившая лишь до 1965 года), однако споры по поводу советской и американской "буханок" не утихают до сих пор... Украл ли Арямов дизайн у американцев? Едва ли — машины рисовались и разрабатывались одновременно (в полном соответствии с канонами "гонки вооружений"), просто советская, как водится, задержалась с выходом в серию. Дело не в плагиате, а в общей направленности дизайна тех лет — взгляните, например, на первый Volkswagen Transporter.

УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны


Вторая "буханка"

С 1958 по 1965 год "буханка" под именем УАЗ-450 (к индексу прибавлялась буква А для санитарного авто, В — для фургона и Д — для грузовика с деревянным кузовом) выпускалась в своем первозданном виде: рама, 3-ступенчатая коробка и бензиновый мотор объемом 2.1 литра, выдающий 52 л.с., всё в чистом виде от ГАЗ-69 (такой же мотор, кстати, ставился на ГАЗ-20 "Победа"). К середине 60-х машину сделали более технологичной, уйдя от прямого родства с армейским джипом: изогнутая сварная рама поменялась на оригинальную прямую, сделанную из швеллерного профиля, рычажные амортизаторы уступили место телескопическим, а силовой агрегат был позаимствован у ГАЗ-21 "Волга" — верхнеклапанный 2.5-литровый 70-сильный двигатель был сопряжен с 4-ступенчатой коробкой передач. Кроме того, оптимизировалась сама компоновка силового агрегата и рулевого управления.

Вместе с этим машина получила и "фейслифт" — оформление передней части кабины в том виде, в котором мы знаем этот автомобиль сейчас. В 1965-м в производство пошел модернизированный грузовичок УАЗ-452Д (он получил в народе меткое прозвище "головастик"), годом позже подтянулись и остальные модификации: фургон УАЗ-452, "санитарка" УАЗ–452А (её прозвали "таблеткой" или "пилюлей"), и впервые появившийся в гамме десятиместный микроавтобус УАЗ–452В. Кстати, по одной из версий, эта "слишком гражданская" и дорогая для УАЗа тех лет модификация родилась почти случайно — на ней настояли люди из "Автоэкспорта", организации, продававшей советские автомобили за рубеж. Хотя вариант "микроавтобус" был заложен еще в первых эскизах!

УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны


Вариации

"Буханка" — советский автомобиль-рекордсмен по количеству модификаций и "тюнинг-версий". Обусловлено это двумя факторами: а) автомобиль получился очень удачным и востребованным; б) УАЗ имел сильную "заточенность" под армию и при этом весьма скромные производственные мощности. Модификации можно разделить на две большие группы: сделанные силами сторонних организаций и собственно уазовские. Первая группа, многочисленные варианты "незаводского тюнинга", были порождены главным образом долгим отсутствием в гамме микроавтобуса — авторемонтные и механические заводы переделывали фургоны в автобусы, врезая окна и устанавливая сиденья. Такие машины, получившие прозвище "барбухайки", были лишены нормальной вентиляции, отопления и даже входа-выхода, но положение спасали.

И более того — "барбухайки" спровоцировали развитие целой новой отрасли советского автопрома: со временем на шасси "буханки"» стали производить вполне приличные микроавтобусы, иногда даже превосходящие заводской УАЗ-452В по комфорту — такими, например, были микроавтобусы АПВУ (Псковского авторемонтного завода). А потом те же заводы начали собирать специализированный транспорт на той же проверенной платформе — так появились автокинопередвижки (завод "Кубань"), автомобили для киносъёмок (Черниговский завод специального автотранспорта) и даже техника для мелиорации (Псковский завод "Гидроимпульс"). Что же касается собственных изысканий УАЗа, то инженерный штат породил просто гигантское количество всевозможных опытных образцов, и как жаль, что большинству из них не нашлось места на конвейере: "скорая помощь" с мягкой гидропневматической подвеской, реанимационный автомобиль для спасателей, 16-местный автобус, гусеничный вездеход, седельный тягач...

УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны


Эволюция

На протяжении 1970-х годов "буханки" практически не модернизировались. Но во время перестройки в 1985-1989 годах семейство вездеходов всё же подверглось обновлению: мощность двигателя подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и модернизированные мосты с другими передаточными числами. Поменялись и обозначения версий: бортовой грузовик стал называться УАЗ-3303, фургон — УАЗ-3741, микроавтобус — УАЗ-2206, а санитарный автомобиль — УАЗ-3962.

В 1997 автомобиль получил, наконец, новый мотор — УМЗ-4218 объемом 2.9 литра и мощностью 98 л.с. В 2008 году этот мотор совместно с фирмой Bosch, с которой УАЗ сотрудничал в области электронного впрыска топлива, модернизировали, он стал называться УМЗ-4213 (2,9 л, 99 л.с.) и отвечал нормам "Евро-3". А в марте 2011 года его довели до "Евро-4", помимо этого снабдив автомобиль ремнями безопасности того же стандарта ("Евро-4"), системой ABS и гидроусилителем руля... Всё это похвальные попытки вписаться в современность, но сейчас они уже отчетливо напоминают выражение "что мертвому припарки" — к настоящему моменту автомобиль, спроектированный в начале 60-х годов, не отвечает никаким требованиям.

УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны


Плюсы и минусы

Европейский краш-тест эта машина в своем нынешнем виде не пройдет никогда. У шоферов даже есть про "буханку" такая грустная шутка: "до смерти 1,5 миллиметра". Имеется ввиду расстояние, которое отделяет сидящих в салоне от "улицы" — ничего, что могло бы гасить энергию удара при столкновении, в этом автомобиле нет в принципе. Добавьте сюда полное отсутствие комфорта в его современном понимании (если кто ни разу не ездил в таком автомобиле, попробуйте, вас ждёт чудный экспириенс — трясет там немилосердно и на любой скорости) и очень высокий расход топлива (паспортный по смешанному циклу — 13 л/100 км, но реальный — на 5-7 литров больше). Так почему же этот автомобиль до сих пор жив?

Потому что — Россия! В этой стране такой машине до сих пор нет адекватной замены, причем это касается не только армии и МЧС, которые от "буханок" не откажутся, наверное, никогда. В огромной стране, где вместо большей части дорог присутствуют направления, "буханка" незаменима — в глубинке её до сих пор активно используют как "скорую помощь", сельскохозяйственный автомобиль, маршрутное такси... Да-да, в этой стране есть огромное множество мест, где до работы, до дома или до магазина можно добраться только на "буханке"!

УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны
УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны


Незаменима?

По проходимости "буханка" находится почти на уровне со своим "братом", великим и ужасным УАЗ-469 (он же 3151, ныне Hunter). Даже заднеприводная версия буханки (в 1960-1970-х существовала и такая) была способна пройти там, где не могли пролезть обычные микроавтобусы — клиренс-то равнялся 230 мм против 170-180 у "гражданских"! Вдумайтесь: полноприводные "буханки" способны преодолевать 40-сантиметровую снежную целину и спокойно двигаться по колее, раскатанной гружеными "Уралами". А простота конструкции позволяет произвести ремонт практически в поле и без специального инструмента — вот они, армейские корни!

Так что же, ей так и не найдется замены? И какая в этом случае ей уготована учась? Попасть под запрет производства после ввода очередных норм безопасности и экологичности? Да, это очень вероятный исход. Но... как мы знаем, УАЗ участвует в проекте "Кортеж" (который, помимо техники для правительства, подразумевает и "гражданские" версии автомобилей), и сейчас в Ульяновске начали работы с совершенно новой платформой, на коей к 2018 году должны начать строить широкое семейство внедорожников. Не исключается также, что на этой же платформе УАЗ будет строить (внимание!) микроавтобусы. И действительно, с чего бы УАЗу, переживающему сложный "переходный" период, отказываться от столь эксклюзивной ниши, как микроавтобус-вездеход?.. "Буханка NEW"?! Почему бы нет! Мы пофантазировали на тему, как может выглядеть такой автомобиль, и вот что у нас получилось…

УАЗ-452 "Буханка": катафалк для ядерной войны

Рисовал специально для Kolesa.Ru: Артём Синицын


Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +3
    Pretorianez
    Читатель | 7 141 коммент | 180 публикаций | 26 декабря 2015 22:54
    Буханочку надо возродить.
    Русский народ есть особенный народ в свете, который отличается догадкою, умом, силою.
    Показать
  2. +5
    Masalex
    Читатель | 1 184 коммент | 0 публикаций | 26 декабря 2015 22:57
    Буханка ипёт любой другой УАЗ по проходимости, причём конкретно!!!! Почему? А потому, что двигатель у буханки расположен "в базе", т.е. между задним и передним мостами, что значительно улучшает распределение масс между ними (мостами). У классического же УАЗа двигатель висит над передним мостом, поэтому он гребёт лучше, а задний вывешивается и толку от него намного меньше.
    Показать
    1. +3
      Gnefredov
      Провокатор | 3 187 коммент | 165 публикаций | 26 декабря 2015 23:02
      Не могу не согласиться :) 452 действительно, развесован великолепно (уже проверил и был очень удивлён). На бездорожье (и при отсутствии дороги вообще) автомобиль великолепный.
      Показать
  3. +3
    Lesnik
    Читатель | 1 171 коммент | 8 публикаций | 26 декабря 2015 23:33
    В Карелии нас на начальные точки сплавов закидывали именно Буханочкой.
    А чем еще по скалам, гатям и болотам добираться с грузом?

    Вот она труженница:
    Показать
  4. +1
    чёрт N 13
    Журналисты | 1 519 коммент | 155 публикаций | 27 декабря 2015 01:18
    Оказывается, не зря мы её в армии называли труповозкой.
    Показать
  5. 0
    Dimkys23rus
    Читатель | 168 коммент | 1 публикация | 27 декабря 2015 07:56
    1. +1
      Gnefredov
      Провокатор | 3 187 коммент | 165 публикаций | 27 декабря 2015 08:14
      Это современное "Гэ" и тема известная (у меня 1984 года, 10 лет была на консервации, ездить стала с 1994 у одного хозяина, там совсем другой расклад). Кроме того на современные "Буханки" зачем то стали ставить инжекторный двигатель который ей вовсе не нужен т.к. двигатель оборотистый а для бездорожья это вовсе не хорошо (на моём экземпляре стоит низко оборотный мотор от ГАЗ-21 на 75 л.с.). Ну а кузов... Я даже не знаю кто там на УАЗ-е его варил (это про видео уже). Умудриться электрод в машине оставить? Хех, "ОТК" наверное бухал вместе со слесарями. В общем, современная "Буханка" это уже не то да и ржаветь начинает на второй год уже (на чём угодно экономит производитель, на грунтовке в т.ч.).

      P.S. Ссылки всё же стоит комментировать.
      Показать
      1. +1
        Masalex
        Читатель | 1 184 коммент | 0 публикаций | 27 декабря 2015 09:16
        Полтора года юзаю буханку "из новых" - с инжекторным 409-м мотором. ООООООООччччч доволен!!! Вторая пониженная передача - и тебе пофигу каковы обороты двигателя и что под колёсами в данный момент!!! Единственный минус - штатные покрышки. От них толку на бездорожье - ровно НОЛЬ!!! А в остальном, даже при всех косяках при сварке кузова, машина стоит тех денег, которые за неё просят на заводе. ДА!!! Расход топлива на 409м моторе, в смешанном цикле, БЕЗ бездорожья, от 10,5 до 12,5 литров. При езде по трассам газопроводов в южной части России - до 20ти литров на 100
        Показать
        1. +1
          Zajigalka
          Читатель | 20 коммент | 0 публикаций | 17 января 2016 17:02
          Она денег может быть и стоит своих (современная) но попробуйте её замочить или утопить. Инжектор вам боком выйдет. Инжектор очень капризный. Карбюратор рулит.
          Показать
  6. 0
    mainstay
    Читатель | 237 коммент | 1 публикация | 27 декабря 2015 08:53
    "Этот автомобиль разрабатывали для вывоза трупов из зоны радиоактивного заражения". Можно вопрос? Афтар нахрена тебе трупы да еще из зоны? Некрофил, радионуклеидоман?
    Показать
  7. +1
    Gnefredov
    Провокатор | 3 187 коммент | 165 публикаций | 27 декабря 2015 09:06
    Цитата: mainstay
    Некрофил, радионуклеидоман?
    Я даже слов таких не знаю, так что раскройте тему подробнее коли вы специалист в этой области s01
    Показать
  8. +1
    Gnefredov
    Провокатор | 3 187 коммент | 165 публикаций | 27 декабря 2015 09:25
    Цитата: Masalex
    Единственный минус - штатные покрышки.

    Это да, они разве что для поездок на дачу в не сильно мокрую погоду, на что только и годны :)
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.