Историк рассказал, как "Смерш" собирал отклики американских военных об СССР » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Историк рассказал, как "Смерш" собирал отклики американских военных об СССР

04:40 / 19.12.2025
300
0

Советская военная контрразведка "Смерш" в начале лета 1944 года проинформировала Иосифа Сталина о том, как военнослужащие армии США, прибывшие в Полтаву обслуживать аэродром базирования американских самолетов, участвующих в бомбардировках германских объектов, гордились, что первыми из союзников, еще до открытия второго фронта, будут вместе с Красной армией сражаться против нацистов, и при этом демонстрировали откровенную неприязнь в адрес британских партнеров.

Об этом РИА Новости рассказал историк спецслужб, эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Олег Матвеев.

В пятницу в России отмечается День военной контрразведки. 19 декабря 1918 года постановлением Бюро ЦК РКП(б) фронтовые и армейские ЧК были объединены с органами Военного контроля и на их основе образован Особый отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (ВЧК). Тем самым было положено начало создания единой централизованной системы органов безопасности в войсках. Одну из самых ярких и героических страниц в историю отечественных органов военной контрразведки вписало Главное управление контрразведки "Смерш" НКО СССР (1943-1946), ставшее самой эффективной спецслужбой Второй мировой войны, не имевшее аналогов по размаху и результативности оперативно-разыскной деятельности.

Совместная операция

"Как известно, государственный акт Соединённых Штатов Америки о ленд-лизе (полное название – "Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов") давал президенту США полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Основными получателями поставок по ленд-лизу являлись страны Британского содружества наций и СССР", - сказал Матвеев.

Программа ленд-лиза стала важнейшей составной частью союзнических отношений СССР и США в годы Второй мировой войны, напомнил он.

"Американцы в 1941-1945 годах поставляли нам без взимания оплаты вооружение, боеприпасы, корабли, паровозы, автомобили, промышленное оборудование, продовольствие, медикаменты, а также стратегическое сырьё, необходимое для ведения войны. Важное место в номенклатуре передаваемого вооружения составляли боевые и военно-транспортные самолеты, объем поставок которых составил 11,4 тысячи бортов. Кроме того, часть самолетов, полученных Советским Союзом от Великобритании (более 7 тысяч), также имела американское происхождение. Советские ВВС приняли на вооружение от США истребители P-40 Curtiss, P-39 Airacobra, P-63 Kingcobra, P-47 Thunderbolt; легкие и средние бомбардировщики A-20 Havoc/DB-7 Boston и B-25 Mitchell; знаменитый транспортник Douglas C-47; самолет-амфибию PBY Catalina и ряд других моделей", - перечислил историк спецслужб.

Единственным типом боевых самолетов, которыми американцы категорически отказались делиться с СССР, стали дальние бомбардировщики В-17 ("Летающая крепость") и В-24, отметил Матвеев.

"Однако на Тегеранской конференции (28 ноября – 1 декабря 1943 года) президент США Франклин Рузвельт предложил Иосифу Сталину вариант с предоставлением Советскому Союзу 400 дальних бомбардировщиков В-24 (существенно уступавших В-17 по скорости, дальности полета и бомбовой нагрузке), но с условием длительного обучения русских пилотов их эксплуатации на территории США. Эту инициативу американского президента Сталин отверг", - сказал Матвеев.

Тогда Франклин Рузвельт в присутствии своего сына, служившего в разведывательной авиации ВВС США полковника Эллиота Рузвельта, предложил Сталину новую идею базирования американских самолётов дальнего радиуса действия на территории СССР с одновременным присутствием американского воинского контингента по аэродромному обслуживанию, для осуществления челночных разведывательных и бомбардировочных полетов.

"По замыслу американского президента, тяжелые бомбардировщики ВВС США В-17, взлетая с аэродромов в Великобритании и Италии, смогли бы таким образом наносить удары по целям, расположенным на востоке гитлеровской Германии, а также на территории её восточно-европейских сателлитов, оказывая тем самым помощь наступающей Красной армии. Отбомбившись, вместо возврата в пункты постоянного базирования, самолёты уходили бы по прямой на территорию СССР для заправки, ремонта, техобслуживания и загрузки новыми бомбами, чтобы на обратном пути нанести удар уже по другим целям", - отметил историк спецслужб.

Сталин согласился на участие в совместной операции и разрешил размещение в прифронтовой полосе небольшого американского воинского контингента, необходимого для обслуживания самолетов и координации их боевого применения.

"Советское командование выделило для участия в операции, получившей кодовое название сначала Baseball ("Бейсбол"), а затем Frantic ("Неистовый") три военных аэродрома на Украине в районе городов Полтава, Пирятин и Миргород. Тех самых, которые сегодня регулярно звучат в сводках СВО и подвергаются постоянным ракетно-бомбовым ударам российских ВКС", - сказал Матвеев.

В целях обеспечения секретности ВВС США присвоили этим аэродромам кодовые обозначения "Объект 559" (Station 559), AAF-560 и AAF-561 соответственно. Полтава и Миргород были местами базирования тяжелых бомбардировщиков, а в Пирятине дислоцировались истребители сопровождения дальнего радиуса действия.

Для координации боевых вылетов с командованием советских ВВС в Москву прилетела американская военная миссия во главе с генералом Джоном Дином, а на аэродромы стал прибывать обслуживающий персонал из числа военнослужащих Армии США. В Полтаве было дислоцировано также Восточное командование авиации Армии США во главе с генералом Альфредом Кесслером.

"По договоренности с советской стороной, для обслуживания собственных самолетов американцы везли всё своё – от металлических листов для настила взлетно-посадочной полосы до высокооктанового авиатоплива. Необходимое оборудование и материалы завозились морем северными конвоями, а также по Каспийскому морю из Ирана в Баку, а оттуда доставлялись на выделенные аэродромы по железной дороге. Легкое оборудование и основной персонал доставлялся военно-транспортными самолётами с авиабазы в аэропорту Мехрабад (Тегеран)", - сказал Матвеев.

В конце мая – начале июня 1944 года выдвигавшиеся через Иран 30 офицеров и 360 человек сержантского и рядового состава военнослужащих американских военно-воздушных сил проследовали завершающую часть пути в Полтаву по железной дороге.

Благодарности из уст американцев

По прибытии американцев к месту назначения начальник Главного управления контрразведки "Смерш" Наркомата обороны СССР, комиссар государственной безопасности 2-го ранга Виктор Абакумов направил 3 июня 1944 года в Государственный Комитет обороны - Иосифу Сталину и Вячеславу Молотову, а также в Народный комиссариат внутренних дел СССР - его главе Лаврентию Берии докладную записку "О следовании военнослужащих американских Военно-воздушных сил через Иран в Полтаву".

"Данная записка, которая хранится в фондах Центрального архива ФСБ России, недавно была рассекречена ведомством и опубликована в только что вышедшем в свет сборнике документов "Абакумов – Сталину: "Особая папка" ГУКР "Смерш" НКО СССР". В данном документе, составленном на основе сообщений агентуры военной контрразведки "Смерш", находящейся среди советских военнослужащих, сопровождавших американцев в пути и контактировавших с ними на аэродроме в Полтаве", - рассказал Матвеев.

Историк спецслужб процитировал этот документ.

"Американские военнослужащие, – докладывал начальник советской военной контрразведки, – на протяжении всего пути следования стремились всячески выразить благодарность сопровождавшим их офицерам Красной армии за хорошую организацию их обслуживания и питания. Командир группы подполковник Боас сказал, что американцы поражены чистотой и удобством предоставленных им ж/д вагонов, и при этом заявил: "За два года нашего пребывания вне Америки мы впервые почувствовали себя как дома. Мы были в Англии, но там не было и малейшего намека на то внимание и заботу, которыми мы окружены сейчас. С таким комфортом мне не приходилось ездить даже по ж/д США. Эта поездка будет исключением во всей моей жизни, и я бы хотел, чтобы она продлилась несколько дольше. Сейчас я и мои люди получили настоящий отдых в полном смысле слова. Такого отдыха мы не имели с момента выезда из своей страны".

Особую благодарность американцы выразили хозяевам за свежую и доброкачественную пищу, предоставленную им в пути следования. Так, сержант Ник по этому поводу заявил окружающим: "Мы этого совсем не ожидали. В Англии мы все время сидели на консервах".

"Большинство личного состава американских ВВС о поездке в Советский Союз узнали в последний момент и встретили это сообщение с большим энтузиазмом. Полковник Боас от имени многих американцев, следовавших в эшелоне, выражая восхищение поездкой в СССР, заявил: "Мы гордимся тем, что первые мы, а не англичане, будем сражаться бок о бок с русскими", - сообщалось далее в записке Абакумова.

Проезжая по советской территории, недавно освобожденной от оккупации, американские военнослужащие были буквально потрясены масштабами разрушений, произведенными немцами. По этому поводу в записке приводятся впечатления капитана Смайэра, который заявил: "Я много читал о России, о действиях Красной армии, видел множество снимков разрушенных городов в вашей стране, но мне как-то не верилось, что дело обстоит именно так. Я считал, что это делается с целью пропаганды. Теперь я вижу, как я был глубоко не прав. То, что я уже увидел в России, привело меня к заключению, что мы – американцы, еще очень мало вам помогли, и вы – преодолевающие такие трудности, имеете все основания требовать от нас гораздо более эффективной помощи".

Ему вторил и другой американский капитан по фамилии Стенгач: "Мы теперь убедились в том, что вы имеете все основания ненавидеть немцев. Мы также поняли из виденного у вас, что такое тотальная война Гитлера".

В ходе сопровождения военнослужащих Армии США контрразведчики "Смерш" через свою агентуру добыли важную информацию о скором открытии второго фронта. "В беседах многие американцы с уверенностью заявляли, что в июне с. г. обязательно последует открытие второго фронта, что вся Англия сейчас превращена в сплошной арсенал – военный лагерь. Орудия и танки в Англии стоят на проселочных дорогах, т. к. все специальные парки уже загружены. Вся страна покрыта густой сетью аэродромов. Берлин, по словам американцев, будет сметен с лица земли, и Германия перестанет существовать как сильная держава", – сообщал Абакумов.

Неприязнь к англичанам

Агентура "Смерш" также обратила внимание на то, что во время разговоров довольно часто американские офицеры открыто подчеркивали свою неприязнь к англичанам, рассказал Матвеев. Так, капитан Смайэр сказал группе советских офицеров: "Когда Вы говорите об американцах и англичанах, то не произносите вместе эти два слова, т. к. нам многое не нравится в англичанах. Англичане и американцы – это две нации, наделенные одним и тем же языком. Нам гораздо более по душе упорство, стойкость и стремление к защите своей свободы, которую проявляете вы – русские". А капитан Стенгач в этой связи добавил: "Мы не уважаем англичан за их высокомерие, гордость и пренебрежение к другим людям. Англичане мне напоминают пиявок, высасывающих кровь из других".

Для выражения критических замечаний в отношении англичан американские офицеры располагали весомыми основаниями, отметил Матвеев. Так, Королевские военно-воздушные силы Великобритании отказались от участия в операции Frantic, поскольку премьер-министр Уинстон Черчилль с самого начала относился к этой идее весьма сдержанно, полагая, что её проведение потребует выхода на более высокий уровень доверия с Советским Союзом, что явно не входило в его планы, добавил историк спецслужб.

"В беседах американцы, – говорилось далее в докладной записке, – также высказывали свою ненависть к Японии, с которой, как они заявили, расправятся окончательно после разгрома Германии. В этой связи американцы интересовались отношением русских к Японии и возможностью вступления СССР в войну с ней".

Американские офицеры рассказывали советским коллегам о том, что многим из них удалось посмотреть в Англии советский документальный кинофильм "Сталинград", которым они остались восхищены. Так, офицер Файнгольд по этому поводу заявил: "Прекрасный фильм. Исключительно потрясающее зрелище представляет действие вашего секретного оружия "Катюша". С таким оружием можно успешно воевать".

Прощаясь с начальником эшелона майором Красной армии Федосовым, подполковник Боас сказал ему: "Вы нас благополучно и очень быстро доставили в Полтаву. Этому трудно было бы поверить, если бы мы сами не были очевидцами этого. Надеюсь, майор, мы еще встретимся с вами на развалинах Берлина".

Всего в ходе операции Frantic, продолжавшейся со 2 июня по 9 сентября 1944 года, было совершено 2207 боевых вылетов, в ходе которых произведено 18 челночных бомбардировок важных объектов противника, в том числе завода синтетического горючего, сталелитейных и военных заводов на территории Венгрии, ряда сортировочных станций, аэродромов люфтваффе в Румынии и Польше, и многих других.

"Участие русских и американцев в операции Frantic стало примером подлинного боевого братства двух союзнических армий, когда их представители, что называется, вместе сидели в одном окопе и вместе несли потери, как это случилось в результате мощного авианалета бомбардировщиков люфтваффе на аэродром в Полтаве в ночь с 21 на 22 июня 1944 года. Во время отражения нападения погибли 23 военнослужащих Красной армии, три корреспондента центральных советских газет "Правда" и "Известия", а также два лейтенанта Армии США", - добавил Матвеев.

РИА Новости

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)