Красный флаг в Нормандии. Советский адмирал, открывший второй фронт » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Красный флаг в Нормандии. Советский адмирал, открывший второй фронт

13:02 / 19.12.2025
78
0
Красный флаг в Нормандии. Советский адмирал, открывший второй фронт

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения знаменитого советского военачальника — адмирала Николая Михайловича Харламова. Этот офицер, посвятивший всю жизнь Военно-морскому флоту, сыграл важную роль в Великой Отечественной. В годы войны он поддерживал связь с британской разведкой, курировал арктические конвои с оружием и сырьем для Красной армии, лично участвовал в высадке союзников в Нормандии летом 1944-го.

Предложение британского генерала

Николай Харламов начинал службу в 1928-м на Черноморском флоте и за десять лет прошел путь от вахтенного офицера на эсминце "Дзержинский" до начальника штаба всего военно-морского объединения. На талантливого командира, обладавшего пытливым аналитическим умом и прекрасным знанием вверенной ему матчасти, обратили внимание в Москве. В 1940-м офицера-черноморца отправили на курсы подготовки старшего командного состава при Военной-морской академии имени Ворошилова и по окончании присвоили ему звание контр-адмирала. В апреле 1941-го назначили начальником Управления боевой подготовки ВМФ. В этой должности он и встретил Великую Отечественную.


Советская военная миссия прибывает в Лондон в июле 1941 года

Война круто изменила судьбу и карьеру Николая Харламова. Благодаря недюжинным дипломатическим способностям и знанию иностранных языков его включили в советскую военную миссию генерала Филиппа Голикова и послали в Великобританию. С 20 июля 1941-го он — военно-морской атташе при посольстве СССР в Лондоне.

Наладив эффективное сотрудничество с британскими военными и спецслужбами, исправно снабжал Москву ценнейшей разведывательной информацией. Скажем, в июне — июле 1942-го английские и советские офицеры под началом Харламова обсуждали такие вопросы, как местонахождение малых итальянских кораблей в Варне, торпедных катеров ВМС Германии в Арктике, новые фортификации немцев в Виндау (Вентспилс) на Балтике.


Советская военная делегация в британском Адмиралтействе

Конечно, британцы далеко не всегда делились с Москвой разведданными. Но молодой советский адмирал демонстрировал такую въедливость, настойчивость и убедительность, что генерал военно-морской разведки Великобритании Файербресс даже как-то предложил Харламову перейти к нему на службу. Наверное, в шутку. Но эта шутка говорит о многом.

Арктическая "дорога жизни"

В британском Адмиралтействе Николай Харламов также курировал жизненно важный для Родины вопрос поставок западных вооружений, сырья и оборудования. При его непосредственном участии было спешно разработано и принято Соглашение между СССР и Соединенным Королевством о взаимных поставках (подписано 16 августа 1941-го). Тяжелейшее время для страны: Красная армия с боями отступала, промышленность эвакуировали за Урал, в войсках не хватало танков, артиллерии, автомобильного транспорта. Помощь союзников была как нельзя кстати.


Грузовые автомобили "Студебекер" приготовлены для отправки на фронт. Резерв Ставки Верховного главнокомандования. Район города Можайска.

Из Британии в Мурманск потянулись арктические конвои с танками "Валлентайн" и "Черчилль", истребителями "Хоукер Харрикейн" и "Супермарин Спитфайр", торпедоносцами "Хемпден", шестифунтовыми противотанковыми пушками QQF Mk.II, армейскими грузовиками Bedford и многим другим. Помимо военной техники, СССР получал от союзников критически важные для ВПК каучук, алюминий, олово, свинец, джут. Всего с 1941-го по 1944-й из Соединенного Королевства поступило более миллиона тонн вооружений, сырья и промышленного оборудования.


Раздача продуктовых наборов по ленд-лизу в Москве.

Николай Харламов лично ездил по заводам и верфям, изучал технику и подбирал лучшие образцы для советского фронта. Где-то приходилось уговаривать, где-то — хитрить, но стратегически важные грузы в Мурманск шли исправно. Единственный сбой — в июле 1942-го, когда после разгрома немецкими ВМС конвоя PQ-17 союзники закрыли арктическую "дорогу жизни". Харламов выступил в британском парламенте и убедил восстановить поставки. Этот эпизод дословно воспроизводит Валентин Пикуль в романе "Реквием каравану PQ-17".

Спас британский крейсер


Советские офицеры в Портсмуте в апреле 1943 года

Летом 1944-го небольшой группе советских офицеров под командованием адмирала Николая Харламова выпала честь принять непосредственное участие в операции "Оверлорд". Высадка англо-американских войск в Нормандии 6 июня 1944-го стала крупнейшим морским десантом в истории войн — задействовали более трех миллионов человек. Наконец-то против нацистской Германии в Европе открыли второй фронт. Советскую делегацию пригласил в качестве наблюдателей лично ветеран британских ВМС адмирал флота Эндрю Каннингем.

"У пирса в Портсмуте нас с адъютантом ждал катер, посланный с крейсера "Маврикий" — одного из флагманских кораблей вторжения, — вспоминал после войны Николай Харламов. — К трапу крейсера вышел контр-адмирал Питерсон, возглавлявший высадку колонны "Д", — энергичный шотландец, имевший, как потом выяснилось, опыт десантирования на Сицилии".


Николай Харламов на крейсере "Маврикий" 6 июня 1944 года

Британский крейсер с советскими офицерами на борту отчалил от берегов Британии вечером 2 июня. А уже шестого числа в пять часов утра после артподготовки и налета союзных бомбардировщиков передовые подразделения высадились на удерживаемый противником берег. Харламов в тот день фактически спас "Маврикий". Когда немецкая береговая батарея открыла ответный огонь, несколько снарядов легли рядом с крейсером. Опытный советский адмирал понял, что противник пристрелялся. И посоветовал контр-адмиралу Питерсону изменить курс. Как только крейсер повернул — "прилет" в 70 метрах за кормой.

В конце того долгого дня доставили пленных. Вывели на палубу, сняли с глаз повязки и позволили взглянуть на армаду вторжения — более шести тысяч кораблей и судов. По лицам немцев было видно: воевать они резко расхотели.


Советская делегация наблюдает за высадкой в Нормандии

Три ордена Красного Знамени

Советская делегация тщательно изучала британо-американский опыт морских десантов. Командующий 1-й американской армией генерал Омар Брэдли вспоминал: "Советские офицеры всюду совали свой нос, вдаваясь во все детали наших действий на плацдарме. Особенно они интересовались методами снабжения; огромное количество грузовиков поразило их". Полученные знания очень пригодились адмиралу Харламову летом 1945-го, когда он освобождал Корею от японской Квантунской армии в составе Амурской флотилии.


Николай Харламов в должности командующего Балтийским флотом

После войны Харламов дважды был командующим Балтийским флотом (1950-1954, 1956-1959) — в сложном регионе, где пересекались интересы нескольких государств. В 1960-1961 годах Николай Михайлович занимал пост военного специалиста по ВМС в Народно-освободительной армии Китая. Во время Карибского кризиса в 1962-м он отвечал за погрузку и доставку ядерных ракет кораблями из Севастополя на Кубу. В 1961-1971-м возглавлял Научно-технический комитет ВМФ.

Николай Харламов умер 9 апреля 1983 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы. Личные вещи и награды адмирала с 1984-го экспонируются в Центральном музее Вооруженных сил: орден Ленина, три ордена Красного Знамени, медаль за освобождение Кореи и высшие флотские награды — ордена Ушакова и Нахимова 1-й степени. В честь куратора арктических конвоев назвали большой противолодочный корабль проекта 1155, бывший в составе Северного флота с 1990-го по 2020-й. Источник


БПК "Адмирал Харламов"

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)