Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию... » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

23:02 / 03.01.2017
3 626
4
Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

Все читатели научно-популярной литературы знают, что дела с ней в отечественном издательском бизнесе обстоят не очень. Нельзя сказать, что такие книги не выходят совсем — но, зайдя в отдел нон-фикшн любого крупного книжного магазина, мы обнаружим, что менее половины ассортимента составляют книги отечественных авторов, а большая часть — это переводные издания.

Хорошо, когда это качественно сделанный перевод иностранного бестселлера: например, такой, как изданная «Альпиной нон-фикшн» книга «Трилобиты. Свидетели эволюции» Р. Форти или «Вселенная внутри нас» Нила Шубина, переведённая издательством «Corpus». Но не секрет, что издателя здесь привлекает прежде всего понятная история продаж и низкое роялти, устанавливаемое его западными коллегами для таких регионов, как Россия.

Русского же автора-популяризатора надо ещё найти, потратить время на уговоры, объяснение издательской политики, работу с текстом — притом, что с отечественными продажами в сегменте нон-фикшн «просвещение масс» никогда не окупится, что прекрасно понимают и автор, и редактор. Поэтому немногие учёные, занятые в нашей стране пропагандой науки, заслуживают от читателей только низкого поклона и слов благодарности (тут, конечно, в первую очередь вспоминаются создатели и авторы сайта antropogenez.ru). Новые имена появляются редко, потому что издательский бизнес в них не очень заинтересован: продавать беллетристику гораздо выгоднее.

В крупном книжном обязательно будет шкаф / полка с книгами для юных любителей науки, но что мы там видим? Широко представлен лишь формат энциклопедии: всё о пиратах, звёздах, лошадях, столицах…

В основном это, опять же, переводы либо отечественные компиляции, сделанные откровенно халтурно, в логике «детям и так сойдёт, тут не надо в теме разбираться». Главное в таких изданиях — иллюстрации, на текст зачастую никто (включая корректоров) внимания не обращает.

Единственное, что можно с чистым сердцем купить ребёнку — переиздания советской классики подросткового научпопа: книги Льва Успенского о языке[1], Якова Перельмана — о физике и математике[2] (у издательства «АСТ» даже была серия «Перельман: занимательная наука»)… Это замечательные книги, но не забывайте: со времени их написания прошли десятки лет.

Отсюда понятно, как радуются родители и другие неравнодушные взрослые при виде, например, «Занимательной медицины», адресованной детям среднего школьного возраста.

Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

Случай, достойный одобрения: Светлана Лаврова - автор из более «тиражного» сегмента (художественной прозы) - написала заведомо не очень продаваемую книгу; очевидно — из бескорыстной любви к науке. При этом она профессиональный врач, то есть, казалось бы, взялась рассказывать юным читателям именно о той сфере, в которой отлично разбирается. В-четвёртых, книга оказалась своего рода бестселлером: совокупный тираж двух изданий (2012 и 2014 гг.) составил 10 000 экземпляров. Казалось бы, остаётся только порадоваться за школьников и их родителей.

Несколько первых страниц чтение, действительно, доставляет удовольствие. Автор начинает с очень живого описания реального и эффектного исторического примера — «корриды», на которой невзрачный «тореадор» (а на самом деле нейрохирург) Хосе Дельгадо "уложил на лопатки" огромного быка, заранее вживив ему в мозг электроды. Дальше Светлана Лаврова рассказывает о своём врачебном опыте, также связанном с хирургией мозга, и о том, как благодаря последним достижениям науки удаётся спасать людей, страдающих болезнью Паркинсона. К сожалению, эти несколько страниц — единственный по-настоящему «занимательный» фрагмент книги с названием «Занимательная медицина».

Потом начинается повествование о том, какие приёмы «лечения» использовали животные и наши родственники неандертальцы. А дальше… происходит что-то необъяснимое с точки зрения нормальной человеческой логики.

* * *

Итак, в кратком пересказе главы из научно-популярной книги для детей среднего школьного возраста антропогенез принимает следующий вид.

...На берегу «нынешнего Средиземного моря», а тогда — древнего океана Тетис, 60–65 миллионов лет назад жили ископаемые лемуры-долгопяты. Далее, они зачем-то «приспосабливаются к полуводному существованию»

(без всяких объяснений, зачем им это было нужно — просто «море наступало»; вообще-то океан Тетис в это время, наоборот, сокращался из-за сближения литосферных плит[3]).

Из этих любителей водных процедур «примерно 40 миллионов лет назад получились полуводные существа — археоцеты»

(заметим, что археоцеты — это древние киты, предки современных; они, естественно, даже внешне похожи на кита, но никак не на лемура; благодаря современной науке стало известно, что они произошли от древних бегемотов[4]).

«К ним принадлежали три семейства: сквалодонтиды, дельфиниды и акродельфиды»

(все эти ласкающие слух имена взяты просто «с потолка»; учёные таких названий никаким своим находкам не давали и ни в какую классификацию их не включали даже гипотетически; правда, у дельфина был предок «сквалодон»).

Потом сквалодонтиды вымерли, дельфиниды якобы стали дельфинами, а акродельфиды вылезли на берег ...

(опять же без объяснения причин — просто «еды стало мало»: почему её стало мало? почему её хватало дельфинидам? почему никто не остался хотя бы до исторических времён в тёплом Средиземном море, где до этого всем было раздолье?)

... и стали … нашими предками!

Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

(Иллюстрация из книги: "предок")

Автор даже приводит «доказательства» водного происхождения человека: отпавшая за ненадобностью в воде шерсть при оставшихся на голове волосах (они якобы маскировали наших предков: глядящим сверху хищным птицам волосы казались водорослями); колоколообразные направленные вниз ноздри; возникшая на выдохе речь и прочее.

Все эти аргументы способны лишь вызвать улыбку. Как ещё могла возникнуть речь, если не на выдохе: ведь для того, чтобы произнести целую фразу, а не один отрывистый звук, нужна колеблющая голосовые связки струя воздуха — а откуда её взять, если не из лёгких?[5] Потом, давайте посмотрим на животных, жизнь которых действительно связана с водой. Бобр может проводить под водой до 15 минут — и что, он утратил шерсть? Или у него направленные вниз колоколообразные ноздри? У ведущих полуводный образ жизни выдры и ондатры шерсть тоже никуда не делась.

Понятно, что перед нами набор случайно выбранных черт строения, для каждой из которых в науке существует своё объяснение, гораздо более убедительное, чем эта водная «эволюция» человека, под которую их пытаются подогнать. И для мало-мальски образованного взрослого очевидно, что эти натужные примеры — никакие не доказательства. В крайнем случае он возьмет настоящую научно-популярную книжку по антропогенезу, чтобы удостовериться в абсурдности таких бессистемных аргументов.

Но давайте не забывать, что «Занимательная медицина» написана для школьников, которые, возможно, никогда не держали в руках других книг о происхождении человека, смутно представляют себе палеонтологическую летопись и вряд ли знают о последних достижениях генетики. А она, например, смогла доказать, что неандерталец не был нашим прямым предком, но всё человечество, кроме африканцев, несёт следы его ДНК[6]. Это говорит о том, что наши предки с ним скрещивались. Кстати, факт отсутствия в ДНК африканцев генов неандертальцев — это доказательство того, что наши предки не вылезли ни из какого Средиземного моря, а вышли из Африки, и скрещивания с неандертальцами произошли, когда они уже покинули прародину. И здесь всё логично: на Африканском континенте всем было не прокормиться, поэтому часть первобытных людей осталась там, а часть ушла на поиски лучшей доли (а не так, как у Светланы Лавровой: из благоприятных условий ушли все, поставив свой вид под угрозу, — видимо, чтобы никому не было обидно).


Впрочем, согласно автору, ушли все, но не сразу. Великий исход с берегов Средиземного моря осуществлялся порциями. Первые «пресапиенсы», уйдя с морских берегов и потеряв ценный источник йода, начали постепенно вырождаться и глупеть, став потом неандертальцами, а затем, уйдя в глубь континента и окончательно поглупев, — современными человекообразными обезьянами. Вторая волна мигрантов поступила мудрее, запаслась йодированной солью и смогла сохранить интеллект. Она-то и дала начало кроманьонцам.

Этот дикий фантастический отрывок не стоит даже комментировать. Его можно воспринимать лишь в сугубо юмористическом ключе.

Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

(Это сарказм))

Только страшно представить, что какой-нибудь ребёнок может поверить написанному в этой книге и пронести через всю жизнь исковерканное, вывернутое наизнанку представление об эволюции человека.


Описание скитаний наших предков заканчивается на радостной ноте: отдельные неандертальцы затерялись в европейско-азиатско-американских лесах и стали там снежными людьми и лешими:

«Итак, с лешими более-менее понятно. Они действительно встречались в древних лесах и были добросовестно описаны нашими прапрапрапрадедами. А как насчет водяных? … Но не могли же люди сохранить память о жизни в мелких теплых лагунах Тетис, когда наши предки плюхались там — все без волос на теле и с длинными волосами на голове, — чтобы притвориться водорослями, если мимо пролетит нечто вроде гигантского орла! Не могли! Но сохранили…».

Так что мало нам лженауки в детской научно-популярной книге. Ребёнку среднего школьного возраста совершенно серьёзно предлагают поверить в существование леших и водяных. Что ж, для ученика средней школы это стал бы регресс, достойный обратной эволюции: почти как от человека дойти до неандертальца, а от него — до гориллы.

Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

(Иллюстрация из книги: "леший и водяной")

Интересно, что Светлана Лаврова прямо называет источник всех этих бредовых идей (и, кажется, это единственный источник, упомянутый в данной «научно-популярной» книге). Гипотезу «водного происхождения человека» она придумала не сама, а позаимствовала у «профессионального археолога и историка Виктора Тена».

Это крайне примечательный персонаж. Во-первых, у «профессионального археолога и историка» кандидатская диссертация защищена почему-то по философии (причём совсем недавно — в 2012 году). Во-вторых, на каком основании у Лавровой специалистом по происхождению человека стал археолог: вообще-то, этим занимаются антропологи, а не археологи. В-третьих, профессионализм этого «историка» тоже весьма сомнителен: никакие его работы в серьёзных рецензируемых научных журналах (тем более по истории и археологии, как и по биологии и антропологии) не опубликованы, кроме одной.

А именно: статья «О философско-методологических основах теории антропогенеза» напечатана в «Известиях РГППУ им. Герцена» № 96, в серии «Общественные и гуманитарные науки». Эта «научная работа» удостоилась разгромной критической рецензии в бюллетене Комитета по борьбе с лженаукой РАН «В защиту науки» (Вишняцкий Л. Б., "Обезьяна в нокауте").

* * *

Да, Виктор Тен — учёный с удивительной широтой кругозора. Он не только "историк, философ и антрополог", но ещё и филолог, причём лингвист и литературовед разом! Его последняя книга, если верить аннотации, это «серьёзное историко-литературное исследование». Называется «Последнее дело Пушкина». А была ещё книга под названием «Происхождение языка», и в ней очень верно поставлен вопрос: «Правы ли современные компаративисты вроде Задорнова или Драгункина?» Действительно, лучше всем лжеучёным держаться друг за друга и всюду ссылаться на своих же, даже в аннотации. Назвать юмориста Задорного компаративистом — это, пожалуй, посильнее, чем Тена — археологом. В общем, авторитетный для Лавровой Тен — весьма одиозная персона в научном мире. Соответственно, теория происхождения человека, излагаемая Лавровой, кардинально расходится с теорией антропогенеза и фактами современной науки.


Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

Стоит заметить, что помимо лженаучных теорий в книге масса других недостатков. Даже по структуре издания видно, что изложение очень хаотично и скорее представляет собой набор произвольно надерганных фактов о человеческой физиологии.

Вот неполный список тем, раскрытых в главах, следующих за разделом об «эволюции»: скелет, мышцы, сердце, зубы, язык, мозг, симметрия тела, голова, глаза, уши, нос, кожа, карлики и лилипуты, немного — об эпидемиях, потом подробно — о зомби, вампирах и оборотнях «с точки зрения медицины» (мол, вампиры — это больные порфирией, а оборотни — ликантропией), диагнозы различных исторических деятелей (все весьма спорные), размножение, регенерация, долгожители. Большинство глав содержит дикую смесь историй разной степени научности и занимательности - чтобы разобрать все, пришлось бы написать не одну книгу.

Возьмем для примера главу о коже. Из неё читатель узнает, что «шкура носорога очень толстая, толщиной — как три этих книги», «у зайца кожа тонкая», а у слонов кожа настолько грубая и малочувствительная, что «описаны случаи когда в зоопарках крысы кусали спящих слонов за ступни, а те даже не просыпались». Или что один квадратный сантиметр кожи содержит около 1 000 потовых желез, более 1 000 нервных окончаний и около 9 000 меланоцитов.


Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

Не очень понятно, какое отношение шкуры носорогов, зайцев и слонов имеют к медицине, и что должно сказать читателю количество потовых желёз. Это просто некая информация, которую ребёнок должен зачем-то прочитать.

Во всех главах книги после рассказа об «эволюции» нет изложения, нет развития мысли — идут исключительно наборы «фактов». Зачем детям повествование? — и так сойдёт.

Не забыт и Виктор Тен, ссылки на него вообще щедро рассыпаны по всей книге - на этот раз он даёт ответ на вопрос о разных цветах кожи:


«по Тену, люди возникли как вид в прибрежной зоне. Значит, окраска кожи должна соответствовать колориту береговых обрывов. В Европе, в Средиземноморье, много белых меловых берегов, на пляжах белая галька — выгодно было иметь светлую кожу. В Юго-Восточной Азии, где развивалось большинство азиатских цивилизаций — желто-красные берега. А вот с Африкой неувязка. Там каких только берегов нет! По логике, африканцы должны быть такими разноцветными… Но существует теория, что африканцы перебрались на теперешнюю свою родину с полуострова Индостан. А вот там как раз черные береговые ландшафты вулканического происхождения».

В качестве доказательства этой бредовой теории автор пишет о том, что, дескать, в Абхазии негры жили с древнейших времён («Археологические раскопки свидетельствуют, что появились они в Абхазии не позже II тысячелетия до нашей эры») и вплоть до начала ХХ века.

«По мнению Виктора Тена, шли древние народы из Индии в Африку, да полюбились им чудесные кавказские земли».

К сожалению для Лавровой и Тена, история абхазских негров широко известна. Появились они на Кавказе относительно недавно, и вероятнее всего, это потомки нескольких сот чернокожих рабов, закупленных местными князьями для работы на плантациях цитрусовых.

Потом Светлана Лаврова, видимо, вспоминает, что её книга называется «Занимательная медицина», и посвящает небольшой абзац болезни витилиго. Заканчивается глава предложением читателям провести два опыта:


«...Опусти руку в воду на некоторое время. После долгого пребывания в воде кончики пальцев сморщатся. Ты наверняка это замечал, когда принимал ванну...Намажь подушечки пальцев любой краской — хоть сажей, хоть акварелью, а удобнее всего губной помадой. Сделай отпечатки на бумаге. Сравни с отпечатками у всех членов твоей семьи».

Для чего это делать школьнику — чтобы вспомнить себя в детсадовском возрасте?

Итак, в книге с названием «Занимательная медицина» нет места собственно рассказу о медицине. Настоящие медицинские факты или болезни упоминаются вскользь.

Текст на 70% состоит из бессистемного перечисления «интересных фактов», типа: сколько длилась самая долгая в мире икота и сколько смог выдержать без воздуха йог, рекорд которого зафиксировал институт в Мадрасе. Никакие выводы из них не следуют, и получить целостное представление о работе человеческого организма из этой книги невозможно.

Ещё 30% — это изложение лженаучных теорий происхождения человека, которым вообще не место в детской книге.

* * *

Если есть глава про сердце, но нет про лёгкие или выделительную систему, это значит, что они не важны для человека или автор просто о них забыла? Эндокринная система почему-то рассматривается только в аспекте сбоя работы гипофиза (глава про карликов и великанов). Научно-популярная книга — это не ярмарочное представление в духе: посмотрите, вот самый большой человек, а вот самый маленький!

Автор несколько раз упоминает, что она врач. Почему бы не рассказать о медицинских открытиях последнего времени? Почему бы не объяснить, что такое анализы, как работает томограф, как врачи выявляют болезни на ранней стадии, как спасти мир от эпидемий?!

Правда, в книге есть краткий рассказ о том, как была побеждена оспа, но и он сопровождается странным выводом:


«Теперь прививки от оспы не делают — оспы нет, человек не давал ей разгуляться, и вирусы в буквальном смысле “померли от голода”. Это хорошо? Да, конечно. Но поговаривают, что природа не прощает слишком грубого вмешательства в её дела. Примерно в то время, когда исчезла оспа, начались заболевания СПИДом. Словно он “выскочил” на освободившееся место».

Что должен подумать прочитавший это ребёнок? Что нет смысла бороться со смертельными болезнями, потому что на смену побеждённым всё равно придут новые? Это достойно упоминания в какой-нибудь религиозной проповеди, а не абзаца в научно-популярном издании по медицине.

Как издатели и редакторы, занимавшиеся подготовкой рукописи к печати, могли выпустить лженаучную книгу под видом научно-популярного издания для детей? Страна должна знать своих героев, так что давайте упомянем и имя редактора — это некая А. Кабанова. Если, допустим, её знаний не хватает для научной оценки изложенных в книге теорий и фактов, нужно было привлечь научного редактора или, по крайней мере, внешнего рецензента. Но кажется, что рукопись издатели даже не читали. Может быть, доверившись плодовитому автору, а может быть, руководствуясь принципом: и так сойдёт!

И самое поразительное — действительно, «сошло».. некоторые читатели робко критикуют книгу на форумах и в комментариях в книжных интернет-магазинах, хотя находится немало взрослых, которые пишут, что, прочитав книгу Лавровой «Занимательная медицина», они познакомились с новой замечательной теорией эволюции.


_________________

Примечания

1. Ключевые книги Льва Успенского, увлекательно рассказывающие детям о русском языке и общем языкознании: «По дорогам и тропам языка», «Почему не иначе. Этимологический словарь школьника», «По закону буквы» (об истории и принципах русской графики), «Загадки топонимики», «Слово о словах».

2. Самые знаменитые книги Якова Перельмана для детей: «Занимательная физика», «Занимательная астрономия», «Живая математика», «Занимательная механика», «Занимательная арифметика».

3. Там, где был океан Тетис // http://www.seapeace.ru/oceanology/continents/694.html

4. UC Berkeley, French Scientists Find Missing Link Between The Whale And Its Closest Relative, The Hippo // http://www.sciencedaily.com/releases/2005/02/050205103109.htm

5. Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования любого другого звука: движущая сила; тело, колебания которого дадут тоны и шумы; а также резонатор для оформления тембра звуков. Источником образования большинства звуков речи, то есть движущей силой, служит струя воздуха. Соответственно, готовясь произнести фразу, человек набирает воздух в лёгкие. В дальнейшем этот уже выдыхаемый воздух, преодолевая преграды в ротовой полости, становится различными звуками речи.

6. См., к примеру: http://antropogenez.ru/article/239/.

__________________
Елена Бучкина

Полную рецензию на книгу «Занимательная медицина» С.Лавровой см. здесь http://scepsis.net/library/id_...

____________________

Мораль?

Купили в подарок детскую медицинскую энциклопедию...

Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. -2
    УССР
    Читатель | 853 коммент | 2 публикации | 3 января 2017 23:56
    Так что автор хочет? Строго официально-научные книжки для детей?
    Мое мнение, что детей надо обучать думать и логично рассуждать. Учится отличать бред и абсурд, а не навязывать готовые теории как догму.
    При Сталине в средней школе изучали Логику. Замечательный учебник С.Н.Виноградова и А.Ф.Кузьмина. Я читал 8-е издание М. 1954. Потом Логику убрали, чтоб начала просачиваться ложь и следующие поколения не имело к ней иммунитета.
    Показать
    1. 0
      YuraT
      Читатель | 718 коммент | 37 публикаций | 4 января 2017 11:17
      Уважаемый Вы сами себе противоречите.
      Показать
      1. 0
        papik09
        Читатель | 6 246 коммент | 0 публикаций | 4 января 2017 14:51
        "Сами себе противоречите...", Вы хоть подумали, что написали? Думаю, что - нет. У Вас логика отсутствует совсем, от слова "ВООБЩЕ".
        Показать
  2. 0
    Elvira
    Журналисты | 2 627 коммент | 234 публикации | 4 января 2017 11:11
    Ждем обзор «Занимательной проктологии»... etc...
    01.04.1991 R.I.P. 28.05.2023
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.