Чтобы дать воду Донбассу, придется брать и Славянск, и все левобережье Днепропетровской области » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Чтобы дать воду Донбассу, придется брать и Славянск, и все левобережье Днепропетровской области

22:17 / 04.12.2025
287
0
Станет ли поворот рек новой реальностью ближайшего времени и во что это обойдется


На фото: набережная Северной Двины

Российская Академия наук начала проработку проекта переброски части стока сибирских рек в Среднюю и Центральную Азию. Отделение наук о Земле РАН работает над проектом по переброске воды из Оби в Узбекистан. Одновременно в РАН обсуждают план аналогичной переброски воды из рек Печора и Северная Двина в Донбасс. Строительство трубопровода может занять от 5 до 7 лет.

Нехватка воды в Донбассе — проблема не новая. Сейчас воду там дают раз в 3−4 дня, и она не всегда пригодна для питься. В августе жители Донбасса записали обращение к руководителю Следкома Александру Бастрыкину с просьбой решить проблему. Теперь за дело взялись ученые.

Будет ли вода в Донбассе? И из каких ресурсов? Не нанесет ли это ущерб рекам-«донорам»? Эти вопросы журналист Ирина Мишина обсудила с научным руководителем Института водных проблем РАН, академиком Виктором Даниловым-Данильяном.

Повороты рек — идея не новая. Она родилась много лет назад, но реализована по сей день так и не была. Почему?

— Идея поворота рек пришла 150 лет назад одному киевскому юноше, который обратил внимание на то, что на севере, в реке Обь, воды очень много, а на юге, в Туркестане, как тогда называли всю Центральную Азию, — дефицит воды.

Он решил, что можно построить канал. Автор идеи решил, что, преодолев водораздел, можно подать обскую воду в Туркестан. Потом об этом плане рассказали Сталину, но Иосиф Виссарионович не обратил внимание на это, и только после его смерти к этой идее вернулись.

Вы тоже изначально продвигали идею переброски в бывшие советские республики Средней Азии части стока реки Обь, но потом от этой идеи отказались. Почему?

— Госэкспертиза этого проекта прошла в 1982 году, а в 1986-м было решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР о прекращении всех работ по переброске рек. Лужков вспомнил об этом в 2002 уже и даже обратился с этим в правительство. Тогда считали, что такой метод позволит «напоить» республики Средней Азии с острым дефицитом воды. Но вопрос отложили. И да, я был против.

Почему сейчас поменяли свое мнение? И какие Россия от этого будет иметь социально-экономические дивиденды?

— Социально-экономические дивиденды Россия будет иметь довольно очевидные. Если вы поговорите с нашими академиками, сфера деятельности которых — сельское хозяйство, то все единогласно проголосуют за перераспределение стока из северных рек в Волжский бассейн.

Дело в том, что активно идет процесс опустынивания наших степей. Это значительная часть нашего Черноземья, и угроза сельскому хозяйству России очевидна.

А какой нам интерес и какая выгода улучшать климат республик Средней Азии, которые проводят «многовекторную политику» не всегда в пользу России?

— Есть такая точка зрения, и она очень хорошо обоснована, что без рабочей силы, которая к нам поступает из некоторых центральноазиатских республик, российская экономика не может быть обеспечена трудовыми ресурсами.

Демографы считают: если будет дополнительная вода, то прирост населения в постсоветских азиатских республиках усилится, его избытки пойдут к нам, нашей экономике это необходимо.

А может быть, нам стоит задуматься о том, чтобы прирост населения был у нас, а не в Средней Азии, и для этого улучшить нашу экологию?

— Мы об этом задумываемся много лет, а результаты, как видим, незначительные. И такого прироста, который мы получаем благодаря трудовым мигрантам, мы обеспечить еще долго не сможем. Плюс вода — это наша «мягкая сила» на постсоветском пространстве.

Во сколько это обойдется нашему бюджету? Экономисты подсчитали, что в ценах на 2025 год речь будет идти про четыреста шестьдесят шесть миллиардов долларов. У нас есть сейчас на это такие деньги?

— Этот расчет был актуален, тогда, когда речь шла о канале. Сейчас речь о водоводе в трубах. Это принципиально новая технология. Это не железобетонные трубы, которые стоят дорого, это другие строительные работы, они дешевле, чем канал.

Эти новые технологии будут применимы к нашему российскому проекту о возможной переброске воды из Печоры и Северной Двины в Донбасс?

— Не только в Донбасс, но и в Волжский бассейн с дальнейшим водоводом в бассейн Дона. Или это будет перераспределение стока в Волжский бассейн с тем, чтобы потом для Донбасса можно было заимствовать необходимое количество воды. На юге европейской части России, в степной зоне, дефицит воды обострился.

Сейчас вода является главным сдерживающим фактором для развития нашего сельского хозяйства в этих регионах. А теперь еще присоединились четыре новых региона. В Херсонской, Запорожской областях и в Донецкой Народной республике ситуация просто катастрофическая.

Причины понятны: во-первых, взорвали и разрушили Каховскую плотину, из-за этого не работает Северо-Крымский канал, часть которого обводняла и Херсонскую область. Что касается Донецкой Республики, то все дело в том, что перекрыт канал «Северский Донец-Донбасс». Он поил весь район. Канал «Днепр-Донбасс» тоже пока под ВСУ.

Чтобы заработал канал «Северский Донец-Донбасс», нашим войскам надо освободить Славянск и Краматорск. Чтобы начал давать воду канал «Днепр-Донбасс», нашим войскам надо дойти до Днепродзержинска/Каменска, потому что исток находится там. Это вопрос времени. А что сейчас? Люди в Донбассе получают воду раз в 3−4 дня на пару часов…

— Эти районы будут освобождены рано или поздно. Но дело в том, что даже когда эти каналы работали, воды все равно на весь Донбасс не хватало.

А это значит, что надо проводить трубы от наших северных рек, чтобы напитать Донбасс водой.

Все прилегающие степные зоны тоже получат воду, это важно и для людей, и для сельского хозяйства. Сейчас в РАН мы работаем над этой проблемой. Она обязательно будет решена, потому что вода — это жизнь.

Дело не только в количестве воды, но и в ее качестве. Недавно снимала фильм на станции водоподготовки, лаборанты жалуются, что в точках водозабора все больше бактерий в воде. Почему? И можно ли вообще пить в Москве воду из-под крана?

— Я голос сорвал уже не говорить, а кричать о том, что варварская застройка в Москве и Подмосковье в непосредственной близости от санитарных зон водозабора — это экологическая катастрофа! Начался также и подземный сток вод, он не виден глазом.

Так что, какие бактерии в воде, многие узнают, попадая в инфекционную больницу, после того, как выпили воду из-под крана.

Мы забыли о том, что вода — это источник жизни на планете, из-за нее начинались многие войны, и бережное отношение в ней — залог продолжения жизни на Земле.

Ирина Мишина

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)