«Бесполезная ерунда»: в чём проблема школьного курса истории » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

«Бесполезная ерунда»: в чём проблема школьного курса истории

05:57 / 18.12.2025
614
5
У меня состоялся непростой разговор с дочерью-девятиклассницей. Обсуждали мой любимый школьный предмет — историю.


Юная барышня с жаром и пылом характеризовала её как «бессмысленную и бесполезную ерунду».

Дискутировали долго. Наконец, дочь выложила на стол козырь, против которого у меня, к собственному изумлению, аргументов не нашлось. Это был тест, предложенный классу в качестве проверки полученных знаний.

Внимательно изучив этот листочек, я натурально обомлел. Он сам по себе достоин публикации в федеральном информационном агентстве.

Школьникам предложили ответить на такие вопросы:

«Как называлось торговое судно, на котором в 1620 году англичане, основавшие одно из первых британских поселений в Северной Америке, пересекли Атлантический океан?»;

«В каком году появились первые английские поселения в Виргинии?»;

«Когда издан указ о запрете колонистам переселяться за Аллеганские горы?».

При этом о существовании Аллеганских гор ничего не знает даже встроенный редактор моего ноутбука. Виргинию на карте США наверняка затруднятся показать и участники соревнований телеэрудитов, а уж тем более назвать год, когда туда ступила нога англичан.

Последний вопрос вообще вводит в ступор: «Что из перечисленного является свидетельством развития идей Просвещения на американских землях?».

а) охота на ведьм;
б) религиозный фанатизм пуритан;
в) осуждение светского искусства.
Какой ответ правильный? Да никакой!

Школьникам просто предлагается вызубрить, что идеи эпохи Просвещения — это осуждение светского искусства! Ни вера в разум человека и секуляризм, ни распространение научной теории.

То есть грубые ошибки присутствуют даже в вариантах ответов, а не только в постановке вопросов. Что уж говорить про их идеологическую составляющую.

Зачем всё это? Какие знания должен вынести российский девятиклассник из такого урока? Мы что, колония Соединенных Штатов и потому обязаны прививать своим детям полное знание о зарождении сиятельной метрополии?

Дочка права. Такая история — бессмысленный и бесполезный предмет. И такого же мнения придерживается не только она.

Трудно представить американских зумеров, которые всем классом сдают тест о закладке Тобольского острога воеводой Даниилом Чулковым или первом русском парусном корабле западноевропейского типа, построенном по указу царя Алексея Михайловича.

При этом с 2023 года школьный предмет «История» обрёл «россияцентричность»: две трети времени отдаются истории России и только треть — зарубежной.

И это правильно. Если педагог не успевает подробно разобрать с детьми суть реформ Ивана Грозного и Петра Первого, причины пугачёвского восстания, кризис Смутного времени, базовые установки ключевых партий начала XX века, то забивать им головы историей других стран — как минимум неразумно.

Также неразумно использовать оставшееся время всеобщей истории для зазубривания третьестепенных фактов, названий торговых судёнышек и дат. Всё это забывается сразу после тестирования и не оставляет никакого следа в сознании ученика.

Это просто образовательная нагрузка ради нагрузки.

Да, рассказать детям раннюю историю Северной Америки — для общего развития полезно, но эти знания должны давать представление о социальных процессах, причинно-следственных связях, положивших начало европейским колониям, а затем и новому государству.

Так разверните перед детьми впечатляющую и драматичную картину суровой жизни первопоселенцев, геноцида индейцев и трагедии африканцев. Объясните простыми словами — кто и почему сбегал из Европы в неведомые американские дали, каков был экономический смысл рабовладения, почему началась гражданская война. Именно вопросы «почему» и «зачем» здесь гораздо важнее вопроса «когда».

Ещё лучше — синхронизируйте такие уроки с зарубежной литературой — Гарриет Бичер-Стоу, Марком Твеном, классиками приключенческого романа Фенимором Купером и Майном Ридом, описывающими события тех времён в художественной форме.

Скоординируйте историю с географией, литературой и обществознанием. И так по каждой локальной цивилизации, каждому этапу развития человечества, каждому значительному культурному пласту. Тогда и получится погружение в предмет, комплексное знание, которое будет формировать ценностное ядро молодого поколения.

Ведь гуманитарное образование, тем более школьное, именно для этого и нужно. А сейчас происходит обратное. Вместо формирования знаний об окружающем мире во всех его сложных и запутанных взаимосвязях предлагается тупая зубрёжка правильных (а иногда и неправильных) ответов. Отсюда же и появился мем «жертва ЕГЭ» — как итоговая характеристика знаний, которые остаются у выпускников.

… Наткнулся в интернете на видео с уличным опросом, где студентам (вчерашним школьникам) задают вопросы по истории. Некоторые из опрошенных предположили, что Александр Невский запомнился Крещением Руси; в 1986 году была война с Наполеоном, а создателем «Лунной сонаты» является Хёндай.

Семён Борзенко

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +2
    oleg52085
    Читатель | 2 803 коммент | 0 публикаций | Сегодня, 06:22
    Кстати... Нежелание учить географию - и её незнание большинством современных выпускников имеет те же корни...
    Показать
  2. +2
    Dereza
    Читатель | 11 984 коммент | 0 публикаций | Сегодня, 08:32
    На производстве нас, в приказном порядке, постоянно гоняли на ПФО (психо физиологическое обследование). Все тесты - американские (на мой взгляд для русских совсем не в ту степь). На мой резонный вопрос "куда уходят наши данные" отвечали густым молчанием.
    Вопросы для идиотов. К примеру:
    1. "Как Вы относитесь к противоположному полу?" (ответ: я к нему не отношусь);
    2. "Переступаете ли Вы трещины на асфальте?" (ответ: иногда и перепрыгиваю, если сильно широкая);
    3. "Считаете ли Вы что нибудь не нужное?" (ответ: Да. Выстрелы и не только свои. А что ещё может ответить спортсмен по пулевой и практической стрельбе и просто любитель охоты?)
    4. "Считаете ли Вы что кто-то может лечить одним касанием рук?" (ответ: Да. Патологоанатом)
    5. "Нравится ли Вам профессия медсестры" (ответ: Да, если медсестра молодая)
    И подобных вопросов около 800 шт за посещение. И вот кому это надо? Мне или работодателю я хз. Вбивать в русского американские понятия - так себе занятие. Не гуманное. h8
    Если уж на производстве людям голову говном забивают, то школьникам мозг выносят в чистую.
    Да. Ответы мои, если чё. За них и страдал. yes1
    Показать
  3. +1
    Петрович.
    Журналисты | 4 237 коммент | 5 668 публикаций | Сегодня, 09:18
    Самая главная проблема не в плохих учебниках или программах, а в том, что дети АБСОЛЮТНО не хотят учиться, а их родителей это АБСОЛЮТНО не волнует.
    Просто колоссальная невежественность и тех и других. Дети и даже студенты очень часто не знают элементарных вещей, понятий и значений слов.
    Дети во все времена не хотели учиться. НО. Дети не сироты из детдома, у них есть родители, которые ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ ВСЮ ВАЖНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАСТАВЛЯТЬ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ.
    Сейчас учатся дети детей 90-х, возможно у их родителей просто не было положительного примера в семье, большинство семей тогда просто выживало и им просто некогда было заниматься воспитанием своих детей.
    Ну, а у детей сейчас просто ОЧЕНЬ МНОГО развлечений. Складывается впечатление, что книг они не читают ВООБЩЕ. С огромным трудом приходится заставлять прочесть хотя бы то, что положено по программе.
    У старших поколений главным развлечением были книги, а современные дети и молодëжь кроме коротких постов в соцсетях ничего не читают.
    Ты заходи, если что...
    Показать
  4. +1
    Ta Ta
    Читатель | 3 137 коммент | 0 публикаций | Сегодня, 12:08
    Цитата: Петрович.
    Самая главная проблема не в плохих учебниках или программах, а в том, что дети АБСОЛЮТНО не хотят учиться,

    история амеров тут причем?...а я удивлялась в 2014 почему студенты не знают знаменательных событий нашей страны...теперь поняла...

    учила и школьников и студентов... все учатся...было на всех студентов в год 2 или 3 которые не посещали занятия...отчислены... в восстановленных не видела
    Показать
  5. 0
    Dereza
    Читатель | 11 984 коммент | 0 публикаций | Сегодня, 13:28
    Цитата: Ta Ta
    было на всех студентов в год 2 или 3 которые не посещали занятия...отчислены

    Наши студенческие группы на первом курсе были по 25 чело студентов. К пятому курсу в группах оставалось по 7-9 самых упертых. Группы на 5 курсе стали объединять из остатков в стандартные по 25 тушек. Такой был отсев балбесов ( ХАИ, 1 фак, 1983/1989г).
    Показать
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)