Новости ВПК, Армии и Флота России (17-10-2015)
ВДВ ждет мощное пополнение

Воздушно-десантные войска (ВДВ) по праву считаются элитой наших вооруженных сил. С самого начала своего пути ВДВ были важнейшей составной частью сначала советской, а затем и российской армии. Отличились десантники во многих вооруженных конфликтах 20 и 21 веков, среди которых конфликт с японцами на озере Хасан в 1938 году, Великая Отечественная война, война в Афганистане, обе чеченские кампании, знаменитый марш-бросок на Приштину, конфликты в Южной Осетии и Абхазии.
Везде десантные войска были в авангарде побед над врагами, и не случайно лозунгом парней в бело-голубых тельняшках является запоминающееся выражение "Никто, кроме нас", отражающее всю степень ответственности, которую Родина возложила на их могучие плечи. Период изменений и реформ начала нулевых не дался ВДВ легко, однако "Войска дяди Васи" не только сохранили свою боеспособность, но и проходят сейчас период модернизации, который должен не только увеличить численность голубых беретов с 45 до 60 тысяч человек, но и насытить воинские подразделения новейшей боевой техникой. Это, несомненно, сделает ВДВ России еще более грозным соперником для наших недоброжелателей.
Рассмотрим поподробнее модернизацию боевой техники воздушно-десантных войск. Представленная ниже техника или уже начала поступать в воздушно-десантные войска или планируется начать её поставки в самое ближайшее время. Итак, в скором времени в войска начнет поступать 120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие "Зауралец-Д".
Сейчас известно, что новая артиллерийская установка прошла предварительные испытания, а начало поставок техники в войска намечено на 2016 год. Генеральный директор ЦНИИТОЧМАШ Дмитрий Семизоров отметил, что на 2016 год намечены пробные поставки новой "самоходки" в воздушно-десантные войска, а вот крупные поставки запланированы на 7 лет в период с 2017 по 2024 года. При этом Семизоров заявил, что от существующих образцов "Зауралец" будет отличать повышенная дальность стрельбы и убойная сила.

120-мм самоходная артиллерийская система для ВДВ "Зауралец-Д"

Также находится в разработке самоходный противотанковый ракетный комплекс "Корнет-Д1", который будет располагаться на шасси бронеавтомобиля "Тигр". Разработан "Корнет" тульским КБ Приборостроения. Стоит отметить, что первые испытания новой ракетной системы прошли еще в 2011 году. На данный момент система готова к поступлению в вооруженные силы.
Предположительно, первые поставки начнутся в самое ближайшее время. Что касается технических характеристик "Корнета", то на боевой машине установлено две пусковые установки, которые выдвигаются автоматически, при этом каждая установка имеет 4 контейнера с ПТУРами. В системе управления и наведения используется прицельная оптико-электронная система с телетепловизионным прицелом с телевизионными камерами высокого разрешения и тепловизором третьего поколения, встроенным лазерным дальнометром и лазерным каналом наведения ракет (в "Корнете" будет использоваться ракета 9М133ФМ-3). При этом дальность стрельбы "Корнета" составит от 150 до 10 000 метров.Также находится в разработке самоходный противотанковый ракетный комплекс "Корнет-Д1", который будет располагаться на шасси бронеавтомобиля "Тигр". Разработан "Корнет" тульским КБ Приборостроения. Стоит отметить, что первые испытания новой ракетной системы прошли еще в 2011 году. На данный момент система готова к поступлению в вооруженные силы.
Предположительно, первые поставки начнутся в самое ближайшее время. Что касается технических характеристик "Корнета", то на боевой машине установлено две пусковые установки, которые выдвигаются автоматически, при этом каждая установка имеет 4 контейнера с ПТУРами. В системе управления и наведения используется прицельная оптико-электронная система с телетепловизионным прицелом с телевизионными камерами высокого разрешения и тепловизором третьего поколения, встроенным лазерным дальнометром и лазерным каналом наведения ракет (в "Корнете" будет использоваться ракета 9М133ФМ-3). При этом дальность стрельбы "Корнета" составит от 150 до 10 000 метров.

Самоходный противотанковый ракетный комплекс "Корнет Д1"

Заслуживает внимания также 125-миллиметровая самоходная авиадесантная противотанковая пушка 2С25М, получившая название "Спрут-СДМ1", которую впервые представили в рамках форума "Армия-2015" в подмосковной Кубинке в июне этого года. При этом новый образец является серьезной модификацией системы "Спрут-СД", разработанной и выпускавшейся в 2005-2010 годах специально для ВДВ РФ.
В новой версии была модернизирована ходовая часть, установлена современная система управления огнем, являющаяся примерным аналогом подобной системы на танке Т-90М и включающая панорамный круглосуточный прицел командира "Соколиный глаз", а также новый прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Представители разработчика новой машины (Концерн "Тракторные заводы") утверждают, что новая система оснащена программно-техническим комплексом, который позволяет интегрировать машину в единую систему тактическим управлением звеном. Что касается сроков поставки "Спрута" в десантные войска, то начало их планируется на 2018 год. Ждать здесь осталось не так уж и долго.

"Спрут-СДМ1"

Нельзя также упустить из виду уникальную разведывательную химическую машину производства тульского ОАО "Завод Тула" РХМ-5 "Повозка Д-1", предназначение которой состоит в ведении радиационной, химической и неспецифической биологической разведки, а также обеспечении передачи данных разведки в специальную автоматизированную систему руководства и управления войсками и боевыми действиями.
По мнению экспертов, использование новой машины РХМ-5 позволит получать в режиме реального времени актуальную информацию о РХБ и метеорологической обстановке, а информация будет отображаться на карте в пункте приема информации. Помимо этого "Повозка" позволит контролировать химическую обстановку в радиусе до 6 км, что позволит своевременно оповещать войска о применении противником химического оружия. Техника также обладает системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что, несомненно, значительно облегчит ориентировку даже на самой сложной местности.
Что касается безопасности экипажа, то новая машина обеспечивает стопроцентную гарантию безопасности экипажа от последствий применения оружия массового поражения, прежде всего химического, а пулеметная установка калибром 7,62 миллиметра вполне способна эффективно уничтожать находящуюся поблизости живую силу противника. При этом "Повозка" приспособлена к десантированию из самолета даже с членами экипажа внутри.
В настоящий момент ВДВ уже получили 6 экземпляров РХМ-5 "Повозка Д-1", машины поступили в подразделения химзащиты 106-й воздушно-десантной и 76 десантно-штурмовой дивизий. В дальнейшем поставки будут продолжены.

Машина противохимической защиты "Повозка Д-1"

Помимо вышепредставленных образцов вооружений наши десантники в ближайшее время получат также 30 модернизированных машины артиллерийской разведки и управления огнем "Реостат-1". Кроме того, Минобороны намерено в кратчайшие сроки поставить в ВДВ более 20 самоходных артиллерийских орудий "Нона-1М". Как "Нона", так и "Реостат" в указанных количествах попадут в войска до конца этого года.
По словам представителя Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВДВ подполковника Евгения Мешкова:

Модернизированный передвижной пункт разведки и управления огнем артиллерии 1В119-1 Реостат-1
Мешков также отметил, что все поступающие в ВДВ модернизированные машины артиллерийской разведки и самоходные орудия оснащены модулями автоматизированной системы управления войсками "Андромеда-Д". Эта система состоит из аппаратных связи, командно-штабных машин, мобильных командных пунктов и других составляющих, обеспечивающих управление боевыми подразделениями ВДВ и их взаимодействие с другими родами войск.

Автоматизированная система управления войсками "Андромеда-Д"

Поступают в войска и новые переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), названные ласковым словом "Верба". Новейшие ПЗРК поступают на вооружение в подразделения ПВО десантно-штурмового соединения в Пскове, а также в воздушно-десантную дивизию в Туле.
Стоит отметить, что "Верба" наголову превосходит американский "Стингер". Так, высота полета ракеты, выпущенной "Вербой" может достигать 4,5 тысяч метров, а минимальная высота "Вербы" - 10 метров. "Стингер" же может применяться только по целям высотой от 180 метров, что вряд ли позволит американскому ПЗРК сбивать вражеские вертолеты. При этом высота поражения "Стингера" значительно ниже - всего лишь 3,8 тысяч метров.

ПЗРК "Верба" - гроза вражеской авиации
Помимо всего прочего, Россия сейчас разворачивает достаточно активную деятельность в арктических широтах, где для защиты наших национальных интересов в этих суровых краях воздушно-десантные войска будут как нельзя кстати. При этом совсем недавно специально для ВДВ Минобороны поставило первую партию новейших снегоходов "Снегоход А-1", которые могут применяться в разведывательных операциях в жестоких климатических условиях Арктики.


"Снегоход А-1"
Арктика - один из потенциальных театров боевых действий для ВДВ
Кстати говоря, совсем недавно прошла масштабная модернизация главного учебного заведения ВДВ - Рязанского воздушно-десантного училища, на что было затрачено порядка 10 миллиардов рублей. Главнокомандующий десантными войсками генерал-полковник Владимир Шаманов назвал модернизацию учебного заведения "исторической", при этом генерал добавил, что "по существу оно будет лучшим военным учебным заведением мира".

Выпуск в рязанском училище ВДВ
Таким образом, российские воздушно-десантные войска, очевидно, не только сохранят своё звание элиты российской армии, но и благодаря современным вооружениям еще сильнее упрочат своё лидерство.
Стоит отметить, что в условиях глобальной нестабильности, когда России угрожают не только с запада (НАТО) и юго-запада (агрессивные действия Украины), но и с юга (боевики ИГИЛ, Талибан и другие радикальные группировки), сильная армия является главным гарантом независимости нашей страны. А воздушно-десантные войска как костяк армии и её самая боеспособная часть, всегда должны быть готовы отразить любую угрозу России в самых разных точках земного шара. Источник
Армейский спецназ под Хабаровском показал мастер-класс по ликвидации террористов
Подразделения спецназа Восточного военного округа в Хабаровском крае блокировали условных террористов, которые захватили один из населенных пунктов. По такому сценарию прошли тактико-специальные учения. «Преступная группа» не только захватила здания на территории городского поселения, но и заминировала все подступы. Но это не остановило спецназовцев.
В ходе боя часть условной бандгруппы была уничтожена, другие преступники захвачены в плен. В учениях были задействованы более 100 военнослужащих и 10 единиц специальной военной техники. Источник
Боевой робот "Нерехта" приступит к испытаниям в 2016 году
Российский универсальный боевой робот "Нерехта" начнет испытания на полигоне в 2016 году. Такой информацией поделился с ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
- Образец, который был представлен на "Дне инноваций", практически готов к испытаниям, но гораздо важнее найти место этому роботу в той или иной структуре, а это не быстрый процесс. Если говорить о сроках испытаний, то в 2016 году робот будет готов к ним приступить, - сообщил собеседник агентства.
Также источник пояснил, что робот сконструирован по модульной схеме, что дает безграничный полет фантазии в его последующем использовании. По сути это будет полностью универсальная машина, с равным успехом применяемая, как для разведки и патрулирования, так и для возможного боя.
- В качестве вооружения там используются пулеметы калибра 7,62 мм и 12,7 мм. В перспективе на нем будет установлен более мощный пулемет, который будет создан специально для "Нерехты", - добавил источник.
Боевой робот "Нерехта" был впервые показан на "День инноваций Минобороны России" в начале октября. Машина на гусеничной платформе разработана "Заводом им. В. А. Дегтярева" и "Фондом перспективных исследований". Источник

Курсанты-артиллеристы сдали экзамены в Мулино

Курсанты-артиллеристы вышли на первые боевые стрельбы на нижегородском полигоне Мулино. Испытание бойцы держали после трех месяцев подготовки. Боевые стрельбы стали первым самостоятельным выполнением курсантами огневой задачи.
Из минометов с огневой линии рубежа артиллеристы поразили цели на минимальных дистанциях полупрямой наводкой.
Занятия на полигоне продлятся две недели, после чего курсантов ждет экзамен. Источник
РПКСН "Юрий Долгорукий" вернулся домой после длительного похода
Позывной надежды - "Игорь Белоусов"
Мощнейший взрыв ЗРП-2: «Змей Горыныч» подбросил сосну, как спичку

Воздушно-десантные войска (ВДВ) по праву считаются элитой наших вооруженных сил. С самого начала своего пути ВДВ были важнейшей составной частью сначала советской, а затем и российской армии. Отличились десантники во многих вооруженных конфликтах 20 и 21 веков, среди которых конфликт с японцами на озере Хасан в 1938 году, Великая Отечественная война, война в Афганистане, обе чеченские кампании, знаменитый марш-бросок на Приштину, конфликты в Южной Осетии и Абхазии.
Везде десантные войска были в авангарде побед над врагами, и не случайно лозунгом парней в бело-голубых тельняшках является запоминающееся выражение "Никто, кроме нас", отражающее всю степень ответственности, которую Родина возложила на их могучие плечи. Период изменений и реформ начала нулевых не дался ВДВ легко, однако "Войска дяди Васи" не только сохранили свою боеспособность, но и проходят сейчас период модернизации, который должен не только увеличить численность голубых беретов с 45 до 60 тысяч человек, но и насытить воинские подразделения новейшей боевой техникой. Это, несомненно, сделает ВДВ России еще более грозным соперником для наших недоброжелателей.
Рассмотрим поподробнее модернизацию боевой техники воздушно-десантных войск. Представленная ниже техника или уже начала поступать в воздушно-десантные войска или планируется начать её поставки в самое ближайшее время. Итак, в скором времени в войска начнет поступать 120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие "Зауралец-Д".
Сейчас известно, что новая артиллерийская установка прошла предварительные испытания, а начало поставок техники в войска намечено на 2016 год. Генеральный директор ЦНИИТОЧМАШ Дмитрий Семизоров отметил, что на 2016 год намечены пробные поставки новой "самоходки" в воздушно-десантные войска, а вот крупные поставки запланированы на 7 лет в период с 2017 по 2024 года. При этом Семизоров заявил, что от существующих образцов "Зауралец" будет отличать повышенная дальность стрельбы и убойная сила.

120-мм самоходная артиллерийская система для ВДВ "Зауралец-Д"

Также находится в разработке самоходный противотанковый ракетный комплекс "Корнет-Д1", который будет располагаться на шасси бронеавтомобиля "Тигр". Разработан "Корнет" тульским КБ Приборостроения. Стоит отметить, что первые испытания новой ракетной системы прошли еще в 2011 году. На данный момент система готова к поступлению в вооруженные силы.
Предположительно, первые поставки начнутся в самое ближайшее время. Что касается технических характеристик "Корнета", то на боевой машине установлено две пусковые установки, которые выдвигаются автоматически, при этом каждая установка имеет 4 контейнера с ПТУРами. В системе управления и наведения используется прицельная оптико-электронная система с телетепловизионным прицелом с телевизионными камерами высокого разрешения и тепловизором третьего поколения, встроенным лазерным дальнометром и лазерным каналом наведения ракет (в "Корнете" будет использоваться ракета 9М133ФМ-3). При этом дальность стрельбы "Корнета" составит от 150 до 10 000 метров.Также находится в разработке самоходный противотанковый ракетный комплекс "Корнет-Д1", который будет располагаться на шасси бронеавтомобиля "Тигр". Разработан "Корнет" тульским КБ Приборостроения. Стоит отметить, что первые испытания новой ракетной системы прошли еще в 2011 году. На данный момент система готова к поступлению в вооруженные силы.
Предположительно, первые поставки начнутся в самое ближайшее время. Что касается технических характеристик "Корнета", то на боевой машине установлено две пусковые установки, которые выдвигаются автоматически, при этом каждая установка имеет 4 контейнера с ПТУРами. В системе управления и наведения используется прицельная оптико-электронная система с телетепловизионным прицелом с телевизионными камерами высокого разрешения и тепловизором третьего поколения, встроенным лазерным дальнометром и лазерным каналом наведения ракет (в "Корнете" будет использоваться ракета 9М133ФМ-3). При этом дальность стрельбы "Корнета" составит от 150 до 10 000 метров.

Самоходный противотанковый ракетный комплекс "Корнет Д1"

Заслуживает внимания также 125-миллиметровая самоходная авиадесантная противотанковая пушка 2С25М, получившая название "Спрут-СДМ1", которую впервые представили в рамках форума "Армия-2015" в подмосковной Кубинке в июне этого года. При этом новый образец является серьезной модификацией системы "Спрут-СД", разработанной и выпускавшейся в 2005-2010 годах специально для ВДВ РФ.
В новой версии была модернизирована ходовая часть, установлена современная система управления огнем, являющаяся примерным аналогом подобной системы на танке Т-90М и включающая панорамный круглосуточный прицел командира "Соколиный глаз", а также новый прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Представители разработчика новой машины (Концерн "Тракторные заводы") утверждают, что новая система оснащена программно-техническим комплексом, который позволяет интегрировать машину в единую систему тактическим управлением звеном. Что касается сроков поставки "Спрута" в десантные войска, то начало их планируется на 2018 год. Ждать здесь осталось не так уж и долго.

"Спрут-СДМ1"

Нельзя также упустить из виду уникальную разведывательную химическую машину производства тульского ОАО "Завод Тула" РХМ-5 "Повозка Д-1", предназначение которой состоит в ведении радиационной, химической и неспецифической биологической разведки, а также обеспечении передачи данных разведки в специальную автоматизированную систему руководства и управления войсками и боевыми действиями.
По мнению экспертов, использование новой машины РХМ-5 позволит получать в режиме реального времени актуальную информацию о РХБ и метеорологической обстановке, а информация будет отображаться на карте в пункте приема информации. Помимо этого "Повозка" позволит контролировать химическую обстановку в радиусе до 6 км, что позволит своевременно оповещать войска о применении противником химического оружия. Техника также обладает системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что, несомненно, значительно облегчит ориентировку даже на самой сложной местности.
Что касается безопасности экипажа, то новая машина обеспечивает стопроцентную гарантию безопасности экипажа от последствий применения оружия массового поражения, прежде всего химического, а пулеметная установка калибром 7,62 миллиметра вполне способна эффективно уничтожать находящуюся поблизости живую силу противника. При этом "Повозка" приспособлена к десантированию из самолета даже с членами экипажа внутри.
В настоящий момент ВДВ уже получили 6 экземпляров РХМ-5 "Повозка Д-1", машины поступили в подразделения химзащиты 106-й воздушно-десантной и 76 десантно-штурмовой дивизий. В дальнейшем поставки будут продолжены.

Машина противохимической защиты "Повозка Д-1"

Помимо вышепредставленных образцов вооружений наши десантники в ближайшее время получат также 30 модернизированных машины артиллерийской разведки и управления огнем "Реостат-1". Кроме того, Минобороны намерено в кратчайшие сроки поставить в ВДВ более 20 самоходных артиллерийских орудий "Нона-1М". Как "Нона", так и "Реостат" в указанных количествах попадут в войска до конца этого года.
По словам представителя Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВДВ подполковника Евгения Мешкова:
"Боевые машины разведки, поступающие в ВДВ, оснащены усовершенствованной аппаратурой разведки, связи и управления с новым аппаратно-программным комплексом, осуществляющим не только автоматизированное определение координат целей и разрывов снарядов днем и ночью, но и еще лазерную подсветку целей на расстоянии до 9 тысяч метров, для применения управляемых снарядов "Китолов-2".

Модернизированный передвижной пункт разведки и управления огнем артиллерии 1В119-1 Реостат-1
Мешков также отметил, что все поступающие в ВДВ модернизированные машины артиллерийской разведки и самоходные орудия оснащены модулями автоматизированной системы управления войсками "Андромеда-Д". Эта система состоит из аппаратных связи, командно-штабных машин, мобильных командных пунктов и других составляющих, обеспечивающих управление боевыми подразделениями ВДВ и их взаимодействие с другими родами войск.
"Это новейшая техника уникальна по своим характеристикам. Она обеспечивает новый уровень оперативности передачи данных и управления на новых скоростях, в защищенных режимах, с использованием современных телекоммуникационных и мультимедийных технологий. Система надежно работает как в стационарных условиях, так и в движении, в том числе в условиях боевых действий. В результате возрастает скорость доведения команд, принятия решений, реализуется информационное превосходство, которое позволяет добиться преимущества на поле боя. Наша разработка по некоторым параметрам превосходит известные зарубежные аналоги", - отметил генеральный директор головного разработчика системы НИИ систем связи и управления Алексей Казанский.

Автоматизированная система управления войсками "Андромеда-Д"

Поступают в войска и новые переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), названные ласковым словом "Верба". Новейшие ПЗРК поступают на вооружение в подразделения ПВО десантно-штурмового соединения в Пскове, а также в воздушно-десантную дивизию в Туле.
Стоит отметить, что "Верба" наголову превосходит американский "Стингер". Так, высота полета ракеты, выпущенной "Вербой" может достигать 4,5 тысяч метров, а минимальная высота "Вербы" - 10 метров. "Стингер" же может применяться только по целям высотой от 180 метров, что вряд ли позволит американскому ПЗРК сбивать вражеские вертолеты. При этом высота поражения "Стингера" значительно ниже - всего лишь 3,8 тысяч метров.

ПЗРК "Верба" - гроза вражеской авиации
Помимо всего прочего, Россия сейчас разворачивает достаточно активную деятельность в арктических широтах, где для защиты наших национальных интересов в этих суровых краях воздушно-десантные войска будут как нельзя кстати. При этом совсем недавно специально для ВДВ Минобороны поставило первую партию новейших снегоходов "Снегоход А-1", которые могут применяться в разведывательных операциях в жестоких климатических условиях Арктики.
"В ВДВ поступили новейшие армейские снегоходы "Снегоход А-1". Первую партию из десяти машин получило в распоряжение Рязанское десантное училище. Снегоходы пригодятся десантникам при проведении разведывательных и дозорных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций в различных условиях и широтах, в том числе в Арктике", - заявил уже упомянутый выше представитель пресс-службы Минобороны РФ по ВДВ Евгений Мешков.


"Снегоход А-1"
Арктика - один из потенциальных театров боевых действий для ВДВ
Кстати говоря, совсем недавно прошла масштабная модернизация главного учебного заведения ВДВ - Рязанского воздушно-десантного училища, на что было затрачено порядка 10 миллиардов рублей. Главнокомандующий десантными войсками генерал-полковник Владимир Шаманов назвал модернизацию учебного заведения "исторической", при этом генерал добавил, что "по существу оно будет лучшим военным учебным заведением мира".

Выпуск в рязанском училище ВДВ
Таким образом, российские воздушно-десантные войска, очевидно, не только сохранят своё звание элиты российской армии, но и благодаря современным вооружениям еще сильнее упрочат своё лидерство.
Стоит отметить, что в условиях глобальной нестабильности, когда России угрожают не только с запада (НАТО) и юго-запада (агрессивные действия Украины), но и с юга (боевики ИГИЛ, Талибан и другие радикальные группировки), сильная армия является главным гарантом независимости нашей страны. А воздушно-десантные войска как костяк армии и её самая боеспособная часть, всегда должны быть готовы отразить любую угрозу России в самых разных точках земного шара. Источник
Армейский спецназ под Хабаровском показал мастер-класс по ликвидации террористов
Подразделения спецназа Восточного военного округа в Хабаровском крае блокировали условных террористов, которые захватили один из населенных пунктов. По такому сценарию прошли тактико-специальные учения. «Преступная группа» не только захватила здания на территории городского поселения, но и заминировала все подступы. Но это не остановило спецназовцев.
В ходе боя часть условной бандгруппы была уничтожена, другие преступники захвачены в плен. В учениях были задействованы более 100 военнослужащих и 10 единиц специальной военной техники. Источник
Боевой робот "Нерехта" приступит к испытаниям в 2016 году
Российский универсальный боевой робот "Нерехта" начнет испытания на полигоне в 2016 году. Такой информацией поделился с ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
- Образец, который был представлен на "Дне инноваций", практически готов к испытаниям, но гораздо важнее найти место этому роботу в той или иной структуре, а это не быстрый процесс. Если говорить о сроках испытаний, то в 2016 году робот будет готов к ним приступить, - сообщил собеседник агентства.
Также источник пояснил, что робот сконструирован по модульной схеме, что дает безграничный полет фантазии в его последующем использовании. По сути это будет полностью универсальная машина, с равным успехом применяемая, как для разведки и патрулирования, так и для возможного боя.
- В качестве вооружения там используются пулеметы калибра 7,62 мм и 12,7 мм. В перспективе на нем будет установлен более мощный пулемет, который будет создан специально для "Нерехты", - добавил источник.
Боевой робот "Нерехта" был впервые показан на "День инноваций Минобороны России" в начале октября. Машина на гусеничной платформе разработана "Заводом им. В. А. Дегтярева" и "Фондом перспективных исследований". Источник

Курсанты-артиллеристы сдали экзамены в Мулино

Курсанты-артиллеристы вышли на первые боевые стрельбы на нижегородском полигоне Мулино. Испытание бойцы держали после трех месяцев подготовки. Боевые стрельбы стали первым самостоятельным выполнением курсантами огневой задачи.
Из минометов с огневой линии рубежа артиллеристы поразили цели на минимальных дистанциях полупрямой наводкой.
Занятия на полигоне продлятся две недели, после чего курсантов ждет экзамен. Источник
РПКСН "Юрий Долгорукий" вернулся домой после длительного похода
В Мурманск после двух месяцев плавания подо льдами Арктики вернулся атомный подводный ракетоносец "Юрий Долгорукий". Это был его первый дальний поход, и экипаж со всеми задачами справился на "отлично". Не подкачала и материальная часть - аварий и повреждений на подлодке не было.
Головной корабль проекта 955 "Борей" совершил свой первый автономный поход. Он продолжался больше двух с половиной месяцев. Все задачи арктического похода российские подводники выполнили на отлично и еще раз подтвердили высокое качество отечественной морской школы.
На причале,как на посту, многочисленные родственники членов экипажа. "Жены переживают одинаковые чувства, у всех дети здесь стоят,которые тоже ждут своих папулек. Уже стол засервирован, мясо в духовке стоит. Торты, салаты в холодильнике", — не скрывает радости Юлия Сушенцова, супруга моряка-подводника.
В поселке Гаджиево ракетный подводный крейсер пришвартовался у причала, который построен специально для базирования атомных подводных лодок.
В толще воды и под арктическими льдами атомная подлодка незаметна и неуязвима. По многим показателям "Юрий Долгорукий" является лучшим в мире. В любой момент он может использовать свой сокрушительный арсенал. На счету экипажа 6 пусков межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" и все они оказались успешными. В арктическом походе техника и снаряжение тоже не подкачали.
"Хотел бы отметить высокую надежность материальной части, технических средств , которые находятся у нас на корабле и высокий профессионализм всего личного состава", — докладывает Владимир Ширин, командир ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Юрий Долгорукий".
Первый автономный поход Юрия Долгорукого стал еще одним знаковым событием в истории подводных сил России. "На Северном флоте накоплен уникальный опыт подводного плавания, который позволил совершить недавно успешный переход крейсера "Александр Невский" из Гаджиево в Вилючинск и вот совершил поход Юрий Долгорукий подо льдами Арктики", — сообщает Константин Кабанцов, заместитель командующего подводными силами Северного флота.
По итогам арктического похода лучшим членам экипажа командование вручило медали и грамоты. Но лучшим подарком для моряков-подводников стала долгожданная встреча с родными и близкими.Источник
Головной корабль проекта 955 "Борей" совершил свой первый автономный поход. Он продолжался больше двух с половиной месяцев. Все задачи арктического похода российские подводники выполнили на отлично и еще раз подтвердили высокое качество отечественной морской школы.
На причале,как на посту, многочисленные родственники членов экипажа. "Жены переживают одинаковые чувства, у всех дети здесь стоят,которые тоже ждут своих папулек. Уже стол засервирован, мясо в духовке стоит. Торты, салаты в холодильнике", — не скрывает радости Юлия Сушенцова, супруга моряка-подводника.
В поселке Гаджиево ракетный подводный крейсер пришвартовался у причала, который построен специально для базирования атомных подводных лодок.
В толще воды и под арктическими льдами атомная подлодка незаметна и неуязвима. По многим показателям "Юрий Долгорукий" является лучшим в мире. В любой момент он может использовать свой сокрушительный арсенал. На счету экипажа 6 пусков межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" и все они оказались успешными. В арктическом походе техника и снаряжение тоже не подкачали.
"Хотел бы отметить высокую надежность материальной части, технических средств , которые находятся у нас на корабле и высокий профессионализм всего личного состава", — докладывает Владимир Ширин, командир ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Юрий Долгорукий".
Первый автономный поход Юрия Долгорукого стал еще одним знаковым событием в истории подводных сил России. "На Северном флоте накоплен уникальный опыт подводного плавания, который позволил совершить недавно успешный переход крейсера "Александр Невский" из Гаджиево в Вилючинск и вот совершил поход Юрий Долгорукий подо льдами Арктики", — сообщает Константин Кабанцов, заместитель командующего подводными силами Северного флота.
По итогам арктического похода лучшим членам экипажа командование вручило медали и грамоты. Но лучшим подарком для моряков-подводников стала долгожданная встреча с родными и близкими.Источник
Позывной надежды - "Игорь Белоусов"
Флот России получает корабль-спасатель для оказания помощи под водой на больших глубинах
Этой осенью в Балтийском море сдает "выпускные экзамены" давно ожидаемое на флоте судно-спасатель "Игорь Белоусов". Сейчас настал самый ответственный момент испытаний - не просто отдельно взятого надводного корабля, а всего установленного на нем оборудования и специальных технических средств оказания помощи под водой на больших глубинах.
За созданием этого уникального комплекса и той общественной дискуссией, которая сопровождала некоторые повороты в его судьбе, "Российская газета" пристально следила и время от времени давала высказаться специалистам. Суть, хотя бы коротко, уместно напомнить.
Решение построить многофункциональный корабль-спасатель (а затем и группу ему подобных) было принято после катастрофы подводной лодки "Курск", хотя потребность в них была и раньше, еще в конце 80-х - начале 90-х, когда при столь же драматичных обстоятельствах затонула в Норвежском море единственная в своем роде глубоководная АПЛ "Комсомолец", унеся с собой жизни 42 подводников.
Разговоров и обещаний за прошедшие четверть века было много, но практических сдвигов в переоснащении аварийно-спасательных служб не наблюдалось. Даже при том что в апреле 2001-го, через семь месяцев после трагедии "Курска", вышло постановление правительства России о выделении нашему ВМФ 900 миллионов рублей (30 миллионов долларов по тогдашнему курсу) на закупку импортного оборудования и снаряжения, чтобы подтянуть, насколько было возможно, силы поисково-спасательного обеспечения на действующих флотах.
Снаряжение, главным образом импортное, было закуплено. А вот создание нового судна для тех же целей неоправданно затягивалось. И только в прошлом, 2014 году, на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге была завершена постройка головного корабля, а в 2015-м начались его испытания. Спроектированное в питерском КБ "Алмаз" судно получилось по-настоящему многофункциональным. Оно, можно сказать, собрано "вокруг" глубоководного водолазного комплекса, рассчитанного на проведение аварийно-спасательных и прочих подводных работ на глубинах до 450 метров.
С глубины 100 метров водолазам и подводникам надо "выходить" около четырех суток, с 400 метров - декомпрессия больше двух недель
На трех палубах размещены объединенные в систему пять барокамер, водолазный колокол со своим спуско-подъемным устройством, компрессоры высокого давления, баллоны-хранилища с дыхательными смесями, система жизнеобеспечения и посты управления этим многосложным хозяйством. Такого у российского ВМФ еще не было. Схожее по задачам спасательное судно "Алагез" советской постройки пока что несет службу в составе Тихоокеанского флота, но водолазный комплекс, установленный на нем в 1989 году, спроектирован в далекие 70-е и рассчитан на меньшие глубины.
В Геленджике, в Южном филиале Института океанологии РАН, где удалось недавно побывать, еще можно увидеть остатки некогда созданного здесь гипербарического комплекса на те же, что и сейчас, 450 метров. Правда, сооружен он был на берегу, и в тех же стационарных условиях проводились его испытания. Живы еще и сами испытатели, которых встречали по завершении эксперимента как первых космонавтов - с охапками живых цветов и горячими объятиями...
Однако порадовать новыми разработками некогда известный академический центр сегодня уже не в силах. Прежнее оборудование и ранее созданные аппараты тут еще сохраняют, есть одна действующая барокамера, но многократно урезанный бюджет и сокращение числа научных сотрудников лишили эти работы в Геленджике зримой перспективы.
Зато рядом, на той же акватории Голубой бухты, возникла и автономно развивается тренировочная база подводного спецназа. На флагштоке с утра до вечера открыто трепещется вымпел группы "Альфа", и тут же, почти у кромки прибоя, поставлены в ряд модульные, на автомобильных платформах, современные барокомплексы. Но и они - только для глубин в несколько десятков метров, на которых могут действовать боевые пловцы.
Словом, куда ни кинь, ГВК-450 на "Игоре Белоусове" - визитная карточка и главное достоинство нового российского судна-спасателя. Но именно с ним и возникло больше всего проблем.
Первоначально контракт на его проектирование и поставку был заключен с известным конструкторским бюро "Лазурит" (Нижний Новгород). Но к назначенному сроку обязательства исполнены не были, и с согласия Минобороны России было принято альтернативное предложение: о поставке требуемого ГВК на основе серийного оборудования известной шотландской фирмы.
Подряд на комплектацию, закупку, доставку в Петербург и последующий шеф-монтаж на самом корабле получила российская компания "Тетис Про".
- Контракт был подписан 29 мая 2012 года, а пригласили нас в проект в октябре 2011-го, - восстанавливает хронику событий Александр Делянов, куратор проекта со стороны "Тетис Про". - Полгода, предконтрактный период, мы не в запятых копались, а решали принципиальные вопросы - что нужно, что можем и как соединить одно с другим.
По словам Делянова, в недавнем прошлом - флотского офицера, его компания, взявшись за эту работу, осознанно поставила себя в жесткие рамки: с одной стороны, сроки, с другой - бюджет.
- Та сумма, на которую мы согласились, а до того убедили согласиться наших партнеров в Шотландии, была в два раза меньше, чем запросил в обновленной заявке "Лазурит", - Александр Делянов мгновение поколебался - называть, не называть - и назвал-таки цифры. - "Лазурит" подходил в совокупности почти к 3 миллиардам рублей, а мы брались поставить весь комплекс за миллиард 150 миллионов. Причем предложили комплекс под ключ, начиная от компрессора, который закачивает газовую смесь в баллон, интеллектуальных систем управления всем ГВК до ввода в эксплуатацию и проведения испытаний. А срок его сдачи заказчику, в отличие от "Лазурита", отодвигать не стали...
В состав этого комплекса, рассчитанного на посменную работу 12 профессиональных водолазов и (в случае необходимости) способного разместить до 60 спасенных подводников (для декомпрессии и реабилитации), входит еще и современные погружаемые агрегаты - для поиска, допоиска и визуального обследования подводных объектов. В первой половине сентября, о чем сообщала "Российская газета", водолазный колокол из состава ГВК-450 и телеуправляемый подводный аппарат "Пантера Плюс", входящий в поисковый комплекс, проходили испытания практическими спусками в глубоководных районах Центральной Атлантики. Сначала было произведено пробное погружение водолазного колокола на рабочую глубину 450 метров. Затем, строго по программе, отправили на километровую глубину необитаемый аппарат "Пантера Плюс".
Такие и аналогичные устройства (например, телеуправляемый аппарат "Тайгер"), поставленные компанией "Тетис Про", уже есть на вооружении поисковых и аварийно-спасательных служб ВМФ России и способны работать на глубинах до 1000 метров. Подводя итоги промежуточных тестов, представители ВМФ поделились с "РГ" информацией, что на конец сентября и октябрь придется основной этап испытаний ГВК-450 - уже с участием водолазов.
Вскоре эти сведения подтвердились. В назначенный срок, сообщил начальник отдела информационного обеспечения Балтийского флота капитан 2 ранга Владимир Матвеев, спасательное судно "Игорь Белоусов" вышло из военной гавани Балтийска для проведения государственных испытаний судна в морских полигонах Балтийского флота. Одновременно, в рамках общей программы, на этом же этапе проходят межведомственные испытания ГВК-450 уже с участием водолазов.
Кроме того, предусматривалось испытать спасательный глубоководный аппарат "Бестер-1", который поначалу тестировали отдельно от корабля-носителя, а во время стоянки "Игоря Белоусова" в Балтийске установили на штатную позицию и отправили для комплексных испытаний. И теперь, по словам того же Матвеева, "специалисты спасательного отряда Управления поисковых и аварийно-спасательных работ совместно с представителями ЦКБ "Лазурит" провели скоростные и маневренные испытания, а также спуски аппарата на дно Балтийского моря".
Как уверяют разработчики, "Бестер-1" может погружаться на глубину до 700 метров, оснащен новейшими системами управления и принципиально новыми движительно-рулевыми комплексами, системами наведения, посадки и крепления к аварийной субмарине. Благодаря новой камере стыковки к аварийному выходу субмарины "Бестер-1" позволяет эвакуировать людей при крене подлодки до 45 градусов, тогда как предыдущие аппараты могут оказывать помощь экипажу только при крене не более 15 градусов. По сведениям "РГ", в испытаниях "Бестера-1", связанных с отработкой практических задач спасения, была задействована дизель-электрическая подводная лодка типа "Варшавянка".
1,15 миллиарда рублей - такова цена контракта, по которому поставлен глубоководный комплекс для "Игоря Белоусова"
Принципиальное отличие нынешнего этапа испытаний "Игоря Белоусова" в том, что оно предусматривает участие водолазов-глубоководников, прошедших специальную подготовку. И тут я снова обращаюсь за комментариями к Александру Делянову.
- Наши обязательства перед заказчиком, а это Военно-морской флот, условно разделены на три этапа. Изготовление и поставка оборудования ГВК на борт судна или на завод - это первый. Второй - шеф-монтаж, пуско-наладочные, регулировочные работы. А третий этап - как раз то, что происходит сейчас: испытание комплекса и передача его заказчику. В рамках третьего этапа, о чем почти не говорят, была проведена и проводится сейчас подготовка личного состава. Как представители поставщика, несущие гарантийные обязательства, мы не можем не заботиться о том, чтобы этим уникальным комплексом управляли люди подготовленные.

Инфографика РГ/ Леонид Кулешов/ Антон Переплетчиков/ Мария Пахмутова/ Михаил Шипов/ Александр Емельяненков
По словам Делянова, готовятся две взаимодействующих между собой группы. Первая - технические специалисты на борту судна, которые должны знать общие правила эксплуатации и обслуживания ГВК-450. Вторая группа - это водолазы-глубоководники, которые в этом комплексе потом будут жить и выполнять подводные работы. Сейчас в России нет своей базы для такой профессиональной подготовки. После тщательного анализа существующих предложений был выбран специализированный центр на острове Тасмания в Австралии.
Одновременно с этим главком ВМФ издал приказ о формировании экипажа для судна "Игорь Белоусов" и установленного на нем ГВК. На период испытаний и опытовой эксплуатации сюда же прикомандирована группа специалистов военно-морского флота, включая офицеров Научно-исследовательского института спасательных и подводно-технических работ, а также водолазов 328-го аварийно-спасательного отряда специального назначения.
Всего в этой группе 39 человек, двадцать из них - водолазной специальности. Эти двадцать человек, пояснил Делянов, были разделены на две группы - 12 и 8, и прошли обучение на базе Международного центра подводной подготовки в Тасмании. Первые двенадцать вернулись в Россию еще в конце августа, сдали строгий экзамен в ЦВКК - особой водолазной комиссии, после чего приказом главнокомандующего ВМФ были допущены к водолазным спускам и к самостоятельным заведываниям на борту "Игоря Белоусова".
Именно они сейчас и тестируют в Балтийском море глубоководный комплекс вместе с самим кораблем и вспомогательными устройствами.
Без грифа "секретно"
Какие задачи решает ГВК-450 на судне "Игорь Белоусов"?
Основных задач две, и они тесно связаны между собой. Во-первых, это обеспечение работы 12 водолазов сменами по три человека на глубинах до 450 метров по шесть часов в сутки в течение трех недель с последующей однократной декомпрессией.
Во-вторых, реабилитация подводников, эвакуированных с аварийной лодки спасательным аппаратом "Бестер-1" или (в зависимости от глубины и других обстоятельств) вышедших из подводного объекта на поверхность иным способом (во всплывающей спасательной камере, свободным всплытием, внутри водолазного колокола).
По тем или иным причинам давление воздуха в отсеках аварийной лодки может подниматься, и выходящие (поднятые) на поверхность члены экипажа нуждаются в декомпрессии так же, как и водолазы. При выходе из затонувшего объекта методом свободного всплытия велика вероятность получить баротравму, которую также необходимо лечить в барокамере.
Почему для спасения с больших глубин нужны барокамеры?
Так устроен наш организм и таковы законы физики, что с увеличением глубины свободного погружения (а значит, и с ростом внешнего давления) в теле человека растворяется все больше инертных газов - азота и гелия.
На этот процесс влияет и общее время нахождения на глубине (под давлением). Однако зависимость от времени тут не линейная и в определенный момент происходит "насыщение" - инертные газы перестают растворяться в крови и тканях. Такое состояние у человека наступает примерно через 72 часа, хотя в зависимости от величины давления (глубины погружения), интенсивности физических нагрузок, температуры тела и других факторов этот момент может смещаться. Но базовый принцип остается: количество растворенных газов не возрастает, а значит, подготовленный водолазный специалист способен оставаться в таком состоянии продолжительное время и посменно работать.
Метод длительного пребывания под давлением - его называют еще методом "насыщенных" погружений - и реализован в ГВК-450 на спасательном судне "Игорь Белоусов". В режиме "насыщения" водолаз может работать на объекте ежедневно по нескольку часов в течение 3-4 недель, а проходить декомпрессию только один раз - по окончании работ.
Что такое кессонная болезнь и декомпрессия?
Образное выражение "кровь закипает", наверное, знает каждый, кто читал книги о подводниках, хотя бы раз смотрел фильм "72 метра" или сам увлекается дайвингом.
Если предельно упрощать, это такое патологическое состояние, когда в крови и тканях человека образуется множество газовых пузырьков, нарушающих нормальное кровообращение и травмирующих клетки тканей. Образование таких "пузырьков" - результат нахождения человека в условиях повышенного давления и неправильного (поспешного, неконтролируемого) выхода в условия с обычным атмосферным давлением.
А декомпрессия - это процедура научно обоснованного (постепенного или ступенчатого) снижения давления в водолазных барокамерах - для "рассыщения" (освобождения) тканей организма от инертных газов, чтобы не образовывались коварные пузырьки. Другими словами, декомпрессия нужна при подъеме водолаза или подводника с глубины, чтобы не возникало вреда их здоровью. На практике это выглядит так: с глубины 100 метров надо "выходить" около 4 суток, с 400 метров декомпрессия займет больше двух недель.
Для чего нужен водолазный колокол, когда есть аппарат "Бестер"?
"Бестер" - это своего рода спасательный "челнок", автономно управляемый его экипажем. За один рейс он может, как заявлено в ТТХ, эвакуировать с аварийной подлодки 22 человека и передать их в барокамеры "Игоря Белоусова" для декомпрессии (если требуется).
А водолазный колокол - неотъемлемая часть ГВК, можно сказать, еще одна, шестая, барокамера на "Игоре Белоусове". Но в отличие от четырех жилых и одной переходной, эта барокамера не стационарная, а мобильная. С ее помощью водолазов доставляют на нужную глубину. Перед тем, как войти в этот подводный лифт и задраить переходной шлюз, водолазы находятся строго определенное количество времени под расчетным давлением в жилых барокамерах - достигают уже упомянутого эффекта "насыщения", когда концентрация растворенных инертных газов в крови и тканях перестает увеличиваться.
Колокол имеет форму вертикального цилиндра и снабжен иллюминаторами. Внутри и снаружи размещено оборудование для обеспечения работы водолазов в воде: аппаратура связи и видеонаблюдения, щиты подачи дыхательной смеси водолазам и горячей воды для их обогрева, а также резервные системы электро- и газоснабжения.
Прибыв на рабочую глубину, водолазы открывают люк колокола, и двое из них выходят в воду. Третий остается внутри и следит за работающими в воде, поддерживает с ними связь и готов, при необходимости, прийти на помощь.
Водолаз, как и космонавт, находится в безопорной среде и полностью изолирован от окружающей среды. Дыхание под водой обеспечивает специальная двухшланговая система: по одному шлангу с судна подается свежая дыхательная смесь, по другому - откачивается на судно то, что водолаз выдыхает. После очистки от углекислого газа и обогащения кислородом эта смесь возвращается в систему и подается водолазу на вдох. По отдельному шлангу на глубину поступает горячая вода, которая обогревает тело водолаза.
Проработав необходимое время на глубине, водолазы возвращаются в колокол и под тем же давлением, под которым они работали на объекте, поднимаются на поверхность. Внутри судна колокол стыкуют с барокамерами, водолазы переходят в их жилые отсеки и, не проходя декомпрессии, отдыхают до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимает другая смена.
В каких условиях живут водолазы на "Игоре Белоусове"?
Во время пребывания людей в барокамерах давление дыхательной смеси, ее состав, температуру и влажность поддерживает специальная система жизнеобеспечения. Управление многосложным хозяйством ГВК-450 производится с двух постов: один - для барокамер, другой - для манипуляций и контроля при водолазных спусках. Запас компонентов дыхательной смеси содержится в баллонах высокого давления.
В жилых барокамерах ГВК у каждого водолаза отдельная койка. Есть прикроватный светильник, полочка для книг и личных вещей, а еще наушники, чтобы послушать музыку. В санузлах - необходимые бытовые удобства, включая горячий душ. Предусмотрена и зона отдыха с телевизором и общим столом. Горячую пищу передают в барокамеру снаружи через специальный шлюз, через него же возвращается использованная посуда. Источник

Фото: Министерство обороны Российской Федерации/ wikimedia.org
Этой осенью в Балтийском море сдает "выпускные экзамены" давно ожидаемое на флоте судно-спасатель "Игорь Белоусов". Сейчас настал самый ответственный момент испытаний - не просто отдельно взятого надводного корабля, а всего установленного на нем оборудования и специальных технических средств оказания помощи под водой на больших глубинах.
За созданием этого уникального комплекса и той общественной дискуссией, которая сопровождала некоторые повороты в его судьбе, "Российская газета" пристально следила и время от времени давала высказаться специалистам. Суть, хотя бы коротко, уместно напомнить.
Решение построить многофункциональный корабль-спасатель (а затем и группу ему подобных) было принято после катастрофы подводной лодки "Курск", хотя потребность в них была и раньше, еще в конце 80-х - начале 90-х, когда при столь же драматичных обстоятельствах затонула в Норвежском море единственная в своем роде глубоководная АПЛ "Комсомолец", унеся с собой жизни 42 подводников.
Разговоров и обещаний за прошедшие четверть века было много, но практических сдвигов в переоснащении аварийно-спасательных служб не наблюдалось. Даже при том что в апреле 2001-го, через семь месяцев после трагедии "Курска", вышло постановление правительства России о выделении нашему ВМФ 900 миллионов рублей (30 миллионов долларов по тогдашнему курсу) на закупку импортного оборудования и снаряжения, чтобы подтянуть, насколько было возможно, силы поисково-спасательного обеспечения на действующих флотах.
Снаряжение, главным образом импортное, было закуплено. А вот создание нового судна для тех же целей неоправданно затягивалось. И только в прошлом, 2014 году, на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге была завершена постройка головного корабля, а в 2015-м начались его испытания. Спроектированное в питерском КБ "Алмаз" судно получилось по-настоящему многофункциональным. Оно, можно сказать, собрано "вокруг" глубоководного водолазного комплекса, рассчитанного на проведение аварийно-спасательных и прочих подводных работ на глубинах до 450 метров.
С глубины 100 метров водолазам и подводникам надо "выходить" около четырех суток, с 400 метров - декомпрессия больше двух недель
На трех палубах размещены объединенные в систему пять барокамер, водолазный колокол со своим спуско-подъемным устройством, компрессоры высокого давления, баллоны-хранилища с дыхательными смесями, система жизнеобеспечения и посты управления этим многосложным хозяйством. Такого у российского ВМФ еще не было. Схожее по задачам спасательное судно "Алагез" советской постройки пока что несет службу в составе Тихоокеанского флота, но водолазный комплекс, установленный на нем в 1989 году, спроектирован в далекие 70-е и рассчитан на меньшие глубины.
В Геленджике, в Южном филиале Института океанологии РАН, где удалось недавно побывать, еще можно увидеть остатки некогда созданного здесь гипербарического комплекса на те же, что и сейчас, 450 метров. Правда, сооружен он был на берегу, и в тех же стационарных условиях проводились его испытания. Живы еще и сами испытатели, которых встречали по завершении эксперимента как первых космонавтов - с охапками живых цветов и горячими объятиями...
Однако порадовать новыми разработками некогда известный академический центр сегодня уже не в силах. Прежнее оборудование и ранее созданные аппараты тут еще сохраняют, есть одна действующая барокамера, но многократно урезанный бюджет и сокращение числа научных сотрудников лишили эти работы в Геленджике зримой перспективы.
Зато рядом, на той же акватории Голубой бухты, возникла и автономно развивается тренировочная база подводного спецназа. На флагштоке с утра до вечера открыто трепещется вымпел группы "Альфа", и тут же, почти у кромки прибоя, поставлены в ряд модульные, на автомобильных платформах, современные барокомплексы. Но и они - только для глубин в несколько десятков метров, на которых могут действовать боевые пловцы.
Словом, куда ни кинь, ГВК-450 на "Игоре Белоусове" - визитная карточка и главное достоинство нового российского судна-спасателя. Но именно с ним и возникло больше всего проблем.
Первоначально контракт на его проектирование и поставку был заключен с известным конструкторским бюро "Лазурит" (Нижний Новгород). Но к назначенному сроку обязательства исполнены не были, и с согласия Минобороны России было принято альтернативное предложение: о поставке требуемого ГВК на основе серийного оборудования известной шотландской фирмы.
Подряд на комплектацию, закупку, доставку в Петербург и последующий шеф-монтаж на самом корабле получила российская компания "Тетис Про".
- Контракт был подписан 29 мая 2012 года, а пригласили нас в проект в октябре 2011-го, - восстанавливает хронику событий Александр Делянов, куратор проекта со стороны "Тетис Про". - Полгода, предконтрактный период, мы не в запятых копались, а решали принципиальные вопросы - что нужно, что можем и как соединить одно с другим.
По словам Делянова, в недавнем прошлом - флотского офицера, его компания, взявшись за эту работу, осознанно поставила себя в жесткие рамки: с одной стороны, сроки, с другой - бюджет.
- Та сумма, на которую мы согласились, а до того убедили согласиться наших партнеров в Шотландии, была в два раза меньше, чем запросил в обновленной заявке "Лазурит", - Александр Делянов мгновение поколебался - называть, не называть - и назвал-таки цифры. - "Лазурит" подходил в совокупности почти к 3 миллиардам рублей, а мы брались поставить весь комплекс за миллиард 150 миллионов. Причем предложили комплекс под ключ, начиная от компрессора, который закачивает газовую смесь в баллон, интеллектуальных систем управления всем ГВК до ввода в эксплуатацию и проведения испытаний. А срок его сдачи заказчику, в отличие от "Лазурита", отодвигать не стали...
В состав этого комплекса, рассчитанного на посменную работу 12 профессиональных водолазов и (в случае необходимости) способного разместить до 60 спасенных подводников (для декомпрессии и реабилитации), входит еще и современные погружаемые агрегаты - для поиска, допоиска и визуального обследования подводных объектов. В первой половине сентября, о чем сообщала "Российская газета", водолазный колокол из состава ГВК-450 и телеуправляемый подводный аппарат "Пантера Плюс", входящий в поисковый комплекс, проходили испытания практическими спусками в глубоководных районах Центральной Атлантики. Сначала было произведено пробное погружение водолазного колокола на рабочую глубину 450 метров. Затем, строго по программе, отправили на километровую глубину необитаемый аппарат "Пантера Плюс".
Такие и аналогичные устройства (например, телеуправляемый аппарат "Тайгер"), поставленные компанией "Тетис Про", уже есть на вооружении поисковых и аварийно-спасательных служб ВМФ России и способны работать на глубинах до 1000 метров. Подводя итоги промежуточных тестов, представители ВМФ поделились с "РГ" информацией, что на конец сентября и октябрь придется основной этап испытаний ГВК-450 - уже с участием водолазов.
Вскоре эти сведения подтвердились. В назначенный срок, сообщил начальник отдела информационного обеспечения Балтийского флота капитан 2 ранга Владимир Матвеев, спасательное судно "Игорь Белоусов" вышло из военной гавани Балтийска для проведения государственных испытаний судна в морских полигонах Балтийского флота. Одновременно, в рамках общей программы, на этом же этапе проходят межведомственные испытания ГВК-450 уже с участием водолазов.
Кроме того, предусматривалось испытать спасательный глубоководный аппарат "Бестер-1", который поначалу тестировали отдельно от корабля-носителя, а во время стоянки "Игоря Белоусова" в Балтийске установили на штатную позицию и отправили для комплексных испытаний. И теперь, по словам того же Матвеева, "специалисты спасательного отряда Управления поисковых и аварийно-спасательных работ совместно с представителями ЦКБ "Лазурит" провели скоростные и маневренные испытания, а также спуски аппарата на дно Балтийского моря".
Как уверяют разработчики, "Бестер-1" может погружаться на глубину до 700 метров, оснащен новейшими системами управления и принципиально новыми движительно-рулевыми комплексами, системами наведения, посадки и крепления к аварийной субмарине. Благодаря новой камере стыковки к аварийному выходу субмарины "Бестер-1" позволяет эвакуировать людей при крене подлодки до 45 градусов, тогда как предыдущие аппараты могут оказывать помощь экипажу только при крене не более 15 градусов. По сведениям "РГ", в испытаниях "Бестера-1", связанных с отработкой практических задач спасения, была задействована дизель-электрическая подводная лодка типа "Варшавянка".
1,15 миллиарда рублей - такова цена контракта, по которому поставлен глубоководный комплекс для "Игоря Белоусова"
Принципиальное отличие нынешнего этапа испытаний "Игоря Белоусова" в том, что оно предусматривает участие водолазов-глубоководников, прошедших специальную подготовку. И тут я снова обращаюсь за комментариями к Александру Делянову.
- Наши обязательства перед заказчиком, а это Военно-морской флот, условно разделены на три этапа. Изготовление и поставка оборудования ГВК на борт судна или на завод - это первый. Второй - шеф-монтаж, пуско-наладочные, регулировочные работы. А третий этап - как раз то, что происходит сейчас: испытание комплекса и передача его заказчику. В рамках третьего этапа, о чем почти не говорят, была проведена и проводится сейчас подготовка личного состава. Как представители поставщика, несущие гарантийные обязательства, мы не можем не заботиться о том, чтобы этим уникальным комплексом управляли люди подготовленные.

Инфографика РГ/ Леонид Кулешов/ Антон Переплетчиков/ Мария Пахмутова/ Михаил Шипов/ Александр Емельяненков
По словам Делянова, готовятся две взаимодействующих между собой группы. Первая - технические специалисты на борту судна, которые должны знать общие правила эксплуатации и обслуживания ГВК-450. Вторая группа - это водолазы-глубоководники, которые в этом комплексе потом будут жить и выполнять подводные работы. Сейчас в России нет своей базы для такой профессиональной подготовки. После тщательного анализа существующих предложений был выбран специализированный центр на острове Тасмания в Австралии.
Одновременно с этим главком ВМФ издал приказ о формировании экипажа для судна "Игорь Белоусов" и установленного на нем ГВК. На период испытаний и опытовой эксплуатации сюда же прикомандирована группа специалистов военно-морского флота, включая офицеров Научно-исследовательского института спасательных и подводно-технических работ, а также водолазов 328-го аварийно-спасательного отряда специального назначения.
Всего в этой группе 39 человек, двадцать из них - водолазной специальности. Эти двадцать человек, пояснил Делянов, были разделены на две группы - 12 и 8, и прошли обучение на базе Международного центра подводной подготовки в Тасмании. Первые двенадцать вернулись в Россию еще в конце августа, сдали строгий экзамен в ЦВКК - особой водолазной комиссии, после чего приказом главнокомандующего ВМФ были допущены к водолазным спускам и к самостоятельным заведываниям на борту "Игоря Белоусова".
Именно они сейчас и тестируют в Балтийском море глубоководный комплекс вместе с самим кораблем и вспомогательными устройствами.
Без грифа "секретно"
Какие задачи решает ГВК-450 на судне "Игорь Белоусов"?
Основных задач две, и они тесно связаны между собой. Во-первых, это обеспечение работы 12 водолазов сменами по три человека на глубинах до 450 метров по шесть часов в сутки в течение трех недель с последующей однократной декомпрессией.
Во-вторых, реабилитация подводников, эвакуированных с аварийной лодки спасательным аппаратом "Бестер-1" или (в зависимости от глубины и других обстоятельств) вышедших из подводного объекта на поверхность иным способом (во всплывающей спасательной камере, свободным всплытием, внутри водолазного колокола).
По тем или иным причинам давление воздуха в отсеках аварийной лодки может подниматься, и выходящие (поднятые) на поверхность члены экипажа нуждаются в декомпрессии так же, как и водолазы. При выходе из затонувшего объекта методом свободного всплытия велика вероятность получить баротравму, которую также необходимо лечить в барокамере.
Почему для спасения с больших глубин нужны барокамеры?
Так устроен наш организм и таковы законы физики, что с увеличением глубины свободного погружения (а значит, и с ростом внешнего давления) в теле человека растворяется все больше инертных газов - азота и гелия.
На этот процесс влияет и общее время нахождения на глубине (под давлением). Однако зависимость от времени тут не линейная и в определенный момент происходит "насыщение" - инертные газы перестают растворяться в крови и тканях. Такое состояние у человека наступает примерно через 72 часа, хотя в зависимости от величины давления (глубины погружения), интенсивности физических нагрузок, температуры тела и других факторов этот момент может смещаться. Но базовый принцип остается: количество растворенных газов не возрастает, а значит, подготовленный водолазный специалист способен оставаться в таком состоянии продолжительное время и посменно работать.
Метод длительного пребывания под давлением - его называют еще методом "насыщенных" погружений - и реализован в ГВК-450 на спасательном судне "Игорь Белоусов". В режиме "насыщения" водолаз может работать на объекте ежедневно по нескольку часов в течение 3-4 недель, а проходить декомпрессию только один раз - по окончании работ.
Что такое кессонная болезнь и декомпрессия?
Образное выражение "кровь закипает", наверное, знает каждый, кто читал книги о подводниках, хотя бы раз смотрел фильм "72 метра" или сам увлекается дайвингом.
Если предельно упрощать, это такое патологическое состояние, когда в крови и тканях человека образуется множество газовых пузырьков, нарушающих нормальное кровообращение и травмирующих клетки тканей. Образование таких "пузырьков" - результат нахождения человека в условиях повышенного давления и неправильного (поспешного, неконтролируемого) выхода в условия с обычным атмосферным давлением.
А декомпрессия - это процедура научно обоснованного (постепенного или ступенчатого) снижения давления в водолазных барокамерах - для "рассыщения" (освобождения) тканей организма от инертных газов, чтобы не образовывались коварные пузырьки. Другими словами, декомпрессия нужна при подъеме водолаза или подводника с глубины, чтобы не возникало вреда их здоровью. На практике это выглядит так: с глубины 100 метров надо "выходить" около 4 суток, с 400 метров декомпрессия займет больше двух недель.
Для чего нужен водолазный колокол, когда есть аппарат "Бестер"?
"Бестер" - это своего рода спасательный "челнок", автономно управляемый его экипажем. За один рейс он может, как заявлено в ТТХ, эвакуировать с аварийной подлодки 22 человека и передать их в барокамеры "Игоря Белоусова" для декомпрессии (если требуется).
А водолазный колокол - неотъемлемая часть ГВК, можно сказать, еще одна, шестая, барокамера на "Игоре Белоусове". Но в отличие от четырех жилых и одной переходной, эта барокамера не стационарная, а мобильная. С ее помощью водолазов доставляют на нужную глубину. Перед тем, как войти в этот подводный лифт и задраить переходной шлюз, водолазы находятся строго определенное количество времени под расчетным давлением в жилых барокамерах - достигают уже упомянутого эффекта "насыщения", когда концентрация растворенных инертных газов в крови и тканях перестает увеличиваться.
Колокол имеет форму вертикального цилиндра и снабжен иллюминаторами. Внутри и снаружи размещено оборудование для обеспечения работы водолазов в воде: аппаратура связи и видеонаблюдения, щиты подачи дыхательной смеси водолазам и горячей воды для их обогрева, а также резервные системы электро- и газоснабжения.
Прибыв на рабочую глубину, водолазы открывают люк колокола, и двое из них выходят в воду. Третий остается внутри и следит за работающими в воде, поддерживает с ними связь и готов, при необходимости, прийти на помощь.
Водолаз, как и космонавт, находится в безопорной среде и полностью изолирован от окружающей среды. Дыхание под водой обеспечивает специальная двухшланговая система: по одному шлангу с судна подается свежая дыхательная смесь, по другому - откачивается на судно то, что водолаз выдыхает. После очистки от углекислого газа и обогащения кислородом эта смесь возвращается в систему и подается водолазу на вдох. По отдельному шлангу на глубину поступает горячая вода, которая обогревает тело водолаза.
Проработав необходимое время на глубине, водолазы возвращаются в колокол и под тем же давлением, под которым они работали на объекте, поднимаются на поверхность. Внутри судна колокол стыкуют с барокамерами, водолазы переходят в их жилые отсеки и, не проходя декомпрессии, отдыхают до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимает другая смена.
В каких условиях живут водолазы на "Игоре Белоусове"?
Во время пребывания людей в барокамерах давление дыхательной смеси, ее состав, температуру и влажность поддерживает специальная система жизнеобеспечения. Управление многосложным хозяйством ГВК-450 производится с двух постов: один - для барокамер, другой - для манипуляций и контроля при водолазных спусках. Запас компонентов дыхательной смеси содержится в баллонах высокого давления.
В жилых барокамерах ГВК у каждого водолаза отдельная койка. Есть прикроватный светильник, полочка для книг и личных вещей, а еще наушники, чтобы послушать музыку. В санузлах - необходимые бытовые удобства, включая горячий душ. Предусмотрена и зона отдыха с телевизором и общим столом. Горячую пищу передают в барокамеру снаружи через специальный шлюз, через него же возвращается использованная посуда. Источник

Фото: Министерство обороны Российской Федерации/ wikimedia.org
Мощнейший взрыв ЗРП-2: «Змей Горыныч» подбросил сосну, как спичку
Когда надо разминировать минное поле, саперы используют ЗРП-2 «Тропа». ЗРП-2, или «Змей Горыныч», как его называют саперы, предназначен для проделывания проходов в минных полях.
ЗРП-2 представляет из себя толстый трос набитый взрывчаткой. Он один способен уничтожить зараз несколько десятков мин, а запустить его может всего один боец.
Полет такого троса обеспечивает двигатель, который полетит и понесет его за собой. Чтобы запустить «Змея Горыныча», нужно вставить в двигатель зажигательную трубку, по сути, современный аналог бикфордова шнура, привести ее в действие и отойти на безопасное расстояние. На все про все две-три минуты.
После того как шнур вылетает, он взрывается не сразу, а проходит в среднем 20 секунд. После этого раздается сильный взрыв. От мощного взрыва рухнула часть каньона. А двухметровую сосну, которая оказалась в центре этого ада, подняло в воздух на 25 метров
18 октября в 09:55 смотрите на телеканале «Звезда» программу «Военная приемка», посвященную опасной работе саперов. В этом выпуске зрители впервые увидят самые крупные в стране учения с участием саперов-роботов, узнают, как работается в боевых условиях саперам-людям. Мы расскажем вам об уникальной технологии поиска радиовзрывателей, впервые покажем убийцу мин. И только зрители телеканала «Звезда» впервые увидят новейший костюм сапера, которому нет равных по прочности в мире. Источник
ЗРП-2 представляет из себя толстый трос набитый взрывчаткой. Он один способен уничтожить зараз несколько десятков мин, а запустить его может всего один боец.
Полет такого троса обеспечивает двигатель, который полетит и понесет его за собой. Чтобы запустить «Змея Горыныча», нужно вставить в двигатель зажигательную трубку, по сути, современный аналог бикфордова шнура, привести ее в действие и отойти на безопасное расстояние. На все про все две-три минуты.
После того как шнур вылетает, он взрывается не сразу, а проходит в среднем 20 секунд. После этого раздается сильный взрыв. От мощного взрыва рухнула часть каньона. А двухметровую сосну, которая оказалась в центре этого ада, подняло в воздух на 25 метров
18 октября в 09:55 смотрите на телеканале «Звезда» программу «Военная приемка», посвященную опасной работе саперов. В этом выпуске зрители впервые увидят самые крупные в стране учения с участием саперов-роботов, узнают, как работается в боевых условиях саперам-людям. Мы расскажем вам об уникальной технологии поиска радиовзрывателей, впервые покажем убийцу мин. И только зрители телеканала «Звезда» впервые увидят новейший костюм сапера, которому нет равных по прочности в мире. Источник
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)






