Украина: бюджетная катастрофа 2016 года

То, что пишут сегодня об Украине, называя ее страной-банкротом, на самом деле – только вершина айсберга. Внешний долг, как показала практика, можно и не платить. Если бы у Украины были только эти проблемы, ее руководству можно было бы и не беспокоиться о своем ближайшем будущем. К сожалению, уже во второй половине года финансы страны ждут большие проблемы, а если помощь МВФ запоздает, то и очень большие…
На прошлой неделе вышла статистика, которая меня поразила. Поразила по многим параметрам. Во-первых, по параметру вранья. Украинские СМИ отчитались о том, что на субсидии населению было потрачено все чуть больше 2 млрд гривен.
Напомню, что в прошлом году на эти же цели ушло более 20 млрд. гривен. На 2016 год было заложено аж 35 млрд. гривен, а потому что такое, каких-то жалких 2 млрд. гривен… Если бы не несколько НО.
Первое НО. 2 млрд гривен – это деньги, выданные именно населению. Но ведь большая часть средств выдается предприятиям ЖКХ как компенсация за предоставленные населению услуги. Вам интересно, сколько денег было начислено по этой статье за первые четыре месяца года? «Всего» 33,132 млрд гривен.
Если сюда добавить еще 2 млрд гривен, выданных населению, на приобретение твердого топлива, баллонного газа и т.д., то весь бюджет субсидий окажется выбранным всего за 4 месяца. Причем это все было еще до весеннего подорожания услуг (тепло +90%, электроэнергия +25%, горячее водоснабжение где как, но примерно +80-100% и т.д.). Сегодня спасает только то, что по факту из более чем 33 млрд гривен государство выплатило предприятиям ЖКХ всего 15,487 млрд грн, а 25,328 млрд грн числятся в задолженности (с учетом переходящих остатков с 2015 года). При этом сумма задолженности бюджета перед поставщиками ЖКХ выросла за год ровно на 24,069 млрд гривен. Иными словами, сформировалась она как раз за последний год, а точнее, последний отопительный сезон.
Не поэтому ли правительство Яценюка и смогло уложиться в сумму 25 млрд гривен, выделенных на субсидии в 2015 году?
Что будет дальше, предположить несложно. В нынешнем году даже летом сумма предоставленных населению субсидий будет быстро расти. Многие семьи не способны оплачивать свое проживание даже без учета отопления. А значит, либо государство и далее будет наращивать долг перед поставщиками услуг, либо они не смогут оплачивать поставки теплоносителя от ТЭЦ, электроэнергии от АЭС и т.д.
Кстати, о долгах АЭС. В последнем своем интервью министр энергетики Украины Игорь Насалик сообщил, что если не удастся решить вопрос долгов «Энергоатома», то МАГАТЭ может поставить вопрос об остановке украинских энергоблоков.
В марте 2016 года Государственная исполнительная служба Украины арестовала счета корпорации «Энергоатом» и описала ее имущество на 200 млрд гривен.
Таким образом, к концу года сумма начисленных субсидий населению и предприятиям ЖКХ может составить до 80-100 млрд гривен, которые надо будет откуда-то брать. А это, на минуточку, седьмая часть бюджета Украины.
Второе НО. Тот же министр энергетики Игорь Насалик заявил, что энергетическую отрасль Украины поразил глобальный кризис. Неплатежи достигли астрономической суммы в 30 млрд гривен и продолжают нарастать. Энергокомпании не могут платить деньги в бюджет, а также рассчитываться со своими контрагентами. Это уже в самой ближайшей перспективе может породить технические проблемы в отрасли. Отчасти они уже есть. Вследствие экономии на ремонтах блоков АЭС, мы сегодня имеем столь частые аварийные отключения их от энергосети страны, что порождает новые финансовые потери и… подвергает излишнему износу само оборудование.
В эти 30 млрд гривен входит и долг компании «Укрнафта», руководство которой все никак не может оправиться от управления «эффективного частного собственника» Игоря Коломойского.
При этом меня умиляют обоснования необходимости новой большой приватизации на Украине. Оказывается, это позволит привести в убыточную отрасль «эффективного частного собственника»… Так и хочется их спросить: не вы ли год назад выгоняли такого собственника с «Укрнафты», а теперь не знаете, как получить с компании долги по бюджету и вывести ее из финансовой ямы?
Такая же аховая ситуация, как у «Энергоатома», сегодня и у «Центрэнерго», единственной крупной государственной неатомной энергогенерирующей компании. В общем, второе НО, также потребует от бюджета десятки миллиардов гривен до конца года.
Третье НО. Пенсионный фонд Украины в 2015 году откусил от бюджета сумму в 80 млрд гривен. Много? Само собой, но это мелочи по сравнению с его аппетитами в году 2016-м. Изменения в законодательство, связанные с уменьшением отчислений с фонда заработной платы для работодателей, привели к резкому росту дефицита бюджета фонда. Из предполагаемых необходимых 257 млрд гривен 144,888 млрд, согласно бюджетной росписи, должны поступить в качестве дотаций из государственного бюджета:
Весь бюджет Пенсионного фонда 257 млрд. грн, из них 145 – это дотация из государственного бюджета. То есть, Пенсионный фонд – банкрот. МВФ нам говорит: "Вот скажите, пожалуйста, когда в прошлом году вы хотели резко снизить ЕСВ – с 38% до 22%, и мы вас спрашивали о эффект, вы знали, что у вас эта дырка образуется?" "Знали". "О чем вы тогда думали, когда принимали такое решение?"
Андрей Рева, министр социальной политики Украины
О том, что Пенсионный фонд - банкрот, открыто говорят уже все. Но проблема с ним во всей его красе возникнет во второй половине 2016 года (даже с второго квартала), когда окончатся деньги собранные за 2015 год и надо будет покрывать бюджетную пенсионную дыру 2016 года.
За первый квартал 2016 года бюджет перечислил в Пенсионный фонд 26,231 млрд. гривен. Причем, 13,6 млрд. гривен из них, именно в марте 2016 года, то есть больше, чем за два первых месяца вместе взятые. Далее ежемесячно примерно такая же сумма будет нужна Пенсионному фонду до конца года.
И даже чуть больше. На 1 января 2016 года минимальная пенсия составляла 1074 гpн. С 1 мая 2016-го она будет 1130 гpн. С 1 декабря - 1208 грн.
На такие мелочи, как долги киевского метрополитена в 2 млрд. гривен, в обеспечение которых может быть конфискована часть его подвижного состава, выплаты вкладчикам разорившихся банков (только за последние десять дней разорилось два и еще один почти объявлен проблемным), можно и не обращать внимания. Даже первые три НО, выгребут из бюджета Украины до конца года еще сумму в 200 млрд. гривен (плюс к тем 40 млрд. гривен, которые они уже поглотили). А это почти треть годового бюджета страны. Расходной его части.
А что у нас с поступлениями?
Выполнение бюджета
Экс-премьер министр Украины Арсений Яценюк, очень любил хвастаться после своего увольнения в апреле 2016 года, что он оставил страну со стабильными финансами и растущей экономикой. Для этого не только подгонялись данные Госстата, но и выбивались налоги с предприятий наперед.
Рост задолженности государства перед поставщиками, который мы видели на примере ЖКХ это не единственные отложенные «долги» бюджета. Можно вспомнить скандал с ПТУ и колледжами, которые фактически оставили без централизованного финансирования. И таких дыр за первый квартал уже видно предостаточно.
Все это приведет к значительным расходам госбюджета во втором полугодии. А между тем бывший экс-министр финансов Виктор Пинзеник говорит о бюджетной катастрофе апреля 2016 года

По его данным (а им доверять можно) именно в этом месяце доходная часть бюджета Украины впервые за последний год не только не будет расти вместе с инфляцией по отношению к аналогичному месяцу 2015 года, но и будет меньше ее примерно на 14%.
Очевидно, что это последствия дутого наполнения бюджета в последние месяцы правления Яценюка. Ему очень хотелось показать макроэкономическую стабилизацию перед уходом, и он перестарался. Теперь экономика берет свое. Также она отыгрывается за бездумную экономическую политику последних месяцев во время формирования бюджета страны, когда в угоду политическим амбициям депутатов и фракций в него вписывали фиктивные доходы, чтобы можно было финансировать резко увеличивающиеся расходы.
К чему это приведет? Думаю, конечным итогом станет обоснование из уст президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана необходимости приватизации, которая и покроет все дыры бюджета. Но в 2017 году. А пока всем опять придется затянуть свои пояса, так как МВФ не факт, что даст денег Киеву в достаточном количестве.
Особенно на фоне упорного нежелания Порошенко исполнять минские соглашения.
И что-то мне подсказывает, что именно так все задумывалось изначально…
Источник
Украинский тупик
Сразу три российских банка — ВТБ, «Проминвестбанк» (дочка «Внешэкономбанка») и «Сбербанк» скоро, вероятно, уйдут с Украины. Патриотично настроенных громадян это радует, адекватных — не особо.
Как сообщает УНИАН, за последние два года российские банки инвестировали в украинскую экономику 1,3 млрд долларов. Видимо, надеясь, что здравый смысл рано или поздно восторжествует, а новая власть оценит трудности, с которыми столкнулись российские кредитные учреждения, работая во враждебном окружении.
Теперь надежды рухнули. Не оценили. Да и здравого смысла на Украине становится все меньше и меньше.
Безжалостный Александр Охрименко опубликовал табличку, из которой становится понятно, что на ВТБ, «Проминвестбанк» и «Сбербанк» в совокупности приходится больше десяти процентов зарубежных инвестиций.
http://blogs.korrespondent.net...
Сегодня Украина сама себя загнала в тупик: Запад денег не дает, Россия свои забирает. Прагматичный выход из положения — резкий разворот на Восток. Идиотский — продолжать клянчить деньги на Западе, а как аргумент использовать свои проблемы, возникшие из-за разрыва вековых связей с Россией.
Так нищие демонстрируют свои язвы, надеясь вызвать жалость у прохожих. Поначалу получается, но когда прохожие замечают, что собранная милостыня уходит на выпивку, а не «голодным детям», ради которых выпрашивалась, то даже мелочь в шапку кидать перестают. Приходится менять место дислокации.
Украина не может сорваться и уехать в те края, где ее еще не знают — таких просто не осталось. Незалэжная держава вынуждена сидеть и клянчить там, где ручеек халявы практически иссяк. Ее все знают и не особо верят в обещания бросить пить и заняться делом.
И падение не прекратится, пока не сменится власть — или сама, или с чьей-то помощью. Впрочем, смена декораций, конечно, не поможет — на Украине что-то может начать меняться в лучшую сторону только в том случае, если страна образумится и поймет, что Запад если и готов материально помогать, то только нескольким избранным им персонам. Далеко не всегда привлекательным для всех остальных.
Впрочем, народ всегда находит выход из положения: он начинает жить так, будто никакого государства не существует. Сам как-то устраивается и решает свои проблемы. Переходит на бартер, потому что перестает верить в собственную валюту, крышует или заводит себе крышу, ибо перестает надеяться на правоохранительную систему. В конце концов, уходит из магазинов на огороды, ибо выживать как-то надо.
Так что оптимизма по поводу возврата здравого смысла к жителям нэньки я не испытываю. От них вообще ничего зависит. Скорее, на Донбассе наладится жизнь, чем на Украине — просто потому, что там больше логики. По крайней мере, никто не испытывает иллюзий, будто благодарный непонятно за что Запад должен всенепременно засыпать города конвертируемой валютой. Прямо с самолетов, вместо листовок.
Донбасс будет зарабатывать, а Украина — продолжать клянчить, ибо больше ничего не умеет и не желает учиться. Каждому свое.
Павел Шипилин
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)







