Федерация Украины: Шаг за шагом » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Федерация Украины: Шаг за шагом

23:39 / 24.12.2015
7 588
4
Федерация Украины: Шаг за шагом

Вопрос перехода Украины из унитарного в федеративное состояние — это то, что рано или поздно должно перейти в практическую плоскость, то есть обрести законодательное наполнение.

Украина — страна с населением более 40 млн человек и состоящая из разных в историческом, этнокультурном и религиозном планах регионов, и быть единообразной у нее никак не выйдет, за исключением трех ситуаций.

Во-первых, если государство будет вести войну или лежать в развалинах и, таким образом, брать на себя лишь самые примитивные функции поддержания простой жизнедеятельности (что, увы, происходит).

Во-вторых, в случае установления тоталитаризма или жестко авторитарной модели, основанной на всевластии «человека с ружьем», как в Египте.

Третья же ситуация — сецессия — лежит за рамками действующего (и любого!) законодательства и состоит в отделении наиболее проблемного. Мы знаем ст. 110 УК Украины, и не будем ее нарушать.

Из всех исторически сложившихся земель при нынешнем административно-территориальном делении сохранилось лишь Буковина (Черновицкая область) и Закарпатье. Волынь и Галиция разделены на три области, Подолье — на две. Новороссия перелицована капитально. Появились и такие «сборные солянки», как Сумщина или Кировоградщина. К галицкой Тернопольской области добавили православный Кременецкий район с Почаевской Лаврой.

Есть два возможных алгоритма проведения трансформации Украины из унитарного в федеративное государство — «короткий» и «длинный». Оба они предусматривают внесение изменений в Конституцию и проведение административно-территориальной реформы, а также пересмотр законодательства.

Любой из предложенных путей в идеале должен осуществляться только после принятия нового закона о референдумах, предусматривающего прямое действие принятых на нем решений. Нынешняя законодательная база, увы, позволяет Верховной Раде никак не реагировать на результаты народного волеизъявления, как это уже было с результатами референдума 2000 года или с твердым решением Закарпатья об автономии области.

«Короткий алгоритм трансформации Украины» проводится без изменения (или с небольшими уточняющими изменении вроде передачи Кременецкого и Хотинского районов Подолью) границ областей.

1. Принятие закона о референдуме с точным описанием возможностей всеукраинского, областного, межобластного, межрайонного, районного и местного волеизъявления;

2. Внесение изменений в ст. 2, 10, 11 и др. Конституции Украины (на референдуме), создание верхней палаты (имплементация референдума 2000 года, по 3 депутата от каждого субъекта) и переходных положений (на сессии Верховной Рады) (разъяснительная работа и подготовка к референдуму длится год);

3. Принятие ВР типового устава субъекта федерации (губернии), а также нового закона о статусе столицы (в течение полугода после референдума);

4. Внесение изменений в бюджетный и налоговый кодексы (в течение полугода после референдума);

5. Принятие нового закона о региональном и местном самоуправлении (в течение года после референдума), уточнение границ районов и сельских пунктов (волостей) происходит на местных (областных, районных и межрайонных) референдумах и утверждается облсоветами (в течение трех-пяти лет после принятия типового устава);

6. Исправление законодательства с учетом федерализации (в течение трех лет после референдума);

7. Возможное объединение субъектов федерации в случае инициации этого вопроса на местах и проведения межрегиональных референдумов (по мере выдвижения инициатив).

«Плюсы» этой схемы кажутся очевидными. Это, прежде всего, сохранение на местах региональных элит, что снимает с повестки дня решение «жилищного вопроса» для масс чиновников и правоохранителей. Привычная инфраструктура услуг лишь дополняется новыми элементами, а не кардинально перестраивается. Ни один из традиционных областных центров не снижает свой статус и не падает до уровня уездного города. Правда, на уездном и муниципальном уровне смены статусов и «переселения властей» неизбежны.

При сохранении нынешней карты областей сопротивление федерализации на региональном уровне практически сводится к нулю, т. к. не задевает базовых интересов региональных элит.

«Минус» этой схемы видится невооруженным глазом. Это несоразмерность субъектов по территории и населению и, стало быть, разные возможности наполнения региональных и муниципальных бюджетов.

«Длинный алгоритм трансформации Украины» проводится при исходном принятии идеи изменения карты страны:

1. Принятие закона о референдуме с точным описанием возможностей всеукраинского, областного, межобластного, межрайонного, районного и местного волеизъявления;

2. Внесение изменений в ст. 2, 10, 11 и др. Конституции Украины (на референдуме), и переходных положений (на сессии Верховной Рады) (разъяснительная работа и подготовка к референдуму длится год);

3. Принятие ВР типового устава субъекта федерации (губернии) а также нового закона о статусе столицы (в течение полугода после референдума);

4. Внесение изменений в бюджетный и налоговый кодексы (в течение полугода после референдума об изменениях в Конституцию);

5. Проведение межрегиональных референдумов по определению границ новообразуемых субъектов федерации (в течение года после референдума), после которых создаются переходные администрации (генерал-губернаторства) в тех субъектах, которые образуются путем объединения и нарезки предыдущих. Если бы облсоветы избирались по строго мажоритарной системе, то создание органов регионального представительства могло быть механическим. Срок действия переходных структур — до очередных выборов в губернские советы;

6. Создание верхней палаты (имплементация референдума 2000 года, сразу после определения границ губерний, по 3 депутата от каждого субъекта);

7. Принятие нового закона о региональном и местном самоуправлении (в течение года после референдума об изменениях в Конституцию), уточнение границ районов и сельских пунктов (волостей) происходит на местных (районных и межрайонных) референдумах и утверждается облсоветами (в течение трех—пяти лет после межрегиональных референдумов);

8. Приведение законодательства в соответствие федеративному устройству (в течение трех лет после межрегиональных референдумов);

«Плюсы» более радикального перечерчивания карты Украины можно начать с того, что в своем большинстве новые субъекты федерации будут равновелики по населению и смогут отразить исторически сложившиеся регионы страны.

Возможности наполнения местных бюджетов (кроме Буковины и Закарпатья) заметно расширяются.

«Минусы» этого пути также понятны всякому реально знающему положение в регионах. Ни в одном из ныне действующих гипотетических областных центров нет свободного служебного жилья, дающего безболезненное прохождение переезда в новые губернские города. Соотношение служебных окладов и сложившихся на рынке расценок на аренду делает бессмысленным переезд. Таким образом, элиты, например, Луцка, Хмельницкого или Николаева станут объективными противниками такой федерализации.

Возникают неудобные вопросы. Готовы ли жители и особенно чиновники из Луцка и Ровно, например, к массовому переезду в Житомир? Где быть центру Подолья: в экс-губернских городах Виннице и Каменец-Подольском или уездном Проскурове (Хмельницком)? Что делать с Южной Бессарабией (часть Одесской области за Днестром)? Чем считать Донбасс, которого вообще не было на этнографической схеме и карте Российской империи? Хотят ли из Харькова управлять приснопамятной Хоружевкой?

И такие территориальные споры местечкового масштаба можно длить вечно. Поэтому процесс федерализации, как мне видится, должен начаться при нынешнем административно-территориальном делении, а уже дальше возможно и по карте с карандашом пройтись, если будет такая необходимость.

Ради такого дела можно послать наших правоведов за опытом в Германию и Индию, где земли и штаты меняли свои очертания.

Дмитрий Губин, журналист, Харьков

Порошенко доигрался с меджлисом: Украину ждёт парад автономий

Президент Украины Петр Порошенко, заигрывая с меджлисовцами, создал прецедент, когда представители других народов, проживающих на Украине, стали заявлять о своих правах на самоопределение. Об этом в эфире программы «Работа над ошибками» заявил политолог Кость Бондаренко.

По его словам, впереди Украину ждут парад объявлений особых национально-территориальных районов.

«Власть создала прецедент. В августе президент сказал, что он готов предоставить национально-территориальную автономию крымским татарам, в случае, если Крым вернется в состав Украины. То есть, прецедент был создан…

Поэтому венгры, воодушевившись предложением президента относительно крымских татар, решили: «а чем мы хуже?». Сказали: «вот, у нас есть 160 населенных пунктов, где проживает, в основном, венгерское население, и мы хотим, чтобы они выделены в отдельный район».

Но Закарпатье устроено таким образом, что тогда же скажут свое слово русины, большинство выступит за создание отдельного русинского района. Румыны, которые живут в Тячевском районе. Черновицкие румыны точно так же могут сказать, болгары. Как быть, если заявят о своей национально-территориальной автономии греки, которые живут вокруг Мариуполя и так далее?» — рассуждает Бондаренко. Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +1
    vlad-k
    Читатель | 3 091 коммент | 1 публикация | 24 декабря 2015 16:15
    Украину обязательно ждет распад, это без сомнений. Однако что должно подталкнуть процесс. Что-то должно произойти. Советский союз распался после попытки переворота ГКЧП. При том в союзе проходили похожие процессы: элита не видела путей для смены идеалогии, но в то же время государство не могло существовать по старому. Украинская элита так же не имеет сил и ума сменить националистическую унитарную парадигму и в то же время все меньше контролирует процессы в своей стране. В таком состоянии Украина может пробыть еще несколько лет, но что-то обязательно произойдет и это что-то станет импульсом для югославизации страны.
    Показать
  2. 0
    tovarih
    Читатель | 2 844 коммент | 0 публикаций | 24 декабря 2015 16:41
    ДА-ДА... Следует поторопиться. Чего тянуть? Хвост собаке отрубать по 2 см.Надо сразу
    Показать
  3. 0
    ЯША
    Журналисты | 39 925 коммент | 69 публикаций | 24 декабря 2015 21:14
    Я об этой федерализации писал ещё во времена майдана два года назад. Я ещё тогда говорил- не будет федерализации, будет война. Мне говорили- страшилки....... Договорились- сколько народу загубили. И ещё сколько загубят, упыри...........
    Русские войны не начинают. Они их заканчивают.
    Показать
  4. +1
    Kotleopold
    Хамло | 2 424 коммент | 299 публикаций | 24 декабря 2015 21:56
    Никакой федерализации Украины уже не будет, и никому она уже и нахрен не нужна - украинское руководство-долбодятлы сделали всё для того, чтобы этого не случилось. Либо будет исторически неотъемлемая часть России, либо РУИНА, которая когда-то давно вспомнила о том, что она таки... исторически неотъемлемая часть России.
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.