Гигант с менталитетом карлика. Ростислав Ищенко » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Гигант с менталитетом карлика. Ростислав Ищенко

15:40 / 15.11.2025
782
0
Гигант с менталитетом карлика. Ростислав Ищенко

Рассуждая сегодня о причинах морального и материального заката Европы, мы за актуальными проблемами теряем истоки этого процесса, делая упор исключительно на леволиберальное идеологическое тоталитарное засилье и резкое падение качества европейской правящей элиты после 2000 года.

И то, и другое верно, но констатация данных фактов не даёт ответ на вопрос почему всё это случилось.

Леволиберальная идеология господствовала в Европе задолго до рубежа тысячелетий. Тоталитарный характер леволиберальные режимы стали приобретать как раз тогда, когда усилившееся сопротивление масс идеологическому засилью поставило под вопрос продолжение их господства с опорой на механизмы традиционной демократии. Проще говоря, они включили режим подавления и силового удержания власти только тогда, когда за них перестали голосовать. Но это случилось на достаточно позднем этапе.

В начале тысячелетия консервативные всплески в Италии и Греции нивелировались ЕС с помощью финансовых механизмов – за деньги консерваторы становились неотличимы от либералов. Польские, румынские, прибалтийские и даже чешские правые были настолько озабочены русофобией, что ради единого антироссийского фронта ЕС были готовы на серьёзные уступки в своей внутренней политике, а одинокий Орбан в Венгрии использовался Еврокомиссией, как пугало для периодически капризничающих восточноевропейских режимов – не будете слушать старших и у вас свой Орбан появится.

На первый взгляд для политической деградации Европы не было никаких оснований. В конце концов, даже вассалами США европейцы стали ещё до окончания Второй мировой войны, но это совсем не мешало появлению таких политиков как де Голь, Тэтчер, Аденауэр, Коль, Миттеран, Ширак, Берлускони. В 50-е – 90-е годы сильным лидером был почти каждый французский президент и почти каждый канцлер ФРГ. А потом как отрезало – каждый следующий становился всё беспомощней.

Именно в это время начались расширения ЕС. Причём я сейчас не о странах постсоциалистического и постсоветского пространства, которые попали в волну расширения 2004 года и позднейшие. Принципиально расширение ЕС по политическим мотивам (не за счёт комплементарности экономик и не за счёт достигнутого высокого индекса человеческого развития, а по причине "политической необходимости", в которой на деле не было никакой необходимости, кроме стремления застолбить за собой, оставленную СССР поляну и бывшую "серую" (нейтральную) зону) началось во второй половине 80-х и продолжилось в 90-е.

В 1986 году были приняты Испания и Португалия. Заявки от них были приняты во второй половине 70-х, сразу после падения в этих странах крайне правых режимов. При этом, ни по уровню жизни, ни по развитию экономики обе страны до уровня ЕС далеко не дотягивали. Ещё раньше, в 1981 году была принята в ЕС Греция, избавившаяся от диктатуры "чёрных полковников" одновременно с избавлением Испании от диктатуры Франко. Так начал формироваться будущий "бедный юг ЕС".

Как бы в компенсацию ЕС в 1995 году расширился за счёт тройки богатых нейтралов: Австрии, Швеции, Финляндии. Но надо иметь в виду, что их экономический рост во многом был обеспечен как раз нейтральным статусом – в экономическом плане они также находились между двумя системами, выполняя роль соединявшей их кротовой норы. Именно кротовой норы, а не моста, так как экономическая важность этих нейтральных площадок заключалось в возможности неформального полуофициального сотрудничества двух систем во взаимно интересных проектах, которые невозможно было реализовывать напрямую из-за военно-политического противостояния. Переход этих стран в ЕС нивелировал их возможности нейтральной экономической площадки и переводил в состояние пусть богатых, но младших партнёров, плативших за своё участие в Евросоюзе куда больше, чем получавших.

Наконец, наступил 2004 год, который, по аналогии с "годом Африки", можно назвать "годом лимитрофов". ЕС расширился сразу на десять стран, присоединив к себе Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу. Словакию, Словению, Чехию, Эстонию. После этого вступление в 2007 году Румынии и Болгарии качественно уже ничего не меняло, только количественно. Теперь в ЕС можно было принимать уже и Украину с Сомали – хуже бы ни стало.

Что общего мы видим в процессе расширения ЕС в 80-е – нулевые, что также отличает его от предыдущих расширений?

Во-первых, как было сказано, решение принимается не по экономическим мотивам (а ЕС всё же создавался, как структура, в первую очередь обеспечивающая реализацию общих экономических интересов), а по политическим. СССР рухнул и надо срочно освоить бывшую нейтральную зону и его сферу влияния, а в перспективе и часть его территории, показав кто кого победил в Холодной войне. Это чисто колониальная экспансия, более или менее жёстко ранжировавшая бывшие нейтральные и СЭВвовские экономики в качестве младших партнёров ЕС, обеспечивающих старшим свободу экономического освоения национальных территорий в ущерб собственным производителям, а также дававших возможность ограничить или даже уничтожить эффективно конкурировавшие с ЕС предприятия и целые отрасли. Конечно, Швеция пострадала куда меньше, чем, например, Болгария, но Швеция изначально была значительно богаче и при вступлении в ЕС пошла на куда меньшие уступки. Однако процесс экономической деградации общий для всех неофитов ЕС, хоть и идёт с разной скоростью.

Во-вторых, в ЕС принимались страны с неопределёнными политическими интересами: бывшие нейтралы и постсоциалистические. Первые раньше были связаны с обеими системами вторые входили в состав альтернативной системы. До момента вступления в ЕС их политические интересы были отличны от интересов ядра Евросоюза. То же можно сказать и о принимавшихся в 80-е годы бывших диктатурах, которые таким образом поощрялись за то, что больше не диктатуры. Однако интересы их политических элит ещё только предстояло смонтировать с интересами элит ЕС.

Так или иначе, Испания это была, Швеция, Болгария или Эстония, но ЕС двадцать лет подряд расширялся за счёт бывших лимитрофных (находившихся на границе политической Европы с "неевропейским" миром, промежуточных) режимов. Эти режимы составили большинство в ЕС. Их политики вошли во все европейские структуры и стали во многом определять их работу. Они принесли с собой лимитрофное сознание, формировавшееся в условиях нахождения между силами или на границе сил. Лимитрофу надо постоянно находиться настороже, ибо силы в любой момент могут столкнуться и раздавить его, поэтому надо постоянно определять кто в данный момент сильнее и, присоединившись к нему, попытаться ликвидировать вторую силу, что сразу превратит лимитрофа в часть центра системы – нет второй силы, нет границы между силами (лимеса), нет и лимитрофа. Главное же нет больше угрозы быть раздавленным между силами в момент, когда бывший проигравший захочет взять реванш.

Психология лимитрофа чётко выражается в таком наивном, но предельно нахальном политике как Кая Каллас. Недавно она в очередной раз высказалась, заявив, что траты на Украину не идут ни в какое сравнение с теми, которые Европа понесёт в случае победы России. С точки зрения здравого смысла – абсурд, так как именно победа России (если она не придёт слишком поздно) может дать Европе шанс на выживание и даже частичное восстановление своей экономической мощи и политического влияния. Частичное, но всё же восстановление.

Но, с точки зрения лимитрофа, никакого абсурда – всё так и есть. Победа России будет означать, что вторая сила, которую лимитрофы так хотят ликвидировать, сохранилась и её стремление к геополитическому реваншу будет тем сильнее, чем громче лимитрофы будут требовать её уничтожения и чем более серьёзные провокации будут устраивать. Геополитический реванш будет в таких условиях адекватным ответом на формируемую лимитрофами исходящую от Запада экзистенциальную угрозу России.

Как видим, получив большинство в ЕС, лимитрофы изменили политику Евросоюза в своих узких интересах. Гигант перестал видеть перспективу и воспринимает мир сквозь призму интересов живущего у его порога карлика. Ну а если изменились интересы системы, то изменились и требования к политикам её обслуживающим. Если весь ЕС живёт интересами Эстонии, то будь ты хоть трижды немец или француз, а отобран в большую политику, пройдя сито системы, ты будешь только в том случае, если твой кругозор не отличается от кругозора лимитрофа.

Изменение количественных соотношений сил и интересов в системе вызывает изменение системы, в иных случаях прогресс, в случае ЕС деградацию. Ну а деградация системы неизбежно требует деградации политиков. Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)