ЕС и российские активы: Бельгия хочет снять с себя ответственность за воровство
Бельгия уже не против украсть российские активы, но ответственность за это хочет переложить на других
После долгих баталий Бельгия выдвинула Еврокомиссии условия, на которых готова передать российские активы киевскому режиму. Но как отреагирует на них остальная Европа, пока непонятно.
Массовая «заморозка» российских активов в различных государствах коллективного Запада произошла в 2022 году, после начала Специальной военной операции ВС РФ на Украине. Общую сумму заблокированных средств министр финансов России Антон Силуанов оценил примерно в 300 млрд долларов США. С этими оценками в целом согласны и западные финансисты.
Больше всего российских денег – 222 млрд долларов США – заморозили государства Европейского союза. Львиная доля этих средств находится в бельгийской Euroclear, включающей в себя депозитарий и Euroclear Bank.
Формальных оснований для замораживания активов РФ у западных государств не было. Они приняли сугубо волюнтаристское политическое решение. Впрочем, когда Зеленский призвал изъять российские средства и передать их Киеву, на это никто изначально идти не захотел.
Одно дело «задержать» активы суверенного государства (пусть и с нарушением процедуры), а другое – просто украсть их и распорядиться на свое усмотрение. Европейцы ограничились «легкой» схемой воровства – изъятием получаемых с замороженных активов процентов «на украинские нужды».
Но с начала 2024 года наиболее радикальная часть антироссийского экспертного сообщества начала продвигать идею особого «финта» – выпуска «репарационных облигаций». Аналитики агентства Reuters писали, что Киев мог бы продавать такие ценные бумаги сейчас, а рассчитываться по ним после завершения конфликта, когда «победит» Россию. Причем «грамотеи» подчеркивали, что облигаций можно было продать на 300 млрд долларов – общую стоимость замороженных активов РФ.
Долгое время западные правительства не рассматривали идею с «репарационными облигациями» всерьёз. Но в 2025 году ситуация резко изменилась. Если на начальной стадии конфликта ЕС оплачивал нужды Украины совместно с правительством США, то Дональд Трамп, придя к власти в Штатах, безвозмездную финансовую помощь киевскому режиму постепенно свернул.
Вашингтон поставляет ВСУ разведывательную информацию и оказывается ряд других военных услуг, однако денег не дает, а за оружие заставляет платить НАТО (фактически из кармана европейцев). ЕС к такому сценарию развития событий оказался не готов – в его бюджете сегодня просто нет столько денег на украинские нужды.
В сентябре 2025 года европейские политики начали всерьез обсуждать идею «репарационного» кредита под залог замороженных российских средств.
«Для финансирования военных усилий Украины мы поддерживаем новое решение: репарационный кредит на основе российских активов – остатков наличных денег, связанных с этими активами», – официально заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
ЕК огласила два варианта «оформления» кредита: закупку беспроцентных облигаций ЕС или использование специального целевого инструмента для управления механизмами финансирования. По информации Reuters, Екрокомиссия изначально оценила потенциальный объем кредитования Украины в 130 млрд долларов США. Позже представитель ЕК Балаж Уйвари заявил, что кредит позволит задействовать около 170 млрд евро. Однако евробюрократы сразу же столкнулись с противодействием со стороны бельгийского правительства.
«Оставить риски Бельгии: этого не произойдёт, позвольте мне заявить об этом совершенно чётко», – заявил бельгийский премьер-министр Барт де Вевер.
Кроме того, идеи Еврокомиссии вызвали возмущение в Европейском центробанке, представители которого неоднократно говорили о недопустимости какого-либо самовольного использования замороженных активов РФ.
В октябре Бельгия и еврофинансисты получили влиятельного союзника – президента Франции Эмманюэля Макрона. Он публично заявил, что такие действия могут подорвать международное доверие к европейским финансовым органам и напугать инвесторов.
Внутренний раскол произошел в Германии. Канцлер Фридрих Мерц сказал, что поддержит «любой путь, позволяющий использовать российские активы, чтобы продолжить помощь Украине», однако эта идея не вызвала восторга у немецкого бизнеса, средства которого сейчас хранятся на территории РФ.
При этом, по данным Reuters, идею оформления «репарационного кредита» активно лоббируют Соединенные Штаты. В частности, ее публично продвигает постпред США при НАТО Мэттью Уитакер.
Дания, имеющая репутацию одного из ключевых союзников США в Европе, горячо поддержала идею Еврокомиссии. Ее премьер-министр Метте Фредериксен заявила, что у ЕС нет уже никаких других идей, как можно помочь Киеву.
За предложение ЕК ожидаемо уцепился и Зеленский, который стал морально давить на европейскую общественность рассказами о своих планах направить полученные в рамках «репарационного кредита» средства на разработку дальнобойного оружия для нанесения ударов вглубь России. Однако бельгийцев это не убедило – их критика в адрес идей Еврокомиссии стала практически ежедневной.
Решение по кредитованию Киева за счет замороженных российских активов ЕК планировала «продавить» 23 октября, однако этот замысел провалился. Ряд лидеров ЕС отказались поддержать план, и его обсуждение перенесли на декабрь. Сторонники «репарационного кредитования» хотят принять решение до католического рождества.
«Конечно, есть технические детали, но в первую очередь это политическое решение. Я считаю, что мы должны действовать так, чтобы у нас было решение до Рождества. Чтобы мы могли обеспечить финансирование Украины на следующие годы», – прокомментировала происходящее Метте Фредериксен.
Однако противники «репарационного кредита» не дали ей развить информационную атаку. Идею «по горячим следам» жестко раскритиковал премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявивший, что его страна ни за что не подпишет кредитные гарантии для Украины.
«Кусочек российского сыра вкусно пахнет для европейского ворона. Возможности стран-членов ЕС финансировать военные нужды Украины напрямую из национальных бюджетов уже снижаются, даже у самых больших военных ястребов. Отсюда и аппетит к замороженным российским активам, которые можно было бы использовать в качестве кредита Украине, который, разумеется, никогда не будет погашен», – заявил глава правительства Словакии.
По его мнению, предоставление средств Украине не прекратит конфликт, а только его «подогреет». Согласно оценкам словацкого премьера, это затянут боевые действия минимум на два года.
А министр обороны и внешней торговли Бельгии Тео Франкен пошел на откровенность и публично рассказал о своих опасениях. По его мнению, в Москве любую форму изъятия активов могут посчитать актом войны и нанести серьезный удар в ответ, но и это еще не все.
«Это создаёт прецедент с потенциально огромными последствиями. Ведь если мы знаем, что деньги государственных банков больше нельзя безопасно хранить в такой по определению нейтральной организации, как Euroclear, кто ещё осмелится это сделать? В этом смысле для антизападного блока это даже прекрасная возможность поставить под сомнение международное движение капитала. Даже во время Второй мировой войны такая сомнительная конфискация никогда не проводилась», – подчеркнул Франкен.
Мощный удар по идее предоставления «репарационного кредита» нанес коррупционный скандал вокруг фигуры друга, бизнес-компаньона и «теневого кошелька» Зеленского Тимура Миндича. Критики замысла ЕК заговорили о том, что деньги все равно будут украдены.
Особенно иронично на этом фоне выглядели утверждения Зеленского о планах профинансировать за счет кредита производство «дальнобойного оружия». Ведь представители разрабатывающей украинские ракеты компании Fire Point оказались среди фигурантов коррупционного дела НАБУ.
В середине ноября Еврокомиссия перешла от уговоров к шантажу. Руководство ЕК уведомило национальные правительства Европы о том, что деньги у Украины заканчиваются и, если они не согласятся на оформление «репарационного кредита», средства придется искать в карманах местных налогоплательщиков.
«Мы определили три основных варианта: поддержка, финансируемая государствами-членами посредством грантов, ограниченный регрессный кредит, финансируемый за счет заимствований Союза на финансовых рынках, или ограниченный регрессный кредит, привязанный к остаткам денежных средств иммобилизованных активов», – изложила свою позицию фон дер Ляйен.
Если денег для киевского режима найти не удастся, в апреле 2026 года он останется без средств к существованию. Украине нечем будет проводить бюджетные платежи, в частности покрывать социальные расходы. «Официальный» дефицит бюджета Киева – 44,5 млрд долларов США, 18 млрд из них, в принципе, непонятно где брать.
И в ближайшей перспективе ситуация не улучшится. МВФ без учета «незапланированных расходов», оценивает дефицит Украины на ближайшие четыре года в 136,5 млрд долларов США. И это притом, что сам киевский режим «зарабатывает» за счет налогов, пошлин и эксплуатации государственных предприятий менее 50 млрд в год.
А администрация США, которая активно продвигает идею «репарационного кредита», выстрелила себе в ногу «мирным планом Дональда Трампа». Противники кредитования Киева за счет активов РФ говорят, что раз у Украины есть шанс самой завершить боевые действия, то и ее финансирование за счет сомнительных операций не имеет никакого смысла.
На днях Барт де Вевер зашел с козырей и заявил руководству Еврокомиссии, что выдача «репарационного кредита» только отдалила бы мирное соглашение.
«Поспешное продвижение вперед предлагаемой схемы репарационного кредитования повлечет за собой в качестве сопутствующего ущерба то, что мы, как ЕС, фактически воспрепятствуем достижению окончательного мирного соглашения. В весьма вероятном случае, если Россия в конечном итоге официально не окажется проигравшей стороной, она, как показала история в других случаях, будет законно требовать возврата своих суверенных активов», – заявил глава бельгийского правительства.
Представителей Бельгии, Франции и ряда других европейских государств беспокоило, конечно, не соблюдение международного права, а вещи куда более приземленные. Они опасались международных судов и конфискации Россией средств европейского бизнеса на своей территории (а их совокупная сумма примерно соответствует «стоимости» замороженных на Западе российских средств). Но самое главное – это утрата доверия со стороны третьих стран, таких как Саудовская Аравия или ОАЭ.
Однако выдерживать давление со стороны Еврокомиссии бельгийским властям все сложнее. 1 декабря стало известно о том, что де Вевер отправил фон дер Ляйен письмо, озвучив условия, на которых все-таки согласен изъять российские активы и передать их киевскому режиму. Он потребовал, чтобы ЕК предоставила «безусловные» юридически обязывающие гарантии, распределила возможные правовые риски между всеми странами ЕС, а также обеспечила участие в программе всех государств, на территории которых заморожены российские активы.
Проще говоря, если Россия примет какие-либо меры в ответ на кражу Бельгией ее средств, де Вевер желает пропорционально распределить финансовую ответственность между всеми государства Евросоюза. По данным Suddeutsche Zeitung, фон дер Ляйен уже готова реализовать данный сценарий и в ближайшее время от ЕК можно ждать конкретных шагов в этом направлении.
Уже сейчас можно прогнозировать возмущение со стороны членов ЕС, последовательно критиковавших идею «репарационного кредита». Венгрия и Словакия, не замораживавшие российские активы и изначально осуждавшие идею их изъятия, сделают все возможное, чтобы не нести финансовую ответственность за нарушение международного права другими государствами. Найдет ли фон дер Ляйен механизм обхода их потенциального вето, покажет ближайшее будущее.
То, что руководство ЕС готово в своих русофобских порывах идти на такие серьезные финансовые и репутационные риски, свидетельствует о полной потере им адекватности. Официальный Брюссель превращается в «бешеную собаку» мировой политики. Взывать к здравому смыслу в диалоге с Евросоюзом на данном этапе уже абсолютно бесполезно.
Пытаясь нанести максимальные вред России и «освоить» новые военные бюджеты, евробюрократы руководствуются логикой «после нас хоть потоп». Поэтому ожидать от них можно все что угодно. А соответственно, и готовиться нужно к самому неблагоприятному варианту развития ситуации – вплоть до прямой военной агрессии.
Святослав Князев
После долгих баталий Бельгия выдвинула Еврокомиссии условия, на которых готова передать российские активы киевскому режиму. Но как отреагирует на них остальная Европа, пока непонятно.
Массовая «заморозка» российских активов в различных государствах коллективного Запада произошла в 2022 году, после начала Специальной военной операции ВС РФ на Украине. Общую сумму заблокированных средств министр финансов России Антон Силуанов оценил примерно в 300 млрд долларов США. С этими оценками в целом согласны и западные финансисты.
Больше всего российских денег – 222 млрд долларов США – заморозили государства Европейского союза. Львиная доля этих средств находится в бельгийской Euroclear, включающей в себя депозитарий и Euroclear Bank.
Формальных оснований для замораживания активов РФ у западных государств не было. Они приняли сугубо волюнтаристское политическое решение. Впрочем, когда Зеленский призвал изъять российские средства и передать их Киеву, на это никто изначально идти не захотел.
Одно дело «задержать» активы суверенного государства (пусть и с нарушением процедуры), а другое – просто украсть их и распорядиться на свое усмотрение. Европейцы ограничились «легкой» схемой воровства – изъятием получаемых с замороженных активов процентов «на украинские нужды».
Но с начала 2024 года наиболее радикальная часть антироссийского экспертного сообщества начала продвигать идею особого «финта» – выпуска «репарационных облигаций». Аналитики агентства Reuters писали, что Киев мог бы продавать такие ценные бумаги сейчас, а рассчитываться по ним после завершения конфликта, когда «победит» Россию. Причем «грамотеи» подчеркивали, что облигаций можно было продать на 300 млрд долларов – общую стоимость замороженных активов РФ.
Долгое время западные правительства не рассматривали идею с «репарационными облигациями» всерьёз. Но в 2025 году ситуация резко изменилась. Если на начальной стадии конфликта ЕС оплачивал нужды Украины совместно с правительством США, то Дональд Трамп, придя к власти в Штатах, безвозмездную финансовую помощь киевскому режиму постепенно свернул.
Вашингтон поставляет ВСУ разведывательную информацию и оказывается ряд других военных услуг, однако денег не дает, а за оружие заставляет платить НАТО (фактически из кармана европейцев). ЕС к такому сценарию развития событий оказался не готов – в его бюджете сегодня просто нет столько денег на украинские нужды.
В сентябре 2025 года европейские политики начали всерьез обсуждать идею «репарационного» кредита под залог замороженных российских средств.
«Для финансирования военных усилий Украины мы поддерживаем новое решение: репарационный кредит на основе российских активов – остатков наличных денег, связанных с этими активами», – официально заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
ЕК огласила два варианта «оформления» кредита: закупку беспроцентных облигаций ЕС или использование специального целевого инструмента для управления механизмами финансирования. По информации Reuters, Екрокомиссия изначально оценила потенциальный объем кредитования Украины в 130 млрд долларов США. Позже представитель ЕК Балаж Уйвари заявил, что кредит позволит задействовать около 170 млрд евро. Однако евробюрократы сразу же столкнулись с противодействием со стороны бельгийского правительства.
«Оставить риски Бельгии: этого не произойдёт, позвольте мне заявить об этом совершенно чётко», – заявил бельгийский премьер-министр Барт де Вевер.
Кроме того, идеи Еврокомиссии вызвали возмущение в Европейском центробанке, представители которого неоднократно говорили о недопустимости какого-либо самовольного использования замороженных активов РФ.
В октябре Бельгия и еврофинансисты получили влиятельного союзника – президента Франции Эмманюэля Макрона. Он публично заявил, что такие действия могут подорвать международное доверие к европейским финансовым органам и напугать инвесторов.
Внутренний раскол произошел в Германии. Канцлер Фридрих Мерц сказал, что поддержит «любой путь, позволяющий использовать российские активы, чтобы продолжить помощь Украине», однако эта идея не вызвала восторга у немецкого бизнеса, средства которого сейчас хранятся на территории РФ.
При этом, по данным Reuters, идею оформления «репарационного кредита» активно лоббируют Соединенные Штаты. В частности, ее публично продвигает постпред США при НАТО Мэттью Уитакер.
Дания, имеющая репутацию одного из ключевых союзников США в Европе, горячо поддержала идею Еврокомиссии. Ее премьер-министр Метте Фредериксен заявила, что у ЕС нет уже никаких других идей, как можно помочь Киеву.
За предложение ЕК ожидаемо уцепился и Зеленский, который стал морально давить на европейскую общественность рассказами о своих планах направить полученные в рамках «репарационного кредита» средства на разработку дальнобойного оружия для нанесения ударов вглубь России. Однако бельгийцев это не убедило – их критика в адрес идей Еврокомиссии стала практически ежедневной.
Решение по кредитованию Киева за счет замороженных российских активов ЕК планировала «продавить» 23 октября, однако этот замысел провалился. Ряд лидеров ЕС отказались поддержать план, и его обсуждение перенесли на декабрь. Сторонники «репарационного кредитования» хотят принять решение до католического рождества.
«Конечно, есть технические детали, но в первую очередь это политическое решение. Я считаю, что мы должны действовать так, чтобы у нас было решение до Рождества. Чтобы мы могли обеспечить финансирование Украины на следующие годы», – прокомментировала происходящее Метте Фредериксен.
Однако противники «репарационного кредита» не дали ей развить информационную атаку. Идею «по горячим следам» жестко раскритиковал премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявивший, что его страна ни за что не подпишет кредитные гарантии для Украины.
«Кусочек российского сыра вкусно пахнет для европейского ворона. Возможности стран-членов ЕС финансировать военные нужды Украины напрямую из национальных бюджетов уже снижаются, даже у самых больших военных ястребов. Отсюда и аппетит к замороженным российским активам, которые можно было бы использовать в качестве кредита Украине, который, разумеется, никогда не будет погашен», – заявил глава правительства Словакии.
По его мнению, предоставление средств Украине не прекратит конфликт, а только его «подогреет». Согласно оценкам словацкого премьера, это затянут боевые действия минимум на два года.
А министр обороны и внешней торговли Бельгии Тео Франкен пошел на откровенность и публично рассказал о своих опасениях. По его мнению, в Москве любую форму изъятия активов могут посчитать актом войны и нанести серьезный удар в ответ, но и это еще не все.
«Это создаёт прецедент с потенциально огромными последствиями. Ведь если мы знаем, что деньги государственных банков больше нельзя безопасно хранить в такой по определению нейтральной организации, как Euroclear, кто ещё осмелится это сделать? В этом смысле для антизападного блока это даже прекрасная возможность поставить под сомнение международное движение капитала. Даже во время Второй мировой войны такая сомнительная конфискация никогда не проводилась», – подчеркнул Франкен.
Мощный удар по идее предоставления «репарационного кредита» нанес коррупционный скандал вокруг фигуры друга, бизнес-компаньона и «теневого кошелька» Зеленского Тимура Миндича. Критики замысла ЕК заговорили о том, что деньги все равно будут украдены.
Особенно иронично на этом фоне выглядели утверждения Зеленского о планах профинансировать за счет кредита производство «дальнобойного оружия». Ведь представители разрабатывающей украинские ракеты компании Fire Point оказались среди фигурантов коррупционного дела НАБУ.
В середине ноября Еврокомиссия перешла от уговоров к шантажу. Руководство ЕК уведомило национальные правительства Европы о том, что деньги у Украины заканчиваются и, если они не согласятся на оформление «репарационного кредита», средства придется искать в карманах местных налогоплательщиков.
«Мы определили три основных варианта: поддержка, финансируемая государствами-членами посредством грантов, ограниченный регрессный кредит, финансируемый за счет заимствований Союза на финансовых рынках, или ограниченный регрессный кредит, привязанный к остаткам денежных средств иммобилизованных активов», – изложила свою позицию фон дер Ляйен.
Если денег для киевского режима найти не удастся, в апреле 2026 года он останется без средств к существованию. Украине нечем будет проводить бюджетные платежи, в частности покрывать социальные расходы. «Официальный» дефицит бюджета Киева – 44,5 млрд долларов США, 18 млрд из них, в принципе, непонятно где брать.
И в ближайшей перспективе ситуация не улучшится. МВФ без учета «незапланированных расходов», оценивает дефицит Украины на ближайшие четыре года в 136,5 млрд долларов США. И это притом, что сам киевский режим «зарабатывает» за счет налогов, пошлин и эксплуатации государственных предприятий менее 50 млрд в год.
А администрация США, которая активно продвигает идею «репарационного кредита», выстрелила себе в ногу «мирным планом Дональда Трампа». Противники кредитования Киева за счет активов РФ говорят, что раз у Украины есть шанс самой завершить боевые действия, то и ее финансирование за счет сомнительных операций не имеет никакого смысла.
На днях Барт де Вевер зашел с козырей и заявил руководству Еврокомиссии, что выдача «репарационного кредита» только отдалила бы мирное соглашение.
«Поспешное продвижение вперед предлагаемой схемы репарационного кредитования повлечет за собой в качестве сопутствующего ущерба то, что мы, как ЕС, фактически воспрепятствуем достижению окончательного мирного соглашения. В весьма вероятном случае, если Россия в конечном итоге официально не окажется проигравшей стороной, она, как показала история в других случаях, будет законно требовать возврата своих суверенных активов», – заявил глава бельгийского правительства.
Представителей Бельгии, Франции и ряда других европейских государств беспокоило, конечно, не соблюдение международного права, а вещи куда более приземленные. Они опасались международных судов и конфискации Россией средств европейского бизнеса на своей территории (а их совокупная сумма примерно соответствует «стоимости» замороженных на Западе российских средств). Но самое главное – это утрата доверия со стороны третьих стран, таких как Саудовская Аравия или ОАЭ.
Однако выдерживать давление со стороны Еврокомиссии бельгийским властям все сложнее. 1 декабря стало известно о том, что де Вевер отправил фон дер Ляйен письмо, озвучив условия, на которых все-таки согласен изъять российские активы и передать их киевскому режиму. Он потребовал, чтобы ЕК предоставила «безусловные» юридически обязывающие гарантии, распределила возможные правовые риски между всеми странами ЕС, а также обеспечила участие в программе всех государств, на территории которых заморожены российские активы.
Проще говоря, если Россия примет какие-либо меры в ответ на кражу Бельгией ее средств, де Вевер желает пропорционально распределить финансовую ответственность между всеми государства Евросоюза. По данным Suddeutsche Zeitung, фон дер Ляйен уже готова реализовать данный сценарий и в ближайшее время от ЕК можно ждать конкретных шагов в этом направлении.
Уже сейчас можно прогнозировать возмущение со стороны членов ЕС, последовательно критиковавших идею «репарационного кредита». Венгрия и Словакия, не замораживавшие российские активы и изначально осуждавшие идею их изъятия, сделают все возможное, чтобы не нести финансовую ответственность за нарушение международного права другими государствами. Найдет ли фон дер Ляйен механизм обхода их потенциального вето, покажет ближайшее будущее.
То, что руководство ЕС готово в своих русофобских порывах идти на такие серьезные финансовые и репутационные риски, свидетельствует о полной потере им адекватности. Официальный Брюссель превращается в «бешеную собаку» мировой политики. Взывать к здравому смыслу в диалоге с Евросоюзом на данном этапе уже абсолютно бесполезно.
Пытаясь нанести максимальные вред России и «освоить» новые военные бюджеты, евробюрократы руководствуются логикой «после нас хоть потоп». Поэтому ожидать от них можно все что угодно. А соответственно, и готовиться нужно к самому неблагоприятному варианту развития ситуации – вплоть до прямой военной агрессии.
Святослав Князев
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)












