И это называется импортозамещение? Валентин Катасонов » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

И это называется импортозамещение? Валентин Катасонов

06:33 / 28.07.2022
1 846
9

Надеяться мы можем и должны только на себя!

Мы долгие годы слышим призывы российских властей к импортозамещению как средству достижения экономической независимости и усиления устойчивости страны по отношению к колебаниям рынка и разного рода санкциям. Санкционная война коллективного Запада против России высветила очевидный факт: никакого импортозамещения в нашей стране не происходило. Более того, многочисленные программы импортозамещения, которые принимались в 2014 году (когда начались первые залпы санкционной войны) и которые были рассчитаны на срок до 2020 года, с треском провалены.

А как же чиновники отчитывались об исполнении порученного им? Способов много. Один из основных – лукавая подмена понятия «импортозамещение» на слово «локализация» (производства товара).

Изначальный смысл слова «импортозамещение» – замещение ввоза товара из-за границы его производством внутри страны. А вот «локализация» означает, что Россия должна быть местом производства лишь конечного продукта – автомобиля, телевизора, телефона и др. Смысловые различия терминов «импортозамещение» и «локализация» давно стерлись и в устной речи, и в казенных документах. В стоимости конечного продукта, продаваемого в России, 90 процентов может приходиться на сырьё, детали и узлы иностранного производства, но при этом на нем красуется: Made in Russia. Вот вам и импортозамещение, и локализация «в одном флаконе». Так создаётся иллюзия восстановления экономического суверенитета России.

Конечно, такое лукавое «импортозамещение» не трудно проводить в отношении товаров сравнительно несложных. У нас в России их выпуск называется «отвёрточными производствами». Яркий пример – заводы по сборке легковых автомобилей, которые стали возникать в России как грибы после дождя. Это: «Автотор» (Калининград), «Форд» (Всеволожск, Ленинградская область), Toyota (Санкт-Петербург), Volkswagen (Калуга), «GM Шушары» (Санкт-Петербург), «Соллерс-Елабуга» (Татарстан), «Nissan Россия» (Санкт-Петербург), Hyundai Rus (Санкт-Петербург), «ПСМА Рус» (Калужская область), Mazda Sollers (Владивосток), Mercedes (Москва), Haval (Тульская область).

Также сборочные заводы по выпуску грузовых автомобилей: «Тонар» (Московская область), «Ивеко-АМТ» (Челябинская область), Caterpillar (Ленинградская область), Volvo Trucks (Калуга), «ДАЙМЛЕР КАМАЗ» (Татарстан), MAN (Санкт-Петербург).

Понятно, что подобное «импортозамещение» действительно в долгосрочной перспективе ведёт к снижению импорта готовых автомобилей, но при этом может значительно увеличивать импортные закупки сотен и даже тысяч отдельных деталей и узлов. Такое, прошу прощения, «импортозамещение» осуществляется в России в основном в отношении товаров потребительских.

Однако российской экономике нужны еще товары, которые сейчас принято называть инвестиционными. Это машины и оборудование для производства чего угодно: потребительских товаров, оказания услуг, производства новых машин и оборудования, оружия и военной техники. Это достаточно сложное производство. Намного сложнее, чем конвейерное производство легковых автомобилей отверточным способом.

Кроме того, часто иностранные конкуренты России не заинтересованы в том, чтобы в нашей стране развивалось производство инвестиционных товаров, даже отверточным способом. Конечно, отдельные исключения имеются, но я говорю о тенденции.

А теперь давайте посмотрим на статистику импорта России за последние полтора десятилетия (табл.1)


Приведённая статистика (к сожалению, последние данные лишь на 2020 год) в полной мере подтверждает мои умозаключения. Доля потребительских товаров в российском импорте за период 2006-2020 гг. сократилась в полтора раза – с 46,2 до 32,8%. На что и ссылаются российские чиновники, рапортуя президенту об успехах «импортозамещения».

А вот доля инвестиционных товаров, наоборот, увеличилась примерно в полтора раза – с 17,0 до 25,3%. И об этой тенденции чиновники предпочитают не говорить. Значительная зависимость России от импорта иностранного оборудования не может не вызывать опасений. Так, зависимость нашей промышленности от станков иностранного производства в 2015 г. составляла 92%, в 2020 г. – 68%. Прогресс есть, но проблема остаётся острой: если в 1990 г. в РСФСР было выпущено 80 тыс. станков, то в 2020 г. – только 8 тыс.

Даже, казалось, в такой далеко не самой наукоемкой отрасли российской экономики, как производство стройматериалов, зависимость от иностранного оборудования критическая. По оценке производителей, из 26 видов производства стройматериалов 11 видов на 100% зависят от импортного оборудования. Среди материалов, которые полностью производятся на иностранном оборудовании, – кирпич, плитка и керамогранит, сантехническая керамика, саморезы, герметики, газобетон и другие. Кроме того, на 90% зависят от импортного оборудования производители строительной химии, на 80% – сухих смесей, на 70% – минеральной изоляции. Для производства остальных стройматериалов также более или менее необходимо импортное оборудование, преимущественно европейское и американское.

А самой главной товарной группой импорта стали промежуточные товары, доля которых выросла с 36,8 до 41,9%. Можно предположить, что резкое сокращение поставок товаров в Россию в результате начавшейся санкционной войны не могло не затронуть группу промежуточных товаров. Если судить по импорту Российской Федерации за 2021 год, то 51,4% всех импортных поставок были из стран, относящихся к группе недружественных (на момент оценки в эту группу входило 48 стран; сейчас их больше – 53, соответственно, и доля выше).

Большое количество так называемого «локализованного» производства в России уже затронута санкционными ограничениями и запретами на поставку промежуточных товаров в нашу страну. Согласно данным Росстата, в январе-апреле текущего года объём производства машин в нашей стране снизился на 47,4% по сравнению с показателями за аналогичный период 2021 года. В апреле российские автозаводы собрали 19,9 тыс. автомобилей, что на 85,4% ниже прошлогодних показателей и на 51,3% меньше, чем в марте 2022 года. Некоторые автосборочные предприятия России вообще остановились. Другие продолжали работать, используя имеющиеся запасы комплектующих. Российский автопром судорожно ищет способы восстановления нарушенных логистических цепочек. К сожалению, преимущественно за счёт переключения на зарубежных поставщиков из стран, не относящихся к разряду недружественных. Примерно в таком же сложном положении оказалось отечественное производство электроники, подсевшее на импортные микрочипы и процессоры.

Очень не хочется наступить на те же грабли, на которые мы наступили, подменив настоящее импортозамещение так называемой локализацией производства и наращиванием промежуточного импорта. Даже если этот импорт идет из стран, относящихся сегодня к разряду «дружественных». Посмотрите на последний список недружественных государств, составляемых правительством. Число таких стран уже перевалило за полсотни. И в нём много стран, которые мы вчера считали своими друзьями. Надеяться мы должны только на себя. А импорт так называемых промежуточных товаров следует заместить поставками с российских предприятий.

Нынешние санкции затронули импорт инвестиционных товаров. А значительная часть этой группы товаров поступала в Россию именно из стран, входящих в список недружественных.

В отношении инвестиционных товаров настоящее импортозамещение является наиболее актуальной, хотя и наиболее сложной задачей. Подобная задача стояла и перед СССР в 1930-е годы, когда наша страна проводила индустриализацию. И Советский Союз эту задачу успешно решил. В кратчайшие сроки было создано станкостроение, транспортное машиностроение, налажено производство оборудования для обрабатывающей и добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Вот так.

Валентин Катасонов

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. -8
    Олла Дез
    Читатель | 10 542 коммент | 0 публикаций | 28 июля 2022 07:38
    Идиот. Ни одна страна не может производить всё. Тем более такая как Россия. Проблемы не в нашем импортозамещении. Проблемы в аппетитах некоторых других стран. Производство микрочипов локализовано вообще только в двух странах. Или вы думаете, что битва за Тайвань происходит ради демократии и благоденствия жителей Тайваня? Кто контролирует Тайвань, тот контролирует мировую электронику. Такая экономика. Или вы думаете, что у того же Тайваня нет критических зависимостей? Ах, Россия зависит от производства машин! Как выяснилось половина мира зависит от России. Да они эти самые машины лично привезут и по местам расставят за пожрать. На минуточку, машины есть нельзя. Или вы думаете в Европе сейчас экономику разрушают для чего?
    Нужны ли мы нам?
    Показать
  2. +4
    Григорич
    Читатель | 234 коммент | 0 публикаций | 28 июля 2022 08:34
    Цитата: Олла Дез
    Идиот. Ни одна страна не может производить всё.

    Браво! Блистая отсутствием анализа и мышления, вы теперь блеснули неспособностью к чтению.
    В кратчайшие сроки было создано станкостроение, транспортное машиностроение, налажено производство оборудования для обрабатывающей и добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства

    Вы правы, ни одно государство не способно производить всю номенклатуру потребляемого. И автор ведёт речь о отечественной продукции глубокого передела в критически важных областях. Хотя... В вашем астрале РФ до сих пор производит всю номенклатуру подшипников)))
    Показать
  3. +2
    nikolay23561
    Читатель | 8 506 коммент | 0 публикаций | 28 июля 2022 10:44
    Локализация вообще то подразумевает, что компоненты изготовляются внутри страны. Правильно говорят допусти экономиста до управления таких дров наломают.
    Показать
  4. +2
    ARIC1
    Читатель | 11 346 коммент | 2 публикации | 28 июля 2022 12:52
    А мне понравилось название магазинчика (на фото) - "Икеюшка". s0
    Показать
  5. +2
    ЯША
    Журналисты | 39 887 коммент | 69 публикаций | 28 июля 2022 13:31
    Цитата: Олла Дез
    Ни одна страна не может производить всё. Тем более такая как Россия.

    Согласен с основным тезисом, но у нас в России есть стратегические отрасли, которые мы не имеем права отдавать на откуп """партнёрам""" (троекратные кавычки). Не буду их перечислять, но автомобильная промышленность входит в их число. Посмотрите на наши российские расстояния. Разве может наше авиа и авто строение зависеть от кого-то?
    Русские войны не начинают. Они их заканчивают.
    Показать
    1. -6
      Олла Дез
      Читатель | 10 542 коммент | 0 публикаций | 28 июля 2022 18:36
      Авиа да, согласна. А вот автомобильная не особо нужна. Эти жоповозки вообще бы запретила в личном пользовании. Развивайте общественный транспорт, развивайте сеть такси. А то уже скоро во дворах в два этажа будут эти банки консервные складировать. Яша, санкции на машиностроение были у нашей страны всегда. Да и Сталин заводы не особо строил, покупал целиком на том же западе. И когда я говорила, что мы не можем производить всё, это как раз означало, что мы физически не можем. Нас мало. Критически мало. Нас должно быть минимум в два раза больше. Только тогда можно будет говорить о полноценном технологическом переходе. Нет ни смысла ни возможности строить завод по производству рельсотронов, если нам этот рельсотрон нужен один в год, причем их уже производят другие страны, то есть и выхода на чужие рынки у нас нет. У нас есть отечественный автопром и он работает. Но вы же не хотите Ладу, вы хотите Лендкрузер. Так проблема в автопроме или в вас? У нас мощный ВПК. У нас мощная добывающая отрасль. Мощная строительная. И кораблестроительная тоже. Для страны с населением 150 миллионов это великолепный показатель. У нас рабочих не хватает, вы с какой отрасли хотите их снять и на производство машин поставить? Машин, которые потом некому будет продавать. Вот сейчас тысячи людей перемещаются в этот Восток Ойл. Население Норильска за полгода увеличилось на 10 тысяч. Это значит, что где-то оно уменьшилось. Это к слову население хорошего райцентра где-то в нечерноземье. Значит где-то в это время не работает завод или не ремонтируются дороги. Автор просто манипулирует сознанием читателя незнакомого с производством вообще. Меня вообще вот это смешит в современных "аналитиках" - как-то так считается, что людей немеряно. Вот только построите завод, как тут же выйдут из тайги дикие племена с единственной мечтой - на этом заводе поработать. Они не из Китая часом? Это Китай может себе позволить пока не особо задумываться об экономии людских ресурсов. Да и то уже что-то начинает подозревать. Это как раз то, что и называется столичным снобизмом. Когда вот такой столичный житель начинает рассуждать о производстве. Ему всё кажется, что еще есть где-то там провинция, где бабы рожают каждый год и где все почитают за счастье поработать на заводе. И при нужде всегда можно взять оттуда сколько угодно резервов.
      Нужны ли мы нам?
      Показать
  6. +4
    Pro100_M
    Журналисты | 2 708 коммент | 283 публикации | 28 июля 2022 14:53
    "У каждой аварии есть имя, фамилия и должность". В этом случае - у каждого факта обмана и очковтирательства есть имя, фамилия и должность. Какие меры принимаются к этим должностям и фамилиям? Где посадки?
    Показать
  7. +1
    ЯША
    Журналисты | 39 887 коммент | 69 публикаций | 28 июля 2022 19:00
    Цитата: Олла Дез
    Эти жоповозки вообще бы запретила в личном пользовании.

    Очень объективное мнение...... h2
    Русские войны не начинают. Они их заканчивают.
    Показать
    1. -4
      Олла Дез
      Читатель | 10 542 коммент | 0 публикаций | 28 июля 2022 19:09
      Это маркер. Вами легко манипулировать. Вам не понравилось слово-маркер и вы уже не увидели ничего дальше. А почему моё личное мнение должно быть объективным? Тем более, что его субъективность я специально оговорила.

      Это маркер. Вами легко манипулировать. Вам не понравилось слово-маркер и вы уже не увидели ничего дальше. А почему моё личное мнение должно быть объективным? Тем более, что его субъективность я специально оговорила.
      Нужны ли мы нам?
      Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.