"Мне нет дела до международного права": доктрина "Дикого Запада" Трампа парализовала умы европейцев
Действия Трампа в Венесуэле и высказанное им пренебрежение к нормам международного права потрясли ЕС, пишет Politico. Брюссель судорожно пытается понять, как ему существовать в новом мире — таком, где США откровенно в грош его не ставят.
Европейские страны стараются не думать о том, насколько им по-прежнему нужен Дональд Трамп. Однако некоторые дипломаты говорят, что об этом самое время задуматься.
На этой неделе в Брюсселе случился сильный снегопад, и сотрудники посольств и европейских учреждений вернулись из праздничной дремы в шокирующий новый мир.
Операция Дональда Трампа по свержению президента Венесуэлы Николаса Мадуро ошеломила высших должностных лиц ЕС, словно ледяной порыв арктического ветра — и заставила их замолчать. Затем американский лидер в очередной раз усомнился в целесообразности НАТО, пригрозил Кубе и Ирану и заявил, что ему необходимо завладеть Гренландией ради национальной безопасности — совершенно не считаясь с тем, согласна ли с этим союзница США, которая в настоящее время ее контролирует, или нет.
"Мне нет дела до международного права", — провозгласил Трамп в интервью The New York Times.
Зато международному праву есть дело до Трампа. Его подход — экзистенциальная угроза не только глобальным договоренностям вроде Парижского соглашения по климату, но и самому Европейскому союзу, крупнейшему в мире центру международного законотворчества. Каждый год ЕС издает более 2 000 директив, актов, постановлений и иных правовых документов, регулирующих экономическую и социальную жизнь 27 стран-членов.
В мире, где господствуют американцы, а верховенство закона даже не котируется, законодательная машина ЕС рискует очень быстро превратиться в старомодный анахронизм. Первая неделя 2026 года вновь обнажила паралич и бессилие европейского руководства и его неспособность по достоинству ответить американскому президенту, запальчиво хвастающемуся, что единственное, что может его остановить, — это его собственная мораль.
"Это очень важный момент, — сказал один дипломат из европейской страны на условиях анонимности, как и другие наши собеседники. — Европейские СМИ давно привыкли издеваться над Трампом и его командой, выставляя их глупцами — если не психами. Думаю, это было зря. Они знают, что делают."
Но их миссия, по словам дипломата, ясна:" продвигать интересы США и администрации Трампа любой ценой. Белый дом не волнует, будет ли он хорошим союзником Европы, и он не погнушается критиковать, грозить, запугивать — возможно, даже напасть на Старый свет. "Это не должно вызывать удивления", — сказал дипломат.
И все это из-за Украины
Но за почти год второго президентского срока Трампа европейские лидеры и официальные лица ни разу не обсудили новое отчуждение Америки от своих некогда близких союзников на стратегическом уровне. "Об этом пора поговорить, — сказал тот же дипломат. — Но причина, почему до полномасштабного обсуждения этого вопроса так и не дошло, — Украина".
В этом и кроется вся суть напряженности, парализовавшей реакцию Европы. Европа по-прежнему зависит от НАТО в плане своей безопасности, несмотря на регулярные обещания действовать самостоятельно, и ей отчаянно нужна американская поддержка, чтобы добиться приемлемого перемирия на Украине.
Состоявшаяся на этой неделе встреча союзников Украины из так называемой "коалиции желающих" приблизила одобрение плана, по которому США обеспечат военную поддержку и выступят гарантами мирного соглашения. Однако в совместном заявлении более чем 30 правительств, принятом по итогам встречи, роль Америки упоминается весьма общо — и к тому же представители Трампа его так и не подписали.
Сейчас щекотливый и очень опасный момент для Украины, а Россия даже не дала своего согласия на мирное урегулирование. Отталкивать от себя Трампа на данном этапе для союзников Украины в ЕС и за его пределами крайне рискованно.
Проблема в том, что пока не начнется открытое обсуждение нового положения Запада, его лидерам будет трудно заручиться политической поддержкой, необходимой для масштабного внешнеполитического размежевания с США и, возможно, НАТО.
Откровеннее всех об этом вызове высказался президент Франции Эммануэль Макрон, предупредив в своей речи на этой неделе, что США намерены разделить мир на сферы влияния.
"США — общепризнанная сверхдержава, но они постепенно отворачиваются от своих союзников и отказывается от международных правил, которые сами же прежде продвигали", — заявил Макрон в ежегодном внешнеполитическом обращении.
Макрон заявил, что Европа не может мириться с, как он выразился, "новым колониализмом", и должна продолжать вкладываться в "стратегическую автономию" континента.
Однако сам президент Франции как никогда слаб и непопулярен, парламент в Париже в тупике и не может принять ключевых мер, а осмелевшие крайне правые стремительно набирают обороты в опросах общественного мнения. Хотя многие дипломаты и официальные лица разделяют оценку Макрона, они знают, что его голос уже не имеет былого веса в брюссельской политике.
В своей внешнеполитической речи на этой неделе Макрон прямо не упомянул ни действий Америки в Венесуэле, ни самого Трампа.
Даже если Трампа удастся убедить поддержать Европу, оказаться от Гренландии и направить американские войска для наблюдения за миром на Украине — долго ли это продлится?
Дипломаты все еще гадают, сколь прочной окажется американская подпись под мирным договором, скрепляющим безопасность Украины, — если Трамп готов на все, что ему заблагорассудится. "В конце концов, — отметил другой европейский дипломат, — у нас нет никаких гарантий, что все получится".
Это вам не мыльные пузыри пускать
По мнению критиков блока, никчемность ЕС в новом мировом порядке Трампа самоочевидна. В Газе у ЕС нет никаких перспектив сыграть сколь-либо важную роль в новом совете мира, который будет управлять сектором по плану Трампа о прекращении огня, хотя именно Брюссель — крупнейший донор помощи. В Иране демонстранты пытаются свергнуть тегеранский режим, однако лидеры ЕС с расстояния в 4 500 километров могут предложить лишь теплые слова поддержки — да и те находятся не у всех.
"Европа сбилась с пути, и я не уверен, что она может сыграть существенную роль где бы то ни было в мире, кроме Украины", — сказал один высокопоставленный дипломат из-за пределов ЕС.
Дипломат отметил "разногласия" в верхах, назвав их особой слабостью. Например, у Европы нет единого голоса во внешней политике, и лидеры ЕС по-разному прокомментировали операцию США по устранению Мадуро. Отдельно высказались председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейского совета Антониу Кошта, и верховный дипломат блока Кая Каллас.
Однако показательно, что призыв Каллас к "спокойствию и сдержанности" и уважению принципов международного права, в итоге подписали лишь 26 стран ЕС — Венгрия его не поддержала.
Прямой вызов, брошенный Америкой мировому порядку, — это кошмар, который выходит далеко за рамки Брюсселя.
Возьмем, к примеру, премьер-министра Великобритании Кира Стармера, юриста по профессии. До прихода к власти Стармер пенял консервативному правительству в Лондоне за то, что оно позволяет Трампу манкировать международным правом. Теперь, уже у власти, он ограничился лишь слабыми комментариями, отказавшись даже комментировать законность операции Трампа по смене режима в Венесуэле.
"Какие рычаги воздействия у нас могут быть против России, если мы даже не возражаем, когда США хозяйничают в Венесуэле?" — риторически спросил другой европейский дипломат.
Даже комментируя стремление Трампа "завладеть" Гренландией — автономией в составе члена НАТО Дании — европейцы попытались поддержать Копенгаген, но в самых мягких выражениях, чтобы это не дай бог не показалось прямой критикой США. "Закон сильнее военной мощи", — вот лучшее, на что сподобилась фон дер Ляйен. И не факт, что она права.
Тим Росс (Tim Ross)
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)







