Молдавия подорвалась на сталинской мине » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Молдавия подорвалась на сталинской мине

05:21 / 05.02.2026
371
0
Киев готов помочь Молдавии решить проблему Приднестровья, в том числе и военным путем. Об этом заявил глава МИД киевского режима Андрей Сибига. В то же время экс-президент Молдавии Игорь Додон заявил, что власти страны вопреки ее конституционному нейтралитету заключили военное соглашение с Украиной. На фоне выхода страны из СНГ Кишинев вновь заговорил о присоединении к Румынии. Вспомним, как развивались отношения России и Молдавии и что нас с ней связывает.


«Доктор, мы теряем пациента!» Всем, конечно, знакома эта сцена, кочующая из одного сериала в другой, как расхожий киноштамп: медики в белых халатах с озабоченными лицами склонились над лежащим на больничной койке пациентом, провода, датчики, мерцающие экраны, светящаяся линия на дисплее монитора вычерчивает зигзаги в такт работе сердца. Амплитуда колебаний постепенно уменьшается, наконец линия становится совсем плоской… «Мы его потеряли!». Медицина оказалась бессильна.

Что-то похожее происходило в наших отношениях с Молдовой. Доктора с озабоченными лицами годами толпились у постели этого «больного», вокруг все наперебой кричали: «Мы его теряем! Да сделайте же что-нибудь!» Но медицина оказалась бессильна. Сейчас даже не важно, что сыграло роковую роль: устаревшие методы лечения или низкая квалификация медперсонала. «Разбор полетов» имеет уже чисто академический интерес.

О том, что судьбы России и Молдовы тесно переплетены в веках, напоминает станция метро Кантемировская в Москве. Она названа в честь Кантемировской танковой дивизии, сама же дивизия получила имя по названию железнодорожной станции Кантемировка, в боях за которую во время Великой Отечественной войны отличилась. Станция была построена на землях Воронежской губернии, пожалованных Петром I молдавскому господарю и сподвижнику царя - князю Дмитрию Кантемиру. Недалеко от станции метро Кантемировская находится и бывшее имение князя Черная Грязь, ныне – музей-заповедник "Царицыно".

Царь Петр и князь Димитрий вместе пытались освободить Молдавию от турецкого ига, однако потерпели неудачу. Только в 1812 году по Бухарестскому мирному договору турки были вынуждены уступить Российской империи Бессарабию – территорию между реками Днестр и Прут. Заметим, что расположенное на левом берегу Днестра Приднестровье никогда не было частью Молдавии. Оно вошло в состав России в конце 18 века, а до этого представляло собой почти безлюдную степь – Дикое поле. Его столица Тирасполь была основана полководцем Александром Суворовым в 1792 году. В составе Империи Левобережье было разделено между южнорусскими губерниями и включено в проект по освоению пустынных земель Северного Причерноморья - Новороссии. Ни о какой Украине тогда даже никто и не слышал.

Однако не дремал и Запад, который вскоре подложил России большую свинью в виде Румынии. Румыния, заметим, - это новообразование на теле Европы, до 1877 такой страны попросту не существовало. На ее месте были Дунайские княжества Валахия и Молдова, которые с 15 века страдали под гнетом турецкого султана. В 1859 году эти княжества объединились, в 1877 провозгласили независимость и вступили в русско-турецкую войну на стороне Российской империи. В 1881 году рождается новое государство - королевство Румыния. Считается, что его название происходит от латинского прилагательного «romanus» - «римский». На территории современной Румынии было когда-то государство Дакия, завоеванное римлянами. Румыны считают себя потомками тех самых даков, которые восприняли культуру и язык завоевателей. Или даже потомками самих римлян.

Но это не единственная версия. Население Валахии и Молдовы веками исповедовало православную веру и писало на кириллице, официальным языком церкви и местной администрации был церковнославянский. Власти Румынии повели активную борьбу со всеми этими «пережитками» и активно насаждали латиницу. Происходило то, что в наши дни мы увидим на примере Украины: по сути, населению была навязана новая «латинская» идентичность. Россия сыграла ключевую роль в вытеснении Турции из региона, однако затем Париж и Берлин перехватили контроль над новым государственным образованием. Его правителем становится король Кароль I – представитель немецкого католического семейства Гогенцоллернов, по материнской линии – родственник Бонапартов. Он не имел никакого отношения к Молдове и Валахии, однако по его кандидатуре был достигнут консенсус между французским императором Наполеоном III и премьер-министром Пруссии Отто фон Бисмарком.

С тех времен мало что изменилось. На манеже все те же, и Румыния по-прежнему является инструментом в руках Парижа, Лондона и Берлина, заточенным против России. Во время Первой мировой войны Румыния показала мастер-класс по переобуванию. В 1916 году она выступила на стороне Антанты, тут же была разбита, в мае 1918 заключила сепаратный мир с немцами, однако вновь объявила войну Германии за один день до ее капитуляции, войдя таким образом в число стран-победительниц. Нечто подобное она проделала и во Вторую мировую войну: сначала выступила как союзница Гитлера и оккупировала часть СССР, но в августе 1944 года глава фашистского режима Ион Антонеску был свергнут и выдан Москве, а новое правительство Румынии объявило войну Германии.

А в 1918 году Румыния под шумок оттяпала у своего как бы союзника, России, Бессарабию, у Австро-Венгрии – Трансильванию и Буковину, увеличив свою территорию вдвое. Честно, я не понимаю, почему только несчастную Польшу обзывают «шакалом Европы»? Вот же он, настоящий шакал. Как говорил на митинге протеста против румынской оккупации Бессарабии в 1925 году советский дипломат Христиан Раковский: «Румыния не воевала ни с царским правительством, ни с нами. Не на поле сражения румынские генералы захватили Бессарабию. В то время, когда рабочие и крестьяне России, Украины и Бессарабии прекратили войну, подняли восстание за свое освобождение… - в этот момент румынские храбрые генералы, удиравшие со всех полей сражения, нашли подходящим вторгнуться в беззащитную Бессарабию и захватить её». Советское руководство никогда не признавало аннексию Бессарабии, на картах вплоть до 1940 года она обозначалась как временно оккупированная часть СССР. В 1940 году Москва предъявила Румынии ультиматум, потребовав вывести войска из Бессарабии и Северной Буковины, что Бухарест послушно исполнил.

Сталинские мины и горбачевские взрывотехники

Большевики действительно заложили немало мин на территории СССР, но только не в том смысле, как это обычно понимают. Они производили минирование не с целью разрушить страну, а для того, чтобы ее сохранить. Примером является создание Молдавской автономной ССР на территории нынешнего Приднестровья, в то время входившего в состав УССР. Она была образована в 1924 году по инициативе Котовского и Фрунзе, которую поддержал Сталин. С 1929 года ее столицей был Тирасполь. Ее название как бы намекало (да этого никто и не скрывал), что вектор данного проекта направлен за Днестр. В акте Всеукраинского ЦИКа об образовании МАССР говорилось, что «западная граница этой республики есть государственная граница СССР; мы считаем этой границей не Днестр, а Прут» и что Бессарабия должна стать неразрывной частью МАССР. Газета «Правда» по этому случаю даже перешла на язык поэзии: «У ворот Румынии, где свирепствует самая черносотенная в Европе буржуазия, зажглась советская звезда. Ее лучи будут светить далеко на Запад, и она будет служить путеводной звездой всему населению Бессарабии и пролетариату Румынии».

После возвращения «в родную гавань» Бессарабия была объединена с Молдавской Автономной республикой и превратилась в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику (МССР). Лишившись Приднестровья, Украинская ССР получила Северную Буковину и бывшие уезды Бессарабской губернии - Хотин, Измаил и Аккерман. Никто не остался внакладе, включая Румынию, которая вновь вернула контроль над Северной Трансильванией.

Многие недоумевают: зачем советским руководителям понадобилось впрягать в одну упряжку «коня и трепетную лань» - объединять столь разные по своей истории, культуре и составу населения регионы. Вот это и была классическая «мина» - но закладывали ее не под единство страны, а под вольнолюбивые устремления части прорумынски настроенной политической элиты Бессарабии. Любые ее попытки покинуть СССР неизбежно столкнулись бы с противодействием со стороны Приднестровья. Что, собственно, и произошло при распаде Союза. Аналогичные «мины» имелись и у других республик. Армянский Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджана. В Грузии их было несколько: две явных – Абхазия и Южная Осетия, и две потенциальных – населенная армянами Джавахетия и мусульманская Аджария. Напомним, что в 1921 году была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия, между ней и ССР Грузия был заключён союзный договор как между двумя равноправными субъектами. Но позже она вошла в состав Грузии как автономная республика. Такие «мины» были заложены повсеместно, и все они сработали в нужный момент.

Однако Союз это не спасло. Почему? Потому что его раскачивали сверху, а не снизу. Что бы там сейчас ни сочиняли задним числом, в 1980-х националистические, сепаратистские настроения в республиках стремились к нулю. Может быть, за исключением Прибалтики и Галиции, но и там они никакой реальной угрозы не представляли. Уже не секрет, что националистов выпустил на политическую авансцену идеолог перестройки Александр Николаевич Яковлев при явном поощрении каких-то чинов КГБ. Не случайно многие деятели «народных фронтов» оказались тесно связаны с «конторой». В работе на КГБ обвиняли лидера литовского Движения за перестройку «Саюдис», «отца литовской демократии» Витаутаса Ландсбергиса. В Молдавии аналогичный скандал вспыхнул вокруг фигуры первого премьер-министра республики, лидера Народного фронта Мирчи Друка. Этот деятель считается крайним радикалом-националистом: он всегда выступал за присоединение Молдавии к Румынии, был инициатором похода на Гагаузию и причастен к первым кровавым столкновениям с человеческими жертвами в приднестровском городе Дубоссары. Однако опубликованные документы не оставляют сомнений: в них он сам признается в работе «по линии КГБ».

Многие радикальные националистические и сепаратистские движения начинались вполне невинно - как «движения в поддержку перестройки». Например, знаменитый Народный Рух Украины. Они вроде как должны были поддерживать Горбачева в его противостоянии с партийными ортодоксами. Так, вероятно, докладывал Яковлев Михаилу Сергеевичу. С другой стороны, националисты использовались партноменклатурой республик для шантажа союзного центра. Но все это была только видимая часть айсберга. Те, кто дергал за ниточки за кулисами, безусловно, осознанно вели дело к развалу страны. За событиями в Молдавии, например, с самого начала стояло иностранное государство – Румыния, которая не смирилась с потерей Бессарабии и вела тайную подрывную работу против своего как бы союзника по социалистическому блоку.

Распада никто не хотел – распад был неизбежен

В апреле 1990 года Верховный Совет СССР принял закон № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Закон был хороший, поскольку он делал такой выход практически невозможным. На первом этапе в пожелавшей отделиться союзной республике должен быть проведен референдум. Если она имеет в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, то в каждом таком образовании референдум проводится отдельно. И они сами решают, оставаться им в СССР или выходить из него вместе со всей республикой. Собственно, все так называемые сепаратисты действовали в строгом соответствии с этим законом.

На втором этапе, если решение о выходе республики из СССР принято, создаются согласительные комиссии, которые решают множество вопросов, связанных с охраной госграницы СССР, судьбой военных объектов и частей Вооруженных сил СССР, находящихся на территории выходящей республики, вопросы собственности, имущества, финансов. Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, должно было быть предоставлено право выбора гражданства, места жительства и работы. При этом республика должна была компенсировать все издержки, связанные с их переселением. Тем, кто остается, гарантировались все права и отсутствие дискриминации по национальному или языковому признаку.

И даже в последний год переходного периода народ мог потребовать проведения повторного референдума. Если желающих набиралась десятая часть от всего населения, то референдум проводился повторно, и если результат на этот раз был отрицательный, то решение о выходе республики отменялось. Очевидно, что соблюдение этого закона избавило бы народы бывшего СССР от множества трагедий и катастроф. Также очевидно, что Молдавия вышла из состава СССР незаконно и без учета мнения своего населения. Руководство республики отказалось от проведения общесоюзного референдума о сохранении СССР от 17 марта 1991 года. Зато его провели в Приднестровье, где за сохранение СССР высказались 97,7% участников, и в Гагаузии - 98% «за».

27 августа 1991 года парламент Молдавии принял Декларацию о независимости, в которой также объявлялся недействительным закон СССР от 2 августа 1940 года «Об образовании союзной Молдавской ССР». Тем самым, как считают в Тирасполе, Кишинев отказался от Приднестровья, которое провозгласило независимость от Молдавии 2 сентября 1990 года. 25 августа 1991 года Верховный совет Приднестровья принял Декларацию о независимости Приднестровской Молдавской Республики. 1 декабря 1991 года там состоялся референдум, в ходе которого 97,7% участников высказались за независимость региона. В следующем году Кишинев попытался решить проблему силой, но проиграл.

Упущенный шанс

С тех пор был только один момент, когда приднестровский конфликт мог быть разрешен с учетом интересов обеих сторон. Такой момент наступил в 2003 году, когда Молдова могла вернуть Приднестровье, подписав так называемый меморандум Козака. Проект, разработанный первым заместителем руководителя администрации президента России Дмитрием Козаком, предполагал преобразование Молдовы в федерацию в границах Молдавской ССР на 1 января 1990 года, в которой субъектами федерации становились не только Приднестровье, но и Гагаузия. Закреплялся нейтральный статус государства. Русский язык должен был получить статус официального и использоваться в делопроизводстве наравне с молдавским. Гагаузия и Приднестровье получали право выхода из состава страны в случае утраты ею суверенитета или присоединения к другому государству. Предусматривался ввод в Молдову российских миротворческих сил численностью до двух тысяч человек сроком до 2020 года.

Президенты Владимир Воронин и Игорь Смирнов парафировали текст меморандума, однако подписание не состоялось. В последний момент президент Молдавии Воронин отказался подписывать меморандум под давлением американского посла. Владимир Воронин – лидер Партии коммунистов Молдовы. В биографии вождя коммунистического движения Владимира Ленина есть интересный факт: в ответ на ввод румынских войск в Бессарабию в январе 1918 года он приказал арестовать румынского посла, сотрудников румынского посольства и румынской военной миссии. Теперь же, получается, посол чуть было не арестовал президента суверенного государства.

На самом деле ничего хорошего из подписания меморандума Козака, скорее всего, не вышло бы. В случае впихивания Приднестровья в Молдову его ждала бы, скорее всего, участь Гагаузии. Ей тоже давали всяческие гарантии и полномочия, приняли закон, внесли изменения в конституцию. Как оказалось, никакие гарантии ООО «Кишинев и партнеры» ничего не гарантируют. Будут давать обещания, а вешать потом. Никакой «приднестровизации» Молдовы, о которой писали некоторые эксперты, не произошло бы. Наоборот. После включения Приднестровья в состав Молдовы Кишинев получил бы туда прямой доступ и занялся переформатированием тамошней элиты. Кого-то поймали бы на компромате, кто-то погиб бы на охоте или в автокатастрофе, кто-то выпал бы из окна. И очень скоро вопрос Приднестровья был бы решен. А вокруг российских военных баз день и ночь бесновались бы «гражданские активисты», как они бесновались вокруг баз в Грузии. И тоже никакие соглашения не помогли бы.

Но и в том, что есть сейчас, тоже нет ничего хорошего. Ситуация на Днестре похожа на тупиковую. Надо честно сказать себе: Россия проиграла этот бой. Но она не может позволить себе проиграть всю битву.

Марина Перевозкина

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)