«...А жабы лапы тянут». Владимир Скачко » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

«...А жабы лапы тянут». Владимир Скачко

16:23 / 09.10.2015
2 956
8
«...А жабы лапы тянут». Владимир Скачко


Удивительная вещь: есть три разные точки зрения на одно явление, и все они – не то чтобы правильные, а имеют право на существование. Нобелевскую премию по литературе получила белорусская писательница Светлана Алексиевич и сразу взорвала мозг всем, кто о ней знал, ее читал, о ней хоть что-то слышал. Патриоты и русофилы немедленно взвыли, что очередного «Нобеля» дали за «обсирание» Родины. И бывшей (СССР), и нынешней (России). Либерасты и русофобы (без чего либераст – персонаж ненастоящий) забились в пароксизме радости и припадке благодарности...

...Мол, смотрите, люди добрые, весь прогрессивный мир с нами, против агрессивного Путина и замшелой в своем консерватизме и «совке» России. И только в вердикте Нобелевского комитета сказано, что Алексиевич отметили «за ее многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время».

И, повторяю, по-своему правы... все. Все три точки зрения так или иначе исходят из творчества Светланы Алексиевич, характеризуют его. Потому что все вышеозначенное, вызвавшее восторг и неприятие, ненависть и благодарность, гордость и зависть, есть в ее книгах. А значит, премию дали... зеркалу. Да-да, в том смысле, в котором когда-то упомянул Владимир Ленин, характеризуя своего современника Льва Толстого как «зеркало русской революции». Православная церковь же, например, видела в Толстом свое, для нее неприемлемое, и отлучала от себя. Либералы видели в нем консерватора и богохульника, либералы радовались толстовскому народофильству и «богоборчеству». А люди, которые могли успокоить тараканов в своей голове, просто наслаждались написанным великим графом русской литературы.

Алексиевич – однозначно не Толстой. И вовсе не потому, что женщина. Но, с другой стороны, она – гораздо большее зеркало, чем Лев Николаевич. Он преломлял русскую историю и действительность через призму своего гениального взгляда, а она всего лишь гениально высматривала отдельные черты в жизни общества и с почти документальной скрупулезностью отражала их. Выносила на всеобщее обозрение.

Убирала маты и скабрезности в высказываниях, конечно, подправляла косноязычие говоривших, но предельно обнажала жесткую и разящую, неприглядную и страшную, но максимально очищенную правду. Ту, которая у каждого своя и которая, как ручейки в одной реке, сливается в единый могучий поток. Вглядываясь в него, каждый тоже может увидеть свое. И принять его. Но также узреть и «чужое», чтобы немедленно подвергнуть его обструкции, а зеркало обвинить, в том, что оно искривляет действительность. И чьи-то рожи. Рожи-то и недовольны...

Лично я, когда прочитал еще в средине 80-х годов прошлого века «У войны не женское лицо», понял две вещи. Первое: что Светлане Алексиевич уже за одно это, с позволения сказать, произведение нужно было давать и Ленинскую (тогда она еще была), и Государственную премии СССР (или хотя бы Белоруссии) и даже Нобелевку. За то, как смело вышла эта журналистка за рамки обычной журналистики и создала полотно, на котором самими героями повествования выписана цена, которую они заплатили, чтобы человечество могло жить и развиваться. А люди – спорить о чем-то и осуждать кого-то. Восхищаться и негодовать. Радоваться и грустить. Это все стало возможным, потому что описанные и выведенные в высокую литературу и в повседневную жизнь женщины рассказали, как они подарили человечеству Жизнь. Да-да, жизнь с большой буквы. Пусть и в маленьком личном преломлении каждой отдельно взятой судьбы...

Респондентки Алексиевич в этой книге своеобразно рассказали об извечном взаимодействии и великом сосуществовании мужчины и женщины, у которого нет начала, но может быть конец. О том, как женщины и мужчины разделились в той страшной войне, для нас – Великой Отечественной, а для мира – Второй мировой. Мужики ее начали и ушли воевать, а бабы расхлебывали и защищали себя и своих – жизнь, детей, будущее. Люди давно ломают софистикой голову: что было первым – курица или яйцо. Так и здесь: кто первичен – мужчина или женщина?

Классный спор, увлекательный. Но ведь гораздо важнее то, кто первым исчезнет! Если курица, то не будет яиц, если женщина, то не будет мужчин. И наоборот. А в конечном итоге вообще никого не будет. Вот об этом женщины в книге Алексиевич и рассказали миру. А мир почитал, послушал и... войн не прекратил. До сих пор. И потому Алексиевич и таких, как она нужно награждать и награждать...

Второе: уже тогда стало понятно, что Алексиевич будет трудно ужиться с государством, которое не любит правды о себе. И воспринимает ее и вообще свободу не как общественный аудит, помогающий очищаться от недостатков и скверны существования, а как угрозу власть предержащим. Боже, сколько талантливых людей, отторгнутых в СССР, могли бы помочь ему быть лучше, чище, справедливее и вообще сохраниться на мировой арене, если бы его добровольные и присосавшиеся к корыту «защитники» не блюли его так рьяно, оберегая от правды.

Да, жесткой, да, язвительной, да, крайне неприятной. Но не смертельной же! Правду можно было использовать как очистительную губку, а ее использовали как метлу, которой вымели из страны всех правдолюбов правдоговорящих.

И сколько бы так называемых диссидентов, в том числе и нобелевских лауреатов, могли помочь тогдашней нашей Родине, если бы им дали такую возможность, а не вытолкали за границу. А там их подобрали и пригрели, обобрали и подогрели, а потом натравили на отказавшуюся от них Родину. И ведь это продолжается до сих пор. Ничего не понявшие и ничему не научившиеся «бурбоны» зачастую и сегодня распоряжаются и правят и в России, и в Украине, и в родной для Светланы Алексиевич Беларуси. Они и сейчас готовы преследовать за правду о себе и страшно негодуют, когда за эту правду кого-то где-то награждают. И при этом страшно завидуют, не скрывая зависти и раздувая «жабу давильную» в своей груди до вселенских масштабов...

Книге «У войны не женское лицо» повезло. Они была подготовлена при Юрии Андропове, а вышла в свет при Михаиле Горбачеве, который пустил в мир «гласность». И книга пошла, а автор – нет. Правдой восторгались, а автора негласно, но последовательно клевали. За «очернительство» и «тенденциозные искажения» того глянца, в который уже рядили Великую Победу. Так, вроде бы неприглядная правда о великом ежедневном мужестве могла испортить лик или умалить значение. У войны не женское лицо, но она – женского рода. Как и победа. И знают об этом не только мужчины, но и женщины.

С распадом СССР и расползанием «хулителей» и «ревнителей чистоты идей» по национальным квартирам, где так или иначе реинкарнировался нетерпимый и завистливый «совок», места ни в одной из них Светлане Алексиевич не нашлось. И по причине неприятия, и по причине нищеты, и по причине невозможности работать: кому нужна была литература в лихие 90-е? И этой невольной неприкаянностью немедленно воспользовались те, кто добивал и добивает «совок» натуральный. А сегодня – под видом совка – хочет распять и Россию, и ее Беларусь.

Отсюда – из зарубежных скитаний писательницы и пригретости ее там, а не дома – исходит сегодня этот неароматный душок невосприятия Нобелевской премии Алексиевич. Все видят в нем политиканство и диктат политической целесообразности: дескать, сегодня Россия «расправляет крылья», «восстанавливается как супердержава», «собирает земли», а это недопустимо, и значит награждать нужно тех, кто критикует такую Россию уже в наше время. А Алексиевич давно говорит, что такое возрождение России – по-путински – она не приемлет. Вот ее и наградили. Отметили, так сказать, актуально и демонстративно.

И, в принципе, оспорить-то эту показушность и демонстративную провокативность награждения затруднительно. Потому что цикл Алексиевич «Голоса Утопии» (шесть книг, среди которых «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Зачарованные смертью», «Последние свидетели», «Чернобыльская молитва» и «Время секонд-хенд») номинировался на Нобелевку с 2002 года. В 2013 году белорусская писательница и журналистка вообще считалась одним из претендентов на премию, которую в тот год получила канадская – тихая и мало известная – писательница Элис Манро. Не пришло еще время...

А сейчас, похоже, пришло – политическая целесообразность подтолкнула. И это, согласен, неприятно пованивает. Но отнюдь никак не умаляет того великого и гуманистического, что сделала Алексиевич, много лет создавая, по ее словам, «добросовестно скомпонованный коллаж человеческих голосов». В нем, в этом коллаже, есть все. И главное – страдания, которые люди переживают ради будущей жизни, и жертвы, принесенные на ее алтарь. У Алексиевич страдают все – мужчины, женщины, старики, молодые и дети. Но разве в жизни это не так? И – это самое главное! – разве они в этом виноваты? Но они достойны хотя бы того, чтобы быть услышанными. И получить свою долю благодарности за то, что от страданий не увернулись, приняли и их и обеспечили победу и жизнь.

Сейчас Светлану Алексиевич поздравляют. Сподобился даже Александр Лукашенко, президент с ее родной Беларуси, где ее книги не издавались вот уже 20 лет. Гарант украинской нации тоже отметился: «...Светлана Алексиевич родом из Ивано-Франковска. Везде, где бы мы ни были, на каком бы языке ни говорили и ни писали, мы всегда остаемся выдающимися украинцами». Мол, раз из Ивано-Франковска, значит, наша. И гаранта можно понять: украинские «мытци» и «мысткыни» орут громко, любят «нэньку» приторно разлаписто, но толку-то от этого, как от козла молока. Нет, от козла больше – ему не надо быть талантливым. А вот украинским мытцям бы не помешало...

Но Алексиевич уже обвинили и в том, что она не любит русский мир вообще и русский народ в частности. А Беларусь так и совсем в грош не ставит. Она тоже уже ответила – всем сразу. «Я очень горда за страну, за то, что мы маленькая, но гордая страна. Я очень люблю русский народ, я люблю белорусский народ. Я очень люблю Украину, это тоже моя земля», – сказала она красивые и великие слова. И это тоже правда – ее герои как жили, так и живут на этой земле. По-разному. А потом писательница постаралась успокоить всех: «...Я думаю, это награда нашей культуре, нашей маленькой стране, которая всегда находилась в жерновах истории. ...Это победа всей культуры постсоветского пространства. Мы ведь все стоим не сами по себе. Это и мой род, это накопление всей культуры: советской, постсоветской, белорусской и русской». А значит, как мне кажется, нужно прекратить перетягивать одеяло на себя и делить премию Алексиевич, разрывая ее или оплевывая. Пора прекратить этот диалог по принципу «коня куют, а жаба лапу подставляет». Надо поздравить общую землячку и почитать ее книги. И даже не по случаю премии. Это вообще иногда бывает крайне полезным. О себе надо думать больше, ребята, о себе. Оно все как-то и сложится. И приложится...


Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. 0
    Александр. Романов
    Читатель | 2 329 коммент | 4 публикации | 9 октября 2015 19:48
    Лично я, когда прочитал еще в средине 80-х годов прошлого века «У войны не женское лицо»,

    Стыдно признаться, но я вообще впервые слышу о такой писательнице, а она оказывается уже более 35 лет пишет. В середине 80-х был просто какой то читательский бум и такие произведения как Мастер и Маргарита, Дети Арбата, разоблачения Сталина, Архипелаг ГУЛАГ и т.п. были просто на слуху, а вот про Алексиевич ничего не было слышно, хоть судя по этой статье писала она против власти, я во всяком случае не слышал. Может просто потому, что в эти годы нужно было тупо зарабатывать на жизнь, может быть, потому и пропустил. Может это просто литература "не для всех", как говорится, но общественного резонанса, когда не хочешь, а узнаешь, не наблюдалось. Тем более что в 90-е напечататься не было проблем. Печатали и издавали всякое дерьмо. Я не берусь судить о её творчестве, потому как не читал, но награждение Нобелевской премией без народного признания, без общественного резонанса, крайне подозрительно. Тем более, что нам известна политика Запада, там готовы обласкать каждого, кто у нас на нас гадит.
    Чего бы там раньше не написали Макаревич или Ахиджакова, для меня они навсегда останутся дерьмовыми людишками, даже если им дадут Нобелевскую премию.
    Показать
  2. 0
    хамсин
    Читатель | 1 292 коммент | 3 публикации | 9 октября 2015 20:22
    Цитата: Александр. Романов
    Стыдно признаться, но я вообще впервые слышу о такой писательнице, а она оказывается уже более 35 лет пишет.



    — Вы — писатели? — в свою очередь, спросила гражданка.

    — Безусловно, — с достоинством ответил Коровьев.

    — Ваши удостоверения? — повторила гражданка.

    — Прелесть моя... — начал нежно Коровьев.

    — Я не прелесть, — перебила его гражданка.

    — О, как это жалко, — разочарованно сказал Коровьев и продолжал: — Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? — обратился Коровьев к Бегемоту.
    Показать
  3. 0
    Александр. Романов
    Читатель | 2 329 коммент | 4 публикации | 9 октября 2015 22:11
    хамсин, Это всё прекрасно, но истолковать можно по разному, как за Алексиевич, так и против. А потому без комментариев, потому как не понятно, что ИМЕННО ВЫ хотели этим сказать.
    Показать
  4. 0
    Aleksasha
    Журналисты | 5 780 коммент | 772 публикации | 9 октября 2015 22:16
    Я читал "У войны не женское лицо". Потому "+". Это жесть.
    Показать
  5. 0
    Плюшка
    Читатель | 156 коммент | 0 публикаций | 9 октября 2015 22:38
    Автор t16
    Показать
  6. 0
    Александр. Романов
    Читатель | 2 329 коммент | 4 публикации | 9 октября 2015 23:51
    Цитата: Aleksasha
    Я читал "У войны не женское лицо". Потому "+". Это жесть.

    Я слышал песни Макаревича и это тоже жесть. А теперь что?

    Тем более, что Запад для меня уже не авторитет, после того как разграбили Россию в
    90-е, разбомбили Югославию, как устроили переворот на Украине, как поддержали фашизм. Сейчас им нет никакой веры, что бы они не говорили о свободе слова и демократии. Всё это ложь. Что бы Запад не делал, всё во вред России.

    Aleksasha,Нобелевская премия для Алексиевич — черная метка для Лукашенко.
    Пишущая на русском языке писательница известна своими русофобскими взглядами, она неоднократно высказывалась о «российской оккупации Украины».
    Сайт ПРАВОСУДИЯ.НЕТ: http://pravosudija.net/article/nobelevskaya-premiya-dlya-aleksievich-chernaya-me

    tka-dlya-lukashenko

    Нормально будет причастие Нобелевской лауреатки к свержению Лукашенко и причастие к управляемому хаосу типа как на Украине. Плохая примета с этими Нобелевскими лауреатами, вон одному дали Нобелевку за укрепление мира во всём мире, так он только и делает, что бомбит, да цветные революции устраивает.

    "Не знаю, купил ли он особняк на Рублевке или только собирается.

    До особняка еще живым добежать надо или долететь на голубом вертолете, присланном добрым волшебником, который бесплатно покажет кино." Сайт ПРАВОСУДИЯ.НЕТ
    Если это произойдёт, то гнать его надо поганой метлой из России вместе с Януковичем - не хрен предателям давать убежище.
    Показать
  7. 0
    хамсин
    Читатель | 1 292 коммент | 3 публикации | 10 октября 2015 07:26
    Александр. Романов,

    однозначно толковать
    читал ёе специально-ничего выдающегося
    Показать
  8. -1
    Александр. Романов
    Читатель | 2 329 коммент | 4 публикации | 10 октября 2015 15:27
    Автор лукавит, что Алексиевич не нужна была Советской власти. И при СССР она была властями обласкана.
    Список наград
    Орден «Знак Почёта» (СССР, 1984)[36]
    Медаль имени Святой Евфросиньи Полоцкой[37]
    Литературная премия имени Николая Островского Союза писателей СССР (1984)[36]
    Премия журнала «Октябрь» (1984)[36]
    Литературная премия имени Константина Федина Союза писателей СССР (1985)[36]
    Премия Ленинского комсомола (1986) — за книгу «У войны не женское лицо»[36]
    Премия «Литературной газеты» (1987)[36]
    Премия имени Курта Тухольского Шведского ПЕН-клуба (1996) — «За мужество и достоинство в литературе»[36]
    Премия имени Андрея Синявского редакции «Новой газеты» — «За творческое поведение и благородство в литературе» (1997)[36]
    Премия журнала «Дружба народов» (1997)[36]
    премия «Триумф» (Россия, 1997)[36]

    Вот только с начала 2000-х годов на неё обратили внимание наверное Западные спецслужбы и завалили наградами,

    Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание (1998)[36]
    премия Гердера (1999)
    Премия Ремарка (2001)
    Национальная премия критики (США, 2006)
    Премия Центральноевропейской литературной премии Ангелус (2011) за книгу «У войны не женское лицо»[38]
    Премия имени Рышарда Капущинского за книгу «Время секонд хэнд» (Польша, 2011)[39]
    Премия мира немецких книготорговцев (2013)[40]
    Премия Медичи за эссеистику (2013, Франция) — за книгу «Время секонд хэнд»[41]
    Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014)[42]
    Приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) — за книгу «Время секонд хэнд»[43]
    Нобелевская премия по литературе (2015) — «За её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время»[44]

    после чего она до 2013 года жила по заграницам, "С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии[5]." Где её и перековали против России.

    Алексиевич последовательно выступала против политики президента Александра Лукашенко[45]. Государственные издательства Белоруссии прекратили выпуск её книг после прихода А. Лукашенко к власти[46][47]. В то же время, она критиковала оппозицию за то, что в ней «нет политиков», а есть «культурологи, мечтатели и романтики»[48].
    После крымских событий выступила в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung с осуждением российской политики в отношении Украины[13].

    Ну как же, премии то отрабатывать надо.
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.