Донбасс и Мюнхен — две параллельные, непересекающиеся реальности | «Смешной геноцид» и другие номера в исполнении канцлера-шоумена
Завершившаяся в воскресенье в баварской столице 58-я Мюнхенская конференция по безопасности, проходившая на фоне беспрецедентной эскалации в зоне конфликта в Донбассе, во всех смыслах стала моментом истины в неутихающем споре об отношениях Запада и Востока и о возможности их мирного, неконфликтного сосуществования в условиях XXI века
При всём огромном разбросе оценок и мнений по поводу практического значения и смысла форума, собравшего в Мюнхене 18—20 февраля политическую, деловую и интеллектуальную элиту западного мира, вряд ли кто-то рискнёт спорить с тем, что нынешняя конференция по безопасности, которую собрал её председатель Вольфганг Ишингер, была совершенно особенной.
Во-первых, форум этого года можно считать юбилейным: 15 лет назад, 10 февраля 2007 года, к его участникам обратился со своей Мюнхенской речью, впоследствии ставшей знаменитой, российский президент Владимир Путин. Полтора десятилетия назад одни расценили выступление российского лидера как манифест «холодной войны 2.0», другие — как звонок будильника, призванный разбудить Запад и заставить его очнуться, открыть глаза на обрушение архитектуры международной безопасности.
Таким образом, в феврале 2022 года было важно подвести хотя бы промежуточные итоги начатого в 2007-м неоконченного спора о том, кто же разбрасывает камни, а кто их собирает, кто пытается решить написанное на доске сложное уравнение международной безопасности, а кто хочет его стереть.
Стереть и тем самым отказаться от предложенной Москвой идеи всеобъемлющей коллективной безопасности с равной ответственностью за неё всех мировых центров силы.
Второй особенностью Мюнхенской конференции по безопасности этого года стало то, что впервые в XXI веке она проходила без официального участия России, что само по себе изначально во многом девальвировало значение форума (до этого Россия отсутствовала на форуме на излёте эпохи Бориса Ельцина, более двух десятилетий назад).
Танго танцуют двое, но в этом году один партнёр предпочёл остаться дома и на баварский танцпол не вышел. В интервью российской прессе председатель форума Вольфганг Ишингер сокрушался по поводу того, что его официальное приглашение Москве принять участие в обсуждении так и не получило позитивного ответа. Между тем в самом по себе российском отказе от мюнхенских дебатов можно было усмотреть не стремление уклониться от диалога, а нежелание участвовать в «диалоге глухих», о котором недавно применительно к общению с западными коллегами говорил старожил Мюнхена, российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
Таким образом, участники Мюнхенской конференции в этом году общались в условиях, когда им можно было не опасаться, что в их дружные евроатлантические ряды внесёт сумятицу ещё одна Мюнхенская речь Владимира Путина. Не прозвучал в Мюнхене в этом году и обычный «глас вопиющего в пустыне» Сергея Лаврова.
И наконец, третьей отличительной чертой мюнхенского форума этого года стали те экстремальные события на юго-востоке Украины, на фоне которых он проходил.
Казалось бы, неожиданная эскалация в Донбассе, произошедшая накануне, но уже после визитов в Москву и Киев президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца, не оставляла участникам форума никакой возможности отмахнуться от событий последних дней, которые могут определить судьбы мира на годы и десятилетия вперёд.
В какой-то момент возникло ощущение, что уж теперь-то мюнхенские гости, как ни в чём не бывало выходя к микрофону или устроившись в уютных креслах с наушниками, повторять свои прежние мантры уже не смогут.
Не пойдут по пути наименьшего сопротивления и не будут использовать старые домашние заготовки — сценарии введения санкций и давления на Россию, по инерции обвиняемую в планах подготовки большой войны в Европе. Попытаются сделать над собой усилие и понять, что, чёрт возьми, происходит, почему Украина движется к пропасти и пытается утянуть в неё Россию и всю Европу.
Однако сравнение двух информационных потоков последних дней — новостей про теракты, прорыв украинских диверсантов в республики Донбасса, массовую эвакуацию в Россию и звучавшие в Мюнхене рассуждения о том, как важно строить архитектуру международной безопасности и кто её подрывает, показали: Донбасс и Мюнхен — это две параллельные, непересекающиеся реальности.
Принятое в Мюнхене заявление глав МИД стран G7 показало, что они не понимают, что происходит.
То есть понимают всё с точностью до наоборот.
«В особенности мы обеспокоены мерами, принятыми самопровозглашёнными «народными республиками», которые следует воспринимать как подготовку к военной эскалации. Мы обеспокоены, что инсценированные инциденты могут быть использованы в качестве предлога для возможной военной эскалации. Россия должна использовать своё влияние на самопровозглашённые республики, чтобы те сохраняли сдержанность и приняли меры по деэскалации», — говорится в заявлении G7.
На этом фоне в Мюнхене солировал президент Украины Владимир Зеленский, легко, в отличие от Владимира Путина, покинувший свою столицу. Для президента Зеленского Мюнхенская конференция по безопасности стала своего рода конкурсом геополитического Евровидения, позволяющим исполнить свой коронный номер. По его словам, западная помощь Киеву — это не подачки, а «вклад в безопасность Европы и мира, где Украина восемь лет является надёжным щитом». Вот такой у европейской безопасности, оказывается, образовался «украинский щит».
В свою очередь, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила: Евросоюз, США, Великобритания и Канада уже согласовали всеобъемлющий пакет санкций против России, если на Украине начнётся война. Дальше всех пошёл премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, предложивший союзникам уже сейчас не только покончить с «Северным потоком — 2», но и задуматься об отключении газопровода «Северный поток — 1».
А ведь если вдуматься, то именно в эти критические дни у Мюнхенской конференции по безопасности, возможно, был уникальный шанс восстановить свою репутацию и стать площадкой геополитического кризисного менеджмента, срочно предложив новые идеи и включившись в урегулирование в Донбассе.
Однако этот уникальный шанс был потерян.
Мюнхен так ничего и не сказал.
В решающий момент, когда определяется будущее отношений Востока и Запада, Мюнхен утратил речь.
Уже без российского президента Владимира Путина, поставившего свой диагноз 15 лет назад.
Сергей Строкань
«Смешной геноцид» и другие номера в исполнении канцлера-шоумена
Проживающий в Германии политолог Александр Сосновский выложил видеоролик, на котором канцлер ФРГ Олаф Шольц беседует с немецкими детьми
Милый такой пропагандистский ролик. Милые детки: мальчик и девочка, непринужденная обстановка — красиво декорированный домик, непринужденно одетый и расслабленный глава государства. Только вот темы, на которые они мило беседуют, вызывают, мягко говоря, вопросы.
«В интервью детям Шольц называет Путина убийцей», — пишет Сосновский.
И действительно, один из детей задает странный для его возраста вопрос: «Что означает слово «убийца?»
«Это означает, что кто-то из низменных мотивов может убить другого человека», — отвечает канцлер.
Дальше мальчик задает уже не странный, а откровенно провокационный вопрос: «Путин — убийца?»
«Путин несёт ответственность за жизнь тех людей, которым угрожает опасность. Было бы, конечно, лучше, если бы в России действовали законы и правила, как у нас в стране. Но это государство, в котором нельзя чувствовать себя в безопасности. Особенно если ты не согласен с властью», — говорит Шольц.
Ну что ж, хотя бы хватило такта не заявить прямо: «Путин-убийца», как это в прошлом году сделал президент США Джо Байден. Сонному Джо можно все списать на старческий маразм. Шольцу — нет. С реальностью он пока немного дружит.
Ключевое слово — немного. Шольц не высказал прямым текстом, но ясно дал понять, что он думает. Формально не придерешься, но все всё поняли.
Понятно, что ролик постановочный, едва ли дети такого возраста сами додумались бы задавать подобные вопросы — кто-то им подсказал, что именно и как спрашивать. Едва ли дети вообще понимали, о чем речь.
Проблема в том, что этот ролик увидят другие немецкие (и не только) дети. Не будучи способными рационально осмыслить услышанное, они впитают это на уровне психологических установок. Нужно ли пояснять, что из этих детей вырастет?
Это из той же серии, что постоянно повторяемые мантры про «российскую агрессию». Задача всей этой пропаганды — убедить западного обывателя, что Россия — враг, и переговоров с ней не может быть. И с детьми это сделать проще всего. Использование детей в этих целях — этот новый и совершенно запредельный сорт мерзости, который западные пропагандисты, судя по всему, только готовятся «поставить на поток».
Я бы не удивился, если бы речь шла о Байдене или о том же британском премьере Борисе Джонсоне, который давно утратил любые нормы приличия. Но от Шольца, признаюсь, не ожидал.
Хотя это не первый звоночек. На прошлой неделе, выступая на мюнхенской конференции по безопасности, он назвал слова российского лидера о геноциде в Донбассе «смешными».
Почти 150 детей (только по официальным данным) погибло в Донбассе в результате украинской агрессии. Это смешно? Почему бы Шольцу не рассказать об этом немецким детям и не посмеяться? Может ли вообще человек в здравом уме употреблять в одном предложении слова «геноцид» и «смешно». Очевидно — нет! Это просто запредельный цинизм.
Тем более запредельно слышать такое от лидера страны, которая во Второй мировой устроила самый масштабный геноцид в истории человечества. За это немцы и поныне каются, и еще будут каяться не одно поколение. Но вот каяться за поддержку на Украине последователей Гитлера наших дней они не хотят. Для них это «смешно».
Хочется все же надеяться, что это позиция одного Шольца, а не всего немецкого народа.
Ранее на совместной пресс-конференции с Путиным Шольц прокомментировал бомбардировки Югославии в 1999-м году. Оказывается, НАТО таким образом стремилась предотвратить геноцид в Косово.
По данным Белграда, с 10 июня 1999 года, когда завершилась операция НАТО, и сербы согласились вывести силовиков из Косово, по 30 марта 2000 года в этом регионе совершено 4564 террористических атаки, убито 936 человек (из них 835 сербов и черногорцев), похищены 867 человек (из них 824 серба и черногорца), было уничтожено более 50 000 домов, большинство которых принадлежало неалбанскому населению. Около 200 тысяч сербов и представителей других этнических меньшинств покинули Косово вместе с югославскими военными.
Избежали геноцида? Серьезно?
Около 2500 гражданских погибло от «гуманитарных бомбардировок»! Иногда лучше жевать, чем говорить, герр Шольц!
В целом Шольц в Мюнхене выглядел даже «голубем» на фоне своих западных коллег — Камалы Харрис, Бориса Джонсона, Йенса Столтенберга, которые едва ли не в открытую призывали к войне с Россией. Шольц же говорил о важности диалога с Москвой, но тут же грозил санкциями.
Шольц приезжал в Москву вслед за французским президентом Эммануэлем Макроном. Только если последний действительно производил впечатление человека, заинтересованного в деэскалации (понято — ему надо переизбраться), то Шольц был похож на эмиссара коллективного Запада, который привез очередные ультиматумы.
Показательно, что, когда Макрон был в России, Шольц ездил в США, словно за консультациями по поводу того, как ему вести себя с Путиным. На пресс-конференции после переговоров Джо Байден рубанул: «Северного потока – 2» не будет в случае эскалации на Украине». Шольц же стоял молча, хотя, казалось бы, он — главная заинтересованная в этом проекте сторона. Вместо того, чтобы возразить Байдену, он уклонился от прямого вопроса о том, затронут ли новые санкции «СП-2» и лишь промямлил, что Германия «готова действовать в унисон с союзниками».
То есть, по приказу Вашингтона, надо понимать.
После этого стало ясно, что Берлин полностью «прогнулся» под англосаксов, не только утратил статус лидера Европы, но и вовсе начал терять политическую субъектность.
Оно и не удивительно. Новая коалиция — это лебедь, рак и щука, которые едва ли смогут продолжить линию Меркель. Да и нет у коалиции лидера, обладающего волевыми качествами Меркель.
Прискорбно. Куда приведет страну новый канцлер — даже думать не хочется. И самому едва ли ему светит новый срок. По окончании полномочий ему прямая дорога на ТВ, ведущим детских передач. Думаю, там он себя лучше сумеет реализовать. Хотя за немецких детей мне уже тревожно…
Дмитрий Родионов
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)







