"Ой, мороз-мороз, Не морозь меня!"
"Атака казаков" художник Хуго Унгевиттер
В наше время мало кто помнит изначальный смысл этой песни, считая, что в ней поётся о том "морозе", который "зимняя стужа". А саму песню воспринимают, как "застольную". Однако, это не верное понимание, и ошибочное восприятие. Отчасти это вызвано и тем, что почти никто её целиком не то что не знает, а даже и не слышал никогда.
Это одно из печальных последствий выхолащивания русской культуры в советский период, подмены исходных текстов сценической "клюквой"... Но речь сейчас не об этом.
"Казачий разъезд" художник Евгений Емельянов
На самом деле это казачья песня, точнее – песня казачьего передового дозора.
Что такое передовой дозор?
Это когда впереди основного войска, на некотором отдалении идут несколько разведчиков: двое-трое, или небольшой отряд. Их задача – проверять свободен ли путь, нет ли вражеской засады на пути войска.
А если засада есть?
Тогда они должны УСПЕТЬ вступить в бой раньше, чем их перебьют, подать сигнал шумом схватки, выстрелами, прикрыть отход гонца, который понесёт донесение основному войску.
Иными словами, это по сути дела смертники, у которых шансы вырваться из заварухи живыми – весьма малы.
Так о чём же песня?
МОРОЗ из песни – это тот самый цепенящий и леденящий СТРАХ СМЕРТИ. Когда человек оказывается перед лицом смертельной опасности, то часто бывает (по себе знаю), что в первый момент наступает как будто паралич, мышцы и сознание как будто сковывает льдом. Это оцепенение по ощущениям действительно похоже на заморозку.
Казак в песне выводит себя из этого оцепенения, сбрасывает с себя леденящий и обессиливающий морок. И не только с себя, а и со своего коня – ведь конь хорошо чувствует состояние и настроение наездника (подтверждаю собственным опытом):
"Ой, мороз-мороз,
Не морозь меня!
Не морозь меня,
Моего коня!"
Дальше в песне идёт, так сказать, мотивация – разжигание воли к борьбе, к победе. Казак вспоминает то, ради чего вообще-то стоит бороться и выжить: вспоминает свою любимую, свою жену раскрасавицу! Именно этим объясняется такой, казалось бы, внезапный и не логичный переход от слов "мороз-мороз" к словам, что жена – ревнивая и раскрасавица.
Кстати, то, что первым качеством жены упоминается именно ревность – тоже не случайно. Здесь было бы уместно спросить: а к кому, собственно, ревность-то?
К смерти.
Нельзя казаку идти в объятия Смерти – жена ревнует к ней, не отпускает!
"У меня жена, ой, ревнивая!
У меня жена – раскрасавица,
Ждет меня домой, ждет-печалится."
Далее в песне казак строит Образ Будущего, рассказывая, как он вернётся с войны домой живым и здоровым. Это тоже важный момент в мотивации, вам любой психолог подтвердит, что постановка цели это первый шаг к её достижению:
"Я приду домой на закате дня,
Обниму жену, напою коня.
Напою коня, да прилягу спать.
Не моги мороз, казака пугать!"
Перечисляя красоты и достоинства своей любимой, казак разжигает в себе жизненную ОХОТУ, телесный и душевный ЖАР – основу воли к борьбе, дающую и физическую силу, и ясность сознания:
"Разожгу в печи, пламя жаркое!
У моей жены губы сладкия!
Губы сладкия, да тело белое –
Спать мне не дает моя милая!"
Однако... Казак не должен насовсем улетать в грёзы и мечты о постели с любимой. Всё-таки он на войне. Поэтому дальше в песне идёт переход от рассказа про дом и жену – обратно, в походную казачью реальность:
"С молодой женой мне не спать в дому.
Атаман зовет за Амур-реку!"
"Казаки у горной речки" художник Франц Рубо
Но... Любая война и поход рано или поздно заканчиваются, и казаки возвращаются домой. Поэтому надо верить в свой путь, в победу, и, помня своих любимых, ждать встречи с ними:
"Ты не плачь жена не печалися!
Жди меня домой, жди красавица!"
"Казак" художник Андрей Лях
PS. Как же её петь?
На самом деле не важно как: за столом, или у походного костра, или ещё где. Главное видеть смыслы за каждым словом, и осознавать, что эти слова оказались вместе в одной песне не случайно. Можно и за столом - мало ли у нас поводов вспомнить иного лихого казака или простого воина? Да, с каждым днём всё больше.
Но можно петь её яростно, разогревшись для боя или для сильной игры, например, во время тренировки с холодным оружием - песня разжигает, проверенно!
И вы тоже попробуйте.
Mangusto
(По мотивам моих этнографических исследований русской народной культуры)
"Хочь манэнькый - а риднэнькый!" художник Андрей Лях
Ой, мороз-мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.
Не морозь меня, моего коня.
Моего коня белогривого,
Моего коня, белогривого,
У меня жена, ой, ревнивая.
У меня жена - раскрасавица,
Ждет меня домой, ждет-печалится.
Ждет меня домой, ждет-печалится.
Я приду домой на закате дня,
Я приду домой на закате дня,
Обниму жену, напою коня.
Напою коня, да прилягу спать
Не моги мороз, казака пугать.
Не моги мороз, казака пугать.
Разожгу в печи, пламя жаркое
Разожгу в печи, пламя жаркое
У моей жены губы сладкия
У моей жены губы сладкия
Да губы сладкия, да тело белое
Да губы сладкия, да тело белое
Спать мне не дает моя милая
Спать мне не дает моя милая
С молодой женой мне не спать в дому
С молодой женой мне не спать в дому
Атаман зовет на Амур-реку
Атаман зовет на Амур-реку
Ты не плачь жена не печалися
Ты не плачь жена не печалися
Жди меня домой, жди красавица
Ой, мороз мороз, не морозь меня
Не морозь меня моего коня.
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)












