О бедных диаспорах замолвите слово ...Без эмоций
Очень любопытно было наблюдать за развитием сюжета, а вчера Замоскворецкий районный суд Москвы поставил не то запятую, не то многоточие в деле некоего «президента межрегионального узбекского землячества «Ватандош» Усмана Баратова», заключив данного персонажа под стражу на два месяца. За «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Правда, пришлось порыться в собственных файлах, папочка «Диаспоры России» заведена лет как десять назад, чего там только нет. Баратов там тоже нашёлся, был кандидатом в депутаты Госдумы аж от 2016-го. От «Партии Роста». А ранее представлял партию «Яблоко», от её лица частенько мелькал на экранах зарубежных и национальных телеканалах, что-то комментировал газетам.
Состав преступления
Не уверен, что событие широкой аудитории известно в деталях, засим картину маслом и очень широкими мазками набросаю. Итак, Усман Баратов – уроженец Ферганы, агроном-хлопковод по образованию и роду деятельности в 1980-х годах. Член КПСС, после развала СССР на малую родину не вернулся, поскольку учился в аспирантуре Почвенного института Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. Сразу подался в общественники и бизнесмены, организовал без регистрации контору «Ватандош» («Соотечественник» по-узбекски) стал именовать себя «правозащитником и юристом» (большей частью для западных СМИ, работающих в Средней Азии). Не отрываясь от торговли овощами-фруктами, чаями-кофе, табаком-галантереей.
Не буду вытаскивать на свет божий высказывания Баратова из дней минувших, там трактовать его «правозащитные повадки» можно всяко, как и отношение к России в частности. Постоянная двусмысленность, критика власти всех уровней, вопли «доколе» в адрес государственных компаний, государевых людей, особенно доставалось Таможенному и Миграционному приказу и РПЦ с её «имперскими замашками» и якобы подавлением религиозной идентичности прибывающих мусульман. Баратов считался главным «фронтменом» вопроса полной и безоговорочной раздачи «российяньских паспортов» всем гражданам бывших республик СССР, призывал своих братьев-узбеков валом валить в наши широты и «не возвращаться под руку диктаторского режима» в Ташкенте. И прочая, прочая, прочая. Дивный фрукт, одним словом.
Так где же закончилось терпение у добрых русских следователей, страдавших долгие годы поразительной близорукостью к призывам господина Баратова создать на территории России «второй Узбекистан» и прочие республики бывшей советской Средней Азии? Картинка на страничке ВК, где участники СВО названы «петухами». Они обязаны вернуться домой и помочь разрешить кризис с куриными яйцами. Позже въедливые люди извлекли из своих папок прочие пассажи хлопкороба Баратова, где он перед камерами истово оскорблялся использованием в СМИ эпитета «русский» вместо «российский».
Не буду сыпать перлами персонажа, но Следком усмотрел в деятельности состав преступления, совершённого в составе «организованной группы», немедля растолкованной нашими думскими дьяками как «диаспора и землячество». Тут-то жижа по трубам и понеслась. Немедля прозвучали лозунги о «внутренней русофобии», «параллельных государственным – этнических и коррупционных структурах мигрантов», усталости общества от существующей практики «Дядя Турал всё порешал», если речь заходит об этнической преступности зарубежных «ценных специалистов».
Само собой, «решительно осудили провокационные поступки гражданина Баратова» руководители узбекских национально-культурных организаций (набирайте воздух): Москвы, Санкт-Петербурга, Астраханской, Кемеровской, Челябинской, Воронежской, Калининградской, Омской, Саратовской, Ульяновской, Смоленской, Оренбургской, Томской, Пензенской областей, Хабаровского края, Республики Чувашия, Приморского края, Республики Удмуртия, Республики Татарстан. А вот вице-президент Союза азербайджанцев России Элунур Гусейнов потребовал извинений от депутата и вице-спикера Госдумы Петра Толстого, назвавшего национальные диаспоры мафиозными структурами. Лучше бы молчал, поскольку русский сегмент Интернета буквально в клочья разорвало от возмущения.
«Чем эти землячества лучше таких же, но корсиканских или сицилийских? Так же подкупают местную власть, «отмазывают» собственных боевиков, «крышуют» полулегальный бизнес и запугивают всех остальных. В России не должно быть места параллельным структурам со своими законами» (вице-спикер ГД РФ Пётр Толстой, комментарий на сообщение о возбуждении уголовного дела против Баратова).
Без эмоций
Поскольку имею вполне взрослую и сформировавшуюся точку зрения на «диаспоры и землячества», как неискоренимую проблему человеческого общежития – подойду к вопросу шире, с научной точки зрения. Дабы часть нетерпеливых и термоядерных Читателей сразу устремилась в комментарии с гневными отповедями на утверждение Вашего покорного слуги: «диаспоризация мира» станет единственным сценарием развития человеческого общества в XXI веке. А Россия будет находиться в зоне высочайшего риска, поскольку сталкивается с проблемой демографического кризиса, отсутствия политики по «возвращению соотечественников».
Такое положение вещей сложилось не по причине происков рептилоидов, жидомасонов, предателей-либералов. А по факту полной неизученности феномена иммигрантских сообществ, незнание принципов их легализации и превращения в саморегулируемые институты параллельной власти.
Итак, начнём с объективных фактов. Весь мир задыхается в издержках глобализации – разделение макро-регионов на депрессивные, разрушенные войной и насквозь коррупционной демократией. Как следствие, такое положение вещей порождает неуправляемые миграционные процессы, трудовые и хаотичные (беженцы от войны, голода, геноцида, радикальных политических режимов и тд.). За последние полвека плотность «миграционного потока» увеличилась в три-пять раз в зависимости от направления, по свежим данным ООН – каждый 30-й человек на планете является «международным мигрантом», в так называемых развитых странах – уже каждый десятый.
Поэтому, удивляться самоорганизации перемещённых этнических сообществ ... по меньшей мере глупо, таково инстинктивное желание оторванных от родины людей сохранить привычный круг общения, родной язык, обычаи и традиции. Особенно когда речь идёт о враждебной этнокультурной или религиозной среде. Так что процесс образования диаспор – естественный, набирающий силу, имеющий общие законы. Исторические, в том числе.
Поскольку на протяжении тысячелетий существуют наглядные примеры неискоренимого желания людей определённой национальности жить гибким анклавом в окружении «чуждой цивилизации». Самые древние «диаспоры», считающиеся историческими: китайская, индийская, еврейская, цыганская, армянская, греческая и друзов. Из «современных»: немецкая, курдская, итальянская, афроамериканская, ирландская, польско-венгерская, иранская, японская. Особняком стоят христиане-ливанцы, сунниты-турки.
Все они выработали механизмы взаимодействия со страной пребывания, и если раньше (до середины ХХ века) так называемые «современные диаспоры» предпочитали индивидуальную интеграцию, то сегодня механизм другой: новички сначала прибывают в диаспору, а затем по различным механизмам (законным и не очень) стараются учиться выживать, зарабатывать, налаживать быт. Зачастую навязывая стране пребывания свои традиции, опираясь на этнические банды, коррупционные схемы легализации, отстаивание «
А «исторические диаспоры» давным-давно встроились в экономику и политику стран пребывания, способны влиять на многие процессы через корпорации, законодательство, исполнительные институты. Налаживая транснациональные связи, формируя этническую международную элиту. Готов сообщить шёпотом: именно Россия является лидером по «диаспоризации» своего пространства, поскольку яростное разрушение идеологической общности «советский человек» породило как мощные миграционные потоки, так и рост национализма. В среде людей, раньше о таких вещах не думавших.
Процессы урбанизации и свободы перемещения, дикого рынка, ослабления государственного контроля во всех сферах безопасности и правопорядка, стали причиной самоорганизации фундамента диаспор – этнических меньшинств/групп. Ранее не бывших транснациональными, жившими своим укладом, но принципиально не вступавшими в конфликт с государством по причине жёстких правил социальной организации всех процессов. Как только появились границы – возник контрабандный трафик, полукриминальные схемы обогащения, коррупция, этно-преступность и прочие прелести глобализации.
В науке подобные сообщества называют «диаспоры катаклизма», растущие на руинах и дезинтеграции, обломках распада крупных государственных образований, приводящих к изменению политических границ. Их главная особенность от всех прочих диаспор – мгновенное появление вопреки желанию людей. Даже ситуативные «трудовые диаспоры мигрантов» от них отстают в самоорганизации, поскольку категорически не желают быть рассеянными в пространстве. Даже когда условия быта становятся невыносимыми, нет постоянного заработка. По всем законам самосохранения этнических сообществ здесь включаются механизмы мобилизации, порой становящиеся революционными со всеми прелестями «подполья».
А где есть скрытое или явное сопротивление окружающей социальной среде – появляются лидеры, организаторы параллельных процессов квази-государственного устройства социума, криминал и тяга к увеличению численности своего сообщества. То есть, начинается перетекание с «малой родины» всё большего числа единоплеменников, для которых заранее планируется место жительства/работы, нарезаются обязанности, пишутся негласные правила и нормы поведения. Порой сильно отличающиеся от традиций исторической родины, но позволяющие «меньшинству» стать в моменте большинством на конкретно взятой территории.
Продолжение на следующей странице
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)











