На «Суперджет» снова выделены миллиарды. Куда они улетят? » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

На «Суперджет» снова выделены миллиарды. Куда они улетят?

13:07 / 01.03.2025
532
13
Для создания дальнемагистральных самолетов нужна дальновидная власть, считают авиаэксперты


Свежий анекдот от авиаторов: «Сейчас у нас есть два сценария: реалистический и фантастический. Реалистический: прилетят инопланетяне и сделают за нас самолеты. Фантастический: мы произведем тысячу самолетов к 2030 году сами».

Но Минпромторг выбрал третий путь — вкладывать бюджетные деньги в аварийный SSJ-100 в надежде сделать его полностью импортозамещенным и самым массовым.

Число аварий «Суперджета» уже перешло, кажется, все разумные пределы. Только за минувшую неделю 7 поломок. По сути, полеты на этом лайнере превратились в русскую рулетку. После аварии Superjet — 100 в «Шереметьево» в мае 2019 года, когда погиб 41 человек, выводы так и не были сделаны.

Но последней умирает надежда. Минпромторг выделил 27,6 млрд руб. на разработку российских комплектующих для Sukhoi Superjet-100. Соответствующую информацию ведомство разместило на сайте госзакупок. Предлагается «улучшить эксплуатационные и взлетно-посадочные характеристики лайнера, а также повысить его надежность и расширить географию использования».

При этом не указано, какие части SSJ-100 будут замещены. Говорится только, что среди ключевых задач — проведение наземных и летных испытаний, в том числе с отечественным двигателем ПД-8, встроенным трапом и дополнительной топливной системой. Завершить работы нужно за три года. Финансирование из федерального бюджета. В этом году подрядчик получит 9,5 млрд руб., в следующем — 9 млрд, а 2027-м — оставшиеся 9,1 млрд.

Спасут ли «Суперджет» выделенные «припарки»? И что с ним будет в результате? Я обратилась с этими вопросами к заслуженному летчику СССР, руководителю Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олегу Смирнову.

— Дополнительное финансирование «Суперджета» — на мой взгляд, очередная ловушка, в которую попадает наш бюджет. Еще 20 лет назад на проектирование этого самолета были выделены огромные деньги, но при этом не были просчитаны последствия использования на нем иностранных комплектующих.

Также допущена главная конструктивная ошибка: крепление на одном лонжероне топливного бака и стойки шасси. Недочеты лихорадочно исправляли за счет бюджета все эти годы. И вот опять — миллиарды. Если честно, я не думаю, что выделенные средства — это предел. Скорее всего на «усовершенствование» Superjet-100 попросят еще. Сейчас у нас в авиапарке 153 «Суперджета».

Для начала необходимо заменить на нем российско-французский двигатель на отечественный ПД-8. Он сертифицирован. Но для всех «Суперджетов» нашего авиапарка предстоит выпустить 306 двигателей. Где, на каком заводе и в какие сроки с этим справятся? При этом каждый двигатель — это половина стоимости самолета.

Не логичнее было бы выделить бюджетные средства на МС-21, который почти полностью импортозамещен и готов к летным испытаниям? И почему обделены финансированием другие наши самолеты — Ил-114 и Ту-214?

— «Суперджет» — наш самый массовый ближнемагистральный самолет. Он рассчитан на 100 человек. МС-21 — среднемагистральный, он в два раза больше. Для него готов двигатель ПД-14, он сертифицирован, самолет ждет летных испытаний. Если все будет хорошо, начнется массовый выпуск.

Что касается Ту-214, эти самолеты делают на заводе в Казани. Там, к счастью, сохранились и мозги, и станки. Знаю, что не хватает комплектующих. Сообщают о задержке с серийным выпуском. И вечная проблема: не хватает финансирования.

У Ил-114 проблемы с двигателем. Это стало понятно после аварии: во время тренировочного полета Ил-112 В загорелся в воздухе и упал на землю. Все три члена экипажа погибли. На разбившемся самолете был газотурбинный двигатель ТВ7−117СТ производства компании «Климов», на Ил-114 ставят такой же.

Ровно через 10 лет после официального начала программы импортозамещения в России вице-премьер Виталий Савельев де-факто признал, что отечественный авиапром так и не справился с задачей производства достаточного количества самолетов даже для внутреннего рынка. В низких темпах импортозамещения оказались виноваты пассажиры, которые хотят много летать, а промышленность просто не успевает за их потребностями.

«У нас есть отечественная промышленность, которая производит достаточно качественные современные самолеты — это МС-21, Sukhoi Superjet. У нас есть уже возможности производить самолеты самим. Другое дело, мы даже сейчас в этих условиях уходим за 100 миллионов перевозок», — считает Савельев. Иными словами, вице-премьер признал, что кроме уже произведенных SSJ-100 никаких других готовых к полетам отечественных гражданских самолетов нет и не предвидится.

Действительно ли «Суперджет» на сегодня — столь перспективный самолет, что бюджетные деньги есть смысл вкладывать только в него, я спросила у главного редактора портала AVIA.RU Романа Гусарова.

— Superjet-100, действительно, сейчас выходит на завершающий этап своей доработки. Со дня на день начнутся летные испытания с российским двигателем ПД-8. Почему сейчас сделана ставка на «Суперджет»? Могу объяснить это так.

В 2014 году, когда были введены первые санкции, мы начали развивать свой авиапром. Начали с самолета МС-21. Создали материалы, которых у нас не было, сделали отечественный двигатель, вышли на технологию производства композитного крыла, которой сегодня нет даже у «Боинга».

Да, есть недочеты: перевес в конструкции, но это стиль российской школы авиации. Мы всегда закладываем в самолеты большой запас прочности, а потом дорабатываем. Сейчас МС-21 осталось просто немного доработать. А с Superjet-100 проблем больше. Создавая его, мы еще делали ставку на международную кооперацию, но после 2022-го эти надежды рухнули.

Как велик фронт работ по импортозамещению SSJ-100? Не получится, что бюджетных денег опять не хватит?

— В этот раз все понимают, что спрос будет строгий. У «Суперджета», действительно, много зарубежных комплектующих.

К тому же это ближнемагистральный самолет, а борты этого класса — самые востребованные в мире. Какие нужны комплектующие? Да фактически всё там менять надо полностью. Кстати, в защиту «Суперджета» хочу сказать, что он был сертифицирован и в Европе.

Бюджет на доработку «Суперджета» немалый. Не значит ли это, что будут остановлены работы над Ил-114 и Ту-214?

— Ил и Ту — самолеты из прошлого века. Можно, конечно, их усовершенствовать, но они все равно будут уступать современным моделям. Но эти проекты не будут остановлены. Ту-214 в импортозамещенной версии дорабатывают сейчас на авиазаводе в Казани. Там, насколько я знаю, небольшой объем импортозамещения. Но модель старая, рассчитана на экипаж из 3-х человек, сейчас самолетами управляют двое. Ограниченная серия таких бортов все же будет выпущена.

Ил-96 — надежный самолет, недаром на нем летает наш президент. Сейчас решается проблема с его двигателем. ПС-90 — старый советский. Будет решен вопрос с двигателем — начнется серийное производство Ил-96, — резюмировал эксперт.

Впрочем, среди конструкторов и авиаторов сейчас возникла другая идея: использовать бюджетные средства, отпущенные на доработку «Суперджета-100» на создание универсальной бортовой системы для отечественных самолетов. О чем речь, я узнала у основателя сервиса безопасности полетов Андрея Патракова.

— Сколько денег за последние 20 лет было потрачено на наш авиапром, но ощутимых результатов нет. Если не изменим подход — история будет повторяться. Я согласен с конструкторами, которые считают, что для отечественной авиации должно быть разработано универсальное оборудование, которое можно использовать для всего семейства российских самолетов.

В 2014 году уже был запущен проект «Российский борт», который должен был решить эту проблему, но деньги в очередной раз куда-то испарились. А ведь планировалось создать универсальное оборудование, которое могло бы применяться и на Ил-114, и на Ту-214, и на МС-21, и на «Суперджетах». Надеюсь, на этот раз наши авиационные власти будут дальновиднее.

Ирина Мишина

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. -1
    Хищ
    Журналисты | 8 578 коммент | 32 публикации | 1 марта 2025 13:39
    На «Суперджет» снова выделены миллиарды. Куда они улетят?

    та я вас умоляю.. шо вы говорите.. куда? тюю.. h8
    это апосля будет, когда на скамье - эти руки ничого нэ кралы))
    А зачем нам такой Мир, если там не будет России? (В.В.Путин) #ПутинМойПрезидент!
    Показать
  2. -2
    nikolay23561
    Читатель | 8 508 коммент | 0 публикаций | 1 марта 2025 13:58
    Выделили бы меньше, понёсца бы "ор", что деяться, Государство забило болт на отечественное гражданское авиастроение.
    Показать
    1. -1
      Инженер
      Журналисты | 6 578 коммент | 907 публикаций | 1 марта 2025 16:47
      Дело не в сумме, а в контроле за использованием выделенным и в определении приоритетов.
      Показать
  3. -2
    Dereza
    Читатель | 11 915 коммент | 0 публикаций | 1 марта 2025 17:04
    Мертворожденное дитя неДимона Медведа. Главная ошибка в том, что сей опус проектировало КБ, которое никогда не проектировало пассажирские самолеты. КБ Сухого всегда специализировалось на военной технике. Это разный подход к проектированию. И планировалось это убожество под отвёрточную сборку из импортных агрегатов. Да и эффективные менеджеры - те ещё мастурбаторы, но с гонором. Старая шкала утеряна, к сожалению.
    Даже старичка АН-2, выпускаемого с 1946 г. обновить не могут. Тема малой авиации протухла, но бабки освоены. И не раз!
    Показать
  4. +1
    ЯША
    Журналисты | 39 892 коммент | 69 публикаций | 1 марта 2025 18:28
    Я вот не пойму- возвращение к нам Боингов и Аэрбасов вам не нравится. Развитие своей гражданской авиации вам тоже не по нутру. Что же вам тогда нравится? Как по стране будем передвигаться? Будем закупать у монголов верблюдов? Или в Средней Азии ишаков? Страна у нас большая. Разоримся только на станциях техобслуживания.
    Русские войны не начинают. Они их заканчивают.
    Показать
  5. -1
    Colonel Mossad
    Журналисты | 6 676 коммент | 28 349 публикаций | 1 марта 2025 18:44
    Цитата: ЯША
    Что же вам тогда нравится?

    Ковёр-самолёт! Топливо не надо, никакого металла - только шолк и шерсть, обучение пилота - пару минут, скорость - гиперзвук+, короче - одни преимущества. Надо только выделить денег на опытный образец, а потом на серийный выпуск. Главным конструктором утвердить Хотабыча.
    !עם ישראל חי
    Показать
  6. -2
    Михаил В
    Читатель | 1 926 коммент | 0 публикаций | 1 марта 2025 20:25
    С нынешним правительством в авиастроении ловить уже нечего. ВВП у власти 25 лет, а воз и ныне там. Подумайте как это много. Представьте 1930 год, затем 1940 год, 1945 год и наконец 1955 год. Какой гигантский рывок. За первое десятилетие с 1930 по 1940 была проведена индустриализация страны и модернизация производства, что позволило достойно встретить фашистских агрессоров. Далее одержать Великую победу в Великой Отечественной войне и далее, до 1955 года, восстановить СССР. 25 лет! В
    1957 году запустить первый в мире спутник, а в 1961 запустить Ю.А. Гагарина на орбиту Земли. Что сделано за 25лет с 2000 по 2025?????? ПРОСРАЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ!!!
    Показать
  7. 0
    ЯША
    Журналисты | 39 892 коммент | 69 публикаций | 1 марта 2025 21:34
    Цитата: Михаил В
    Что сделано за 25лет с 2000 по 2025?????? ПРОСРАЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ!!!

    Если ты сам не видишь что сделано с 2000 по 2025-й, то объяснять тебе бессмысленно. Вспомни что собой представляла Россия в 2000-м. Если конечно тебе не 16, то должен помнить.
    Русские войны не начинают. Они их заканчивают.
    Показать
  8. -3
    Михаил В
    Читатель | 1 926 коммент | 0 публикаций | 1 марта 2025 21:54
    В 2000 году работали все авиационные и авиаремонтные заводы. И кадров было еще достаточно, что бы возобновить серийное производство. Теперь, наистарейший ты наш, кадров нет. Их просрали! Да и заводов многих уже нет. А по возрасту я еще успел поработать в СССР. Отец и мать работали на заводе №400ГА и я знаю о чем пишу. Завод №400ГА или ВАРЗ№400 тоже просрали.
    Показать
    1. +1
      Олла Дез
      Читатель | 10 542 коммент | 0 публикаций | 3 марта 2025 10:37
      Кадров нет не потому что заводов нет. Вы путаете причины и следствия. У нас сокращают количество заводов просто потому что на них работать некому. У всех высшее образование и все хотят в блогеры и артисты, а не на завод.
      Нужны ли мы нам?
      Показать
  9. +2
    ЯША
    Журналисты | 39 892 коммент | 69 публикаций | 3 марта 2025 09:07
    Цитата: Михаил В
    Михаил В

    МИхаил, а ты вспомни какой у тебя был уровень жизни при всех работающих, как ты утверждаешь, заводах в 2000-м году. Вся Россия хрен обгладывала и закусывала ножками Буша воняющими рыбой. Сравнивай с сегодняшним днём. Тогда хорошо жили одни рэкетиры и банкиры, что по сути одно и то же.
    Русские войны не начинают. Они их заканчивают.
    Показать
  10. +1
    Олла Дез
    Читатель | 10 542 коммент | 0 публикаций | 3 марта 2025 10:34
    Знаете, я постоянно встречаю вот эти разговоры о "просранных" заводах. Все заводы имеют свои сроки службы. СССР после 70х заводы практически не строил. Ресурс заводов построенных в 50х попросту закончился. Ни технически, ни технологически, ни логистически они уже не справлялись с требованиями нового качества и количества. И да. Из закрыли. Потому что построить новый намного легче и выгоднее, чем реанимировать труп. Почему некоторые граждане называют это "просрали" я понимаю конечно, но категорически не согласна. Другое дело, что новые заводы строятся не там, где были старые. Это нормально и правильно. Хотя на местах кому-то может и кажется, что всё рухнуло. Россия большая. Если всё рухнуло у вас, то это вовсе не значит что в других местах ничего не делается. Прокатитесь по Финскому заливу, там живого места нет, сплошная стройка, заводы строятся сразу с прилежащими городками.
    Нужны ли мы нам?
    Показать
  11. 0
    ЯША
    Журналисты | 39 892 коммент | 69 публикаций | 3 марта 2025 11:36
    Цитата: Олла Дез
    Олла Дез

    Этот разговор мне напоминает ностальгию по советским колхозам. Хорошо было с колхозами, только пшеницу покупали у США и Канады. А сейчас без колхозов плохо, но хлеб мы продаём и в значительных количествах. Наверное и колхозы мы просрали?

    Цитата: Олла Дез
    Другое дело, что новые заводы строятся не там, где были старые. Это нормально и правильно.

    Это не однозначно правильно. Огромную Москву решили сделать городом "белых воротничков и клерков в нарукавниках". А куда деваться миллионам работяг живущих в Москве? Эта проблема я думаю не решена. Спасает пока транспорт и пищевая промышленность, но этого мало.
    Русские войны не начинают. Они их заканчивают.
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.