Им бы понедельники взять и отменить. » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Им бы понедельники взять и отменить.

18:46 / 19.10.2025
848
3
Сейчас это кажется незыблемым правилом, но так было не всегда: привычка начинать неделю с понедельника — относительно недавнее изобретение советской эпохи. На протяжении столетий у русских, как и у большинства европейских народов, первым днем недели было воскресенье.

На Руси семидневный цикл назывался «седмицей», и начинался он с дня, именуемого «неделей» — от выражения «не делати», то есть день отдыха. Лингвистические следы этого порядка сохранились до сих пор. Почему среда, означающая «середина», является третьим, а не четвертым днем? Все становится на свои места, если учесть, что при отсчете с воскресенья («недели») она и была самой серединой седмицы. Понедельник же буквально означал день «по неделе» — следующий после воскресенья. Эта традиция, уходящая корнями в дохристианские солнечные культы, была укреплена христианством, связавшим воскресенье с днем Воскресения Христова. В 321 году император Константин Великий официально утвердил воскресенье как день отдыха.

Придя к власти, большевики долгое время были заняты более острыми проблемами, нежели реформирование календаря. Поэтому вплоть до 1929 г. порядок дней недели оставался таким же, как и в царской России. И только с началом кампании по индустриализации страны прежняя система учета времени была фактически отменена. Поначалу , а с 1931 г. страна стала жить в режиме шестидневок, когда выходные приходились на фиксированные даты: 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца.

Данную реформу советская власть объясняла производственной необходимостью: руководство СССР развивало практически все отрасли промышленности, чтобы выиграть конкурентную гонку со странами Запада. Для этого потребовалась своего рода унификация рабочего времени. Но многие исследователи видят в фактическом отказе от традиционного календаря антирелигиозный подтекст: у воскресенья намеренно отобрали его особое значение, превратив в один из обычных, рядовых дней. И лишь перед Великой Отечественной войной руководство СССР решило отказаться от игр с календарем и вернуть народу традиционную неделю.

Указ Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» подписал известный государственный деятель той эпохи М. И. Калинин. Хотя ни у кого не возникает сомнений, что данное решение было принято лично И. В. Сталиным, либо было тщательно с ним согласовано. Второй пункт указа гласил: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели – воскресенье – днем отдыха». Именно в сталинскую эпоху государство официально назвало понедельник первым днем недели.

Скорее всего, сделано это было ради удобства учета рабочих дней различными предприятиями и организациями. К тому же, советская идеология предполагала особое отношение к труду, а не к отдыху, поэтому начинать неделю с ударных производственных будней было в духе того времени.

Большинство советских издательств и типографий перешло на новый формат при выпуске календарей сразу же после публикации вышеназванного указа. Первым днем недели в них был указан понедельник. Такими стали почти все табель-календари, которыми пользовались на производстве, в образовательных и административных учреждениях. Однако отдельные организации продолжали время от времени выпускать полиграфическую продукцию, в которой неделя начиналась, по старинке, с воскресенья. Некоторые типографии и издательства просто отдавали дань устоявшейся традиции. К тому же, никаких отраслевых приказов на этот счет в непростое военное и послевоенное время принято не было.

Иногда культурно-массовым учреждениям было удобнее отсчитывать время очередной недели с воскресенья, ведь они работали в выходные дни. Таким был, например, табель-календарь на 1945 г., выпущенный Московским зоопарком. А ленинградская фабрика «Светоч» напечатала один из последних календарей, сверстанных по старинке. Он был рассчитан на 1949 г. Позднее этого времени сложно найти полиграфическую продукцию, в которой воскресенье отмечено первым днем недели. Но изготовленные от руки настенные календари вполне могли еще отдавать дань традиции прошлого. Например, в одном из учреждений ГУЛАГа, располагавшемся в Новосибирской области, висел рисованный табель-календарь на 1950 год, в котором неделя начиналась с воскресенья. Это неудивительно, за колючую проволоку различные нововведения, вообще, проникают довольно медленно.

И все же, большинство исследователей твердо указывают, что только в эпоху правления Н. С. Хрущева все календари, выпускаемые в СССР, стали неизменно указывать понедельник первым днем недели. И объяснение этому содержится в учебном пособии «Технология брошюровочно-переплетных процессов» (М., 1966 г.), авторами которого являются советские ученые Эсфирь Веселовская и Галина Трубникова. Они написали, что стандартизацию полиграфической продукции Госиздат РСФСР начал проводить в 1928 г. И очередные технические условия ТУПП 59-51 на все типы изданий были приняты в 1952 г.

До этого момента предприятия отрасли ориентировались на стандарты, утвержденные еще в 30-е годы ХХ в. Не имея технической документации, четко регламентирующей правила верстки и печати настенных календарей, издательства и типографии действовали на свое усмотрение. Этим и объясняется некоторая неразбериха: одни календари 40-х годов ХХ в. начинают неделю с понедельника, а другие – с воскресенья. Поскольку работать по новым техническим условиям предприятия полиграфической отрасли начали с 1953 г., когда в стране закончилась сталинская эпоха, окончательный переход на новый отсчет дней недели стал прочно ассоциироваться с периодом правления Хрущева.

Казалось бы, какая разница: с какого дня начинать неделю, если после выходных дней неизбежно начинаются рабочие будни. Но многие психологи отмечают, что по понедельникам, как правило, хуже всего чувствуют себя даже люди, которые трудятся по свободному графику или посменно. И об этом свидетельствуют данные многочисленных опросов. В науке даже появился термин «синдром понедельника». Не исключено, что таким образом в массовом сознании находят свое отражение представления далеких предков, которые связывали этот день недели с таинственной и мрачной энергетикой ночного светила.

Многие рабочие и служащие по понедельникам чувствуют эмоциональную опустошенность, уныние и подавленность. А некоторые люди в этот день становятся более раздражительными и нервозными. Об этом психолог Светлана Трошина написала в статье «Что такое синдром понедельника и как от него избавиться», которая опубликована специализированным сайтом- справочником по фобиям и страхам Psichophobia.ru. «Раздражительность человека по понедельникам негативно отражается на психоэмоциональном фоне в целом. Возникают проблемы в отношениях с родными, друзьями, коллегами. Появляются внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы, накапливаются соматические (телесные) заболевания», – так Светлана Трошина оценивает негативное влияние «синдрома понедельника» на жизнь людей. Схожее мнение голландский писатель, специалист по поведенческой психологии Йооп Сгрийверс высказал в сочинении «Понедельник – день тяжелый. Книга-утешение для всех работающих» (пер. Е. И. Незлобиной, М., 2006 г.).

Автор считает, что многие люди регулярно испытывают по понедельникам такие сильные эмоции как страх, гнев, отвращение и печаль. На таком негативном фоне неизбежно возникают различные недомогания, вроде головной боли, тошноты, слабости или повышенной утомляемости. Возможно, именно поэтому дела, начатые в понедельник, нередко не приносят ожидаемого результата. А данные себе обещания (сесть на диету, заняться спортом, бросить курить и т.п.) так и остаются нереализованными.
Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. +1
    Тролльчаток разума
    Читатель | 6 667 коммент | 0 публикаций | 19 октября 2025 19:12
    Ну ладно, со "средой" более-менее проя́снело...
    Однако не раскрыто, отчего это вторник (второй день), четверг (четвёртый день), пятница (пятый день) названы именно так, как названы
    Показать
    1. +5
      Инженер
      Журналисты | 6 572 коммент | 906 публикаций | 19 октября 2025 20:04
      С четвергом и пятницей всё просто — четвёртый и пятый дни после дня не-делания. А вот суббота совсем из другой оперы: здесь ни цифры шесть, ни намёка на конец недели или христианский праздник. Как испанское sábado и румынское sâmbătă, она восходит к ивритскому שבת («Шаббат»), что значит «покой, отдых». Тот же корень слышен в арабском, персидском и грузинском языках.Так сошлись в русской неделе два дня отдыха, два выходных, начало и конец седмицы — суббота и неделя (воскресенье).
      Показать
  2. 0
    Рус
    Читатель | 4 355 коммент | 6 публикаций | 19 октября 2025 23:17
    Интересно.
    Могу, конечно, ошибаться, но мне это кажется несколько иначе:
    Дело в том, что в христианстве ВООБЩЕ ВСЁ "календарное" начинается "от Христа".
    Даже - летоисчисление.
    Не то, что какие-то там "дни недели"...
    А в Иудее (до Христа) был принят календарь, где "воскресенья" вообще не было.
    И Сам Христос жил ПО ТОМУ календарю.
    Суббота (шаббат) - это был день отдыха. Как "день" он "счетом" у иудеев ни как в календаре не учитывался. Ибо НИЧЕГО в шаббат делать было нельзя (и сейчас тоже нельзя в еврейской вере). И сам день этот был особенным, отличным от дней "идущих по счету" ОБЫЧНЫХ: "И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих..." (Бытие.2:3)
    А пятница, перед ним - это был шестой день недели: он считался, если говорить по-нынешнему, с вечера четверга до вечера пятницы.
    "Шаббат"-суббота длилась до захода солнца в этот день.
    То есть: суббота-шаббат начинается с вечера пятницы, и длится "до захода солнца в субботу". А потом сразу наступает "первый день" недели: "воскресенья" не существовало.
    Так, Христос был распят в пятницу (оттого у нас теперь есть "страстная пятница": кто говорит, что Христа распяли в среду - перечит Библии), которая была не 5-ым, а 6-ым днем календаря.
    Распяли Его в шестой день недели по еврейскому календарю не случайно: "шаббат" наступал уже с вечера того же дня, а в шаббат ничего делать было нельзя. И казнить, и мертвецов снимать, и хоронить - тоже нельзя.
    У иудеев дни календаря так прямо и назывались: 1-й день, 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой, потом - шаббат.
    То есть, от "еврейского календаря", у нас, можно сказать, нет других "названий дней недели" на еврейском языке, кроме одного: "суббота". (А если считать, что "есть" - то эти дни СДВИНУТЫ на один позже: вставлено "воскресенье" на место "первого дня")
    Так как, ПОСЛЕ Христа, с развитием христианства, были приняты изменения в календаре.
    Суббота - она так и осталась, как: "день, в который Бог отдыхал".
    А следом появилось - "воскресенье".
    Почему?
    Потому что Христос ВОСКРЕС на ТРЕТИЙ ДЕНЬ после Его распятия, и ухода к Отцу в этот же "шестой день", и последующего захоронения Его тела (всё это успело произойти с утра до вечера пятницы по нынешнему календарю - до наступления шаббата).
    А третий день после распятия выпал на иудейский "первый день", он стал называться "воскресеньем".
    То есть:
    - в пятницу - Христа распяли.
    Чтобы смерть всех распятых (Христа и тех, кто рядом с Христом) наступила до шаббата - до начала вечера в этот день распятия - Христу должны были, как и разбойникам, перебить голени. Но солдаты, перебив голени разбойникам, Иисусу этого не сделали. Так как увидели, что он уже умер /а чтоб точно убедиться в этом, солдат Логвин, для верности, ткнул Христа копьем в бок, нанеся глубокую рану/; в тот же день было снятие Его тела с креста, и перенесение на место погребения - в выдолбленное в скале место, закрываемое сдвигаемым камнем /тогда это было традиционное погребение/;
    - в шаббат-субботу (с вечера пятницы до заката солнца в субботу, и ночью до утра "первого дня" - так как ещё просто темно было) место погребения ни кто не тревожил: нельзя было по вере.
    К тому же, у погребального камня дополнительно стояла стража: иудеи упросили Пилата поставить солдат для охраны гроба.
    Ведь им было известно: Иисус говорил: "На третий день /от смерти/ - воскресну".
    И иудеи, не веря в Его воскресение, опасались, что кто-то из последователей Христа выкрадет Его тело из гроба до наступления этого "третьего дня от распятия". Чтоб потом всем сказать: "Смотрите: Его тела во гробе нет: Христос воскрес на третий день, как Он то и говорил!"
    Пилат с ними согласился: охранять гроб поставили стражу (эти воины в страже, понятное дело, были не христианами, и не иудеями).
    Однако, хотя Христос и был погребен до шаббата, но сделано это было наспех, ещё не совсем по иудейскому обычаю: женщины приготовили масла обтереть Его тело, но просто ещё не успели этого сделать. Поэтому прийти ко гробу, чтоб закончить обряд, они имели возможность только после шаббата, в первый день по еврейскому календарю (ныне это - "воскресенье").
    - но, когда Мария Магдалина, в этот "первый день" с утра, первой пришла ко гробу, она обнаружила, что гробница пуста. Так в календаре у нас появилось "ВОСКРЕСенье" - вместо "первого дня": ведь после субботы, на третий день после казни, Христос ВОСКРЕС.
    Поэтому, в календаре христиан, "первый день" стал понедельником (первая, или "новая" неделя). Далее - вторник (второй день недели), среда (середина недели), четверг (четвертый день), пятница (пятый день). Суббота стала "шестым днем", а ГЛАВНЫМ стало - Воскресение Господне.
    И у христиан появилось два выходных дня по "вере": в субботу Бог отдыхал (и всем велел), а в воскресенье - ВОСКРЕС Сын Божий.
    Вообще, воскресение Господне - это самый главный праздник христианства. Воскресение Господне - это САМА СУТЬ христианской веры.
    Ибо: "...если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна..." (1-ое Коринфянам 15:17)
    Поэтому не удивительно, что нам всем о ТОМ СОБЫТИИ идет "календарное" НАПОМИНАНИЕ еженедельное: воскресенье для христианина даже важнее субботы (ведь Христос в субботу кое-что делал, объясняя "запреты" по-своему... значит, в отличие от иудеев, и нам тоже так можно).
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.