Агентурная сеть. Как детей вербуют в онлайн-играх для совершения терактов
Подростки не до конца отличают виртуальный мир от реального, чем и пользуется враг
«Привет! Спасибо за то, что подсказала название ТЦ. Это поможет координировать украинские БПЛА. Ну а тебя и всю твою семью мы найдём и убьём. Если хочешь избежать проблем, выполни для нас ещё одно задание. За него мы уже готовы заплатить».
Примерно так сейчас выглядят типовые сообщения от украинских вербовщиков, которые толкают подростков на совершение терактов и диверсий. Причём «типовые» – ключевое слово. Противник развернул целую сеть специалистов, которая практически круглосуточно занимается подбором новых и новых исполнителей.
Игры и мессенджеры
Для тех, кто вырос в эпоху интернета, границы между цифровым и реальным миром практически не существует. А это значит, что работать с такими детьми проще: они всегда на связи в сети, дружат и ссорятся в двух мирах параллельно. И это даёт вербовщикам огромную возможность влиять на ребят. После того как установлен контакт в цифровом пространстве, они могут спровоцировать подростков на действия в реальном. Сделать это несложно. «Под угрозой в большинстве своём находятся подростки и молодёжь. Они не задают лишних вопросов, радуются даже небольшой сумме доходов, лёгкому заработку, некритичны к сомнительным предложениям, верят даже вновь появившимся приятелям», – подчёркивает куратор платформы ОНФ «Мошеловка» Алла Храпунова.
Сейчас, по словам сотрудников полиции из отдела «К», основных каналов вербовки несовершеннолетних несколько. Первый – мессенджеры и социальные сети. С их помощью можно заранее собрать цифровой портрет ребёнка, узнать его интересы и после стать «другом», который предложит «темку».
Ещё один способ – контакт через онлайн-игры. В обмен на «призы» или «прокачку» детям предлагают совершить какие-то действия за пределами игры. Это элемент вербовки подростков – геймификация (от слова game – «игра, использование элементов игры в реальной жизни». – Ред.). Цепочка от начала беседы до получения обещанного приза может быть представлена ребёнку в виде игры. Причём задания начинаются с безобидного предложения: вступить в группу и обменяться адресами, а заканчивается всё поджогом или диверсией.
Третий путь – сервисы для знакомств. Там новые контакты предлагают обменяться геолокацией, а после представляются «майором МВД» и начинают обвинять несовершеннолетнего в поддержке ВСУ. Для искупления вины предлагают либо провести «обыск по видеозвонку» с показом банковских карт родителей, либо «помочь поймать диверсантов».
К слову, именно так организовали недавний поджог кинозала в одном из торговых центров: 16-летний подросток, поддавшись на провокации, разлил в кинозале канистру бензина и поджёг его. Никто не пострадал, но парню грозит длительный срок. Ещё одна форма вербовки – предложения о работе. Под видом «оператора лотереи», «логиста переводов» и даже «курьера» подсовывают участие в мошенничестве.
130 кол-центров
«Мы упустили молодое поколение, которое сутками сидит в гаджетах. Школа детей учит, но не воспитывает. У родителей, которые зарабатывают на жизнь, времени на детей тоже мало. Вот и получается, что ребята уходят с головой в мессенджеры. Там они и становятся жертвами», – считает президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.
По его словам, против России работают как украинские спецслужбы, так и агентура НАТО.
«В подборе исполнителей участвуют 130 кол-центров на Украине. Их сотрудники выбирают цели среди детей из малообеспеченных семей. Такой школьник тоже хочет купить модные кроссовки, гаджеты. И когда ему предлагают лёгкие деньги, он и идёт на преступления. В какой-то степени даже не осознавая, что творит», – подчёркивает эксперт.
С этим согласна и Храпунова: «В большинстве своём вербуемым предлагают деньги – именно они главный интерес участия в схемах. Но встречаются и действия под угрозой. Детям рассказывают про опасность для самого подростка или его близких. Дети легко внушаемы, зачастую боятся родительского наказания, поэтому верят».
Как отмечает Гончаров, сейчас ежедневно происходит по два-три задержания несовершеннолетних. А это говорит о том, что противник обладает огромной агентурой на нашей территории. «Школьник соглашается за 5 тысяч нарушить закон и бежит что-то поджигать, отправляет отчёт куратору. Ну а тот просто шлёт его подальше и блокирует. Ребёнок превращается в одноразового исполнителя, судьба которого предопределена», – объясняет эксперт.
На что обращать внимание
Психолог Анастасия Вайнер выделила основные признаки того, что на ребёнка могут воздействовать вербовщики.
■ Повышение скрытности. Подросток начинает прятать телефон, ставить новые пароли, чистить переписки, выключать звуки уведомлений или уходить отвечать на сообщения в другую комнату.
■ Необычные финансовые запросы или внезапно появившиеся средства. Школьник может начать просить у родителей деньги на какие-то «дела», не раскрывая их сути, или, наоборот, у него внезапно могут появиться деньги.
■ Склонность к риску. Ребёнок, как и герой Достоевского, начинает рассуждать о «героизме», «миссии» и пытается доказать, что он не слабак.
■ Анонимные контакты в мессенджерах. Появление в телефоне новых диалогов с неизвестными людьми.
■ Нарушение режима сна. Поздние переписки, попытки уйти вечером из дома.
■ Разговор чужими словами. Ребёнок может начать говорить будто бы не свои фразы про борьбу, высказывать суждения, которые услышал у кого-то.
На общих основаниях: вплоть до пожизненного
Заслуженный юрист России Иван Соловьёв:
– За осуществление теракта уголовная ответственность наступает с 14 лет. Поэтому приговор подросткам выносится на общих основаниях. Сроки по этой статье грозят крайне серьёзные: начиная от 12 лет и вплоть до пожизненного заключения.
Молодым людям, начиная с 14 лет, с 8-го класса, и до университета включительно, нужно объяснять методы вербовки и мошенничества, чтобы они не стали исполнителями и жертвами преступлений. Если мы не начнём этого делать, то будем и дальше сталкиваться с такими же процессами, которые происходят сейчас.
Реальные сроки
По данным Судебного департамента Верховного суда, за шесть месяцев 2025 года по статьям «терроризм» и «диверсия» осуждены 42 несовершеннолетних. В целом же, как сообщает Национальный антитеррористический комитет, 65% задержанных за преступления террористического характера за этот период – школьники.
■ 28 ноября 2025 г. Три подростка из Иркутской области получили от 6,5 до 9 лет за поджог релейного шкафа и станции сотовой связи, попытки поджога военных самолётов и помещения для сбора гуманитарной помощи.
■ 14 октября 2025 г. на 6 лет осуждён молодой человек из Кировской области. В августе 2024 г. он по указке куратора с Украины поджёг распределительный щит трансформатора на ж/д станции. Дело в отношении его сообщников ещё расследуется.
■ 19 марта 2025 г. в Калужской области два молодых человека осуждены за поджог станции сотовой связи. Куратор с Украины обещал им денег, но после выполнения кинул их. Теперь парни сядут на 8 и 7 лет.
Источник
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)










