Новости ВПК, Армии и Флота России (12-11-2015)
"Стратегия": радиационная, химическая и биологическая защита
Китайские и российские радары смогут видеть сквозь американское антирадарное покрытие «стелс»
Тихоокеанский флот России прирос новой подводной лодкой с баллистическими ракетами

Тихоокеанский флот России добавил в свой состав ракетную подводную лодку нового поколения, что в соответствии с имеющимися сообщениями, стало первым обновлением такого уровня со времен холодной войны.
"ВЛАДИМИР МОНОМАХ", подводная лодка класса "Борей" ("Северный Ветер"), присоединился к флоту в конце сентября, следуя за введением в строй на российском Северном флоте в прошлом году другого корабля класса "Борей", "ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО".
Произведённый морским технико-конструкторским бюро "Рубин", "Борей" по всем критическим показателям является значительным шагом вперед по сравнению с устаревающими подводными лодками класса "Тайфун" и "Дельта IV", которых он заменяет. С длиной в почти 580 футов, "Борей" является большим кораблём, но при этом благодаря использованию передовых технологий, в том числе насосно-реактивных движителей его ядерного реактора, он также существенно тише по сравнению с его относительно шумными предшественниками, что создает проблему для охотников-убийц подводных лодок ВМС США.
Каждый "Борей" будет иметь экипаж из 107 человек, из которых 55 будут офицерами. С учётом научно-исследовательских расходов, "Борей" будет стоить около $ 700 млн за лодку, что гораздо меньше, чем сопоставимые подводные лодки США класса "Огайо", расходы на которые составляют около $ 2 млрд.
Коммерческие спутниковые снимки показывают, что российский флот также занимался модернизацией инфраструктурной поддержки на своих объектах Тихоокеанского флота. Россия, как ожидается, поставит на вооружение по меньшей мере восемь подводных лодок класса "Борей" в рабочем состоянии к 2020 году.
Класс "Борей" предназначен для запуска ядерных баллистических ракет на межконтинентальные расстояния. На борту "Борея" размещаются от 12 до 16 ракет "Булава", каждая из которых способна нести от шесть до десяти боеголовок, обладающих возможностью маневрирования и другими контрмерами против их перехвата. Дальность оценивается примерно в 5157 миль. "Борей" также может защитить себя запусками как обычных, так и ядерных торпед.
Со сроком службы, расширенным, как ожидается, по крайней мере до 2040 года, "Борей" станет заметной частью в межконтинентальных атакующих возможностях российских военных. "Борей" не является панацеей от различных эксплуатационных ограничений ВМФ, в том числе от весьма ограниченных возможностей проектирования. Тем не менее, это современный корабль и его общие возможности эквивалентны тем, которын развернуты США и другими западными флотами.
"Борей" также является частью большого плана президента России Владимира Путина по повышению межконтинентальных и тактических возможностей российской армии. В июне Путин заявил, что Ракетные войска стратегического назначения получат 40 новых ракет большой дальности, вероятно, включая РС-24 (СС-27).
Тем не менее, по-прежнему, остаются пробелы в плане модернизации России. ВВС России, в настоящее время, оставило пока в своё время высоко-оцениваемый план развития невидимого, гиперзвукового стратегического бомбардировщика в пользу выделение ресурсов, в обозримом будущем, на модифицированную версию ныне эксплуатироуемого Ту-160. Источник
Морская авиация Черноморского флота получит новейшие истребители Су-30СМ
Ракетные комплексы "Вихрь" появятся в войсках в начале 2016 года
Машины для ЗРК "Бук" отправили на экспорт
Cистемы С-400 прикроют от воздушных ударов важные объекты в РФ
Огнемет "Шмель" американские СМИ назвали "вселяющим ужас"
В «Звездном городке» представили робототехническую систему «Андронавт»

Фото: © РИА Новости. Стрингер
По сообщению пресс-службы Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Юрия Гагарина, в рамках XI Международной научно-практической конференции «Пилотируемые полеты в космос», которая откроется 10 ноября в Центре подготовки космонавтов, планируется демонстрация новой антропоморфной робототехнической системы «Андронавт», разработанной для космической отрасли.
Система «Андронавт» разработана зеленоградской фирмой «Нейроботикс». Это человекоподобный робот, способный распознавать человеческие эмоции, а также оказывать информационную и психологическую поддержку космонавтам.
«В недалеком будущем, после увеличения жилого объема российского сегмента МКС, такой робот должен обязательно появиться на станции. Он, безусловно, будет полезен на борту, в том числе для выполнения механической однообразной работы при проведении определенных экспериментов», – приводятся в сообщении слова космонавта Олега Артемьева.
При этом руководитель проекта в ЦПК Игорь Сохин отметил, что: «Появление робота-помощника на МКС, с одной стороны, разгрузит деятельность космонавта, а с другой – может усложнить систему, так как между «профессиональной средой» и космонавтом появится новый участник – робот-помощник. Поэтому в этой области очень важны и необходимы дополнительные эргономические исследования, которые позволят получить дополнительные знания в области изучения системы взаимодействия робота и человека».
«Андронавт» относится к последней категории робототехнических систем. Управление роботом можно выполнять с Земли оператором Центра управления полетами. В автоматическом режиме робот-помощник должен обеспечить помощь экипажу при выполнении различных полетных операций, например, подать космонавту необходимый инструмент. «Андронавт», оснащенный многомодальным интерфейсом, способен оказывать и информационную поддержку: оператор может задать вопрос и получить на него ответ с помощью голосового сообщения или прочитать мультимедийный текст на планшете. Кроме информационной «подсказки», прорабатывается вопрос обеспечения «Андронавтом» психологической поддержкой членов экипажа. Источник
В России разработан комплекс для борьбы с воздушно-космическими угрозами
Начальник войск РХБ защиты Вооруженных сил РФ Эдуард Черкасов рассказывает о том, какие основные задачи стоят перед его подразделением, которое занимается проблемами радиационной, химической и биологической защитой. Источник
Китайские и российские радары смогут видеть сквозь американское антирадарное покрытие «стелс»
В последнее время в России и Китае наблюдается развитие средств радиолокации, которое может привести к тому, что американские истребители с антирадарным покрытием «стелс» с их помощью можно будет не только увидеть, но, что гораздо важнее, осуществить наведение на цель. Об этом заявил бывший высокопоставленный руководитель Военно-морских сил США в своем интервью для информационного ресурса Военно-морского института США в Аннаполисе.

Истребитель F-35B Lightning II взлетает с палубы десантного корабля USS Wasp (LHD-1), 2013 год.
Американские истребители, такие как Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Lighting II Joint Strike Fighter (JSF), защищены при помощи стелс-технологии, оптимизированной лишь для высокочастотных радаров, но остаются уязвимыми для низкочастотных излучений.
До сих пор такая сосредоточенность на высокочастотном диапазоне не представляла собой проблемы, поскольку низкочастотные радары традиционно были не способны обеспечить качества слежения, необходимого для наведения оружия на цель.
Как многоцелевой истребитель F-35, так и F-22 Raptor, защищены от высокочастотной радиолокации в диапазонах Ku, X, C и частично в S-диапазоне. Однако оба самолета можно увидеть на радарах потенциальных противников, работающих с более длинноволновыми излучениями, например в диапазонах L, UHF и VHF. Другими словами, российские и китайские радары могут засечь самолет с антирадарным покрытием, но пока недостаточно четко видят его, чтобы дать точные координаты для наведения ракеты.
Однако, в последнее время ситуация начинает меняться. «Радиолокационные устройства, применяемые для обнаружения целей и управления огнем начали работать в более низкочастотном спектре», заявил бывший высокопоставленный офицер ВМС США в понедельник. Благодаря повышенной производительности компьютеров низкочастотные радары становятся все более эффективными, точность отслеживания цели существенно выросла. «Я не понимаю, как мы сможем выжить без низкочастотного антирадарного покрытия в новых условиях в 2020 или 2030 году», заявил он.
Кроме того, на новых боевых кораблях потенциальных противников все чаще устанавливаются как высокочастотные, так и низкочастотные радары. «Наши вероятные противники устанавливают низкочастотные радары на свои надводные боевые корабли наряду с обычными высокочастотными системами», сказал американский эксперт.
Так, китайские корабли типа 52C Luyang II и 52D Luyang III оборудованы радиолокационными системами, работающими как в высокочастотном, так и в низкочастотном диапазонах.

Первый из эскадренных миноносцев военно-морских сил Китайской народно-освободительной армии Type 052D Luyang III
Если не удастся обеспечить защиту от радаров с такими характеристиками, самолет не будет обладать достаточной выживаемостью. Низкочастотные радары смогут передавать полученную информацию высокочастотным, и в результате цель будет захвачена.
При этом следует подчеркнуть, что даже чрезмерно превозносимая американская «Военно-морская система интегрированного господства в воздухе» (NIFC-CA) не особенно в состоянии помочь в этой ситуации. Во-первых, учитывая широкое распространение низкочастотных радиолокационных систем, возникают серьезные вопросы по поводу способности истребителей F-35C выживать в условиях применения наиболее современных средств противовоздушной обороны», заявил бывший чиновник ВМС США. Для обеспечения их выживаемости против таких комбинированных радиолокационных сетей, необходимо покрытие, защищающее от всего спектра излучения.
Во вторых, китайцы и русские почти наверняка будут использовать свой значительный потенциал в области кибернетических и электронных атак для подавления NIFC-CA, которая почти на сто процентов зависит от работы каналов передачи данных. «Я сомневаюсь, будут ли эти каналы работать достаточно хорошо в чрезвычайно напряженном радио-эфире, когда будет задействовано огромное количество систем радиоэлектронной борьбы», добавил он.
Более того, наиболее сильные из потенциальных противников США, Китай и Россия, разрабатывают противорадиолокационные ракеты дальнего радиуса действия, которые могут наносить удар по центральному узлу системы NIFC-CA, палубному самолету дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D Advanced Hawkeye компании «Northrop Grumman».

Тест E-2D Hawkeye в составе испытательной эскадрильи ВВС США (VX) 1, 27 августа 2013 года
«Я думаю, что антирадиолокационные самонаводящиеся вооружения которые являются пассивными и обладают большим радиусом действия, представляют собой крайне серьезную опасность, поскольку система NIFC-CA практически не в состоянии им противодействовать», добавил эксперт.
В сущности, отсутствие у Военно-морских сил США самолета, защищенного во всем диапазоне частот, на палубе авианосца, предоставляет мощные аргументы сторонникам применения палубных ударно-разведывательных беспилотных летательных аппаратов (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike/UCLASS), которые могут противодействовать самым современным системам противовоздушной обороны противника. Будучи лишенным такой возможности, авианосный флот ВМС США просто утратит целесообразность, сказал в заключение бывший сотрудник ВМС.
Источник для MixedNews

Истребитель F-35B Lightning II взлетает с палубы десантного корабля USS Wasp (LHD-1), 2013 год.
Американские истребители, такие как Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Lighting II Joint Strike Fighter (JSF), защищены при помощи стелс-технологии, оптимизированной лишь для высокочастотных радаров, но остаются уязвимыми для низкочастотных излучений.
До сих пор такая сосредоточенность на высокочастотном диапазоне не представляла собой проблемы, поскольку низкочастотные радары традиционно были не способны обеспечить качества слежения, необходимого для наведения оружия на цель.
Как многоцелевой истребитель F-35, так и F-22 Raptor, защищены от высокочастотной радиолокации в диапазонах Ku, X, C и частично в S-диапазоне. Однако оба самолета можно увидеть на радарах потенциальных противников, работающих с более длинноволновыми излучениями, например в диапазонах L, UHF и VHF. Другими словами, российские и китайские радары могут засечь самолет с антирадарным покрытием, но пока недостаточно четко видят его, чтобы дать точные координаты для наведения ракеты.
Однако, в последнее время ситуация начинает меняться. «Радиолокационные устройства, применяемые для обнаружения целей и управления огнем начали работать в более низкочастотном спектре», заявил бывший высокопоставленный офицер ВМС США в понедельник. Благодаря повышенной производительности компьютеров низкочастотные радары становятся все более эффективными, точность отслеживания цели существенно выросла. «Я не понимаю, как мы сможем выжить без низкочастотного антирадарного покрытия в новых условиях в 2020 или 2030 году», заявил он.
Кроме того, на новых боевых кораблях потенциальных противников все чаще устанавливаются как высокочастотные, так и низкочастотные радары. «Наши вероятные противники устанавливают низкочастотные радары на свои надводные боевые корабли наряду с обычными высокочастотными системами», сказал американский эксперт.
Так, китайские корабли типа 52C Luyang II и 52D Luyang III оборудованы радиолокационными системами, работающими как в высокочастотном, так и в низкочастотном диапазонах.

Первый из эскадренных миноносцев военно-морских сил Китайской народно-освободительной армии Type 052D Luyang III
Если не удастся обеспечить защиту от радаров с такими характеристиками, самолет не будет обладать достаточной выживаемостью. Низкочастотные радары смогут передавать полученную информацию высокочастотным, и в результате цель будет захвачена.
При этом следует подчеркнуть, что даже чрезмерно превозносимая американская «Военно-морская система интегрированного господства в воздухе» (NIFC-CA) не особенно в состоянии помочь в этой ситуации. Во-первых, учитывая широкое распространение низкочастотных радиолокационных систем, возникают серьезные вопросы по поводу способности истребителей F-35C выживать в условиях применения наиболее современных средств противовоздушной обороны», заявил бывший чиновник ВМС США. Для обеспечения их выживаемости против таких комбинированных радиолокационных сетей, необходимо покрытие, защищающее от всего спектра излучения.
Во вторых, китайцы и русские почти наверняка будут использовать свой значительный потенциал в области кибернетических и электронных атак для подавления NIFC-CA, которая почти на сто процентов зависит от работы каналов передачи данных. «Я сомневаюсь, будут ли эти каналы работать достаточно хорошо в чрезвычайно напряженном радио-эфире, когда будет задействовано огромное количество систем радиоэлектронной борьбы», добавил он.
Более того, наиболее сильные из потенциальных противников США, Китай и Россия, разрабатывают противорадиолокационные ракеты дальнего радиуса действия, которые могут наносить удар по центральному узлу системы NIFC-CA, палубному самолету дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D Advanced Hawkeye компании «Northrop Grumman».

Тест E-2D Hawkeye в составе испытательной эскадрильи ВВС США (VX) 1, 27 августа 2013 года
«Я думаю, что антирадиолокационные самонаводящиеся вооружения которые являются пассивными и обладают большим радиусом действия, представляют собой крайне серьезную опасность, поскольку система NIFC-CA практически не в состоянии им противодействовать», добавил эксперт.
В сущности, отсутствие у Военно-морских сил США самолета, защищенного во всем диапазоне частот, на палубе авианосца, предоставляет мощные аргументы сторонникам применения палубных ударно-разведывательных беспилотных летательных аппаратов (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike/UCLASS), которые могут противодействовать самым современным системам противовоздушной обороны противника. Будучи лишенным такой возможности, авианосный флот ВМС США просто утратит целесообразность, сказал в заключение бывший сотрудник ВМС.
Источник для MixedNews
Тихоокеанский флот России прирос новой подводной лодкой с баллистическими ракетами

Тихоокеанский флот России добавил в свой состав ракетную подводную лодку нового поколения, что в соответствии с имеющимися сообщениями, стало первым обновлением такого уровня со времен холодной войны.
"ВЛАДИМИР МОНОМАХ", подводная лодка класса "Борей" ("Северный Ветер"), присоединился к флоту в конце сентября, следуя за введением в строй на российском Северном флоте в прошлом году другого корабля класса "Борей", "ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО".
Произведённый морским технико-конструкторским бюро "Рубин", "Борей" по всем критическим показателям является значительным шагом вперед по сравнению с устаревающими подводными лодками класса "Тайфун" и "Дельта IV", которых он заменяет. С длиной в почти 580 футов, "Борей" является большим кораблём, но при этом благодаря использованию передовых технологий, в том числе насосно-реактивных движителей его ядерного реактора, он также существенно тише по сравнению с его относительно шумными предшественниками, что создает проблему для охотников-убийц подводных лодок ВМС США.
Каждый "Борей" будет иметь экипаж из 107 человек, из которых 55 будут офицерами. С учётом научно-исследовательских расходов, "Борей" будет стоить около $ 700 млн за лодку, что гораздо меньше, чем сопоставимые подводные лодки США класса "Огайо", расходы на которые составляют около $ 2 млрд.
Коммерческие спутниковые снимки показывают, что российский флот также занимался модернизацией инфраструктурной поддержки на своих объектах Тихоокеанского флота. Россия, как ожидается, поставит на вооружение по меньшей мере восемь подводных лодок класса "Борей" в рабочем состоянии к 2020 году.
Класс "Борей" предназначен для запуска ядерных баллистических ракет на межконтинентальные расстояния. На борту "Борея" размещаются от 12 до 16 ракет "Булава", каждая из которых способна нести от шесть до десяти боеголовок, обладающих возможностью маневрирования и другими контрмерами против их перехвата. Дальность оценивается примерно в 5157 миль. "Борей" также может защитить себя запусками как обычных, так и ядерных торпед.
Со сроком службы, расширенным, как ожидается, по крайней мере до 2040 года, "Борей" станет заметной частью в межконтинентальных атакующих возможностях российских военных. "Борей" не является панацеей от различных эксплуатационных ограничений ВМФ, в том числе от весьма ограниченных возможностей проектирования. Тем не менее, это современный корабль и его общие возможности эквивалентны тем, которын развернуты США и другими западными флотами.
"Борей" также является частью большого плана президента России Владимира Путина по повышению межконтинентальных и тактических возможностей российской армии. В июне Путин заявил, что Ракетные войска стратегического назначения получат 40 новых ракет большой дальности, вероятно, включая РС-24 (СС-27).
Тем не менее, по-прежнему, остаются пробелы в плане модернизации России. ВВС России, в настоящее время, оставило пока в своё время высоко-оцениваемый план развития невидимого, гиперзвукового стратегического бомбардировщика в пользу выделение ресурсов, в обозримом будущем, на модифицированную версию ныне эксплуатироуемого Ту-160. Источник
Морская авиация Черноморского флота получит новейшие истребители Су-30СМ
Многофункциональные истребители Су-30СМ поставят морской авиации Черноморского флота в 2016 году. Они сменят фронтовые бомбардировщики Су-24. Об этом рассказал временно исполняющий обязанности начальника отдела информационного обеспечения ЧФ капитан II ранга Николай Воскресенский.
Как сообщает РИА Новости, замена бомбардировщиков на истребители производится в рамках перевооружения Черноморского флота. Черноморцам также поставят новый арсенал средств воздушного поражения для самолётов.
«В соответствии с планом перевооружения ЧФ на новые образцы военной техники в 2016 году морская авиация флота получит ещё несколько самолётов Су-30СМ. Также в январе следующего года 20 черноморских лётчиков пройдут переподготовку на новые типы самолётов», — цитирует агентство слова Воскресенского. Источник
Как сообщает РИА Новости, замена бомбардировщиков на истребители производится в рамках перевооружения Черноморского флота. Черноморцам также поставят новый арсенал средств воздушного поражения для самолётов.
«В соответствии с планом перевооружения ЧФ на новые образцы военной техники в 2016 году морская авиация флота получит ещё несколько самолётов Су-30СМ. Также в январе следующего года 20 черноморских лётчиков пройдут переподготовку на новые типы самолётов», — цитирует агентство слова Воскресенского. Источник
Ракетные комплексы "Вихрь" появятся в войсках в начале 2016 года
Поставки противотанковых ракетных комплексов "Вихрь" в российские войска стартуют в первом квартале 2016 года. Об этом сообщил РИА Новости глава государственной корпорации "Ростех" Сергей Чемезов, который находится на международном авиасалоне Dubai Airshow-2015.

- Я думаю, что мы в первом квартале 2016 года завершим весь контракт на поставку ракет "Вихрь" в войска, - заявил он.
Стоимость договора между концерном "Калашников" и Министерством обороны РФ на поставку ПТРК "Вихрь" оценивается в 13 миллиардов рублей, однако количество ракетных комплексов не оглашается.
Справка РГ:
"Вихрь" - противотанковый ракетный комплекс. Предназначен для поражения бронированной техники, в том числе и оснащенной динамической защитой. Комплекс специально разработан для установки на вертолеты Ка-50, Ка-52, штурмовики Су-25Т, Су-39, малые патрульные корабли и катера. Максимальная дальность полета ракеты достигает 10 километров, а максимальная скорость движения превышает 600 километров в час. Источник

- Я думаю, что мы в первом квартале 2016 года завершим весь контракт на поставку ракет "Вихрь" в войска, - заявил он.
Стоимость договора между концерном "Калашников" и Министерством обороны РФ на поставку ПТРК "Вихрь" оценивается в 13 миллиардов рублей, однако количество ракетных комплексов не оглашается.
Справка РГ:
"Вихрь" - противотанковый ракетный комплекс. Предназначен для поражения бронированной техники, в том числе и оснащенной динамической защитой. Комплекс специально разработан для установки на вертолеты Ка-50, Ка-52, штурмовики Су-25Т, Су-39, малые патрульные корабли и катера. Максимальная дальность полета ракеты достигает 10 километров, а максимальная скорость движения превышает 600 километров в час. Источник
Машины для ЗРК "Бук" отправили на экспорт
В рамках военно-технического сотрудничества началась отгрузка компонентов зенитно-ракетного комплекса "Бук" иностранному заказчику. Какая конкретно страна является покупателем техники, пресс-служба "Ростеха" не сообщает.

Заказчик приобретает транспортную машину 9Т243 и машину для ремонта ракет 9Т458.
- Контракт на поставку данной военной техники был заключен в 2013 году. НПП "Старт" выполняет свои контрактные обязательства и осуществляет поставку изделий в срок, что и было подтверждено в ходе инспекции "Рособоронэкспорта", - сообщил генеральный директор НПП "Старт" им. А.И. Яскина Владимир Третьяков.
Отгрузка товара началась после проверки инспекции "Рособоронэкспорта" комплектности и внешнего вида готовой техники. Процесс отгрузки завершится в течение месяца.
Добавим, что НПП "Старт" входит в холдинг "Технодинамика" и производит механизмы для реактивных систем залпового огня и системы ПВО сухопутных войск, ракетного вооружения ВМФ и авиации. Среди них - системы и комплексы ГРАД, Бук М, ТОР М1, С-300, ОГОНЬ, ШТИЛЬ. Заказчиками продукции предприятия являются государства СНГ, Ближнего Востока, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Источник

Заказчик приобретает транспортную машину 9Т243 и машину для ремонта ракет 9Т458.
- Контракт на поставку данной военной техники был заключен в 2013 году. НПП "Старт" выполняет свои контрактные обязательства и осуществляет поставку изделий в срок, что и было подтверждено в ходе инспекции "Рособоронэкспорта", - сообщил генеральный директор НПП "Старт" им. А.И. Яскина Владимир Третьяков.
Отгрузка товара началась после проверки инспекции "Рособоронэкспорта" комплектности и внешнего вида готовой техники. Процесс отгрузки завершится в течение месяца.
Добавим, что НПП "Старт" входит в холдинг "Технодинамика" и производит механизмы для реактивных систем залпового огня и системы ПВО сухопутных войск, ракетного вооружения ВМФ и авиации. Среди них - системы и комплексы ГРАД, Бук М, ТОР М1, С-300, ОГОНЬ, ШТИЛЬ. Заказчиками продукции предприятия являются государства СНГ, Ближнего Востока, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Источник
Cистемы С-400 прикроют от воздушных ударов важные объекты в РФ
Концерн ПВО "Алмаз-Антей" - производитель известной во всем мире зенитной ракетной системы С-400 - передал Минобороны очередной, десятый по счету, полковой комплект "Триумфов".

Церемония состоялась на полигоне Капустин Яр в Астраханской области, где новое оружие проходило приемо-сдаточные испытания, завершившиеся успешными пусками ракет и сопровождением реальных воздушных целей. Техника показала себя отлично, и теперь, по некоторым данным, она заступит на боевое дежурство в Центральном военном округе. Произойдет это досрочно. Более того, по словам гендиректора концерна Яна Новикова, до конца нынешнего года военные получат еще один полковой комплект "четырехсоток".
Что это за оружие, можно судить по результатам его испытаний на полигонах Ашулук и Капустин Яр. Там "Триумф" умудрился одной ракетой сбить цель, летящую на скорости 2800 метров в секунду, а другой достать объект на высоте 56 км.
Серийные С-400 способны на расстоянии до 400 км вести одновременный обстрел до 36 целей и наводить на них до 72 ракет. Применение нескольких типов боеприпасов позволяет с помощью "Триумфов" создавать эшелонированную систему ПВО. "Четырехсотка" способна решать не только задачи противовоздушной, но и нестратегической противоракетной обороны. А используемые в этой системе средства автоматизации практически исключают ошибки, вызванные человеческим фактором.
Понятно, что в войсках "Триумфы" пользуются особым спросом, и заказы на них расписаны на годы вперед. Чтобы полностью и в установленные сроки удовлетворить спрос военных на С-400 и более продвинутую систему С-500, а также гарантировать высокую надежность этого оружия, его производители по максиму задействовали IT-технологии. В частности, на заводе концерна в Омске установили роботизированную линию по производству радиоэлектроники для зенитных ракетных систем. По словам Яна Новикова, с вводом этого объекта в строй производительность труда по профильным направлениям на заводе вырастет примерно в 12 раз.
Систему С-400 минобороны в том числе использует для прикрытия от ударов с воздуха расположенных в столице органов государственной власти, военных штабов, крупнейших научных и производственных комплексов. В декабре прошлого года на боевое дежурство по охране московского неба заступил полк "Триумфов", базирующийся под Подольском. Аналогичные части стоят под Электросталью, Дмитровом и Звенигородом. Если говорить в целом, то к 2020 году защищать Москву и Центральный промышленный район России будут 12 полков С-400. Этот противоракетный щит выстроят из четырех разбитых по высотам и дальности секторов, каждый из которых прикроют подразделения ПВО и ПРО. Их основой на ближайшие годы как раз станет знаменитый "Триумф".
Этой весной полковой комплект С-400 доставили на Камчатку. А чуть ранее полк "Триумфов" заступил на боевое дежурство на Кольском полуострове. "Четырехсотки" также стоят на вооружении других частей противовоздушной обороны. Источник

Церемония состоялась на полигоне Капустин Яр в Астраханской области, где новое оружие проходило приемо-сдаточные испытания, завершившиеся успешными пусками ракет и сопровождением реальных воздушных целей. Техника показала себя отлично, и теперь, по некоторым данным, она заступит на боевое дежурство в Центральном военном округе. Произойдет это досрочно. Более того, по словам гендиректора концерна Яна Новикова, до конца нынешнего года военные получат еще один полковой комплект "четырехсоток".
Что это за оружие, можно судить по результатам его испытаний на полигонах Ашулук и Капустин Яр. Там "Триумф" умудрился одной ракетой сбить цель, летящую на скорости 2800 метров в секунду, а другой достать объект на высоте 56 км.
Серийные С-400 способны на расстоянии до 400 км вести одновременный обстрел до 36 целей и наводить на них до 72 ракет. Применение нескольких типов боеприпасов позволяет с помощью "Триумфов" создавать эшелонированную систему ПВО. "Четырехсотка" способна решать не только задачи противовоздушной, но и нестратегической противоракетной обороны. А используемые в этой системе средства автоматизации практически исключают ошибки, вызванные человеческим фактором.
Понятно, что в войсках "Триумфы" пользуются особым спросом, и заказы на них расписаны на годы вперед. Чтобы полностью и в установленные сроки удовлетворить спрос военных на С-400 и более продвинутую систему С-500, а также гарантировать высокую надежность этого оружия, его производители по максиму задействовали IT-технологии. В частности, на заводе концерна в Омске установили роботизированную линию по производству радиоэлектроники для зенитных ракетных систем. По словам Яна Новикова, с вводом этого объекта в строй производительность труда по профильным направлениям на заводе вырастет примерно в 12 раз.
Систему С-400 минобороны в том числе использует для прикрытия от ударов с воздуха расположенных в столице органов государственной власти, военных штабов, крупнейших научных и производственных комплексов. В декабре прошлого года на боевое дежурство по охране московского неба заступил полк "Триумфов", базирующийся под Подольском. Аналогичные части стоят под Электросталью, Дмитровом и Звенигородом. Если говорить в целом, то к 2020 году защищать Москву и Центральный промышленный район России будут 12 полков С-400. Этот противоракетный щит выстроят из четырех разбитых по высотам и дальности секторов, каждый из которых прикроют подразделения ПВО и ПРО. Их основой на ближайшие годы как раз станет знаменитый "Триумф".
Этой весной полковой комплект С-400 доставили на Камчатку. А чуть ранее полк "Триумфов" заступил на боевое дежурство на Кольском полуострове. "Четырехсотки" также стоят на вооружении других частей противовоздушной обороны. Источник
Огнемет "Шмель" американские СМИ назвали "вселяющим ужас"
Возможности российского ручного реактивного огнемета "Шмель" впечатлили американские СМИ. Издание Popular Mechanics назвало оружие "вселяющим ужас".
В публикации обращается внимание на "Шмеля" в модификации РПО-А с использованием термобарического боеприпаса. Поводом стало то, что, по данным СМИ, эти пехотные огнеметы были замечены у бойцов САР.
В материале отмечается, что "несмотря на милое название, мощность "Шмеля" вселяет ужас всем, против кого используется".
Боеприпас огнемета представляет собой ракету, начиненную огненной смесью. За счет комбинации взрывчатого вещества и сжигаемого топлива разрушительная сила становится невероятной для оружия такого типа. При достижении цели происходит распыление горючей смеси, при воспламенении которой детонирует взрывной снаряд.
- Ударная волна и огненный шар диаметром до шести-семи метров не оставляют шансов. Термобарический взрыв особенно полезен против находящейся в бункерах или траншеях живой силы и даже бронетехники, - говорится в статье.
Автор отмечает, что при весьма простом механизме использования и максимальной дальности действия примерно около 730 метров (800 ярдов) "Шмель" благодаря возникающему при реакции топливо-воздушной смеси избыточному давлению позволяет буквально "взрывать укрытия изнутри". Эта способность делает огнемет необходимым в условиях городских боев.

Справка "РГ"
"Шмель" разработан в Конструкторском бюро приборостроения в 1970 годах. Портативный реактивный огнемет является одноразовым, перезарядка не предусмотрена. Выпускается в трех модификациях: с термобарическим, зажигательным и дымовым боеприпасами. Состоит на вооружении в подразделениях войск радиационной, химической и биологической защиты, морской пехоте России, спецназе, а также в армиях ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. Источник
В публикации обращается внимание на "Шмеля" в модификации РПО-А с использованием термобарического боеприпаса. Поводом стало то, что, по данным СМИ, эти пехотные огнеметы были замечены у бойцов САР.
В материале отмечается, что "несмотря на милое название, мощность "Шмеля" вселяет ужас всем, против кого используется".
Боеприпас огнемета представляет собой ракету, начиненную огненной смесью. За счет комбинации взрывчатого вещества и сжигаемого топлива разрушительная сила становится невероятной для оружия такого типа. При достижении цели происходит распыление горючей смеси, при воспламенении которой детонирует взрывной снаряд.
- Ударная волна и огненный шар диаметром до шести-семи метров не оставляют шансов. Термобарический взрыв особенно полезен против находящейся в бункерах или траншеях живой силы и даже бронетехники, - говорится в статье.
Автор отмечает, что при весьма простом механизме использования и максимальной дальности действия примерно около 730 метров (800 ярдов) "Шмель" благодаря возникающему при реакции топливо-воздушной смеси избыточному давлению позволяет буквально "взрывать укрытия изнутри". Эта способность делает огнемет необходимым в условиях городских боев.

Справка "РГ"
"Шмель" разработан в Конструкторском бюро приборостроения в 1970 годах. Портативный реактивный огнемет является одноразовым, перезарядка не предусмотрена. Выпускается в трех модификациях: с термобарическим, зажигательным и дымовым боеприпасами. Состоит на вооружении в подразделениях войск радиационной, химической и биологической защиты, морской пехоте России, спецназе, а также в армиях ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. Источник
В «Звездном городке» представили робототехническую систему «Андронавт»

Фото: © РИА Новости. Стрингер
По сообщению пресс-службы Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Юрия Гагарина, в рамках XI Международной научно-практической конференции «Пилотируемые полеты в космос», которая откроется 10 ноября в Центре подготовки космонавтов, планируется демонстрация новой антропоморфной робототехнической системы «Андронавт», разработанной для космической отрасли.
Система «Андронавт» разработана зеленоградской фирмой «Нейроботикс». Это человекоподобный робот, способный распознавать человеческие эмоции, а также оказывать информационную и психологическую поддержку космонавтам.
«В недалеком будущем, после увеличения жилого объема российского сегмента МКС, такой робот должен обязательно появиться на станции. Он, безусловно, будет полезен на борту, в том числе для выполнения механической однообразной работы при проведении определенных экспериментов», – приводятся в сообщении слова космонавта Олега Артемьева.
При этом руководитель проекта в ЦПК Игорь Сохин отметил, что: «Появление робота-помощника на МКС, с одной стороны, разгрузит деятельность космонавта, а с другой – может усложнить систему, так как между «профессиональной средой» и космонавтом появится новый участник – робот-помощник. Поэтому в этой области очень важны и необходимы дополнительные эргономические исследования, которые позволят получить дополнительные знания в области изучения системы взаимодействия робота и человека».
«Андронавт» относится к последней категории робототехнических систем. Управление роботом можно выполнять с Земли оператором Центра управления полетами. В автоматическом режиме робот-помощник должен обеспечить помощь экипажу при выполнении различных полетных операций, например, подать космонавту необходимый инструмент. «Андронавт», оснащенный многомодальным интерфейсом, способен оказывать и информационную поддержку: оператор может задать вопрос и получить на него ответ с помощью голосового сообщения или прочитать мультимедийный текст на планшете. Кроме информационной «подсказки», прорабатывается вопрос обеспечения «Андронавтом» психологической поддержкой членов экипажа. Источник
В России разработан комплекс для борьбы с воздушно-космическими угрозами
Крупнейший российский холдинг в радиоэлектронной отрасли «Концерн Радиоэлектронные технологии» (входит в Ростех) поставляет сегодня Вооруженным силам России новейшие уникальные комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и авионику. Среди наиболее известных разработок концерна — семейство комплексов РЭБ «Красуха», многофункциональный противоракетный комплекс «Хибины», комплекс радиоэлектронной борьбы для вертолетов «Рычаг-АВ» и другие. КРЭТ ведет исследования и в инновационных сферах технологий будущего, например, в области радиофотоники и создания радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР). Значительны и перспективы по экспорту. О последних разработках концерна в сфере РЭБ, исследованиях по РОФАР, планах на 2016 год и военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами рассказал в ходе выставки Dubai Airshow-2015 первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков.

— Игорь Георгиевич, над какими новыми проектами сегодня работает КРЭТ?
— В 2016 году мы планируем завершить целый ряд опытно-конструкторских работ и уже сейчас готовимся к выпуску техники нового поколения. В частности, это системы и средства, которые разработаны в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) по комплексу РЭБ «Рычаг-АВМ». Также закончена разработка наземного комплекса нового поколения РЭБ, который будет парировать угрозы со стороны средств воздушно-космического нападения. Он включает в себя новейшие модули радиоэлектронной разведки (станции пассивной локации), которые способны вести разведку с еще большей детализацией, чем комплекс «Москва-1″. В этом комплексе применены не только триангуляция, но и другие методы геолокации: разностно-дальномерный и фазовый. Применена совершенно новая система построения модулей управления, новые алгоритмы организации радиоэлектронного подавления, значительно расширена номенклатура и боевые возможности модулей радиоэлектронного подавления, способные эффективно подавлять все современные и перспективные РЭС воздушно-космического базирования.
— Каковы основные направления экспортной деятельности концерна? Какие регионы вы считаете наиболее перспективными для продвижения российской военной радиоэлектронной продукции?
— Для КРЭТ важнейшими регионами остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, это прежде всего Индия и Китай. Кроме того, следует отметить, что, кроме Азиатско-Тихоокеанского региона, КРЭТ особый упор во внешнеэкономической деятельности делает на страны Ближнего Востока. С Ирана начинают снимать санкции, и есть уже определенные заделы по сотрудничеству с этим крупным игроком Ближнего Востока. Также в 2015 году состоялись переговоры со странами Латинской Америки, которые заинтересованы в продукции концерна.
На данный момент КРЭТ предлагает иностранным партнерам комплексы радиоэлектронной борьбы семейств «Рычаг», «Красуха», «Президент-С», «Ртуть», «Москва», а также экспортную модификацию авиационного комплекса индивидуальной защиты «Хибины».
— Ожидаете ли вы рост экспорта в следующем году в сложившейся ситуации — на фоне санкций и так далее?
— Санкции серьезного влияния на производство техники КРЭТ не оказывают. Во-первых, за предыдущие годы были сделаны достаточные запасы электронно-компонентной базы. Во-вторых, никто не отменял наработанные логистические цепочки по всему миру, которые позволяют работать с достаточно широким спектром партнеров на рынке комплектующих.
— Насколько серьезной вы считаете проблему импортозависимости? Что делается концерном для ее решения?
— КРЭТ вложит 24 миллиарда рублей в перспективные научные исследования и работы для создания отечественных аналогов оборудования, которое ранее закупалось в странах Евросоюза, Восточной Европе и США. Если говорить об импортозамещении на украинском направлении, то те программы импортозамещения и импортонезависимости, которыми сейчас занимается КРЭТ, позволят в 2016 году полностью заменить комплектующие украинских поставщиков (на это уже выделено 4,6 миллиарда рублей) и разместить заказы на всю продукцию, которую КРЭТ так или иначе заимствовал на Украине на своих предприятиях. В 2017 году мы планируем заместить продукцию стран НАТО и ЕС.
— Расскажите, пожалуйста, какие возможности приобретает самолет пятого поколения ПАК ФА благодаря новейшим радиоэлектронным системам КРЭТ?
— КРЭТ уже рассказывал об особенностях комплекса РЭБ «Гималаи» и бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), устанавливаемых на ПАК ФА. Сейчас мы хотим обратить внимание на принципиально новый радар, который разработан для ПАК ФА. Этот радар имеет несколько диапазонов работы и будет работать не только в передней полусфере — у него будет также целый ряд возможностей для кругового обзора, чтобы у летчика была полная информация о радиолокационной обстановке, чтобы без осуществления действий по маневрированию можно было узнать, что происходит слева, справа, сзади в автоматическом режиме с проекцией на шлем и на интерактивные стекла кабины.
По своему предназначению самолет ПАК ФА не просто относится к самолетам пятого поколения — в нем воплощены принципиально новые идеи. То есть это уже стопроцентно цифровой самолет, который не только предоставляет летчику информацию по запросу, но и обеспечивает полностью информационное обеспечение пилота — для этого самолет оснащен «умной обшивкой». Под «умной обшивкой» мы понимаем то, что многие поверхности самолета представляют собой универсальные антенные системы, которые при применении обеспечивают комплексное использование всего ресурса самолета. В первую очередь мы говорим о том, что комплекс радиолокационной станции может выполнять функции и средства пассивной разведки, и средства активной радиолокации, и специализированного средства радиоэлектронной борьбы.
Например, комплекс РЭБ «Гималаи» в определенных точках пространства для обеспечения защиты использует энергетический ресурс РЛС. Все это делается для того, чтобы самолет имел возможность кругового обзора пространства в пассивном и активном режимах, имел возможность обеспечить стопроцентную защиту также вкруговую, чтобы системы связи и управления, электронной борьбы прикрывали самолет со всех радиусов. Именно так в нем комплексируются возможности различных радиоэлектронных систем, что делает самолет максимально защищенным и неуязвимым. Системы связи тоже могут применяться в защищенных режимах — формировать передачу информации не вкруговую, а в направлении только тех пунктов, куда ему нужно сбросить ту или иную полетную информацию, получить задание или информацию иного значения. Это сделано в том числе и для обеспечения максимальных возможностей самолета по применению оружия, по максимизации возможностей электронной защиты. Мы можем сказать, что в ПАК ФА все работает в общем контуре цифровой системы управления самолета и обеспечивает максимальный комфорт и максимальную степень управляемости для пилотов.
— Начались ли поставки в ВС РФ первой партии специальных контейнеров, благодаря которым фронтовой бомбардировщик Су-34 превращается в самолет РЭБ?
— Первая партия будет поставлена в ноябре этого года. На законцовках крыльев всех Су-34 установлен базовый комплект многофункционального комплекса РЭБ «Хибины-10В». В этом году Минобороны получит первую партию устанавливаемых под фюзеляжем так называемых контейнеров наращиваемого состава, позволяющих превратить стандартный Су-34 в специализированный самолет радиоэлектронный борьбы, который сможет защитить не только себя, но и обеспечить эффективное радиоэлектронное подавление радиолокационных комплексов и зенитных ракетных систем, самолетов дальнего радиолокационного дозора и так далее, то есть защиту и других самолетов группы.
Таким образом, Су-34 сможет быть не только боевым самолетом, но и специальным самолетом радиоэлектронной борьбы.
— Ведет ли КРЭТ работу над созданием каких-либо систем для перспективного российско-китайского тяжелого вертолета? Какие технические решения может предложить концерн этому проекту?
— Предприятия КРЭТ готовы участвовать в разработке и предложить весь спектр бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для этого вертолета. В частности, 16-18 сентября 2015 года в Пекине была проведена рабочая встреча делегаций КРЭТ и AVIC AVIONICS SYSTEMS по подготовке предложений в план взаимодействия госкорпорации «Ростех» и китайской корпорации AVIC на 2016 год в области авионики.
Предприятие КБПА из состава КРЭТ готово предложить разработку системы автоматического управления. КБПА является основным разработчиком пилотажных комплексов и систем автоматического управления для всех вертолетов, разрабатываемых фирмами «Миль» и «Камов». Расширяемый установкой САУ функционал позволяет в автоматическом режиме выполнять полет от взлета до посадки, при этом снижается нагрузка на экипаж. С применением изделий КБПА вертолет сможет конкурировать с новейшими разработками западного вертолетостроения.
Предлагается оснастить разрабатываемый тяжелый вертолет и бортовым комплексом обороны «Президент-С».
— Как продвигаются исследования КРЭТ в области радиофотоники с целью создания радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР)? Каких результатов уже удалось добиться?
— Фотонные технологии значительно расширят возможности современных средств связи и радаров — их масса снизится более чем вдвое, а разрешающая способность увеличится в десятки раз. Речь прежде всего идет о проекте создания радиооптических фазированных антенных решеток (РОФАР), включающем в себя создание лаборатории на базе концерна и разработку универсальной технологии, которая будет положена в основу радаров и других систем нового поколения.
«Концерн «Радиоэлектронные технологии» уже начал лабораторные исследования в области радиофотоники с целью создания РОФАР для оснащения ею радаров нового поколения, что позволит получить принципиально новые ТТХ для РЛС, то есть возможность радиолокационного «зрения».
Работа, рассчитанная на 4,5 года, ведется в строгом соответствии с тем графиком, который нами был согласован с Фондом перспективных исследований. Лабораторные исследования отдельных элементов сейчас уже идут. Из этих элементов будет строиться РОФАР. До 2018 года КРЭТ уже покажет натурный образец РЛС.
— Что КРЭТ может предложить самолету Ил-114, возобновление производства которого планируется в России?
— Что касается Ил-114, то здесь прежде всего надо отметить, что предприятия КРЭТ традиционно участвовали в создании этого самолета и авионика для него была создана в «НИИ АО» и в Ульяновском конструкторском бюро приборостроения (УКБП). КРЭТ будет предлагать для Ил-114 все, начиная от общесамолетных систем, всех видов датчиков, топливных систем до всех типов локационных систем и бортовых комплексов обороны. Это наша тема в полном объеме.
— Будет ли меняться в 2016 году корпоративная структура концерна?
— Мы хотим уйти от субхолдингов, которые сегодня у нас есть. Например, в концерне «Авионика» сосредоточены пакеты акций предприятий, которые занимаются разработкой и производством серийного бортового радиоэлектронного оборудования по военной тематике. Есть у нас и «Авиаприборхолдинг», который не ведет никакой рыночной деятельности — в нем сосредоточены пакеты акций предприятий, занимающихся разработкой и производством БРЭО для гражданских самолетов и вертолетов. На сегодняшний день весь управленческий аппарат мы уже там оптимизировали до количества 5-7 человек. Это все было создано искусственным образом. Все компетенции на сегодня сосредоточенны в КРЭТ, а эти концерны являются лишь держателями пакетов акций. Поэтому мы планируем начать работу по их ликвидации. По возможности хотелось бы завершить ее в 2016 году, но, скорее всего, получится закончить в 2017 году.
Мы хотим уйти от этих пестрых излишеств и навести порядок в структуре корпоративного управления. Речь идет о здравом смысле и об оптимизации финансово-экономических потоков.
Мы также намерены выстраивать жесткую кооперацию по разработке нашей техники. Сегодня сложилась ситуация, когда наши предприятия-разработчики формируют кооперацию в основном из предприятий, не входящих в состав концерна. В результате получается, что вся эта кооперация уже и в серийном производстве опять состоит из предприятий, которые не входят в состав КРЭТ. Таким образом, мы теряем объемы по выручке, теряем серьезную долю чистой прибыли, которая могла бы оставаться в концерне. Сейчас мы эту работу начали, сформировали через советы директоров четкие правила, довели их до исполнительных органов, до генеральных директоров наших предприятий — вся кооперация по разработкам на стадии ее формирования будет утверждаться в концерне.
— Какова сегодня в целом ситуация с кадрами на предприятиях КРЭТ?
— У нас подписаны соглашения с 25 вузами по подготовке молодых специалистов. Подготовка ведется по ста с лишним специальностям. В наших научно-исследовательских институтах есть две аспирантуры, которые готовят кандидатов и докторов по базовым для предприятий КРЭТ специальностям. Работа активизирована три года назад. Теперь она дает свои плоды.
Кадровый состав помолодел. Мы предлагаем и решение квартирного вопроса. Например, 10% прибыли мы оставляем предприятиям на решение социальных проблем. А они уже могут предлагать своим сотрудникам и льготные кредиты, и рассрочки платежей. Источник

— Игорь Георгиевич, над какими новыми проектами сегодня работает КРЭТ?
— В 2016 году мы планируем завершить целый ряд опытно-конструкторских работ и уже сейчас готовимся к выпуску техники нового поколения. В частности, это системы и средства, которые разработаны в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) по комплексу РЭБ «Рычаг-АВМ». Также закончена разработка наземного комплекса нового поколения РЭБ, который будет парировать угрозы со стороны средств воздушно-космического нападения. Он включает в себя новейшие модули радиоэлектронной разведки (станции пассивной локации), которые способны вести разведку с еще большей детализацией, чем комплекс «Москва-1″. В этом комплексе применены не только триангуляция, но и другие методы геолокации: разностно-дальномерный и фазовый. Применена совершенно новая система построения модулей управления, новые алгоритмы организации радиоэлектронного подавления, значительно расширена номенклатура и боевые возможности модулей радиоэлектронного подавления, способные эффективно подавлять все современные и перспективные РЭС воздушно-космического базирования.
— Каковы основные направления экспортной деятельности концерна? Какие регионы вы считаете наиболее перспективными для продвижения российской военной радиоэлектронной продукции?
— Для КРЭТ важнейшими регионами остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, это прежде всего Индия и Китай. Кроме того, следует отметить, что, кроме Азиатско-Тихоокеанского региона, КРЭТ особый упор во внешнеэкономической деятельности делает на страны Ближнего Востока. С Ирана начинают снимать санкции, и есть уже определенные заделы по сотрудничеству с этим крупным игроком Ближнего Востока. Также в 2015 году состоялись переговоры со странами Латинской Америки, которые заинтересованы в продукции концерна.
На данный момент КРЭТ предлагает иностранным партнерам комплексы радиоэлектронной борьбы семейств «Рычаг», «Красуха», «Президент-С», «Ртуть», «Москва», а также экспортную модификацию авиационного комплекса индивидуальной защиты «Хибины».
— Ожидаете ли вы рост экспорта в следующем году в сложившейся ситуации — на фоне санкций и так далее?
— Санкции серьезного влияния на производство техники КРЭТ не оказывают. Во-первых, за предыдущие годы были сделаны достаточные запасы электронно-компонентной базы. Во-вторых, никто не отменял наработанные логистические цепочки по всему миру, которые позволяют работать с достаточно широким спектром партнеров на рынке комплектующих.
— Насколько серьезной вы считаете проблему импортозависимости? Что делается концерном для ее решения?
— КРЭТ вложит 24 миллиарда рублей в перспективные научные исследования и работы для создания отечественных аналогов оборудования, которое ранее закупалось в странах Евросоюза, Восточной Европе и США. Если говорить об импортозамещении на украинском направлении, то те программы импортозамещения и импортонезависимости, которыми сейчас занимается КРЭТ, позволят в 2016 году полностью заменить комплектующие украинских поставщиков (на это уже выделено 4,6 миллиарда рублей) и разместить заказы на всю продукцию, которую КРЭТ так или иначе заимствовал на Украине на своих предприятиях. В 2017 году мы планируем заместить продукцию стран НАТО и ЕС.
— Расскажите, пожалуйста, какие возможности приобретает самолет пятого поколения ПАК ФА благодаря новейшим радиоэлектронным системам КРЭТ?
— КРЭТ уже рассказывал об особенностях комплекса РЭБ «Гималаи» и бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), устанавливаемых на ПАК ФА. Сейчас мы хотим обратить внимание на принципиально новый радар, который разработан для ПАК ФА. Этот радар имеет несколько диапазонов работы и будет работать не только в передней полусфере — у него будет также целый ряд возможностей для кругового обзора, чтобы у летчика была полная информация о радиолокационной обстановке, чтобы без осуществления действий по маневрированию можно было узнать, что происходит слева, справа, сзади в автоматическом режиме с проекцией на шлем и на интерактивные стекла кабины.
По своему предназначению самолет ПАК ФА не просто относится к самолетам пятого поколения — в нем воплощены принципиально новые идеи. То есть это уже стопроцентно цифровой самолет, который не только предоставляет летчику информацию по запросу, но и обеспечивает полностью информационное обеспечение пилота — для этого самолет оснащен «умной обшивкой». Под «умной обшивкой» мы понимаем то, что многие поверхности самолета представляют собой универсальные антенные системы, которые при применении обеспечивают комплексное использование всего ресурса самолета. В первую очередь мы говорим о том, что комплекс радиолокационной станции может выполнять функции и средства пассивной разведки, и средства активной радиолокации, и специализированного средства радиоэлектронной борьбы.
Например, комплекс РЭБ «Гималаи» в определенных точках пространства для обеспечения защиты использует энергетический ресурс РЛС. Все это делается для того, чтобы самолет имел возможность кругового обзора пространства в пассивном и активном режимах, имел возможность обеспечить стопроцентную защиту также вкруговую, чтобы системы связи и управления, электронной борьбы прикрывали самолет со всех радиусов. Именно так в нем комплексируются возможности различных радиоэлектронных систем, что делает самолет максимально защищенным и неуязвимым. Системы связи тоже могут применяться в защищенных режимах — формировать передачу информации не вкруговую, а в направлении только тех пунктов, куда ему нужно сбросить ту или иную полетную информацию, получить задание или информацию иного значения. Это сделано в том числе и для обеспечения максимальных возможностей самолета по применению оружия, по максимизации возможностей электронной защиты. Мы можем сказать, что в ПАК ФА все работает в общем контуре цифровой системы управления самолета и обеспечивает максимальный комфорт и максимальную степень управляемости для пилотов.
— Начались ли поставки в ВС РФ первой партии специальных контейнеров, благодаря которым фронтовой бомбардировщик Су-34 превращается в самолет РЭБ?
— Первая партия будет поставлена в ноябре этого года. На законцовках крыльев всех Су-34 установлен базовый комплект многофункционального комплекса РЭБ «Хибины-10В». В этом году Минобороны получит первую партию устанавливаемых под фюзеляжем так называемых контейнеров наращиваемого состава, позволяющих превратить стандартный Су-34 в специализированный самолет радиоэлектронный борьбы, который сможет защитить не только себя, но и обеспечить эффективное радиоэлектронное подавление радиолокационных комплексов и зенитных ракетных систем, самолетов дальнего радиолокационного дозора и так далее, то есть защиту и других самолетов группы.
Таким образом, Су-34 сможет быть не только боевым самолетом, но и специальным самолетом радиоэлектронной борьбы.
— Ведет ли КРЭТ работу над созданием каких-либо систем для перспективного российско-китайского тяжелого вертолета? Какие технические решения может предложить концерн этому проекту?
— Предприятия КРЭТ готовы участвовать в разработке и предложить весь спектр бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для этого вертолета. В частности, 16-18 сентября 2015 года в Пекине была проведена рабочая встреча делегаций КРЭТ и AVIC AVIONICS SYSTEMS по подготовке предложений в план взаимодействия госкорпорации «Ростех» и китайской корпорации AVIC на 2016 год в области авионики.
Предприятие КБПА из состава КРЭТ готово предложить разработку системы автоматического управления. КБПА является основным разработчиком пилотажных комплексов и систем автоматического управления для всех вертолетов, разрабатываемых фирмами «Миль» и «Камов». Расширяемый установкой САУ функционал позволяет в автоматическом режиме выполнять полет от взлета до посадки, при этом снижается нагрузка на экипаж. С применением изделий КБПА вертолет сможет конкурировать с новейшими разработками западного вертолетостроения.
Предлагается оснастить разрабатываемый тяжелый вертолет и бортовым комплексом обороны «Президент-С».
— Как продвигаются исследования КРЭТ в области радиофотоники с целью создания радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР)? Каких результатов уже удалось добиться?
— Фотонные технологии значительно расширят возможности современных средств связи и радаров — их масса снизится более чем вдвое, а разрешающая способность увеличится в десятки раз. Речь прежде всего идет о проекте создания радиооптических фазированных антенных решеток (РОФАР), включающем в себя создание лаборатории на базе концерна и разработку универсальной технологии, которая будет положена в основу радаров и других систем нового поколения.
«Концерн «Радиоэлектронные технологии» уже начал лабораторные исследования в области радиофотоники с целью создания РОФАР для оснащения ею радаров нового поколения, что позволит получить принципиально новые ТТХ для РЛС, то есть возможность радиолокационного «зрения».
Работа, рассчитанная на 4,5 года, ведется в строгом соответствии с тем графиком, который нами был согласован с Фондом перспективных исследований. Лабораторные исследования отдельных элементов сейчас уже идут. Из этих элементов будет строиться РОФАР. До 2018 года КРЭТ уже покажет натурный образец РЛС.
— Что КРЭТ может предложить самолету Ил-114, возобновление производства которого планируется в России?
— Что касается Ил-114, то здесь прежде всего надо отметить, что предприятия КРЭТ традиционно участвовали в создании этого самолета и авионика для него была создана в «НИИ АО» и в Ульяновском конструкторском бюро приборостроения (УКБП). КРЭТ будет предлагать для Ил-114 все, начиная от общесамолетных систем, всех видов датчиков, топливных систем до всех типов локационных систем и бортовых комплексов обороны. Это наша тема в полном объеме.
— Будет ли меняться в 2016 году корпоративная структура концерна?
— Мы хотим уйти от субхолдингов, которые сегодня у нас есть. Например, в концерне «Авионика» сосредоточены пакеты акций предприятий, которые занимаются разработкой и производством серийного бортового радиоэлектронного оборудования по военной тематике. Есть у нас и «Авиаприборхолдинг», который не ведет никакой рыночной деятельности — в нем сосредоточены пакеты акций предприятий, занимающихся разработкой и производством БРЭО для гражданских самолетов и вертолетов. На сегодняшний день весь управленческий аппарат мы уже там оптимизировали до количества 5-7 человек. Это все было создано искусственным образом. Все компетенции на сегодня сосредоточенны в КРЭТ, а эти концерны являются лишь держателями пакетов акций. Поэтому мы планируем начать работу по их ликвидации. По возможности хотелось бы завершить ее в 2016 году, но, скорее всего, получится закончить в 2017 году.
Мы хотим уйти от этих пестрых излишеств и навести порядок в структуре корпоративного управления. Речь идет о здравом смысле и об оптимизации финансово-экономических потоков.
Мы также намерены выстраивать жесткую кооперацию по разработке нашей техники. Сегодня сложилась ситуация, когда наши предприятия-разработчики формируют кооперацию в основном из предприятий, не входящих в состав концерна. В результате получается, что вся эта кооперация уже и в серийном производстве опять состоит из предприятий, которые не входят в состав КРЭТ. Таким образом, мы теряем объемы по выручке, теряем серьезную долю чистой прибыли, которая могла бы оставаться в концерне. Сейчас мы эту работу начали, сформировали через советы директоров четкие правила, довели их до исполнительных органов, до генеральных директоров наших предприятий — вся кооперация по разработкам на стадии ее формирования будет утверждаться в концерне.
— Какова сегодня в целом ситуация с кадрами на предприятиях КРЭТ?
— У нас подписаны соглашения с 25 вузами по подготовке молодых специалистов. Подготовка ведется по ста с лишним специальностям. В наших научно-исследовательских институтах есть две аспирантуры, которые готовят кандидатов и докторов по базовым для предприятий КРЭТ специальностям. Работа активизирована три года назад. Теперь она дает свои плоды.
Кадровый состав помолодел. Мы предлагаем и решение квартирного вопроса. Например, 10% прибыли мы оставляем предприятиям на решение социальных проблем. А они уже могут предлагать своим сотрудникам и льготные кредиты, и рассрочки платежей. Источник
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)






