Как складываются отношения России с новыми сирийскими властями » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Как складываются отношения России с новыми сирийскими властями

13:58 / 28.11.2025
267
1

Встреча Владимира Путина и Ахмеда аш-Шараа в Москве, 15 октября 2025 года

Внешняя политика любой страны напрямую зависит от ее внутреннего состояния. В случае Сирии это проявляется особенно наглядно. После долгих лет конфликта и жизни под санкциями ее положение сегодня таково: Сирия зависит от поставок продовольствия из-за рубежа, ее инфраструктура разрушена, госуправление слабо, а уровень безработицы высок.

Своих средств для восстановления у Сирии мало, поэтому Дамаск нуждается в зарубежных источниках финансов, технологий и безопасности. В такой ситуации внешняя политика становится не только и не столько инструментом международного позиционирования, сколько средством, помогающим обеспечить выживание. Фактически сирийское руководство пытается решать структурные проблемы страны через вовлечение в этот процесс Турции, Катара, стран Залива, России, а также США и международных организаций.

Если эпоха Башара Асада была временем военно-зависимых альянсов и внешней изоляции, то пришедший к власти в 2024 году Ахмед аш-Шараа старается выстроить гибкую систему партнерств, в которой ни один актор не имеет монопольного влияния, но каждый может быть источником ресурсов.

В этих условиях отношения Москвы и Дамаска приобретают новое качество. Россия сохраняет стратегическое присутствие и политическую роль, но перестала быть главным гарантом стабильности. Дамаск диверсифицирует свои связи, используя интересы Анкары, Дохи и стран Залива для решения задач экономического восстановления страны и политической легитимации ее нового правителя.

Смена власти в Сирийской Арабской Республике в 2024 году – одно из наиболее значимых политических событий на Ближнем Востоке последнего десятилетия. Для России это стало одновременно и вызовом, и возможностью.

Более 10 лет Москва рассматривала Сирию как ключевой элемент своей ближневосточной стратегии: военные базы в этой стране имели не только практическое, но и символическое значение, наглядно демонстрировали, что Россия – глобальная держава. Однако смена политического режима и общественных настроений потребовала переосмыслить формат российского участия в сирийских делах.


Российский ударный вертолет Ми-24 на аэродроме Хмеймим, 6 октября 2015 года

Баланс вместо зависимости

Главное отличие от прежней модели отношений: Дамаск больше не считает Москву своим главным покровителем. Эту мысль четко выразил министр иностранных дел Сирии Асаад аш-Шибани во время визита в Москву 1 августа: «Мы ценим помощь России, но видим отношения наших стран как партнерские, а не патронажные». В свою очередь, Россия, сохранив свои базы в Сирии, готова способствовать поддержанию региональной стабильности, но избегает чрезмерных экономических обязательств и прямого вовлечения в сирийские реформы.

Проще говоря, сегодня Россия для Сирии – лишь один из важных партнеров наряду с Турцией, Катаром, США, странами Залива и Евросоюза. В отличие от эпохи Башара Асада, когда международные контакты Дамаска строились на принципе военной зависимости, внешняя активность аш-Шараа носит экономико-политический характер: каждая встреча – это поиск конкретных выгод и гарантий. К весне 2025 года Сирия возобновила диалог с Иорданией, Египтом, странами Залива и частично с США, добившись возвращения к формату переговоров на высшем уровне.

В сентябре на полях Генассамблеи ООН аш-Шараа встретился с генсеком этой организации Антониу Гутерришем и членами нескольких европейских правительств, впервые за десятилетие представив Сирию как «реформирующееся» государство, а не источник угроз. Цель этой дипломатической активности – реинтегрировать Сирию в международное сообщество.

По сути, речь идет о формировании новой архитектуры сирийской внешней политики. Теперь в ее основе многоуровневое балансирование четырех опорных направлений: безопасность (Россия и Турция), экономика (Катар и страны Залива), легитимность (США и ЕС) и гуманитарно-институциональные связи (ООН и региональные организации). С помощью такой комбинации аш-Шараа стремится укрепить внутреннюю устойчивость и получить ресурсы для поддержания своего режима.

Закрытая встреча Владимира Путина и Ахмеда аш-Шараа 15 октября в Кремле зафиксировала переход двусторонних отношений к новой фазе прагматического партнерства без иллюзий. Для России Сирия теперь не зона ответственности, а поле военно-политического присутствия: база в Хмеймиме и порт в Тартусе стали инструментом участия в региональных делах, а не символом патронажа. Для Дамаска это соглашение позволило сохранить российские гарантии безопасности, не утратив свободы маневра на других направлениях.

Место главного покровителя Сирии заняла Турция. После февральской встречи аш-Шараа и Реджепа Эрдогана страны перешли к формированию совместных структур, которые займутся восстановлением северных территорий Сирии. Инициатива Northern Corridor предполагает создание индустриальных зон и логистических хабов, связывающих сирийские провинции с турецкой экономикой.

По оценке The Syria Report и Anadolu Agency, доля Турции в сирийской внешней торговле превышает четверть совокупного оборота, а объем прямых инвестиций составил около $1,5 млрд. Анкара использует этот экономический канал как инструмент политического влияния, с помощью инфраструктуры и гуманитарных программ все крепче привязывая к себе соседнюю страну. Для Сирии укрепление связей с Турцией – это возможность встроиться в региональную систему обменов, где безопасность и экономика становятся взаимными гарантиями.


Военнослужащие катарских ВВС разгружают гуманитарную помощь в аэропорту Дамаска, 7 сентября 2025 года

Не менее активно развиваются отношения Дамаска и Дохи.

Фонды Qatar Development Fund и QNB Capital участвуют в восстановлении объектов водоснабжения и энергетики, а также в проектировании новых агропромышленных комплексов Сирии. По оценкам UN ESCWA (Arab Region Investment Report, 2024) и региональных аналитических источников, общий объем катарских вложений в Сирию за 2023–2025 годы приближается к миллиарду долларов, что делает Доху крупнейшим арабским инвестором в этой стране.

Для Катара сближение с Сирией – способ закрепить свое влияние в Леванте, Дамаск же рассчитывает, что катарцы будут давать деньги, не выдвигая при этом особые политические условия. Так возникла новая ось Анкара – Доха – Дамаск, в которой Сирия выступает связующим элементом между Персидским заливом и Восточным Средиземноморьем.

Параллельно развивается американское направление сирийской дипломатии. В мае Ахмед аш-Шараа встретился с Дональдом Трампом в Эр-Рияде, а в ноябре состоялся его официальный визит в Вашингтон. Обсуждались частичное снятие санкций, гуманитарные программы и возвращение Сирии к участию в международной коалиции по борьбе с терроризмом.

Соединённые Штаты делают ставку на управляемую стабильность в регионе, стремясь ослабить влияние Ирана и предотвратить чрезмерное усиление Турции. Для Сирии эти контакты означают постепенную политическую реабилитацию и нормализацию диалога с Западом.

Активизация дипломатии Дамаска в 2025 году показала, что Сирия в отношениях с партнерами стремится выстроить систему сдержек и противовесов. В этой конфигурации соседям по региону, прежде всего Турции и Катару, отведены главные роли в формировании новой модели сирийской внешней политики.

Если Россия и США – стратегические гаранты и внешнеполитические модераторы, то Анкара и Доха – реальные архитекторы экономического и инфраструктурного восстановления страны. Они обеспечивают то, чего не могут дать ни Москва, ни Вашингтон: быстрые инвестиции, логистическую поддержку и гибкие механизмы посредничества в арабском и исламском мире.

Для России новый внешнеполитический курс Дамаска означает, что традиционные формы присутствия, прежде всего военно-логистические и сырьевые проекты, во многом теряют значение. Ряд соглашений, заключенных в 2016–2021 годах (в том числе контракты на управление портом Тартус и добычу фосфатов в районе Пальмиры), по состоянию на середину 2025 года остановлены и пересматриваются.

Москва последовательно заявляет, что готова начать новую главу в истории двусторонних отношений. Однако сирийское общество воспринимает эти сигналы с недоверием, поскольку хорошо помнит, что еще недавно Россия поддерживала режим Башара Асада. По словам сирийских экспертов, «значительная часть общества относится к России гораздо хуже, чем нынешние власти». Если политическая элита старается быть прагматичной, то массовое сознание остается под влиянием эмоциональных и медийных нарративов десятилетия войны.

В этой связи Москве пришлось скорректировать подход к Сирии. В отличие от Ливии, где Россия сделала ставку лично на генерала Халифу Хафтара, в Сирии после 2024 года она сознательно избегает персонифицированной поддержки кого-либо из представителей прежнего режима. В Москве понимают, что необходимо избавиться от реноме «покровителя Асада». Поэтому упор делается на формирование новых точек доверия через экономическую помощь, медийную работу, образование и гуманитарное сотрудничество.

Инструменты «мягкой силы» у Москвы в Сирии есть. Исторически российское образование пользовалось в этой стране высоким престижем: более 35 тыс. сирийцев обучались в советских и российских вузах. Этот капитал стоит задействовать через программы академической мобильности, поддержку двусторонних молодежных проектов. Восстановление доверия возможно не через политические декларации, а через конкретные проявления участия в социальной и образовательной жизни страны.

В совокупности эти процессы помогут сформировать новый тип российско-сирийских отношений – «ограниченное прагматическое партнерство». Для Москвы это означает сохранение минимально достаточного уровня влияния, для Сирии – возможность использовать российский ресурс как фактор внешнеполитического баланса, не впадая в зависимость от Москвы.

В перспективе ближайшей пары лет наиболее вероятным видится сценарий перехода к институциональному партнерству, который зависит от двух факторов: способности России восстановить доверие через гуманитарные и образовательные каналы и готовности новой сирийской администрации признать Москву как равноправного участника восстановления и развития страны.

В практическом плане укрепление российско-сирийских отношений требует трех стратегических шагов:

1. Обновления договорно-правовой базы, обеспечивающей прозрачность и взаимную легитимность присутствия России;

2. Расширения треков общественной дипломатии, направленных на молодежные, академические и культурные аудитории;

3. Включения России в региональные инициативы по восстановлению Сирии в кооперации со странами Залива и международными гуманитарными структурами.

Успех современной российской политики будет зависеть не от масштаба присутствия, а от способности предложить Сирии конкретную пользу: технологическую, образовательную, социальную. Наступает эпоха, когда влияние определяется не числом баз, а способностью быть нужным.

Николай Сухов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Примакова

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. -3
    Colonel Mossad
    Журналисты | 6 701 коммент | 28 434 публикации | 28 ноября 2025 14:06
    Красиво формулирует товарищ Сухов. Короче говоря, Америка плотно засела в Сирии - будет больше на пару с Турцией брать нефти. Россию не выгнали, ну будет на одной ноге на пороге стоять, а за присутствие в Тартусе и Хмеймиме придётся платить. Если не деньгами, то харчами, медикаментами. Ну хоть так.
    !עם ישראל חי
    Показать
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)