Новости глобальной торговли. Ростислав Ищенко
Нефтяной танкер Virat дважды подвергался атакам безэкипажных катеров вблизи пролива Босфор. Один раз вместе с ним также горело судно Kairos. Западные СМИ утверждают, что танкер принадлежит «теневому флоту» России. Это расширяет число потенциальных подозреваемых. На первом месте, естественно, Украина, которая уже давно с помощью БЭК ведёт войну против российского военного флота. Однако вряд ли бы Киев решился напасть на торговые суда, да ещё вблизи одного из важнейших мировых транспортных узлов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря и контролируемого Турцией, без прямого одобрения своих западных союзников: слишком велики как прямые, так и косвенные последствия, причём для всего мира. Украины может уже и не быть, а атака БЭК на торговые суда способна десятилетиями звучать эхом, определяя ситуацию на морских торговых путях.
Так что неважно, принадлежали ли эти БЭК Украине или британцы с американцами решили воспользоваться собственными или принадлежащими третьей стране. Джинн выпущен из бутылки. И не только потому, что в эту игру можно играть вдвоём.
Британия вряд ли в данном случае надеется остаться вне зоны ответных действий. Понятно, что использовать БЭК для подрыва судоходства в открытом океане сложнее, чем в закрытых акваториях вроде Чёрного, Балтийского, Средиземного, Белого, Красного, Жёлтого, Японского и всех китайских прибрежных морей. Но порты Великобритании находятся в прямой досягаемости для ударов БЭК с континента и/или с проходящих через Ла-Манш кораблей и судов. Ещё опаснее ситуация для судоходства может сложиться в вотчине классических пиратов — Карибском море, омывающем берега десятков стран, во многих из которых действуют как наркокартели, так и разного рода идейные партизаны. Угроза американским южным портам в Атлантике очевидна.
При этом БЭК, хоть и сложнее самых простых воздушных беспилотников, всё же не требуют высокотехнологичных предприятий для своего создания. Проблема наведения, особенно на не слишком длинных дистанциях также вполне решаема. То есть установить национальную принадлежность даже не взорвавшегося БЭК далеко не всегда возможно, особенно если производитель будет её скрывать целенаправленно.
Практически все стратегические глобальные морские торговые пути, как бы далеко ни уходили они в открытый океан, рано или поздно проходят через узости вроде Босфора. При этом практически все такие узкие места находятся в зоне достижения БЭК с побережья десятков государств и/или сотен одновременно проходящих мимо судов. Более-менее защитим национальными средствами разве что Северный морской путь. Остальные могут быть блокированы.
Провокация «каперской войны БЭК» на торговых путях грозит обрушить всю глобальную морскую торговлю. Для этого не надо топить все суда. Достаточно сделать угрозу существенной, чтобы резко выросла страховая премия, вознаграждение экипажей, расходы на меры безопасности, увеличилось время доставки грузов. В результате значительные объёмы выпадут из глобальной торговли как нерентабельные. Кроме того, БЭК могут производить в больших количествах (или закупать) и неофициально использовать друг против друга десятки стран. Как известно, чем больше спрос, тем дешевле и проще в использовании становится технология. Первые образцы АК-47 были секретны и носились в брезентовых чехлах, а сейчас с ними весь мир бегает, вплоть до самых нищих племён, а не производит их только ленивый. Наконец, украинский военный кризис, равно как войны хуситов с саудитами и Израилем, продемонстрировали, как легко можно под прикрытием своего прокси-союзника использовать против третьей страны высокотехнологичные вооружения. Если Украина может «самостоятельно» запускать американские и европейские ракеты, требующие спутникового наведения, по целям в глубине России, а хуситы откуда-то достают гиперзвук для атаки своих врагов, то что может помешать сомалийским пиратам или колумбийским наркобаронам «освоить» аналогичные технологии в случае с БЭК?
Хочу подчеркнуть, что проблема не в том, что был атакован танкер, теоретически могущий принадлежать к «теневому флоту» России. Россия прежде всего сухопутная держава, её главные торговые пути проложены внутри евразийского континента и надёжно защищены. Главными целями «каперской войны БЭК» могут стать Китай, Тайвань, Япония, обе Кореи, Филиппины, Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Тайвань, Индия, нефтяные монархии Залива, Иран, Сингапур, Турция, Индонезия и страны Карибского, Средиземноморского, Североморского и Балтийского регионов.
Это либо торговые конкуренты США и Великобритании, либо союзники США, находящиеся на передовых геополитических позициях и используемые в качестве плацдарма для военно-политического давления на торгово-экономических конкурентов США.
В последние годы Запад проигрывает не только финансово-экономическую борьбу, но и борьбу за контроль мировой торговли. Доллар и евро утрачивают позиции основной и вспомогательной мировых валют и валют торговых расчётов. Им на смену активно выдвигается не рубль или рупия, а юань. Традиционная для Запада торговля со странами Залива, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии постепенно переключается на Китай. Китайцы также активно осваивают Восточное Средиземноморье, продвигаясь туда через Большой Ближний Восток.
Во всём китайском продвижении морские торговые пути имеют первостепенное значение. Сухопутные трансъевразийские торговые пути, связывающие континент в единую экономическую Большую Евразию, имеют значение фундамента, но «сказочный замок» глобальной прибыльной торговли выстраивается на этом фундаменте благодаря контролю над морскими торговыми путями. Не случайно Китай строит флот, превосходящий американский по числу вымпелов и готовящийся превзойти по общей боевой мощи. Китаю надо контролировать пути, обеспечивающие сбыт его товаров. Это Россия может существовать как автаркия, Китай в случае блокады его торговли быстро взорвётся изнутри.
В ходе украинского военного кризиса ограниченно испытанные на Украине западные БЭК показали свою высокую эффективность в качестве средства контроля акватории, в которой в целом господствуют флот и авиация противника, блокады портов и создания постоянной угрозы местам базирования даже военного флота. Российские моряки постепенно научились бороться с угрозой БЛА, но на нет её свести не удалось.
Надо иметь в виду, что военный флот в закрытой акватории, в рамках которой он осуществляет господство, имеет впечатляющие возможности борьбы с БЭК противника. Тем не менее, как сказано выше, полностью нивелировать угрозу БЭК на Чёрном море не удалось. Но для военных отражение нападения — естественное занятие. Торговый флот к решению этой задачи не приспособлен. Любые меры по усилению безопасности торговых портов и прилегающей акватории немедленно скажутся на скорости и стоимости доставки товаров, при этом угроза БЭК останется высокой.
Запад не просто не боится «игры вдвоём» в «каперскую войну БЭК». Он эту войну провоцирует, сознательно добиваясь парализации мировой морской торговли.
Можно сказать, что это ударит по самому Западу. Ударит, но не так сильно, как хотелось бы. Как сказано выше, Запад уже уступил Китаю первенство в торговле и дальше будет только терять позиции. Между тем правила геополитической борьбы требуют постараться уничтожить механизм, который приносит прибыль не тебе, а твоему геополитическому противнику. Когда морская торговля являлась англосаксонской монополией, в ходе двух мировых войн Германия пыталась вести против неё войну с помощью подводного флота. Сейчас Запад пытается нанести удар по мировой морской торговле, монополия на контроль которой постепенно переходит к Китаю.
Мы неоднократно говорили о том, что парализация китайской торговли неизбежно ввергнет Пекин в финансово-экономический, а затем в социальный и политический кризисы. Изоляция Китая легальными средствами у англо-американцев не получилась, почему бы не попробовать прокси-пиратство, ведут же они сухопутную прокси-войну с Россией.
Понятно, что ожидать сотен атак БЭК на морских путях прямо завтра не приходится. Но и рассчитывать на то, что для их организации понадобятся десятилетия не стоит. Как показывает опыт развития технологий БЛА в ходе украинского военного кризиса, можно в считанные месяцы (в пару-тройку лет) добиться перехода от единичных атак к масштабному применению, меняющему весь рисунок конфликта и требующему поиска адекватных ответных мер, которые не всегда находятся так быстро, как хотелось бы.
То, что инциденты с атаками БЭК торговых судов произошли в районе Босфора, торговой артерии, контролируемой страной НАТО, свидетельствует о готовности организаторов этой провокации именно к глобальной необъявленной войне на торговых путях (чем-то вроде войны английских пиратов против испанской трансатлантической торговли в XVI–XVIII веках), с переходом которых под контроль геополитических оппонентов они не намерены мириться. Ну а учитывая, что США развёртывают программу строительства ледокольного флота и активно лезут в Арктику, об укреплении безопасности Северного морского пути нам тоже следует задуматься заранее.
Ростислав Ищенко
Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)










