Критическое мышление. Предрассудки, предубеждения и стереотипы и их роль в социальной жизни » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Критическое мышление. Предрассудки, предубеждения и стереотипы и их роль в социальной жизни

22:13 / 21.09.2019
1 505
0

В прошлой статье мы говорили и критическом мышлении как инструменте, который можно использовать во всех сферах жизни, как для решения повседневных задач, так и для продвинутых, сложных, неясных на первый взгляд. Был затронут вопрос о том, что КМ полезно как для самых обыденных ситуаций, так и для тех, в которых наскоро не разберешься. Не только вопросы повседневности, но и жизненно важные вопросы требуют своего осмысления путем использования критического мышления.

На самом деле, мы с этими важными вопросами сталкиваемся каждый день. Если кто-то думает, что, например, политический цикл живет только от выборов до выборов, то это значительное упрощение.
С важными политическими, экономическими, социальными вопросами мы сталкиваемся каждый день. Другое дело, что мы не воспринимаем в парадигме нашей повседневной жизни эти вопросы как важные. Они проходят мимо нас, а мы лишь немолчные наблюдатели, зрители того процесса, который разворачивается на наших глазах, меняя этим каждый день и нас самих. От того, насколько хорошо мы замечаем эти процессы, насколько глубоко мы понимаем их, их цели, методы, конечные результаты, зависит наше будущее.

От того, насколько правильно мы понимаем меняющуюся на наших глазах действительность, зависит наша жизнь, не только текущая, но и будущая.

Большинство людей полагают, что повседневная действительность меняется мало, оставаясь по своей сути еще одной версией своей вчерашней реализации. Каждый день как предыдущий, с небольшими изменениями. Думать так помогает нам наша психика, для которой одни и те же происходящие процессы с течением времени начинают рассматриваться как само собой разумеющиеся.

Кто из нас задумывался, почему каждый день восходит солнце? Почему с одной и той же периодичностью меняются времена года? За трудовыми буднями всегда следуют выходные. Изредка бывают праздники, и раз в год - отпуск. Каждый день мы совершаем кучу действий, основанных на одной и той же последовательности. Некоторые настолько любят их, что называют ритуалами, и испытывают глубокое недовольство, когда последовательность нарушается, и пропадает ключевое звено.

За все эти стандартные действия отвечают определенные психические функции, которые порождают в нашем сознании предрассудки, предубеждения и стереотипы.

Не все стереотипы вредны. Большая их часть полезна, они позволяют нам не обращать каждый раз внимание на текущие однообразные процессы, чтобы лишний раз не расходовать психическую энергию. Не задумываясь каждый раз, как и почему, мы дышим, ходим, едим и делаем множество привычных нам вещей автоматически, и это хорошо.

Плохо то, что психика стремиться упростить, систематизировать и упорядочить все однообразные или похожие процессы, которые мы совершаем длительное время. Даже процессы мышления не избежали этого.

С одной стороны, стереотипы восприятия, мышления помогают нам из всей массы новой информации выделять ключевые звенья и структурировать реальность, которая принимает для каждого из нас вид целостной и непротиворечивой системы. Эта функция психики позволяет защищать нас от переизбытка информации, от ненужных сведений, которые мы не сможем обработать, сэкономить энергию, а также позволяет нам в будущем проще принимать решения на основе прошлого опыта подобных событий.

В этом большая ценность стереотипов, но в этом и уязвимость.

Как мы определяем, что за незнакомый человек перед нами? Разум пытается свести полученные данные в систему, выявить закономерности и занести человека в какую-то классификацию. Все это происходит бессознательно, типично и повседневно, а значит, человек неосознанно совершает действия, которые в дальнейшем скажутся на его будущем.

Например, эффект первого впечатления является настолько ярким и длительным, что даже способен оказывать влияние на сознание человека, препятствуя изменению мнения о увиденном даже в том случае, если последующие впечатления отличаются от предыдущих, в том числе разительно.
Это работает в обе стороны: как хорошее первое впечатление впоследствии сталкивается с последующей картиной поведения человека, которая отличается от него, так и обратно, первое плохое впечатление тормозит восприятие фактов противоположного поведения человека, буквально заставляя нас не видеть в его действиях ничего хорошего; сознание фактически "редактирует" в нужную сторону наши впечатления, избирательно убирая те, которые не вписываются в исходную картину, но концентрируясь на тех, которые ее подтверждают.

Прискорбно как раз то, что положительный эффект первого впечатления в случае последующего несовпадения легче развенчивается, чем отрицательный. Это связано с эмоциональной картиной восприятия: сознание охотно верит хорошему и буквально не хочет в этом разочаровываться, и очень неохотно хочет верить плохому, особенно если ранее убедилось в противоположном; психика не любит разочарований.

Вот почему крах надежд воспринимается так болезненно, гораздо сильнее, чем процесс обратный, когда твои страхи не сбылись и все вышло благополучно. Все, как у собаки Павлова: положительное подкрепление поощряется, отрицательное репрессируется.

Структуры, которые рождаются благодаря защитной повседневной деятельности психики, бессознательной, разнообразны. Среди них выделяют предрассудки, предубеждения и стереотипы.

Поговорим о стереотипах.
Они бывают разные и затрагивают разные части личности. Большинство их можно разделить на пассивные и активные. К пассивным относят предрассудки восприятия, к активным - отношения.
То, как человек воспринимает действительность, отличается от человека к человеку. Об этом мы ранее уже говорили, когда рассматривали ТКМ и высшее образование, а именно о картине мира.

Нужно сразу отделить низшие структуры от высших, первичные от вторичных. Низшие и первичные - это восприятие человеком базовых структур реальности, типа природы, и восприятие человека. Высшие и вторичные - это восприятие физического мира в его взаимодействии, а также восприятие мира социального, начинающегося с восприятия некоторых общностей, в которые человек включен с рождения, и заканчивая более глубокими и более обширными уровнями - социальные общности не ближнего круга, сложные социальные структуры, уровни организации общества, сферы общественной жизни.

Аналогично и структуры отношения.
Отношение человека к природе, к другому человеку - это низшие и первичные структуры. Высшие и вторичные - отношение человека ко всему многообразию физического мира, во всей его сложности и взаимосвязанности, а также отношения взаимодействия сложных социальных структур, выходящих за ближний круг, социальные общности со своей иерархизацией, сложной структурой подчинения и взаимодействия, многочисленные сферы общественной жизни, взаимодополняющие и взаимопересекающиеся, вся сложность единства и многообразия физического и социального мира.

Стереотипы бывают личные, связанные с определенным личным опытом, как положительным, так и отрицательным, социальные, выражающие определенные позиции групп людей по отдельным вопросам, экономические, выражающие восприятие людьми экономических процессов или отдельных явлений, политические, а также многие другие.

Главное для нас то, что стереотип, несмотря на кажущееся правдоподобие, все же не является реальностью. Он лишь искусственно созданный конструкт, появившийся в результате искажения психического восприятия и личного опыта групп людей или отдельных личностей, как положительного, так и отрицательного.

Несмотря на то, что опыт каждого человека индивидуален, большинство людей в сходных физических и социальных условиях переживают те же события и сталкиваются с теми же явлениями, что и им подобные, где или когда бы это ни происходило. Стереотипы передаются через социальное окружение и закрепляются в них через "значимых других" - тех, кому мы больше доверяем, на кого ориентируемся, порой бессознательно, чей социальный опыт мы перенимаем, даже не задумываясь об этом.

Черты характера человека формируются в том числе и благодаря характеру социального окружения, его взаимодействию с определенными людьми. И редко от нас самих зависит, кем именно мы станем в будущем. Далеко не у всех получается преодолеть барьеры социального прессинга, принятые в этом обществе нормы и правила. Во многом это зависит от внутренних природных задатков и склонностей, иногда - от фигуры того "значимого другого", на которого мы ориентируемся. Не всегда эта фигура фактически является нравственным ориентиром и идеальным человеком в реальности, но для нас она определенно является образцом для подражания. Нужно провести большой анализ, чтобы понять, почему человек стал тем или иным, на кого как на образец он ориентировался. Реальное осознание фактической реальности многих может сильно разочаровать и даже нанести травму, когда они узнают неизвестные факты из жизни того, на кого они ориентировались. Человек склонен идеализировать симпатичных ему людей и относиться более критически к тем, кто ему несимпатичен. Но все же стоит постараться начать воспринимать реальность как она есть, это сможет открыть перед вами новые горизонты понимания, даст новый бесценный опыт восприятия действительности, в какой-то степени закалит психику от многих манипуляторов.

Перейдем к предубеждениям.
Если стереотип характеризуется как отдельный вид представлений о чем-то одном, сфокусированном на конкретном объекте, то предубеждение представляет собой более сложное групповое явление расширенного характера, охватывающее большие группы людей и формирующее более стойкое убеждение, которое берет свои основы не в личном опыте человека, а в широком социальном опыте, укорененном в историю, в структуру социума, в межсоциальные связи.

Предубеждения носят не столько личный, сколько социальный характер. Хотя у каждого они формируются свои, личные, большинство их все же имеет последователями большие социальные группы. В основном они связаны с социальными процессами и явлениями и концентрируются на идее неравенства или превосходства/принижения. Кто-то кажется хорошим или плохим не потому, что он им является на самом деле, а потому что он принадлежит к определенной общности или наоборот, не принадлежит к ней.
Вульгарные предубеждения затрагивают физическую природу разнообразия человека, внешний вид, расу, территорию проживания.
Социальные предубеждения противопоставляют одни социальные общности другим, заявляя превосходство одних над другими просто по факту принадлежности к общности, или к определенной системе взглядов, отличающейся от другой системы, или не являющейся общепринятой.
Политические предубеждения носят характер различий политических предпочтений по принципу ориентации на присущие данному человеку, общности, крупной социальной группе, и те, которые ими отвергаются как неприемлемые.
Экономические предубеждения носят характер заблуждений и характеризуют не только социальное окружение человека как их носителя, но и тип той большой социальной общности, членом которой он является, отражают в том числе и историю этой общности, уровень их доступности текущим фактам.
Религиозные предубеждения являются самыми непримиримыми и могут способствовать появлению фанатизма. Это обусловлено наиболее жесткой позицией противостояния основным истинам, которые лежат в их основе, и нежеланию людей, принадлежащих к другим общностям, эти истины разделять, или воспринимать как непреложные.

Исторически религиозные и социально-политические предубеждения являются основой наиболее массовых социально-исторических изменений. Порой наличие этих предубеждений раскалывает целые цивилизации и способно провоцировать масштабные войны. Старый и потрепанный исторический пример - борьба Рима с Карфагеном. Вопрос экономический - Карфаген был более успешен в этом - перерос сначала в вопрос социальный - кто они такие, чтобы мешать нашему развитию, - а затем перерос в вопрос политический, ставший известным благодаря выражению Катона: "Карфаген должен быть разрушен".

Экономическая экспансия некоторых активных государств вкупе с их политическими амбициями способны спровоцировать конфликт вплоть до военного, по той простой причине, что их экспансии угрожают соседние государства или те государства, которые претендуют занимать на мировой арене роль не ниже той, которую уже занимают или стремятся занять те государства, которые уже ступили на этот путь.

Ну и, наконец, предрассудки. Они касаются не столько самого человека, сколько его отношения к другим людям, к общностям, к крупным социальным структурам, выходят на уровень противостояния отдельных крупных социальных групп или целых государств.

Предрассудки, это, как правило, ложные представления, созданные коллективным социумом, носящие устойчивый и опасный негативный характер, способствующие разжиганию национальной, религиозной, межгосударственной вражды и способствующие возникновению крупных межнациональных, межконфессиональных и межгосударственных конфликтов.

Роль использования разного рода предрассудков в этой политической, экономической и фактической войне трудно переоценить. "Злые русские", "лягушатники", "итальяшки", "тупые америкосы", "негры Африки", "хитрые китайцы", "злобные японцы" и прочие стереотипы, внедряемые в общественное сознание и становящиеся предрассудками, способны стать двигателями реального военного конфликта или, как минимум, крупного государственного противостояния.

"Все негры ленивые и не хотят работать", "южане тупые и ленивые, а северяне умные и трудолюбивые", "французы помешаны на еде", "все мусульмане джихадисты и террористы", - эти и другие примеры типичных предрассудков давно знакомы и почти привычны. Но они не являются реальностью.

Но есть и "позитивные" предрассудки: "немцы - самые аккуратные", "японцы - самые трудолюбивые", "американцы - самая великая нация в истории" и т.д. Смысл эксплуатации этих предрассудков, а порой и их сознательного создания ради своей выгоды - в создании более позитивного образа общности или государства, чем он есть в реальности, преуменьшение негативных черт и преувеличение, выпячивание позитивных, весьма часто - искусственно созданных в целях эксплуатации и наращивания преимущества.

Смысл предрассудка состоит в том, чтобы взять один признак, приписать его конкретной группе людей и гипертрофировать его. А на самом деле, с научной и статистической точки зрения, во-первых, эти признаки встречаются в этой социальной группе редко, а во-вторых, эти же признаки так же часто, а иногда и чаще, встречаются в противоположных группах, им ненавистнических.

Использование такого рода предрассудков, предубеждений и стереотипов имеет частое и повсеместное дело в информационной войне, которая от стандартной войны отличается только типом применения оружия, все остальное - стереотипы.

Любое представление об информационной войне, экономической войне, политическом противостоянии как о несерьезном или малозначащем процессе - это использование стереотипов в целях создания преимущества и усыпления бдительности другой стороны конфликта.

Те же санкции до сих пор у нас воспринимаются несерьезно, порой с юмором, однако факт и реальность состоят в том, что санкции вредят нашей стране, Отечеству.

Любое противостояние вредит одной из сторон, особенно той, на которую оно оказывается. Истинное понимание масштабов и угроз, а также потерей в ходе экономической, политической, информационной войны оказывается как минимум не меньшим, чем в войне вооруженной, с применением снарядов и пуль, а коэффициент затраты/результат в этих видах войн даже в несколько раз выше, чем в видах войн классических.

Я и не сомневаюсь, что большая часть прочитавших это материал останется при своих убеждениях, даже если они, возможно, ложные или сомнительные.
Так действует эффект защиты психики от угрожающего ей изменения базовой картины восприятия мира.

Но это в наших силах - поверить реальности больше, чем устоявшимся предпочтениям, и начать строить новую картину мира, основанную на правде и фактах, а не на стереотипах, предубеждениях или предрассудках.

Хотя это и не так уж легко и быстро, но это несомненно полезно. Осознавать, что твои представления о мире и текущих событиях не просто реакция психики, основанная на предыдущем опыте, порой негативном, но что твое видение - результат осознанного выбора в пользу реальности и фактов, результат трудной работы над собой, награда за которую - истинное понимание происходящего.

Большинство ли людей хотят жить в "матрице"? Или им просто еще не предоставили выбора между синей и красной таблеткой?

Все статьи собраны в тематическом разделе: Теория критического мышления
Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.