Выборы в Ираке: складывающийся баланс внушает оптимизм » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Выборы в Ираке: складывающийся баланс внушает оптимизм

06:17 / 17.11.2025
175
0

Во вторник, 11 ноября, в Ираке прошли парламентские выборы. В некоторых частях страны, таких как Курдистан, голосование официально было запущено раньше срока.

Согласно результатам Независимой высшей избирательной комиссии Ирака (IHEC), Коалиция реконструкции и развития нынешнего премьер-министра Мохаммеда Шиа аль-Судани заняла первое место с 1 317 446 голосами, получив 46 мест в парламенте. На втором месте (33 места) идет суннитский блок «Прогресс» (Такаддум), который возглавил бывший спикер парламента Мухаммед аль-Халбуси. Третье место получила шиитская коалиция «Государство закона», возглавляемая бывшим премьер-министром Ирака Нури аль-Малики (28 мест), а за ней идут Движение Сабикун Каиса аль-Хазали (27 мест) и Демократическая партия Курдистана (26 мест). Шиитская организация Бадр получила 18 мест и столько же шиитский Национальный альянс государственных сил. У «Патриотического союза Курдистана» 17 мест. суннитский альянс «Азм» набрал 15 мест, а остальные партии и движения менее десяти.


До начала выборов были определённые опасения, поскольку известный шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр призывал к бойкоту. Однако официальная явка в 56% превысила необходимые минимальные показатели, что помешало ас-Садру добиться делегитимации избирательного процесса.

Всего в Ираке имеют право голоса более 21 миллиона человек. В общей сложности 31 альянс, 38 политических партий, 23 независимых кандидата и 56 кандидатов по квотам боролось за 329 мест в парламенте, включая девять, зарезервированных для групп меньшинств.

Необходимо отметить, что в Ираке используется система пропорционального представительства, основанная на методе Сен-Лагу, при котором избирательными округами являются провинции страны. При этой системе общее количество голосов, отданных партиям, делится на фиксированный коэффициент для распределения мест в парламенте.

Распределение мест и явка избирателей в соответствии с законом о парламентских выборах разделили Ирак на 18 различных избирательных округов, причем каждой провинции было выделено определенное количество мест в зависимости от ее численности населения, что ограничило конкуренцию в рамках одного избирательного округа.

Формирование правительства и баланс интересов

Как видно из результатов, у шиитов Ирака имеется подавляющее большинство (184 мандата), однако далеко не все они поддерживают фигуру аль-Судани, который стремится повторно занять кресло премьер-министра. Поэтому ему предстоит вначале сформировать большинство в парламенте, а затем после удачного переизбрания начать создавать новый кабинет правительства.

Сами выборы прошли относительно спокойно и получили хорошую оценку как со стороны наблюдателей, так и внешних сил.

Пресс-секретарь Генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик, заявил, что «Антониу Гутерриш подчеркивает важность своевременного и мирного формирования правительства, которое отражает волю иракского народа и отвечает его стремлениям к стабильности и развитию». Дюжаррик уточнил, что ООН подтверждает свою «приверженность поддержке Ирака на его пути к упрочению демократических завоеваний и реализации чаяний всех иракцев на процветающее и мирное будущее».

Поздравления также пришли со стороны США и Ирана. Это демонстрирует, что несмотря на противоположные интересы этих стран в Ираке, их устраивает нынешний баланс сил. Хотя в Вашингтоне явно не хотели бы видеть в парламенте прошедшие туда «Бадр», «Катаиб Хезболлу» и другие силы, имеющие идеологию, схожую с Исламской революцией в соседнем Иране.

Сам аль-Судани в годы своего правления также придерживался баланса между соседними странами, такими как Иран, Турция и арабские государства Залива, а также другими игроками, включая США, Китай, ЕС и Россию. Вероятно, ему удастся убедить коллег из других партий о необходимости следовать такому курсу и в дальнейшем.

России также выгодно сохранение преемственности нынешнего курса, поскольку отношения между странами развиваются довольно интенсивно по многим направлениям.

Особое положение в Курдистане

Поскольку Курдистан имеет определенную автономию, там есть и собственный парламент (сто мест), а выборы в него проходили в октябре 2024 г. Поскольку ни одна из партий не получила большинства голосов на октябрьских выборах, с тех пор ведутся переговоры между правящими Демократической партией Курдистана (получила 39 мест) и Патриотическим союзом Курдистана (23 места) о формировании правящей коалиции, но правительство до сих пор не сформировано. В результате курдский законодательный орган собрался только один раз, в декабре, когда законодатели были приведены к присяге.


«Курдский исламский союз» получил тогда семь мест. Ещё есть «Группа справедливости Курдистана» (Komal), чей лидер Али Бапир выступал с призывом к честности выборов и национальному единству на парламентских выборах в Ираке, предостерегая от “манипуляций” и вмешательства в голосование. Ранее партия занимала министерские посты в КРГ. Однако в последние годы ее влияние снизилось, и она получила одно место на выборах в Ираке в 2021 году и два – в Курдистане в 2024 году.

Базирующееся в Сулеймании движение «Новое поколение», главная оппозиция Курдистанского региона, завоевавшее девять мест на парламентских выборах в Ираке в 2021 году и получившее 15 мест на региональных парламентских выборах в Курдистане в октябре 2024 года, потерпело серьезное поражение, так как число их мест сократилось до трех на парламентских выборах. Лидер и основатель партии Шасвар Абдулвахид был заключен в тюрьму силами безопасности в середине августа и приговорен к пяти месяцам тюремного заключения по обвинению в угрозах другим лицам, их имуществу или репутации. «Народный фронт» (Барай Гал), лидер которого Лахур Талабани находится в тюрьме с конца августа и также базируется в Сулеймании, вообще не получил ни одного места.

В целом заметно, что основной перевес у Демократической партии Курдистана, которая контролируется кланом Барзани и многие годы была ориентирована на сотрудничество с Турцией, несмотря на активность ныне распущенной Рабочей партии Курдистана, чья штаб-квартира была на севере Ирака в труднодоступных Кандильских горах.

Если вопрос с курдскими военизированными формированиями, которые вызывали беспокойство, фактически решен, остается проблема с суннитскими экстремистами, включая ячейки ИГИЛ (запрещена в России). А для Запада будут продолжать быть угрозой шиитское ополчение, имеющее тесные связи с Ираном и Сопротивлением (ливанская «Хезболла», йеменские хуситы и палестинское политическое движение) в целом.

Первую проблему придется продолжать решать новому правительству. Что касается попыток Запада повлиять на политические процессы, остаётся надеяться, что новый кабинет в Ираке будет достаточно прагматичен, чтобы не верить лживым обещаниям чиновникам из США и ЕС, которые продолжают выдвигать ультимативные требования и распространять дезинформацию. Основным направлением давления будет оставаться требование разоружить военизированные шиитские формирования. Однако аль-Судани накануне выборов открыто заявил, что это будет возможно только тогда, когда американские войска покинут страну. Хотя в августе начался процесс оккупационных войск США из провинции Анбар и международного аэропорта Багдада, до полного вывода еще далеко.

Леонид САВИН

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)