Консьюмеризм, как угроза национальной безопасности » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Консьюмеризм, как угроза национальной безопасности

16:47 / 26.12.2025
272
0

Абрахам Маслов (Maslow), сын бедного киевского мазурика, считал, что вывел универсальную формулу движения к счастью. Он придумал пирамиду человеческих потребностей и предположил, что человек, достигший первого этажа, непременно устремится на второй, потом на третий и так до самой вершины, где, по его замыслу, он будет озадачен стремлением к раскрытию своего потенциала, росту, реализации талантов и способностей, испытывая невыносимый зуд самовыражения.

Жизнь жестоко посмеялась над стройной, но слишком жёсткой схемой.

Сначала Т. Веблен с «показным потреблением», Г. Зиммель с «модой», М. Вебер с  «этикой и статусными группами» раздвинули до неприличия границы первого,  базового этажа пирамиды, а затем Вэнс Паккард в своей «The Hidden Persuaders» (манипуляции массовой рекламой и формирование потребительских желаний) убедительно доказал, что можно заставить человека вечно оставаться на первом этаже и чувствовать себя успешным, состоявшимся и главное – счастливым.

А ведь было время, когда в Англии тон задавало пуританское дворянство (godly gentry). Вплоть до конца XVII века значительная часть английского землевладельческого и дворянского класса поддерживала аскетическое благочестие, строгую нравственность и деловую бережливость. Представители высшей аристократии - Роберт Рич (2-й граф Уорвик/Warwick), Генри Хастингс (3-й граф Хантингтон) упоминаются в источниках как «godly nobility», семьи кембриджских покровителей, владеющие поместьями и связанные с Эммануил-​колледжем.

В континентальной Европе в это же время аналогичные нормы проповедовали только-​только нарождающиеся кальвинизм и гугенотство: строгие реформаторские нормы поведения, публичное умерение, отказ от церковных роскошеств и демонстративную простоту. До сих примером умеренности является Адмирал Гаспар де Колиньи (лидер гугенотов XVI в.) — аристократ с религиозной реформаторской позицией. Не отставали от него голландские регенты и дом Оранских…

Данное поведение не было прихотью пресыщенных аристократов. Начальная фаза капитализма требовала прижимистости, скромности и максимальной сосредоточенности на росте капитала в ущерб всему остальному, в том числе и личному комфорту.

Всё поменялось с развитием промышленного производства. Фабрикантов не устраивало, что платежеспособная публика заказывает платья раз в год или даже раз в пять лет. С таким оборотом вещей содержание производства становилось нерентабельным. Требовалась более частая смена гардероба.

Поэтому с  середины XIX в. в Париже появились дома мод. Мода стала «сезонной», журналы и иллюстрации распространяли по всей Европе  новые фасоны и новый нарратив: «Два раза появляться в одном платье – моветон. Не следовать за модой (то есть не заказывать то, что увидели в журналах) – отстой!»…

Начиная со второй половины XIX в., под давлением промышленного производства  потребление становится главным локомотивом экономики и камертоном социальной жизни нобилитета. 

В жизнь людей, не относящихся к аристократам, она попадет позже - в США в 1950-х, в Европу с середины 1960-х. Дальше спираль потребления закручивалась всё сильнее – шопинг, как досуг; реклама, как производитель желаний; кредитные практики, как индивидуальный «коммунизм» в отдельно взятой семье. Это работало на ускорение моды и ротации вещей.

Постепенно отбрасывалось всё, что мешало дистиллированному, возрастающему по своим объемам личному потреблению. Семья, образование, религия, само государство – все традиционные институты взаимодействия людей постепенно стали восприниматься, как досадные издержки, не дающие погрузиться в сладостный мир гедонизма, сибаритства и эпикурейства.

И всё бы ничего. Ну, подумаешь - расслабились! Может, человечество заслужило некоторые каникулы после столетий выживания в нужде и постоянном страхе голода. Однако потребительская цивилизация сама начала входить в противоречие с инстинктом самосохранения человека.

Первое и самое очевидное: потребительство тупо превращает планету в мусор.

Ещё В. И. Вернадский в начале XX века бил тревогу, утверждая, что до потребителя доходит не более ~6% извлекаемых из недр материалов, остальное уходит в отходы.

Вэнс Паккард в критике  «культуры одноразовости» в середине XX века в послевоенный период предупреждал о деструктивности одноразовых товаров, превращающихся в неконтролируемый «поток отходов».

Современные авторы Томас Гилланд Эриксен в книге «Мусор и люди» и Джастин МакГвирк в эссе 2022 прямо формулируют идею «эпохи отходов» или «культуры отходов», возмущаясь тем, что общество превращает драгоценное сырье в мусор, причем 75% всех мировых отходов, а это около 300 млрд тонн в год, производят жители западных стран и США, то есть те, чья идеология потребления победила окончательно и бесповоротно, причем количество отходов на душу населения увеличивается примерно на 4–10% в год.

Чтобы не зацикливаться на Западе, отмечу, что Россия генерирует около 1 кг бытовых отходов в день на человека. Легальных мусорных полигонов в стране уже больше 15 тысяч, свалки занимают около 4 млн гектаров (площадь, равная размеру  Нидерландов или Швейцарии), и территория, занятая мусором, увеличивается примерно на 400 тысяч гектаров в год.

Правда, есть небольшая надежда на технический прогресс, который решит эту проблему. По мнению Уэллса, при существовавших в то время темпах развития общества, Лондонские улицы уже в середине ХХ века должны были быть завалены навозом вплоть до второго этажа. Однако пронесло. Может, и сейчас справимся.

Но что будем делать с потребительской идеологией, которая гораздо опаснее мусора? Напомню ее суть:

Эрих Фромм в работе "Иметь или быть?" (1976) описывает её как патологию, где человек отождествляет себя с актами потребления, теряя свободу и подчиняясь манипуляции желаниями, а Жан Бодрийяр в книге "Общество потребления: его мифы и структуры" (1970) определяет потребительскую идеологию как самодостаточную систему знаков и симулякров. 

Ключевое слово здесь – самодостаточная, то есть вообще не требующая для воспроизводства никаких традиционных институтов. 

Всё начиналось с гардероба, мол выход «в свет» в одном и том же наряде – моветон. Затем оказалось, что каждый сезон полагается менять авто. Потом как-​то незаметно выяснилось, что один и тот же муж\жена – тоже не комильфо. «Ты что, уже второй год с ним (с ней)? И не надоело видеть одну и ту же рожу? Фу, отстой!...»

Не буду лишний раз приводить статистику по разводам, вы и сами знаете эти печальные цифры. Скажу лишь, что вклад идеологии потребления в эту грустную картину весьма внушительный, если не основной. Любая идеология стремится к абсолюту, в том числе и в личных отношениях. Зачем они нужны, если не приносят сиюминутную пользу? В топку!

Но и это не всё. Человек, не желающий бороться за свою семью, никогда ни при каких обстоятельствах не будет сражаться за своё государство. Помните крылатое выражение: «Семья – ячейка общества»? Так вот: нет ячеек – не будет и общества. Некому будет защищать государство, провозгласившее увеличение потребления своей целью. Эта цель противоречит такому понятию, как самопожертвование. 

Мало того! Потребительство рождает коррупцию, о чем пишет Мария Владимировна Иванова в научной статье «Противодействие идеологии потребительства в системе антикоррупционных мер как функция государственной власти». zabvestnik.com, cyberleninka.ru.

На самый популярный вопрос - кто виноват? - сейчас отвечать не буду. Оставлю эту тему для следующей статьи, где намерен поумничать на демографическую тему, одну из самых популярных в современном рунете.

Сергей Васильев

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Для того чтобы оставлять комментарии на сайте вам необходимо зарегистрироваться на сайте или войти через социальные сети
Прокомментировать
Отправить (необходима регистрация)