Россия никому не отдаст Северный морской путь » E-news.su Срочные и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Россия никому не отдаст Северный морской путь

10:26 / 22.04.2019
942
0

Арктика сегодня все больше притягивает к себе внимание мировых держав и государств, расположенных вблизи северных морей.

Прежде всего Арктика – это Северный морской путь (СМП) с его транзитными возможностями, природные ресурсы и важное в военно-стратегическом отношении расположения территорий региона. Сейчас Арктика стала еще одной точкой противостояния России и США. Это наглядно продемонстрировал и состоявшийся недавно в Санкт-Петербурге Арктический форум.

Пятый Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», собрал более 3600 участников со всего мира. В работе форума участвовал президент России Владимир Путин. Приехали и высокопоставленные гости из северных стран – премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг, премьер-министр Швеции Стефан Лёвен, президенты Исландии Гудни Йоханнессон и Финляндии Саули Ниинистё. А вот представителей высшего руководства США, Канады и Дании – трех основных, кроме России, арктических держав (Дания в этом списке из-за обладания Гренландией), так и не было. И это не удивляет, США с Россией «в контрах» не только из-за Сирии, Венесуэлы и Украины. Москва сейчас усиленно противостоит попыткам Вашингтона «влезть» в Русскую Арктику, выбив для себя право беспрепятственного использования СМП в своих целях.

Для России контроль над Арктикой жизненно необходим. Это и развитие новых ресурсных проектов вроде «Ямал-СПГ», и испытания новых видов оружия. Но еще важнее то, что в условиях глобального потепления Арктика может измениться. Будет теплеть, будут появляться новые возможности для использования северных территорий, так сказать, в хозяйственных целях.

Не зря спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, посетив поселок Сабетта на Ямале, подчеркнула, что Россия не уйдет из Арктики. Ведь на Арктику, включая, кстати, и СМП тоже, наша страна имеет особые права и это обусловлено самой историей освоения арктических пространств, российским суверенитетом над северными прибрежными территориями.

Кстати, важность Арктики для России признают и сами американцы. Например, профессор международных отношений Университета Джорджа Вашингтона Роберт Орттунг подчеркивает, что для России Арктика – часть национальной идентичности. И Россия, в отличие от Соединенных Штатов, действительно представляет собой арктическую страну. Ведь у США лишь один штат, Аляска – может быть отнесен к арктическим территориям, а у России в Арктике находятся очень большие территории.

Тем не менее, США настаивают, что СМП должен быть «международным», а не только российским. Но понимают под «международным», разумеется, только единолично себя и в лучшем случае своих союзников. При этом американцы любят ссылаться на международное право, но на самом деле, если взглянуть на ситуацию с точки зрения законов и норм, Россия руководствуется как раз ими, а не только собственными интересами.

Россия имеет полное право контролировать Северный морской путь. Как известно, Россия и США спорят о судоходстве по Северному морскому пути очень давно, примерно с 1960-х годов. У каждой из сторон своя позиция по данному вопросу. Соединенные Штаты прикрываются принципом «свободы морей», согласно которому они должны иметь полное право пользоваться Северным морским путем. У нас другая позиция ведь СМП проходит вдоль российского побережья. Поскольку мы живем в России, мы граждане Российской Федерации, то мы должны руководствоваться законами нашей страны. В ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», который был принят еще двадцать лет назад, в 1998 году, СМП трактуется как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России». И подчеркивается, что плавание по СМП осуществляется в соответствии с нормами международного права. Поскольку в арктических проливах России международное судоходство не имеет устоявшейся практики, с правовой точки зрения они не могут считаться международными проливами. И Россия может выставлять свои условия прохода иностранных кораблей.

Претензии выдвигают, прежде всего, Соединенные Штаты. И законными их назвать сложно, поскольку Северный морской путь представляет собой единую транспортную коммуникацию. Даже если и есть проливы, которые США пытается представить, как международные воды, то в любом случае без пересечения территориальных вод России использование этих проливов не представляется возможным. Есть и еще одна страна, которая пока не предъявляет нам претензий, но очень заинтересована в арктическом судоходстве и это Китай. Для Китая СМП тоже имеет принципиальное значение.

Для США пользование Северным морским путем имеет и экономическое, и политическое значение. Во-первых, это кратчайший путь от тихоокеанского побережья США в Европу. Во-вторых, это вопрос политического престижа, для Вашингтона очень важно «прогнуть» Россию, заставить ее признать американскую правоту. В-третьих, где пойдут американские суда гражданские, там со временем и военные появятся и в этом можно не сомневаться.

Пока США пытаются давить на Россию в информационном поле, так как о военном противостоянии в Арктике говорить, к счастью, не приходится. Россия, в свою очередь, тоже отвечает. Совсем недавно были приняты новые правила прохода иностранных военных кораблей по Северному морскому пути. Теперь нужно подавать заявку за 45 суток, сообщать данные корабля, а также обязательно пользоваться услугами российского лоцмана.

Если российские права на особое положение в Арктике незыблемы, и даже США не может с этим ничего сделать, то несколько иная ситуация вблизи Южного полюса. Антарктида считается «ничьим» континентом, хотя, разумеется, и здесь США и Великобритания претендуют на особые права. Но если быть справедливыми и обращаться к истории освоения Антарктики, то куда больше оснований претендовать на особую роль в Антарктиде именно у России.

В США и Великобритании первооткрывателем Антарктиды называют знаменитого капитана Джеймса Кука, корабли которого в 1773 году одними из первых пересекли Южный Полярный круг. Но британские суда Кука из-за льдов были вынуждены повернуть назад, а сам Кук объявил южные моря непроходимыми. Спустя полвека, в 1820 году русские корабли под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева полностью обогнули Антарктиду. Русским мореплавателям удалось доказать, что Антарктида – отдельный материк. И сегодня многие географические названия на карте Антарктики связаны с Россией.

Сегодня статус континента нейтральная, безъядерная зона. Но наличие в Антарктиде немалых природных ресурсов постепенно вызывает все больший накал противостояния между претендующими на их освоение странами. Среди них Чили и Аргентина, Индия и Япония, Нидерланды и Великобритания, Китай, и, разумеется, США и Россия. Кстати, в последнее время Запад в привычной манере обвиняет Россию и Китай в нарушении международных норм в Антарктике. Может быть, скоро придет время более четко обозначить реальные права нашей страны и за Южным Полярным кругом?

Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.