Танки Т- 80, Т-72, Т-64 глазами конструктора Т-62 Карцева » E-News.su | Cамые свежие и актуальные новости Новороссии, России, Украины, Мира, политика, аналитика
ЧАТ

Танки Т- 80, Т-72, Т-64 глазами конструктора Т-62 Карцева

14:37 / 18.05.2017
6 040
3
Танки Т- 80, Т-72, Т-64 глазами конструктора Т-62 Карцева

Чрезвычайно любопытную оценку танков, созданных в СССР в шестидесятые - семидесятые годы прошлого столетия, сделал выдающийся конструктор Леонид Карцев. Под его руководством было создано большое количество образцов бронетанковой техники, включая такие прославленные боевые машины как танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62 и Т-62А.

Т-80 – результат бездействия Леонида Брежнева

В своих мемуарах «Воспоминания главного конструктора танков» Карцев формулировал свое мнение с предельной откровенностью. Особенно досталось от него танку Т-80 и его создателям: «В середине 1976 г. член ЦК КПСС, главный конструктор Кировского завода в Ленинграде Н.С. Попов сумел убедить руководство страны принять на вооружение Советской Армии далеко не лучший танк Т-80. Прежде всего, обладая по сравнению с серийными танками Т-64А и Т-72 одинаковым вооружением, защищенностью и маневренностью, Т-80 имел (по результатам войсковых испытаний) значительно больший (в 1,6–1,8 раза) километровый расход топлива и, несмотря на увеличенное количество возимого топлива, – меньший на 25–30% запас хода.

В танке Т-80 использовано менее удачное, чем у Т-72, боевое отделение от танка Т-64А с вертикальной укладкой выстрелов, что в боевых условиях снижает живучесть танка и практически делает невозможным прямое общение экипажа с механиком-водителем и его эвакуацию в случае ранения. В этом танке применена несовершенная ходовая часть и т.д. В целом, танк Т-80 сложнее, дороже и ненадежнее танка Т-64А, не говоря уже о Т-72.

Н.С. Попов также поставил Т-80 на производство не в Ленинграде, а на Омском заводе, где, начиная с 1959 г., выпускали Т-55, дожидаясь, когда в Харькове будет готов новый танк. Этим «чудесам» способствовали в первую очередь Д.Ф. Устинов, заместитель председателя СМ СССР Л.В. Смирнов, заведующий промышленным отделом ЦК КПСС И.Ф. Дмитриев и другие чиновники высшего ранга при бездействии Л.И. Брежнева».

Очевидно, что отношения, которые складывались у двух выдающихся конструкторов – Леонида Карцева и Николая Попова можно назвать деликатным словом «непростые»…

Низкая надежность Т- 64 и бесперспективность Т-64А

Для танков Т-64 и Т-64 А у Карцева добрых слов тоже не нашлось:

«Танк Т-64, предшественник Т-64А, массой 36 т начал разрабатываться на Харьковском заводе им. Малышева с 1952 г. Для этого на заводе было создано новое конструкторское бюро во главе с профессором АД. Чаромским, проектировавшее двухтактный двигатель, и построен новый большой цех для производства силовых установок.

К 1960 г. было изготовлено несколько опытных танков «объект 430». В серийное производство этот образец не передавался из-за неудовлетворительной надежности, особенно двигателя и ходовой части, а также отсутствия новых систем и оборудования, которые уже были внедрены в Нижнем Тагиле на серийных танках Т-54А, Т-54Б, Т-55 и Т-62.

На базе опытного «объекта 430» был разработан танк Т-64 («объект 432»), который поступил на вооружение в 1967 г. Он вооружался гладкоствольной пушкой калибра 115 мм, стоявшей также на танке Т-62, но с раздельным заряжанием и автоматом заряжания конвейерного типа.

Танк Т-64 предполагалось запустить в серию на всех танковых заводах. По постановлению Совета Министров СССР 1967 г. планировалось изготовить в 1970 г. по 40 таких танков в Нижнем Тагиле и в Омске, а в Челябинске – 25. Реально же «шестьдесятчетверка» выпускалась только в Харькове, да и то в весьма ограниченных количествах. В производстве танк оказался очень сложным, а войсковая эксплуатация показала его низкую надежность. Наконец, в 1972 г. был принят на вооружение танкТ-64А со 125-мм пушкой, разработанный на базе Т-64 и выпускавшийся в Харькове до развала СССР.

В танк Т-64А еще с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея – меньшая масса и минимальный внутренний объем. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов».

Т- 72 – лучший и самый массовый танк второй половины XX века

Зато Т-72 удостоился самых лестных характеристик: «Здесь уместно отметить, что некоторые наши «специалисты» считают танк Т-72 всего лишь модификацией Т-64А, что, мягко выражаясь, не корректно. На самом деле у этих танков одинакова только пушка.

Танк Т-72, принятый на вооружение Советской Армии 7 августа 1973 г., предназначался для массового производства на существующих заводах и оборудовании. В нем была реализована идея надежности машины в целом, внедрены улучшенные условия обитаемости для экипажа. В конструкции Т-72 удалось заложить значительный резерв для модернизации и создания на его базе специальных машин. Этот танк был создан для боя. Неоспоримые достоинства Т-72 по достоинству оценили специалисты всего мира – эта боевая машина признана лучшим и самым массовым танком второй половины XX века».

Конечно, мнение одного конструктора, пусть и очень успешного, не обязательно есть истина в последней инстанции. Но, по крайней мере, возникает вопрос – насколько оно объективно и сколько специалистов его разделяют?
Источник

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Оказать финансовую помощь сайту E-News.su | E-News.pro


          

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. -1
    Влад Крымчак
    Журналисты | 1 168 коммент | 0 публикаций | 18 мая 2017 14:53
    Статья во многом протеривочивая... Работал в Харькове, на "Малышева" с 1973 по март 1976...Экспериментальный(кажется 110-й) цех, где "обкатывали" Т-80, был рядом с моим. На полигон, Малиновку, их вывозили на тягачах под прикрытием деревянного каркаса, обтянутого брезентом... Впечатлял звук заведенноого ГТД..
    Т-64 делали по 20-30 штук в месяц и ЖД платформы стояли в длиннющей аллее тополей, крона которых была сомкнута вверху.
    Показать
  2. +5
    plp
    Читатель | 4 469 коммент | 3 публикации | 18 мая 2017 15:19
    Однако газотурбинный Т-80 в 2 мощней (тогдашнего Т-72) и время готовности зимой в 5 раз меньше. Так что пока дизельные конкуренты покинут парк, спалив какое-то количество топлива, Т-80 уйдет на 3, а то и 4 пушечных выстрела Так что про расход топлива и дальность марша не надо, интересно каков расход у нового 1200(?) сильного Т-72. Кроме того гонять танки на 500км точно не "айс" и к тому же Т-80 всеядный. Кроме того шум прогрев дизелей ночью слышно за тридевять земель. Задача танка прожить на поле боя хотя бы на 15 секунд дольше противника, экономить людей, а не топливо. У каждого танка свои достоинства и если б в доводку Т -80 вбухали столько инженерных сил и средств как в Т-72, то неизвестно еще который из них был бы самым массовым и .
    За сим ПЛеонидП
    Показать
  3. 0
    Bacek1972
    Читатель | 11 410 коммент | 11 публикаций | 18 мая 2017 20:01
    Конечно не скажу за конструкторов, но мой друг, танкист, капитан (царство ему небесное), вдоль и поперек знавший танки, мне когда то сказал, что лучший наш танк Т-72, а Т-80 не удачен. По крайней мере для эксплуатации в средней Азии. Много жрет и очень прихотливый двигатель, который мало того починить в полевых условиях не удастся, так еще и фильтры менять надо через каждые 300 км. Не выдерживают пыли.
    А про 72 он говорил - гордо. Даже когда амеры привезли на учения свои Абрамсы, они отказались соревноваться против Т-72.
    Вот так!
    Показать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.