Дизельпанк, готика и «звёздные войны»: топ-9 советских шизомилитаристских киносказок » E-news.su
ЧАТ

Дизельпанк, готика и «звёздные войны»: топ-9 советских шизомилитаристских киносказок

14:23 / 31.12.2018
2 045
0
Шизомилитаризм можно обнаружить в самых неожиданных местах — и посмотреть на новогодних праздниках. Советские режиссёры любили заниматься ироничным цитированием всякого разного, в том числе околовоенного. Кто-то талантливо, кто-то нет, но все вместе они оставили после себя целый список фильмов, способных взорвать разум любителей военщины.


«Финист — ясный сокол»

Фильм о непростых буднях богатырской погранзаставы на неспокойном направлении. Этот вечный сюжет русской истории можно обыгрывать в любых исторических декорациях — и всегда он будет актуален. Вне зависимости от того, облачены ли «погранцы» в шишаки, кивера или зелёные фуражки, дежурят ли они с копьями, мушкетами или автоматами.

Басмачи полевого командира Картауса пытаются любыми способами пересечь границу и вырваться на оперативный простор. В ход идут агентура, подкуп, грубая сила — но застава стоит непоколебимо.


Всё заканчивается операцией по освобождению заложников «за ленточкой» с привлечением группы особо циничных специалистов в области психологической войны. Международный террорист Картаус успешно ликвидирован.

«Город мастеров»

Редкий для СССР кинофильм в эстетике высокой готики.

Перед зрителем разворачивается суровая и вполне обычная для той эпохи история противостояния феодальных владык и вольного города за свободу и бабки.


Герцог де Маликорн и прочие феодалы мрачны, пафосны и готичны. Безупречные шеренги их войск с лесами пик, знамёнами и треугольными щитами ещё более готичны в строгой бело-чёрной гамме Тевтонского ордена и Галактической империи.


Повстанцы, как и положено, отважны и героичны. В ярко-алой революционной гамме.

Если бы не слишком явная атмосфера школьного утренника в трико с декорациями из картона и папье-маше по традиции киносказок 60-х годов — фильм мог бы стать киношедевром.

«Сказка о Мальчише-Кибальчише»

Та же чёрно-белая эстетика злодеев — но уже в интерьерах Первой мировой и всяческого дизельпанка.

Шизофреничная униформа злодеев включает белоснежные шлемы немецкого образца с роскошными рогами в трогательном сочетании с шортами британской тропической униформы. Или вовсе загадочного происхождения кожаные трусы, заставляющие вспомнить что-то про устрицы нетипичной расцветки.


Коварные шпионы связываются со штабом буржуинов посредством беспалевной телесвязи прямо на стене деревенской хаты.

Пафос повествования с обеих сторон таков, что весь «Вархаммер 40 000» рыдает в сжавшемся от стыда оке ужаса.

Красные дни стоят и ночи держатся за счастье трудового народа, и каждый раз из самых-самых последних сил. Буржуины стройными шеренгами под реющими на ветру чёрно-белыми стягами с этносвастиками ходят в психические атаки на коммунистические пушки и пулемёты.


А что им ещё, беднягам, делать, если в кадре отчётливо видно: к штурмовой винтовке StG-44 магазинов не выдали?


«Каин XVIII»

Совсем лютый киноутренник 60-х годов.
Натурально из картона, палок и прочих подручных предметов.

Это даже раздражает.

Но в то же время фильм просто великолепен в своём политическом сарказме, разнузданном шизомилитаризме и невероятно рискованных для пуританского советского кино — да ещё и сказочного — околосексуальных шутках.

Премьер-министр и начальник тайной полиции на лету перераспиливают откат за выдачу за короля принцессы соседней страны. Каждый из гостей фотографируется анфас и в профиль. На добрую память. Для начальника тайной полиции.

В качестве салюта делают самую натуральную малую зигу пяточкой. У военных Каина XVIII — психоделические головные уборы с радаром на макушке.

Соседней стране дарят пушку. В нагрузку к пушке отправляют войска. Иначе же враги пушку отберут! А беспокоиться за снабжение солдат принимающей стороне не советуют: «Кормить нужно только невооружённых солдат. С ружьями они сами себя прокормят, проверено».


Некоторые афоризмы откровенно макабричны: «Кормящая мать есть военный объект, который выкармливает будущего солдата». Равно как и жизнерадостные маршевые песни: «Мы воюем по уставу, из врага готовим фарш».

Некоторые шутки настолько удивительны для пуританского советского кино, что диву даёшься. «Принцесса потеряла голову не в политическом, а в эротическом смысле», — «Так тащите её сюда, у меня как раз есть свободное время!».

А ещё там есть самые настоящие комары-мутанты — носители атомного оружия. И часть интриги вращается вокруг политического убийства с его применением, а также планов массового производства этих самых насекомых стратегического назначения.

«На златом крыльце сидели»

Фильм далеко не первой категории, тоже выглядящий тем ещё недорогим утренником самодеятельности.

Зато там есть реактивный Змей Горыныч. На котором бодро рассекает авиатор Кащей Бессмертный в шлеме и очках, сражаясь с главгероем и язвительно комментируя процесс под вопли зрителей «в хвост заходи!».

Ну а образ принцессы Алёны, барышни-технаря в очках, вообще заставляет вспомнить культовую Гаечку из «Чипа и Дейла». Чёрт, она была в советском кино до того, как это стало мейнстримом!


В остальном фильм безобразно уныл и безблагодатен. А вот если бы его даже при тех же деньгах сделали с бо́льшим упором на техномагию и настроение «Понедельника в субботу» — мог бы получиться шедевр.

Но — увы.

«Доктор Айболит»

Хоть эта работа «Киевнаучфильма» и не достигла культового уровня «Острова сокровищ» и «Капитана Врунгеля», она представляет собой не менее яркий образчик позднего советского постмодерна.

Перед нами разворачивается картинка непростой медико-гуманитарной операции советских товарищей в условиях failed state в неназванной африканской стране.

Проблемы, естественно, вызваны деятельностью международной организованной преступности и наймитов мирового империализма. В одеяниях которых экзотика пиратов карибского бассейна XVII века причудливо сочетается с современными чёрными очками, джинсами, баскетбольными майками и подсумками для винтовочных патронов.

Злодеи злодейски испытывают на многострадальном местном населении биологическое оружие. Скарлатину, дифтерит, аппендицит, малярию и бронхит.


В деле присутствует и советская разведка. Помните героического Бегемота, который профессионально вскрывает планы заговорщиков, а затем в последний момент успевает отправить в Ленинград сообщение о начале кризиса?

Советская кризисная команда экстренно перебрасывается по морю и воздуху с лихой ночной посадкой на полевом аэродроме с применением тормозных парашютов.

А бравого, но туповатого Крокодила, явно успевшего отслужить в корпусе морской пехоты США, сурово карает тот самый наш советский медведь — совершенно случайно заранее обосновавшийся в зоне будущего африканского кризиса.


Финальная погоня в пустыне заставляет вспомнить все части «Безумного Макса» сразу. Добрые зверушки всех видов и форм преследуют злодейского Бармалея сквозь пески на дичайшем сборище раритетной техники — от трамваев и ретромобилей до велосипедов и воздушных шариков.

Не хватает только безумного гитариста на грузовике.

«Убить Дракона»

Шизомилитаризма тут не так много, зато он вкусный.


Чего стоит боевая форма Дракона, видом и издаваемыми звуками неприкрыто напоминающая крайне футуристичный стелс-бомбардировщик! Или ну-очень-символичные чОрные кожаные плащи драконьих солдат и спецслужбистов. А также самого Дракона в его злобно-милитаристском варианте.
Только я так и не понял, почему у него на голове вместо каски какой-то раннеролевой кухонный тазик?

Порой жаль, что «Убить Дракона» вряд ли экранизируют в наше время. А посмотреть его в исполнении, скажем, братьесестёр Вачовски со всем голливудским размахом и международной злободневностью было бы преинтересно.

«Академия пана Кляксы»

Строго говоря, этот и следующий фильм — польские и в Советском Союзе не слишком известные. Но снимали их совместно с СССР, так что упомянем.

«Академия…» соответствует теме лишь местами. Зато в сознание юных зрителей навсегда впечатались адские чёрные легионы волкодлаков, марширующие сквозь дым и пламя под прямо-таки хеви-метал. Чего в советском детском кино было не слишком много…


А затем и вовсе следует мрачняк с захватом этими самыми волкодлаками королевского замка. Без явного смертоубийства, но с недвусмысленным пониманием, что всех там убили и сожрали. Некоторых, похоже, не сразу.

В остальном фильм — на любителя. Он довольно странный. Что-то вроде «Гарри Поттера» до «Гарри Поттера» для младшего школьного возраста — но авторам очень хотелось в постмодернизм.

«Путешествие пана Кляксы»

А вот во второй части разверзаются бездны дикого шизомилитаризма. Практически его апофеоз за всю историю кинематографа соцстран.

Авторы явно отсмотрели «Звёздные войны» и что-то киберпанковское. Их бешено вштырило, и они решили сделать свои, польские звёздные войны в пейзажах советского и болгарского Чёрного моря.
С киберпанком и подводными девами.

Сразу видно, за что Польша считалась «самым весёлым бараком соцлагеря». Ну где ещё, скажите, можно увидеть жизнерадостную попойку положительных моряков под ритмы диско в исполнении певицы с эпической глубины декольте? А судя по носам в каком-то белом порошке — не только попойку.

Это, впрочем, мелочи.

Вы много видели в советском кино злобных сказочных злодеев в чОрной и явно очень имперской форме с плащом, гоняющихся за парусником главных героев на самом натуральном торпедном катере с автоматической пушкой?

Я как-то не очень.


Злодейский чОрный полковник служит Великому Электронику. Надо полагать, тот подключился к Скайнет и решил восстать против человеков.

Интерьеры его базы сделаны настолько с душой, что не слишком уступают помещениям Звезды Смерти. А вот боевые роботы получились как-то слишком дизельпанково. Зато они стреляют с фирменной меткостью имперских штурмовиков с разноцветным лазерным «пиу-пиу». Мечта советского ребёнка 80‑х.
Но всё это великолепие меркнет перед финальной вундервафлей положительных героев.

Это радужный летающий утюг, стреляющий макаронами.


Не спрашивайте, почему так.

Отдельных элементов шизомилитаризма хватает и в других фильмах. Мрачно-меланхоличный «Мио, мой Мио» с рыцарем Като посреди чёрного замка тьмы. «Там на неведомых дорожках» про придворные интриги и политическую борьбу в сказочных декорациях — «Игра престолов» для младшего школьного возраста. «Приключения жёлтого чемоданчика» про утечку военных психоделиков к ничего не подозревающим гражданским. Кинобылины о похождениях богатырей и царевичей.

Казалось бы, в наше время можно было ожидать появления настоящих шедевров в этом жанре — но увы. Свобода творчества не слишком хорошо сказалась на результатах, хотя вроде бы должна была.

Впрочем, надежда умирает последней.

Алексей Костенков

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.